ДИЗАЙН КАК РЕЗУЛЬТАТ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА КОНЦА XIX СТОЛЕТИЯ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ДИЗАЙН КАК РЕЗУЛЬТАТ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА КОНЦА XIX СТОЛЕТИЯ

Маркова В.Н. 1, Бердник Т.О. 1
1Донской государственный технический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Дизайн формирует не только среду обитания человека, но и его самого. Решая эту задачу, дизайн опирается на новейшие научно-технические достижения. В настоящее время наука и технология производства радикально продвинулись вперед, а вместе с ними интенсивно развивается дизайнерская деятельность. История возникновения профессии дизайнера непосредственно связана с преобразованиями общественной жизни второй половины XIX столетия, когда началось становление массового машинного производства предметов, обеспечивающих жизнедеятельность человека.

Активно влиять на жизнь общества и его благополучие научно-технический прогресс начал во второй половине XIX века. По сути своей он выражал собой переход к качественно новой высшей ступени машинного производства [2]. Переход к новому способу производства бытовых предметов и оборудования потребовал создание новых форм.

В этот период практически наугад велись поиски «целесообразной красоты» для станков и сделанных на станках предметов. Украшения производимых машинами вещей брали из классических орнаментов, традиционно присутствовала орнаментальная тема растительного и животного мира. Гигантские гидравлические прессы были покрыты листьями аканта, ананасами, стилизованными колосьями пшеницы [1].

Вещи, созданные по новым технологиям, значительно уступали в эстетическом плане предметам кустарного производства. Образ ремесленного производства, сложившийся в сознании человека, не мог привыкнуть к холодной точности машины. Машина лишила продукцию индивидуального почерка, изготовлявшего ее мастера [3]. На тот момент времени в сознании общества сложился эмоциональный образ машины-чудовища. Возникали движения «за разумный дизайн» или «за реформу дизайна», вдохновленные произведениями и учением Уильяма Морриса в Англии и Элберта в Америке. Однако остановить научно-технический прогресс было не возможно.

Фрэнк Ллойд Райт говорил уже в 1894 году, что «машины с нами навсегда» и что дизайнеру следует «использовать это обычное орудие цивилизации оптимальным образом, вместо того чтобы профанировать его, как это делалось до сих пор, воспроизводя с убийственным размахом формы, порожденные иными временами и условиями, которые машина может только разрушить» [4].

Промышленная революция XIX вв. положила начало изменению прежнего способа производства, при котором ремесленник соединял в себе качества конструктора и художника, проектировщика и непосредственного исполнителя своего замысла.

Массовое производство товаров, развитие техники и экономики внесли огромное значение в изменения общественной структуры и социально-бытовых условий жизни людей. Осваивались новые материалы, технические приемы и новые формы. Однако эпоха оказалась неспособной к самостоятельному художественному формообразованию и нуждалась в чем-то новаторском.

В середине XIX в. Англия была самым богатым государством мира и занимала первое место в мировой торговле. Первая Всемирная выставка открылась в 1851 г. в Лондоне, когда стали очевидными необходимость расширения рынка и поиск новых потенциальных потребителей продукции стремительно возрастающей промышленности [1].

Примерно за год до открытия выставки, в марте 1850 г. был объявлен конкурс на лучший проект выставочного павильона. К намеченному сроку архитекторами разных стран было представлено 245 проектов, но не один их них не был принят.

Позже со своим предложением выступил англичанин Джозеф Пакстон, управляющий садами в имении герцога Девонширского. Проект Пакстона имел конструкции из одного железа и стекла. Выставочный павильон получил название Кристалл-палас (Хрустальный дворец). По форме и по примененным в его сооружении материалам это здание было новаторским.

Менее развитые в индустриальном отношении страны не могли соперничать с Англией и представили на выставке более традиционные изделия. Франция представила севрский фарфор, лионские шелка и ковры, Россия - драгоценные меха и художественные изделия, Испания - вино, шерсть овец-мериносов и кинжалы, изготовленные ремесленниками из Толедо.

Технический прогресс способствовал появлению в выставочных стендах чертежей, таблиц, диаграмм и новейших изобретений - фотографию.

Всемирные промышленные выставки как своеобразная творческая лаборатория сыграли значительную роль в становлении и развитии дизайна. Прежде всего, значение этих выставок состояло в том, что здесь впервые были представлены промышленные изделия для всеобщего обозрения. Все основные эстетические недостатки первых технических изделий дали старт широким обсуждениям проблем формообразования и осознанию всей серьезности социально-эстетических аспектов создания предметной среды.

Список литературы:

  1. Вахрушева Л.Л. История дизайна, науки и техники. Конспект лекций.

  2. Веселовский О. Н. Шнейберг А. Я "Очерки по истории электротехники"

  3. Ковешникова Н.А., Дизайн: история и теория : учеб. пособие для студентов архитектурных и дизайнерских специальностей. 5-е изд., стер. - М. : Издательство «Омега-Л», 2009. -224 с.

  4. Папанек В. Дизайн для реального мира. 2004.

Просмотров работы: 254