РАЗВИТИЕ КОНЦЕПЦИИ АДАПТАЦИИ КУРСАНТОВ К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ ПРОЦЕССУ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ МВД РОССИИ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

РАЗВИТИЕ КОНЦЕПЦИИ АДАПТАЦИИ КУРСАНТОВ К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ ПРОЦЕССУ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ МВД РОССИИ

Свинарева О.В. 1, Синельников Ю.И. 1
1Рязанский филиал Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Термин «адаптация» (лат. adaptatio – приспособление, прилаживание) был введен в научный язык Г. Аубертом в рамках физиологии в 1864 г. со временем под ним стали понимать конечный результат процесса приспособления – адаптациогенеза, который протекает при взаимодействии живых систем с окружающей их средой [6, С. 16].

В настоящее время понятие «адаптация» носит межотраслевой характер и объединяет естественнонаучный и гуманитарный подходы. Достижения биологии используются для описания процессов, происходящих в обществе.

Психология определяет, что адаптация играет важную роль в процессе становления личности индивида, в ходе которого происходит усвоение действующих в обществе норм (в случае с курсантами – нравственных, учебных и т.д.) и овладение приемами и средствами деятельности и реальной возможности реализации собственной активности.

В результате современной реформы российского образования, обусловленной политическими, экономическими, социокультурными преобразованиями в мире и стране, вхождением РФ в Болонскую систему (2003 г.), уделено значительное внимание личностной роли обучающихся, развитию их самостоятельности, ответственности, мобильности, креативности в системе высшего образования, повышением требований к их теоретическим и практическим навыкам, умениями и знаниям в избранной профессиональной сфере. В связи особую актуальность приобретает проблема адаптации студентов-вчерашних школьников к новым образовательным условиям и к вызовам времени.

Для курсантов образовательных организаций МВД России большое значение имеют положения Федерального закона о полиции 3-ФЗ (от 1 июля 2011 года № 169-ФЗ), в котором представлены требования к личности сотрудника органов внутренних дел: это, прежде всего, защитник «жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан», способный к искренней, бескорыстной помощи человеку, самоотверженному служению Отечеству, к «контролю за соблюдением законодательства Российской Федерации» в различных областях профессиональной деятельности. Это человек-гуманист, уважающий права и свободы граждан, ответственная, высоконравственная личность. Перечисленным характеристикам курсанты–первокурсники должны соответствовать с самого начала обучения в образовательных организациях МВД России в связи с присвоением им воинского звания «рядовой полиции» уже в первом семестре и реальным включением в служебную деятельность, подчиняясь требованиям Дисциплинарного устава ОВД Российской Федерации (2012) [1]. Факт изначального частичного приобщения курсантов к профессии, выполнению служебных обязанностей непосредственно в образовательном процессе указывает на необходимость ускорения процесса адаптации курсантов к образовательному процессу.

Наука философия показывает значительный интерес ученых к адаптации как центральной проблеме отношений личности и общества. Материалисты (Э.В. Ильенков, К. Маркс, В.С. Стёпин и др.) раскрывают сущность адаптации личности (ребенка) к обществу через обогащение культурным наследием, пробуждение самостоятельной активности, включение в совместно-разделенную со взрослым деятельность, обязательный процесс воспитания. Гуманисты (Я.Б. Головин, В.А. Кувакин, Ф.В. Цанн-кай-си и др.) обращают внимание в адаптации человека к обществу на активность, альтруизм и созидание, принятие гуманистических принципов, изучение философии, постижение культуры и приобщение к ней, способность рационально соотносить свободу и ответственность [6, С. 17].

Психологическая адаптация выражается в перестройке стереотипа личности в соответствии с новыми требованиями окружающей среды. Теория психоанализа (З. Фрейд и др.) рассматривает адаптацию в рамках развития защитных механизмов личности и человек избегает невроза [6, С. 16]. Бихевиористы (Дж. Уотсон, Э. Ч. Толмен и др.) определили адаптацию как приспособление личности к реализуемым стимулам, провоцирующим риск абсолютного подчинения человека предъявляемым требованиям. А.В. Петровский рассматривал процесс адаптации с социально-психологической позиции, как вид взаимодействия личности с окружающей средой. Адаптация – это момент становления личности индивида, микроцикл в ее развитии, в ходе которого происходит усвоение действующих в обществе норм (нравственных, учебных и т.д.) и овладение приемами и средствами деятельности [6, С. 18].

Психологическая адаптация личности неразрывно связана с социальной, которая одновременно является и условием, и показателем ее эффективности. По своей сути социальная адаптация означает установление нормальных, социально полезных отношений между человеком и обществом.

Социально-психологическая адаптация возникает на стыке психологии и социологии, укрепляя личностно развивающий потенциал человека как биопсихосоциальной системы. А.А. Реан подразумевает под ней психологическую и социальную виды адаптаций в их совокупности, что позволяет личности достичь самореализации в гармонии с социальной средой. При этом социальная среда может не только облегчать процесс адаптации, но затруднять его, если общество относится к личности негативно [4, С. 178].

Следует выделить такую разновидность адаптации, как педагогическая адаптация. Педагогическая адаптация – вид социальной (в широком смысле) адаптации. Она характеризуется как трудный для обучающегося (ребенка) процесс, направленный на усвоение новой для него социально значимой деятельности [5], и как специально организованный процесс обучения и воспитания, направленный на обретение обучающимися (младшими подростками) своей целостности [6, С. 29].

Применительно к системе высшего образования адаптация рассматривается во взаимосвязи с рядом проблем обучающихся при переходе от школьного обучения к системе высшего образования. На этапе адаптации бывшие школьники приспосабливаются к условиям и содержанию профессионально-образовательного процесса, осваивают новую социальную роль, налаживают взаимоотношения друг с другом и с педагогами.

В связи с этим следует выделить следующие аспекты педагогической адаптации обучающихся в системе высшего образования.

1. Содержание и структура процесса адаптации – адаптация студентов к образовательному процессу рассматривается специалистами в трех аспектах: психологическом, социальном (социально-психологическом), педагогическом (социально-педагогическом):

1) формальная адаптация – касается познавательно-информационного приспособления студентов к новому окружению, к структуре высшей школы, к содержанию обучения в ней, её требованиям к своим обязанностям;

2) адаптация общественная – процесс внутреннего объединения групп студентов-первокурсников между собой и со студенческим окружением;

3) дидактическая адаптация – касается подготовки студентов к специфическим формам и методам учебной работы в высшей школе.

2. Временные границы процесса адаптации студентов – формирование адаптации студентов к учебному процессу в вузе завершается после окончания первого семестра – в первый год обучения (это проблема первокурсника).

3.Условия и факторы, лежащие в основе типичных затруднений студентов в процессе адаптации:

– профессиональная компетентность – в отличие от школы общеобразовательные учебные задачи становятся профессионально ориентированными, обзорность изложения материала сменяется детализированной целенаправленностью;

– стиль учебной деятельности – первокурсник сразу же попадает в среду с совершенно новыми для него способами организации учебного процесса. По сравнению со средней школой меняются как формы обучения, так и формы отчётности учащихся. Значительно усиливается роль самостоятельной работы, планирования рабочего времени, выбора перспективной темы научной работы, организации консультативного взаимодействия с научным руководителем.

– вхождение в неформальное профессиональное общество – обязательным условием полноценного обучения и творческого роста студента являются конструктивные партнёрские отношения с преподавателями и обучающимися;

– образ профессиональной деятельности и концепция профессиональной подготовки – абитуриент не имеет ясного представления об ожидающей его работе, её задачах и средствах. Он оказывается не в состоянии оценить образовательную концепцию учебного заведения, вклад той или иной зачётной дисциплины в её освоении.

– жизненная ситуация и ценностная сфера – в период получения высшего образования молодой человек продолжает свой личностный рост, сталкивается со многими проблемами, связанными с его вступлением в роль взрослого. Решение этих проблем требует внутренней самоорганизации, умения распределять время и силы в крайне уплотнённом учебном режиме, стимулирует работу по выявлению и осознанию жизненных приоритетов, уточнению текущих и перспективных планов [6, С. 34].

Необходимо отметить следующие показатели адаптации: 1) продуктивность деятельности; 2) реальное положение студента в коллективе; 3) стаж обучения; 4) авторитет личности. Основными субъективными критериями адаптации являются: 1) оценка отношения новичка к коллективу; 2) степень и характер удовлетворенности обучением, взаимоотношениями в коллективе; 3) самооценка своей позиции в системе официальных и неофициальных отношений [7].

Критерии оценки эффективного функционирования адаптационных мероприятий: I. Удовлетворенность вузовским обучением: содержанием, условиями, отношениями в группах, ориентацией на продолжение образования, представлениями о привлекательности выбранного вуза, уровнем беспокойства – тревоги и пр. II. Результативность обучения в вузе: перспективы по профилю, успеваемость, оценка сокурсниками и преподавателями. III. Активность в учебной и общественной жизни вуза: посещаемость занятий, интерес к научно-исследовательской работе, активность во внеучебной жизни вуза, усвоении норм и правил. IV. Удовлетворенность собой как личностью: адекватность в самооценке и пр.[7].

Адаптация курсантов к образовательному процессу в образовательных организаций силовых ведомств обладает ярко выраженной спецификой, обусловленной служебной компонентой, особым статусом обучающихся, повышенным уровнем личной и коллективной ответственности за результаты учебной, служебной деятельности [8, C. 235]. Деятельность курсантов образовательных организаций МВД России связана с высоким уровнем напряжённости, частым столкновением с кризисными ситуациями. В то же время, отмечается, что кризисные ситуации успеваемости, личной жизни, семьи, конфликтов с руководством, со сверстниками курсантами разрешаются более оперативно и эффективно, чем их ровесниками-студентами; обращает на себя внимание общая проблема курсантов и студентов – это успеваемость [2].

В связи с вышеизложенным необходимо сделать следующие выводы. Адаптация курсантов образовательных организаций МВД России к образовательному процессу – это сложный процесс, который определяет эффективность обучения и самообучения, воспитания и самовоспитания курсантов, имеющий целью сформировать их готовность к новым учебным условиям, служебной деятельности, осваиваемой профессии, самостоятельной жизнедеятельностью. Выделяют следующие педагогической виды адаптации курсантов к образовательному процессу: адаптация к служебной деятельности, к учебной деятельности, к воспитательной деятельности, к профессиональной деятельности [6, С. 24].

Литература.

1. Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О полиции» URL: http://yconsult.ru/zakony/redakciya-fz-o-policii/ (Дата обращения 01.11.2017)

2. Грозная Т.А. Кризисные ситуации жизнедеятельности курсантов образовательных учреждений МВД России в проективных методиках // Вопросы психологии экстремальных ситуаций, 2011. – № 2 – С. 20-27.

3. Подласый, И.П. Педагогика: в 3-х кн. / И.П. Подласый. – 2-е изд., испр. и доп. — М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007. – 575 с.

4. Реан А.А., Кудашев А.Р., Баранов А.А. Психология адаптации личности. Анализ. Теория. Практика. – СПб.: ПРАЙМ-ЕВРО-ЗНАК, 2008. – 479 с.

5. Ростовцева М.В., Машанов А.А. Естественно-научные, психологические и философские аспекты адаптации человека // Вестник КРАСГАУ – 2013. – № 6. – С. 247-254.

6. Свинарева О.В. Педагогическое сопровождение курсантов образовательных организаций МВД России в период их адаптации к образовательному процессу: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 – Москва, 2017. – 280 c.

7. Толстых Ю.И. Критерии оценки успешности адаптации студентов-первокурсников в вузе // Известия высших учебных заве-дений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. – 2011. – № 4. – С. 137-142.

8. Ульянова, И.В. Проблемы образовательного пространства вузов МВД России и пути их решения // Проблемы образовательного пространства вузов МВД России и пути их решения Философские исследования и современность: Выпуск 3: сборник научных трудов. – Москва: Издательский дом Академии им. Н.Е. Жуковского, 2014. – 308 с. – С. 234-243.

Просмотров работы: 131