ПЕРСПЕКТИВЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ В РФ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ПЕРСПЕКТИВЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ В РФ

Притыко Е.А. 1
1Ивановский филиал РЭУ им Г.В. Плеханова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Эффективная система организации налогового контроля является важным элементом управления государственными финансами. Это, в первую очередь, связано с процессом формирования доходной части бюджетов всех уровней. Мероприятия налогового контроля охватывают всю систему налогообложения, обеспечивая своевременность и полноту поступления в бюджет обязательных налоговых платежей и сборов.

Налоговый контроль - это совокупность мер государственного регулирования, обеспечивающих в целях осуществления эффективной государственной финансовой политики, экономическую безопасность России и соблюдение государственных и муниципальных фискальных интересов[2] . Предметом налогового контроля выступают валютные и кассовые операции, налоговые декларации, использование налоговых льгот, бухгалтерская документация хозяйствующих субъектов и т. д.

Объектами налогового контроля являются: движения денежных средств в процессе формирования бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов, а также материальные, трудовые и иные ресурсы налогоплательщиков. Субъектами налогового контроля являются: налоговые органы, органы государственных внебюджетных фондов, таможенные органы. Отдельными контрольными полномочиями в области отдельных вопросов налогообложения обладают Счетная палата РФ и Министерство финансов РФ.

В целях обеспечения выполнения своей главной задачи - контроля за соблюдением налогового законодательства - налоговые инспекции целенаправленно и на постоянной основе осуществляют контрольные мероприятия, включающие в себя камеральные и выездные налоговые проверки. Важнейшим фактором повышения эффективности и результативности контрольной работы является совершенствование действующих процедур проводимых проверок.

Необходимыми признаками любой действенной системы налогового контроля являются:

  1. Оптимальное соотношение затрат и максимальной результативности проведения проверки,

  2. Комплексность процедур проводимых проверок,

  3. Законность совершения налоговыми органами должностных обязанностей,

  4. законопослушность налогоплательщика.

Совершенствование каждого из данных элементов и методов позволит улучшить организацию налогового контроля в Российской Федерации. Наиболее перспективным выглядит организация проверок соблюдения налогового законодательства, проводимых совместно с органами налоговой полиции, результативность которых очень высока.

Также одним из действенных мероприятий налогового контроля является организация периодических перепроверок предприятий и организаций, допустивших сокрытие налогов в крупных размерах в течение года с момента такого сокрытия. Подобные повторные проверки позволяют проконтролировать выполнение предписаний по акту предыдущей проверки, а также достоверность текущего учета. На наш взгляд, подобные проверки должны носить обязательный характер.

Как показывает анализ практики контрольной работы налоговых органов России, в настоящее время получили мировое распространение факты уклонения налогоплательщиков от уплаты налогов посредством неведения бухгалтерского учета или ведения его с грубыми нарушениями установленного порядка учётной политики[1]. В такой ситуации налоговым инспекторам невозможно достоверно определить размер налогооблагаемой базы. Особая сложность работы с данной категорией нарушителей налогового законодательства связана с отсутствием эффективных механизмов борьбы с подобными явлениями. В данном случае особенно актуальным представляется применение косвенных методов исчисления налогооблагаемой базы, использование которых.

Для фактического восстановления бухгалтерского учета необходимы огромные временные затраты и квалифицированные сотрудники. Поэтому налоговые инспекции при исчислении налоговых обязательств налогоплательщика вынуждены брать за основу данные, предоставленные в налоговых декларациях и вытекающие из фактической бухгалтерской документации, даже в тех случаях, когда анализ иной имеющейся в распоряжении информации дает основание полагать, что предоставленные налогоплательщиком документы не достоверны или искажены. Необходимо расширить полномочия налоговых органов по исчислению налогооблагаемой базы на основании использования каких-либо иных сведений о налогоплательщиках помимо тех, которые содержатся в бухгалтерской отчетности и в налоговых декларациях.

Важнейшим фактором повышения эффективности контрольной работы налоговых органов является совершенствование действующих процедур контрольных проверок. Эффективная система налогового контроля включает:

  • Комплекс мероприятий направленный на оптимальный отбор налогоплательщиков для проведения выездных проверок. Эффективность заключается в достижении максимальной результативности проведенной проверки налоговой инспекции при ограниченности кадровых и материальных ресурсов.

  • Совокупность форм, приемов и способов проведения налоговых проверок, направленных на исполнение функций налоговых органов.

  • Объективность оценки результатов работы налоговых инспекторов для корректировки деятельности.

  • Оптимальное распределение нагрузки на каждого сотрудника налоговых органов.

  • Применение более жестких санкций за налоговые правонарушения.

В документе «Основные направления налоговой политике РФ» указаны направления налогового контроля и налоговой системы государства, которые представлены на рисунке 1.

Рисунок 1-Основные направления[1]

Конкретные меры, представленные в документе[3]:

  • властям субъектов РФ предлагается предоставить право на установление пониженных ставок налогообложения.

  • изменить максимальную стоимость приобретаемого имущества для единовременного включения в затраты до 80–100 тыс. руб.

  • изучить способы совершенствования специальных налоговых режимов.

  • смягчить регистрационную процедуру и порядок начисления и уплаты взносов.

  • увеличить сумму оборота, при котором налог на прибыль можно платить каждый квартал.

  • увеличить срок действия возможности применения беспроцентных займов между дочерними компаниями.

  • сделать процедуру получения льготы по акцизу при экспорте продукции более простой и быстрой, сократив требования по отношению к сбору доказательной базы.

  • ужесточить контроль за ценообразованием в сделках между взаимозависимыми лицами, при этом не планируется увеличивать бремя сбора доказательств для плательщиков.

  • сделать более удобным механизм принятия к возмещению НДС по подобным операциям.

Наличие эффективной системы отбора налогоплательщиков для проведения документальных проверок позволит выбрать наиболее оптимальное направление использования кадровых и материальных ресурсов налоговой инспекции.

Перспективными направлениями совершенствование форм и методов налогового контроля также являются проведение перекрёстных проверок и рейдов в вечернее и ночное время.

Таким образом, основная задача эффективной системы налогового контролязаключается в стремлении к созданию совершенной и открытой системы налогообложения и достижению такого уровня налоговой дисциплины среди налогоплательщиков, при котором исключаются возможности нарушения налогового законодательства.

1.Саркисянц Г. В. Современные проблемы в организации налогового контроля и пути повышения эффективности налоговых проверок // Молодой ученый. — 2015. — №4. — С. 421-423.

2. Галимова И. В. Проблемы налогового контроля в РФ // Царскосельские чтения. 2014. №XVIII. С.80-84

3. Селюков Максим Владимирович Основные направления налоговой политики в России на современном этапе // Политика, экономика и инновации. 2016. №6. С.21

Просмотров работы: 579