ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ Д. Б. ЭЛЬКОНИНА-В. В. ДАВЫДОВА - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ Д. Б. ЭЛЬКОНИНА-В. В. ДАВЫДОВА

Карнаухова А.Д. 1
1МосУ МВД России имени В.Я.Кикотя
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В 30-е годы прошлого столетия Л.С. Выготский определил один из главных взглядов на современное обучение: «обучение не плетется в хвосте развития, а ведет его за собой» 7.Первая часть этого постулата фиксирует корреляцию психического развития и обучения, а вторая – дает и ответ на вопрос, как ведет, каковы психологические механизмы, гарантирующие такую роль обучения. Труды Л.С. Выготского, В.В. Давыдова и Д.Б. Эльконина заложили основы психологической разработки целостной отечественной теории развивающего обучения, которая отражает все четыре вида активного знакомства ребенка с миром культурным, природным, миром значимых других, а также развитие самосознания маленького человека.

Общая Характеристика педагогической системы развивающего обучения

Значимыми проблемами современной психологии являются проблемы воспитания и развивающего обучения. От того, насколько успешно они будут разрабатываться, во многом будет зависеть общая ориентация педагогической мысли и практики.1

Проблемы развивающего обучения разрабатывали многие известные педагоги и психологи: Я.А. Коменский и Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский, Л.С. Выготский, Л.В. Занков,, Д.Б. Эльконин, Н.А. Менчинская, Н.Ф. Талызина, А.К. Дусавицкий, В.В. Давыдов, С.Д. Максименко и др. В разные исторические периоды развивающее обучение как понятие ученым умам виделось и истолковывалось по-разному. С одной стороны позитивная, с другой же – сложная сторона исследования данной тематики заключается в органическом совмещении трудностей психологии и педагогики, поскольку развитие – процесс из области психологии, а дидактика находится в сфере ведения педагогики.

Введенный В.В. Давыдовым термин «развивающее обучение» очень быстро стал общеупотребительным, хотя и первоначально вводился для узкого круга явлений. Как пишет Василий Васильевич, младший школьный возраст является особым периодом в жизни ребенка, который исторически выделился относительно недавно. Его не было у тех детей, которые вообще не посещали школу и у тех, кто учился только в начальной. Появление этого возраста как определенного отрезка жизни связано с внедрением системы всеобщего и обязательного полного и неполного среднего образования.

Ход учебного процесса должен быть построен так, чтобы его мотив был связан с собственным, внутренним содержанием предмета усвоения. Мотив к общественно оцениваемой деятельности, хотя и остается как общий мотив, но побуждать к учению должно то содержание, которому ребенка учат в школе, - считал Д.Б. Эльконин. Необходимо сформировать познавательную мотивацию.

Следует детально пояснить термин «развивающее обучение». Его смысл можно полностью раскрыть за счет ряда обобщений.

Развивающим обучение называется потому, что на смену иллюстративно-объяснительному типу действий приходит активно-деятельностный, который предполагает организацию учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника.

Развивающее обучение призвано учитывать личные особенности и уровень развития личности, ее основные закономерности. Развитие и обучение – это не отдельные процессы, они составляют единый фундамент процесса формирования индивидуума.

В ходе развивающего обучения развитие природных данных направляется и ускоряется за счет педагогических воздействий.

В развивающем обучении ребенок выступает как самостоятельный субъект, который взаимодействует с окружающей средой, задействуя при этом все этапы деятельности (цели, планы/организация, реализация, анализ результатов). Деятельность целеполагания воспитывает самостоятельность, свободу, целеустремленность, достоинство. В процессе планирования включаются творчество, воля, инициатива, самостоятельность, созидание и организованность. Реализация предполагает развитие таких качеств, как дисциплинированность, мастерство, трудолюбие. Этап анализа включает долг, критерии оценки, отношения, совесть, честность.

Ребенок становится в развивающем обучении полноценным субъектом деятельности. Развивающее обучение воздействует на формирование всей общности его личностных качеств.

Развивающее обучение реализовывается в зоне ближайшего процесса духовного и интеллектуального созревания ребенка.

Основой развивающего обучения является его содержание, от которого производны способы (или методы) организации обучения. «Обучение свою ведущую роль в умственном развитии реализует, прежде всего, через содержание усваиваемых знаний» (Д.Б. Эльконин).2 Рассматривая это положение более конкретно, следует отметить, что развивающее направление учебной деятельности как ведущей у младших школьников связано с тем, что ее содержанием подразумевает теоретические знания. Она строится в соответствии со способом изложения научных знаний, восходящих от абстрактного к конкретному. Осуществляя учебную деятельность, школьники воспроизводят реальный процесс создания людьми ценностей, понятий, образований, и норм.

Приступая к изучению какого-либо учебного предмета, школьник с помощью учителя анализирует содержание учебного материала, выделяя в нем некоторое исходное отношение общего плана, вместе с тем обнаруживая, что оно имеет место во многих других частных отношениях, указанных в данном материале. Фиксируя в какой-либо знаковой форме выделенное общее отношение, школьники, таким образом, строят содержательную абстракцию предмета, изучаемого в настоящий момент. При дальнейшем анализе учебного материала, они рассматривают закономерность связи этого исходного отношения с разными его проявлениями, получая тем самым содержательное обобщение изучаемого предмета. Указанный путь усваиваемых знаний имеет две характерные черты: мысль школьника целенаправленно движется от общего к частному; такое усваивание направлено на выявление школьником содержания изучаемых понятий.

Построение педагогической системы обучения Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова

Специальное построение учебного предмета, которое моделирует методы и содержание научной области, организуя процесс познания генетически исходных, теоретически существенных отношений и свойств объектов, условий их преобразования и происхождения.

Развивающий характер обучения в технологии Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова прежде всего связан с тем, что построена она на основе теоретических знаний. Знания такого типа выходят за пределы эмоциональных представлений, опираются на преобразования абстрактного толка, отражают отношения и связи внутри изучаемых понятий. Образуются путем генетического анализа роли и функций некоторых общих отношений внутри целостной системы элементов.

Содержательные обобщения, находящиеся в основе теоретических знаний, могут быть: наиболее общие научные понятия; теоретические образы, полученные путем мыслительных операций с объектами абстракций; понятия с выделенными внутренними связями (в противовес внешним). Содержательное обобщение позволяет постигнуть суть предмета не через его наглядное сходство с другими, а через скрытые конкретные взаимосвязи, через противоречивый путь внутреннего развития.

По В.В. Давыдову, способы мышления можно разделить на разумные (диалектические) и рассудочные (опирающиеся на наглядные образы). Суть теоретического мышления состоит в особом способе подхода человека к пониманию вещей и событий путем анализа условий их происхождения и развития.

В концепции Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова процесс обучения происходит следующим образом: 1. В начальной стадии изучения любого главного понятия вводится общее абстрактное представление; 2. В дальнейшем оно обогащается частными фактами, служат ориентиром для всего процесса изучения данного понятия, помогает осмыслить все вводимые понятия в дальнейшем с точки зрения уже имеющегося общего представления.

По Д.Б.Эльконину-В.В.Давыдову, целенаправленная учебная деятельность направлена на получение не внутренних, а внешних результатов, с выходом на уровень теоретического мышления. При этом у ребенка должны сформироваться внутренние познавательные мотивы, понимание и принятие учебной задачи. Целенаправленная учебная деятельность может проявляться только при системе развивающего обучения, потому что ребенок учится ставить цели по самоизменению и позиционирует себя как субъект, а не обучаемый индивид. Другими словами, учащийся самостоятельно проходит все этапы: целеполагание, планирование, реализация цели и анализ (оценка) результата. Ребенок находится в положении исследователя-творца. Опыт творческой рефлексии является основным элементом в развитии личности.

Программа развивающего обучения дидактически построена в логике теоретического типа мышления (основную роль играют теоретические содержательные обобщения, содержательная рефлексия, дедукция и т.д.).

Развивающее обучение осуществляется как адресная учебная деятельность, в которой ребенок ставит цели и задачи самоизменения сознательно, и достигает их в творческом подходе. Развивающее обучение идет по пути решения учебных задач. Это коллективная мыследеятельность, диалог-полилог, деловое общение детей.

В отличие от традиционного обучения развивающее предполагает совершенно иной характер оценки учебной деятельности. Качество и объем работы, выполненной учащимся, оценивается с точки зрения его субъективных возможностей. Другими словами, отражает персональное развитие ребенка, совершенство учебной деятельности. На начальной ступени обучения технология Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова дает наилучшие результаты, поскольку опирается на познавательную мотивацию деятельности.

Список литературы:

  1. Гликман И. Перспективные научные идеи и модные педагогические увлечения//Народное образование, 2014., № 1

  2. Громыко Ю.В. Метод В.В. Давыдова. - М.: Пушкинский институт, 2013

  3. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. – М.: Педагогика, 1986.

  4. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – М.: Логос, 2014

  5. Колеченко Л.К. Энциклопедия педагогических технологий. – СПб.: КАРРО, 2015.

  6. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М.: Народное образование, 2012

  7. Проблема умственного развития в школьном возрасте / Л.С. Выготский. Педагогическая психология. – М.,1991.

1 В.В. Давыдов, Проблемы развивающего обучения, с. 5

2 В.В. Давыдов, Проблемы развивающего обучения, с. 145

Просмотров работы: 556