Налоговый контроль - это совокупность мер государственного регулирования, обеспечивающих в целях осуществления эффективной государственной финансовой политики, экономическую безопасность России и соблюдение государственных и муниципальных фискальных интересов[2] . Предметом налогового контроля выступают валютные и кассовые операции, налоговые декларации, использование налоговых льгот, бухгалтерская документация хозяйствующих субъектов и т. д.
Объектами налогового контроля являются: движения денежных средств в процессе формирования бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов, а также материальные, трудовые и иные ресурсы налогоплательщиков. Субъектами налогового контроля являются: налоговые органы, органы государственных внебюджетных фондов, таможенные органы. Отдельными контрольными полномочиями в области отдельных вопросов налогообложения обладают Счетная палата РФ и Министерство финансов РФ.
В целях обеспечения выполнения своей главной задачи - контроля за соблюдением налогового законодательства - налоговые инспекции целенаправленно и на постоянной основе осуществляют контрольные мероприятия, включающие в себя камеральные и выездные налоговые проверки. Важнейшим фактором повышения эффективности и результативности контрольной работы является совершенствование действующих процедур проводимых проверок.
Необходимыми признаками любой действенной системы налогового контроля являются:
Оптимальное соотношение затрат и максимальной результативности проведения проверки,
Комплексность процедур проводимых проверок,
Законность совершения налоговыми органами должностных обязанностей,
законопослушность налогоплательщика.
Совершенствование каждого из данных элементов и методов позволит улучшить организацию налогового контроля в Российской Федерации. Наиболее перспективным выглядит организация проверок соблюдения налогового законодательства, проводимых совместно с органами налоговой полиции, результативность которых очень высока.
Также одним из действенных мероприятий налогового контроля является организация периодических перепроверок предприятий и организаций, допустивших сокрытие налогов в крупных размерах в течение года с момента такого сокрытия. Подобные повторные проверки позволяют проконтролировать выполнение предписаний по акту предыдущей проверки, а также достоверность текущего учета. На наш взгляд, подобные проверки должны носить обязательный характер.
Как показывает анализ практики контрольной работы налоговых органов России, в настоящее время получили мировое распространение факты уклонения налогоплательщиков от уплаты налогов посредством неведения бухгалтерского учета или ведения его с грубыми нарушениями установленного порядка учётной политики[1]. В такой ситуации налоговым инспекторам невозможно достоверно определить размер налогооблагаемой базы. Особая сложность работы с данной категорией нарушителей налогового законодательства связана с отсутствием эффективных механизмов борьбы с подобными явлениями. В данном случае особенно актуальным представляется применение косвенных методов исчисления налогооблагаемой базы, использование которых.
Для фактического восстановления бухгалтерского учета необходимы огромные временные затраты и квалифицированные сотрудники. Поэтому налоговые инспекции при исчислении налоговых обязательств налогоплательщика вынуждены брать за основу данные, предоставленные в налоговых декларациях и вытекающие из фактической бухгалтерской документации, даже в тех случаях, когда анализ иной имеющейся в распоряжении информации дает основание полагать, что предоставленные налогоплательщиком документы не достоверны или искажены. Необходимо расширить полномочия налоговых органов по исчислению налогооблагаемой базы на основании использования каких-либо иных сведений о налогоплательщиках помимо тех, которые содержатся в бухгалтерской отчетности и в налоговых декларациях.
Важнейшим фактором повышения эффективности контрольной работы налоговых органов является совершенствование действующих процедур контрольных проверок. Эффективная система налогового контроля включает:
Комплекс мероприятий направленный на оптимальный отбор налогоплательщиков для проведения выездных проверок. Эффективность заключается в достижении максимальной результативности проведенной проверки налоговой инспекции при ограниченности кадровых и материальных ресурсов.
Совокупность форм, приемов и способов проведения налоговых проверок, направленных на исполнение функций налоговых органов.
Объективность оценки результатов работы налоговых инспекторов для корректировки деятельности.
Оптимальное распределение нагрузки на каждого сотрудника налоговых органов.
Применение более жестких санкций за налоговые правонарушения.
В документе «Основные направления налоговой политике РФ» указаны направления налогового контроля и налоговой системы государства, которые представлены на рисунке 1.
Рисунок 1-Основные направления[1]
Конкретные меры, представленные в документе[3]:
властям субъектов РФ предлагается предоставить право на установление пониженных ставок налогообложения.
изменить максимальную стоимость приобретаемого имущества для единовременного включения в затраты до 80–100 тыс. руб.
изучить способы совершенствования специальных налоговых режимов.
смягчить регистрационную процедуру и порядок начисления и уплаты взносов.
увеличить сумму оборота, при котором налог на прибыль можно платить каждый квартал.
увеличить срок действия возможности применения беспроцентных займов между дочерними компаниями.
сделать процедуру получения льготы по акцизу при экспорте продукции более простой и быстрой, сократив требования по отношению к сбору доказательной базы.
ужесточить контроль за ценообразованием в сделках между взаимозависимыми лицами, при этом не планируется увеличивать бремя сбора доказательств для плательщиков.
сделать более удобным механизм принятия к возмещению НДС по подобным операциям.
Наличие эффективной системы отбора налогоплательщиков для проведения документальных проверок позволит выбрать наиболее оптимальное направление использования кадровых и материальных ресурсов налоговой инспекции.
Перспективными направлениями совершенствование форм и методов налогового контроля также являются проведение перекрёстных проверок и рейдов в вечернее и ночное время.
Таким образом, основная задача эффективной системы налогового контролязаключается в стремлении к созданию совершенной и открытой системы налогообложения и достижению такого уровня налоговой дисциплины среди налогоплательщиков, при котором исключаются возможности нарушения налогового законодательства.
1.Саркисянц Г. В. Современные проблемы в организации налогового контроля и пути повышения эффективности налоговых проверок // Молодой ученый. — 2015. — №4. — С. 421-423.
2. Галимова И. В. Проблемы налогового контроля в РФ // Царскосельские чтения. 2014. №XVIII. С.80-84
3. Селюков Максим Владимирович Основные направления налоговой политики в России на современном этапе // Политика, экономика и инновации. 2016. №6. С.21