ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ

Мустафин Л.Д. 1, Иванова А.Д. 1
1Уфимский Государственный Авиационный Технический Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Электрическая энергия – продукт, востребованный во всем мире, актуальность использования которого растет с каждым днем. Массовое производство электричества началось еще в 19 веке, с 9 млрд кВт*часов энергии в год и в 2015 году данный показатель вырос до 24097 кВт*часов, и выработка ее продолжает увеличиваться. [1] Исследователи ищут новые и новые способы генерации электроэнергии, способы ее передачи, возможности уменьшения потерь и негативного влияния на экологию. Не осталось уже сомнений, что данный вид энергии является наиболее устойчивым и перспективным для дальнейшего развития. Поскольку в последнее время нефтяная отрасль проявляет неустойчивость в мировой экономике и данный вид топлива является конечным, то сегодня электроэнергия покоряет новые рубежи – в использовании в автомобильной индустрии, в самолетостроении и т.д.

В перспективе наряду с разработкой программы по высокоэффективному производству электроэнергии «Энергетическая стратегия России» предусмотрена разработка столь же эффективных систем ее передачи, распределения и использования. В решении этих задач велика роль разработок в области электрофизики, обеспечивающих в первую очередь:

  • создание линий электропередачи сверх– и ультравысокого напряжения и принципиально нового оборудования для них;

  • разработку теории предельного состояния электрических генераторов;

  • создание новых силовых преобразовательных устройств, полупроводниковых приборов для коммутации токов мегаамперного диапазона.

Решение этих задач должно сочетаться с углубленным анализом вопросов развития, функционирования, устойчивости и надежности единой энергетической системы России, ее связей с электроэнергетическими системами других стран, в первую очередь стран СНГ. [2]

В связи с этим, направление подготовки квалифицированных кадров электроэнергетической сферы все больше укрепляет свою актуальность. Перед ВУЗом стоят задачи подготовки инженеров проектировщиков, конструкторов, диагностов и так далее. Также необходимо привлекать абитуриентов качественной и продуманной профориентационной работой, объяснять им перспективы развития и получения знаний в этой области науки, показать, с чем им предстоит столкнуться, где они смогут найти работу и, что тоже немаловажно, на какой уровень заработной платы можно будет рассчитывать в будущем. По последним данным, востребованность профессии энергетика находится на уровне 84%, перспективы определены около 81%. [3] Кроме того, наряду с трудовой востребованностью, в технических ВУЗах довольно высокий проходной балл на инженерные профессии. Этот факт оправдан, ведь будущий инженер-энергетик будет нести большую ответственность за жизнь и здоровье - как свое, так и рабочих бригад, которые всегда находятся под риском поражения электрическим током. Поэтому, проходной балл должен быть высоким, чтобы отсеивать тех, кто поступает в ВУЗы без желания и какого-либо представления о профессии, а также абитуриентов с малым уровнем знаний и отсутствием тяги к обучению.

Сегодня в российских вузах начальный прием абитуриентов ведется только на степень бакалавра. По Болонской Конвенции, к уровням профессионального образования - высшего образования относятся:

  • высшее образование - бакалавриат;

  • высшее образование - специалитет, магистратура;

  • высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации.

Такое деление на уровни прекрасно распространяется в изучение и преподавание гуманитарных дисциплин, но плохо вписывается в российское высшее техническое образование, в частности электроэнергетику. Высшее руководство и департаменты по работе с персоналом электроэнергетических компаний за долгое время работы отточили опыт вхождения в трудовую деятельность молодых дипломированных специалистов – инженеров с 5-летним образованием. Также и технические вузы России все еще не готовы полноценно перейти к новой, Болонской системе образования – к сожалению, и программы бакалавриата, и программы подготовки магистров у нас оставляют желать лучшего. Но, это одна из тех проблем, которая вполне и реально решаема. Для начала, нужно адаптировать вузовских преподавателей к новым условиям работы, а не подгонять новые условия под готовые учебные программы, разработанные у многих еще во времена СССР. Необходимо привлекать, мотивировать и стимулировать к работе в высших учебных заведениях молодых специалистов – активных, полных сил и свежих идей.

«Вузовское обучение сегодня носит комплексный, междисциплинарный характер, и ориентировано на овладение не только знаниями и умениями, но и на способность их использовать в профессиональной деятельности». [3, стр. 54] В программу подготовки технических специалистов, помимо получения глубоких базовых теоретических знаний, получаемых на лекциях, и самообучения, также необходимо включать побольше практической деятельности: лабораторных работ, знакомства с оборудованием, прохождения производственных практик. К сожалению, многие учебные пособия по электроэнергетике, используемые в российских вузах, написаны еще в 60-70-е годы ХХ века. Мало современных отечественных и зарубежных учебников по изучению и проектированию станций и подстанций, работе с электрооборудованием на возобновляемых источниках энергии - солнечная, ветряная энергия, энергия приливов, геотермальная энергия, энергия биомассы, биогазов и так далее. Именно в этих новейших областях как раз ведутся самые активные и актуальные научно-практические разработки. В связи с этим, обучение в вузах необходимо модернизировать:

  • Регулярно проводить ознакомительные экскурсии по современным объектам энергетики, по экспериментальным подстанциям, установкам и т.д.

  • Проводить лабораторные занятия на реально действующем (новейшем и устаревшем) оборудовании электростанций и подстанций. Поскольку большинство объектов российской энергетики построено еще в советское время, то необходимо уметь обращаться с любыми производственными мощностями, - ведь будущему специалисту неизбежно придется с ними столкнуться. Но в то же время инженер должен располагать знанием и пониманием, в каком направлении идет промышленное развитие и к чему нужно стремиться.

  • Обеспечить вузы доступом к бесплатным и платным ресурсам со статьями и учебными пособиями ученых и исследователей разных стран, таким образом, обеспечивая их свежими данными о новейших достижениях научной мысли.

  • Организовывать преддипломные и практические занятия на электростанциях, подстанциях, заводах с реальным ознакомлением с современным производством, персоналом и пояснением, где и как используются теоретические знания, получаемые в ВУЗе.

  • Предоставлять студентам реальную возможность участвовать в научных конференциях, слушаниях, форумах, выставках и т.д., причем не только в отечественных, но и зарубежных.

  • Организовывать производственные практики на передовых отечественных и зарубежных предприятиях, в рамках международных программ по обмену студентами и др., чтобы обучаемые были в курсе передовых мировых достижений в изучаемой области.

  • Приглашать на основные лекционные занятия или устраивать дополнительные учебные встречи с привлечением руководителей, инженеров, мастеров и рабочих действующих электроэнергетических производств. Для студентов такие мероприятия представляют наибольший интерес - они могут получить информацию о реальном положении дел, состоянии оборудования и производства, спросе на будущих специалистов, возможностях пройти в организации стажировку и преддипломную практику.

К сожалению, многие из описанных выше пунктов до сих пор так и не реализованы в программах подготовки молодых кадров. Не всегда в обучении и преподавании применяются современные технические инструменты, а, бывает, какие-то видеокурсы даже демонстрируются студентам на старых видеопроигрывателях (само собой и информация на этих занятиях преподносится изрядно устаревшая). Но эти проблемы поправимы. Необходимо привлекать к работе со студентами молодых преподавателей, активных и грамотных специалистов из реального сектора экономики, работников производств, необходимо совершенствовать, обновлять и модернизировать программы обучения в технических вузах, опираться на современные научные достижения.

  1. Электронный ресурс:

http://www.bp.com/content/dam/bp/pdf/energy-economics/statistical-review-2016/bp-statistical-review-of-world-energy-2016-electricity.pdf

  1. Аметистов Е.В. Основы современной энергетики: 2е изд, 2 том, Москва, МЭИ, 2003г.

  2. Иванова А.Д., Бармина О.В. Анализ личностных и профессиональных требований, предъявляемых к подготовке системного аналитика // Научное обозрение. Педагогические науки. - 2017. - № 2. - с. 54-59. URL: http://pedagogy.science-review.ru/ru/article/view?id=1596 (дата обращения: 11.11.2017)

  3. Электронный ресурс: https://edunews.ru/professii/obzor/tehnicheskie/energetik.html

Просмотров работы: 181