ФОРМИРОВАНИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У СТУДЕНТОВ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ФОРМИРОВАНИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У СТУДЕНТОВ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Процесс формирования технического мышления начинается задолго до поступления студента в ВУЗ. Первым человеком, который помогает в формировании данного типа мышления является школьный учитель технических наук, таких как алгебра, геометрия, начертание и т.д. Именно с этапом освоения данных дисциплин и начинается формирование, но стоит учесть, что знания и опыт, полученные в школе необходимы для развития технического мышления далее.

При поступлении в ВУЗ, первым этапом является углубленное изучение технических дисциплин, которые ранее изучались в школе. Данный этап является необходимым для развития мышления студентов и выявления способностей в тех или иных направлениях.

В процессе обучения и профессиональной подготовки студентов необходимо развитие креативного мышления. Под креативным мышлением понимается способность студента к конструктивному, нестандартному поведению и мышлению, а также развитию своего опыта.

Техническое мышление обычно связано не столько с решением уже поставленной кем-то задачи, сколько со способностью самостоятельного видения проблемы, ее формулировки и метода ее решения. Формирование мышления осуществляется в результате технической (инженерной) деятельности, направленной на создание новых инженерных решений. Результатом технической деятельности и мышления являются изобретения, предложения и разработки.

При обучении студента технической направленности существует несколько подходов формирования технического мышления:

- изучение принципов, подходов и явлений на основе собственных знаний преподавателя;

- освоение программных комплексов, позволяющих развить пространственный и инженерный подходы;

- самостоятельная работа студента.

Остановимся на каждом отдельно методе поподробнее.

Первым подходом является передача личного опыта и знаний от преподавателя студентам. Данный метод можно реализовать множественными способами, одни из которых являются рассказы, решение поставленных задач, обсуждение проблем и методов их решения. Как известно, наибольший интерес у студентов вызывает интерактивный подход. Например, преподаватель ставит перед студентами техническую задачу, при этом изображая предмет задачи и цель в интерактивном виде. При этом, каждая задача имела место быть в личном опыте самого преподавателя или в аналогичном виде. После выполнения данного задания, возможен рассказ жизненного опыта применительно к поставленной задаче. В данном подходе у студента развивается пространственное мышление.

Следующим подходом является использование специализированных программных комплексов. В современном мире существует множество программ, позволяющих решать те или иные инженерные задачи. Основным достоинством данного метода является наглядное изображение результатов технического мышления. При изменении тех или иных условий задачи, студент оперативно изменяет подход к реализации решения за счет результатов, полученных ранее. За счет визуального отображения результатов у студента формируется полная картина происходящих инженерных явлений, которую, в последствии, можно использовать для решения реальных поставленных задач.

Заключительным подходом является самостоятельная работа студента. В данном случае успех подхода зависит только от самого обучаемого, ведь не каждый готов читать техническую литературу и искать информацию самостоятельно. Чтение и анализ литературы приводит к выводу о том, что использование информационных технологий является необходимым. Технологии обладают богатым потенциалом процесса обучения, позволяющие объединить словесный и наглядный методы обучения.

Каждый из рассмотренных подходов обладает своей уникальной методикой оказания влияния на формирование технического мышления, но при умелом сочетании данных методов можно добить результатов, превышающих показатели единичных подходов.

Литература:

  1. Блинов В.И., Виненко В.Г., Сергеев И.С.. Методика преподавания в высшей школе: учеб.-практич. пособие / — М.: Издательство Юрайт, 2014. — 315 с.

  2. Касаткина Н. Э., Градусова Т. К., Жукова Т. А., Кагакина Е. А., Колупаева О. М., Солодова Г. Г., Тимонина И. В. Современные образовательные технологии в учебном процессе вуза [Текст]: методическое пособие / – Кемерово: ГОУ «КРИРПО», 2011. – 237 с

  3. Реан А. А., Бордовская Н. В., Розум С. И. Психология и педагогика /— СПб.: Питер, 2002. — 432 с.: ил.

Просмотров работы: 187