В течение I триместра наблюдается повышенная чувствительность к инсулину. Начиная с 20-й недели и далее отмечается резистентность к инсулину, главным образом, в скелетной мышце, с помощью которой потоки глюкозы и перенаправляются от органов матери к растущему плоду.
Этот эффект регулирует плацента — основной источник секреции цитокинов во время беременности, особенно во второй ее половине. Примерно 94% плацентарного TNF-α (фактор некроза опухоли) высвобождается в кровоток матери, и только 6% — в кровоток плода. TNF-α обеспечивает инсулинорезистенность материнских тканей. Чувствительность жировой ткани к инсулину при беременности не изменяется.
При нормальной беременности материнская секреция инсулина возрастает в конце II и на протяжении всего III триместра. У женщин обычно отмечают более низкие уровни глюкозы в плазме натощак и увеличенный диапазон содержания глюкозы при приеме пищи.
В отдельных случаях у женщины после родов остаются признаки заболевания, которые впоследствии трансформируются в сахарный диабет второго типа.
В настоящее время гестационный сахарный диабет является наиболее частым нарушением обмена веществ у беременных женщин. Встречается примерно у 9,2% беременностей [17]. С этой проблемой сталкиваются врачи таких специальностей, как эндокринологи и акушеры-гинекологи. ГСД, как особая форма сахарного диабета у женщин представляет серьезную медико-социальную проблему, так как:
- в значительной степени увеличивает частоту нежелательных исходов беременности для матери и для плода (новорожденного);
- является фактором риска развития ожирения, СД 2 и сердечно-сосудистых заболеваний у матери и у потомства в будущем; [4]
Риск гестационного диабета для матери состоит в повышенной частоте кесарева сечения, гипертензии без протеинурии и преэклампсии.
С методами диагностики, которые доступны на данный момент, частота осложнений гестационного сахарного диабета у новорожденных варьирует от 12% до 28%. Наиболее распространенными осложнениями для ребенка являются макросомия, гиперрбилирубинемия и полицитемия. Остальные осложнения включают гипогликемию, гипокальциемию, тромбоцитопению и разные отклонения от нормы. Отдаленные последствия гестационного диабета для потомства являются менее определенными. Сообщения о возрошей частоте ожирения у подростков и увеличении частоты ИНЗСД являются впечатляющими.
В связи с таким значительным влиянием, актуальна проблема изучения ГСД.
Эта патология далеко не всегда отчетливо проявляется клинически и без целенаправленного обследования характерна поздняя её выявляемость [3]. Следовательно, возникает необходимость изучения подходов к диагностике. Также необходимо активное выявление и коррекция факторов риска развития ГСД у женщин на этапе планирования беременности и у беременных с включением их в группу риска и проведением дополнительных обследований при взятии на учет в женской консультации и в критические сроки беременности [1, 2, 6].
Варианты раннего скрининга для ГСД в настоящее время недоступны, поэтому большее внимание следует уделять его предупреждению. Необходимость исключения возможных факторов риска является основой профилактики. На развитие гестационного сахарного диабета в настоящее время доказано влияние следующих показателей:
• избыточный вес (более 20% от идеального);
• СД 2-го типа у близких родственников;
• ГСД в анамнезе;
• нарушенная толерантность к глюкозе;
• глюкозурия во время предшествующей или данной беременности;
• гидрамнион и/или крупный плод в анамнезе;
• рождение ребенка весом более 4500 г, или мертворождение в анамнезе;
• быстрая прибавка веса во время данной беременности;
• возраст женщины >30 лет;
• монголоидная раса по сравнению с европеоидной расой;
• курение. [5]
Многие из этих факторов влияют на развитие инсулинорезистентности, что является исключительно важным звеном патогенеза ГСД. В частности увеличение индекса массы тела. Ожирение неблагоприятно влияет на материнский и детский организм, обуславливая развитие при ГСД патологии матери и плода. Данное заключение было сделано Техасским медицинским колледжем и научным центром здоровья Университета Техаса в Хьюстоне в 2017 году. Они провели исследование по сравнению заболеваний матерей и новорожденных среди женщин с гестационным сахарным диабетом с различными индексами массы тела в момент родов. В ходе работы было сформировано 3 группы женщин:
1) ИМТ