МЕТОДИКА РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА ПО ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКЕ ДЕТЕЙ ГРУППЫ РИСКА В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

МЕТОДИКА РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА ПО ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКЕ ДЕТЕЙ ГРУППЫ РИСКА В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Штельмах Е.В. 1, Лебедева К.М. 1
1ФГБОУ ВО «Адыгейский государственный университет»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Актуальностьтемы исследования продиктована тем, что в настоящее время все больше становится подростков группы риска, которые в силу определенных обстоятельств своей жизни более других категорий подвержены негативным внешним воздействиям со стороны общества.

В последнее время эта категория детей рассматривается специалистами прежде всего с точки зрения того риска, которому постоянно подвергаются они сами: риска потери жизни, здоровья, нормальных условий для полноценного развития и т.д. Проблема заключается в том, что какой должна быть методика работы социального педагога по педагогической поддержке детей группы риска в образовательном учреждении, для того чтобы оказать своевременную помощь данной категории детей [3, 2].

С каждым годом растет количество подростков группы риска в школе, а вместе с тем возникают проблемы, которые они не могут самостоятельно осознать, а тем более разрешить. Изучив психолого-педагогическую литературу и проанализировав теоретические подходы различных педагогов и психологов, можно сказать, чтоподростки группы риска - это социально-педагогическая проблема современной школы.

В МБОУ СОШ № 7 г. Майкопа нами было организовано исследование, целью которого явилось обоснование эффективности работы социального педагога по поддержке детей группы риска в условиях общеобразовательного учреждения.

Опытно-экспериментальная работа включала три этапа, а именно: 1.Первый этап – констатирующий. Выявление детей группы риска. 2.Второй этап – формирующий. Апробация методики работы социального педагога по поддержке детей группы риска. 3.Третий этап – итоговый. Анализ результатов апробации методики работы социального педагога по поддержке детей группы риска [1].

По результатам исследования к группе риска можно отнести 35 подростка. Дети группы риска подвержены таким факторам риска, как: социально-экономические факторы, которые были выявлены с помощью матрицы социального благополучия семьи и ребёнка. Результаты исследования социального благополучия подростков показывают, что 6% подростков относятся к группе повышенного риска. Эти подростки воспитываются в неблагополучных семьях. Также социальный педагог вместе с классными руководителями составили паспорта своих классов и школы. По данным этих паспортов можно сделать выводы, что: подростки из неполных семей составляют 32%; подростки из многодетных семей - 20%; подростки из малоимущих семей - 16%; подростки из неблагополучных семей - 6%.

Были исследованы 35 подростка 7 классов, из них в 1 группу здоровья входят 9 подростков, во вторую группу – 21 подростков и в 3 группу – 4 подростка. В процессе работы с семьями детей группы риска были выявлены следующие проблемы: проблемы со здоровьем у 14% подростков, проблемы с воспитанием у 4 % подростков, проблемы с учебой у 10 % подростков. С помощью теста школьной тревожности Филипса были выявлены факторы, которые негативно влияют на подростков группы риска. Негативные факторы, которым подвержены в большей степени подростки группы риска, являются причиной неуспеваемости и ухудшения здоровья.

Для исследования школьной тревожности были приглашены 10 подростков группы риска, имеющих слабую успеваемость. Результаты исследования школьной тревожности у подростков группы риска показывают, что у 20% подростков группы риска - высокая тревожность в школе, а у остальных - низкий уровень школьной тревожности.

К основным направлениям реализации методики работы социального педагога по поддержке детей группы риска в условиях общеобразовательного учреждения относятся: Социально-педагогическая диагностика. Данное направление включает в себя выявление социальных и личностных проблем детей группы риска. Формы работы - диагностические процедуры, определения уровня социального благополучия подростков, обследования жилищно-бытовых условий проживания семьи. Методы работы - беседа, наблюдение, обследование, опросные методы.

Социально-педагогическое консультирование. Данное направление включает в себя разрешение социально-педагогических проблем подростков группы риска. Организация и проведение индивидуальных консультаций для подростков группы риска; консультирование родителей, педагогов, администрации, классных руководителей. Формы работы - просвещение, социальное консультирование, социально-педагогическая помощь. Методы работы - консультирование, разъяснение, убеждение, беседа, лекция, поощрение, меры по материальному обеспечению семей.

Социально-педагогическая профилактика. Данное направление включает в себя раннее выявление и предупреждение фактов отклоняющего поведения подростков группы риска; организация и проведение профилактической работы с подростками группы риска; организация пропаганды здорового образа жизни; организация оздоровления, и реабилитации детей, испытывающих различные затруднения, вызывающие школьную дезадаптацию. Формы работы - профилактические занятия: групповые и индивидуальные. Методы работы: игровые методы, тренинги.

Создание педагогически ориентированной среды. Данное направление включает в себя оптимальное развитие личности подростка группы риска; сосредоточение внимания администрации школы на проблемах и потребностях подростков группы риска (учителей, родителей) при планировании и организации учебно-воспитательного процесса, социально-педагогической деятельности; развитие взаимопонимания и взаимодействия между учителями, подростками группы риска и родителями. Формы работы - педконсилиум, семинар-практикум, педсовет, родительские собрания, индивидуальное консультирование, информирование [4].

После же повторного исследования школьной тревожности подростков группы риска показывают, что в результате проведенной работы по устранению факторов, негативно влияющих на подростков группы риска, тревожность у детей группы риска снизилась.

До эксперимента у 20% подростков группы риска были выявлены такие негативные факторы, как страх самовыражения, страх ситуации проверки знаний, страх не соответствовать ожиданиям окружающих и низкая физиологическая сопротивляемость стрессу на высоком уровне развития. С каждым из этих подростков были проведены индивидуальные консультации по снятию страха. В ходе беседы с подростком группы риска создавалась ситуация успеха. Прожив ситуацию успеха, подросток обрел уверенность и достоинство, что он чего-то стоит как человек.

После проведения эксперимента у 20% подростков группы риска уровень школьной тревожности снизился с 80% до 30%, что соответствует низкому уровню школьной тревожности. Факторы, негативно влияющие на подростков группы риска стали проявляться меньше или не проявлялись вообще.

Подростки группы риска посетили с большим интересом профилактические занятия, на которых закрепили активный тренинговый стиль общения. Научились делать самоанализ, развили внимание к поведению окружающих и симпатию, а также научились прогнозировать и формировать отношения к себе.

Также повторно были исследованы проблемы подростков группы риска. После эксперимента проблемы подростков группы риска уменьшились или не наблюдались вообще. Таким образом, можно увидеть следующие изменения: проблемы со здоровьем с 14% до 6%, проблемы с воспитанием с 4% до 2%, проблемы с учебой с 10% до 2%.

Таким образом, эффективность работы социального педагога по поддержке детей группы риска обеспечивается созданием педагогических условий среди которых приоритетное место имеют: интеграция детей группы риска в среду обычных сверстников, индивидуализация воспитательного процесса, субъект-субъектные отношения социального педагога и ребёнка группы риска, взаимодействие и сотрудничество социального педагога со специалистами других служб (психологической, социальной, медицинской), сотрудничество с родителями или лицами их заменяющими. Методика работы социального педагога с детьми группы риска базируется на следующих подходах. Личностно-ориентированный подход направлен на приобщение ребенка к общечеловеческим духовным ценностям, через собственный внутренний опыт, через эмоциональное переживание. Субъект - субъектный подход направлен на изучение личности «изнутри», со стороны субъекта [5].

Список использованной литературы

  1. Бедер, Е. Комплексное изучение детей с временными задержками развития и вопросы их обучения [Текст] // Дефектология. – 2011. - №4.

  2. Беличева, С. А. Основы превентивной психологии [Текст] / С.А. Беличева. - М., 2011.

  3. Змановская, Е.В. Девиантология: (психология отклоняющегося поведения) [Текст] / Е.В. Змановская. - М., 2012.

  4. Клейберг, Ю.А. Психология девиантного поведения [Текст] / Ю.А. Клейберг. - М., 2009.

  5. Шакурова, М.В. Методика и технология работы социального педагога: Учеб. пособие [Текст] / М.В. Шакурова. – М., 2009.- 464 с.

Просмотров работы: 236