ДИЗАЙН В ЭПОХУ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ДИЗАЙН В ЭПОХУ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА

Корскова Н.А. 1, Бердник Т.О. 1
1Донской государственный технический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Актуальность темы исследования обусловлена влиянием дизайна, представляющего собой синтез художественного творчества, науки и техники, на социокультурную жизнь общества. На сегодняшний день феномен дизайна - это не только эстетика материального мира, что является нашим окружением, но и инструмент формирования мировоззренческих позиций общества. Дизайн создаёт комфортную среду обитания человека, делает его жизнь стабильной и, одновременно, яркой и интересной.

Дуалистическая природа дизайна отражена в его еще одном названии -техническая эстетика. Эта уникальная область человеческой деятельности направлена на выполнение гуманизирующей функции, нацеленной на поддержку, развитие личностных ценностей человека и адаптацию их в социуме. Она связана с другой функцией дизайна – организующей, которая помогает человеку выстраивать гармоничное пространство вокруг, управлять человеческими чувствами и эмоциями. Рационализирующая и эстетическая функция дизайна призвана возвышать личность, открывать перед ней новые пути совершенствования себя и всего, что её окружает. С помощью научных и технических достижений дизайн выполняет созидательную функцию, расширяя границы восприятия человеком пространства культуры [1].

Дизайн как особенный вид творческой деятельности зарождается в условиях массового индустриального производства и потребления, которые складываются вследствие научно-технической революции, с появлением новых изобретений и производственных технологий. Научно-технический прогресс создаёт предпосылки для совершенствования рынка товаров, вытеснения старых моделей новыми, которые призваны служить потребителю на совершенно новом качественном уровне, выполнять новые функции и, как результат, порождать новые запросы социума. С момента своего зарождения дизайн становится неразрывно связан с наукой и техникой.

Влияние научно-технической революции на предметно-пространственную среду общества даёт толчок на переосмысление формообразования промышленных изделий, разработку новых критериальных подходов к их эстетической оценки. Существует определённая закономерность формирования эстетики предметного мира на разных этапах становления дизайна как инструмента удовлетворения духовных и эстетических потребностей человека. На примере Всемирных промышленных выставок, проходивших с 60-х годов XIХ века в больших европейских городах, таких как Лондон, Париж, Вена и т.д., можно было рассматривать попытки художественного освоения продукции массового машинного производства.

На следующем этапе закономерность взаимодействия дизайна и научно-технического прогресса приходится на начало XX века, когда инженерная мысль стала развиваться в геометрической прогрессии. Создаются новые модели транспорта, различной техники, которые приобретают теперь не только утилитарно-техническое совершенство, но и эстетическую значимость. Многие предметы, созданные в результате синтеза дизайна и техники, становятся культурным достоянием.

Благодаря внедрению дизайна в процессы создания продукции последующая тенденция сводится к упрощению формы, достижению целостности объёмно-пространственной структуры изделия и его внешнего вида. Предпосылками к созданию новых продуктов дизайна стало изобретение новых высокотехнологичных материалов и автоматизация процессов, что, в свою очередь, привело к возрастанию творческой свободы инженеров, конструкторов и дизайнеров [2].

В новую эпоху, в постиндустриальном обществе, наука и техника производят информационные продукты, генерируют знания, главной ценностью общества становится непосредственно человек и его интеллектуальные способности.

Используя новые виды деятельности, машины, а также все методы мышления, человек становится практически всемогущим. Научно-техническая революция в рамках информационной эпохи характеризуется резким ускорением общественного прогресса, дальнейшей интернационализацией всей человеческой деятельности в масштабе планеты [3]. Однако этот процесс неоднозначен. Достижения научно-технического прогресса порождает сегодня экологические и военные проблемы. Огромная площадь земной поверхности занята хозяйственными отходами человека, что может привести к экологической катастрофе. Большую роль в сложившейся ситуации играет концепция гуманизма по отношению к окружающей среде. Человечество обязано пересмотреть свои ценности, правильно сформировать приоритеты, выработать экологическое мышление. В решении этой задачи передовая роль принадлежит дизайну.

Рассматривая взаимодействие дизайна и научно-технического прогресса сквозь призму глобальных проблем человечества, можно наблюдать тенденцию обратного взаимодействия. Если раньше дизайн следовал за изобретениями научно-технического прогресса и придавал им эстетически-функциональную оболочку, то сегодня дизайн становится важнейшим фактором развития интеллектуального потенциала человечества. Возрастает значение экологического подхода в дизайне, который формирует новые запросы для науки и техники. Дизайнерские концепты определяют направления развития современных технологий и разработки новых материалов с высокими экологическими свойствами.

Идея сохранения природы даёт толчок дизайну в формировании концепций и проектов, которые ориентированные на глобальную задачу формирования и развития особой экологической культуры, на воспитание общества в духе природосообразности, что в свою очередь даёт почву для новых технологий [4].

Сегодня научно-технический прогресс нуждается во внедрении и регулировании системы «общество – природа». Гуманный синтез дизайна и научно-технического прогресса - путь к экологической устойчивости и повышению качества жизни.

Список использованных источников

1. Научно-технический прогресс и закономерности эволюции предметного мира. В.Ю. Медведев, 2012/ Cанкт-Петербургский союз дизайнеров. - Режим доступа: http://www.designspb.ru/

2. Ляшенко Вячеслав Андреевич. Дизайн как фактор научно-технического прогресса : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.04 / Ляшенко Вячеслав Андреевич; [Место защиты: Рос. гос. ун-т туризма и сервиса].- Москва, 2009.- 152 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-9/275

3. Научно-технический прогресс как показатель деградации человека. Зденежных И. А./ Быстрова Т. Ю. // сайт Т. Ю. Быстровой. — Режим доступа: http://www.taby27.ru.

4. Современный дизайн: проблема экологии и культурной идентичности. Быстрова Т. Ю. // сайт Т. Ю. Быстровой. — Режим доступа: http://www.taby27.ru.

Просмотров работы: 729