РАЗРАБОТКА ОПОРНЫХ КОНСПЕКТОВ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ТЕМЫ «РЕДАКТОР РАСТРОВОЙ ГРАФИКИ GIMP» - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

РАЗРАБОТКА ОПОРНЫХ КОНСПЕКТОВ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ТЕМЫ «РЕДАКТОР РАСТРОВОЙ ГРАФИКИ GIMP»

Топорова М.С. 1
1Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
ВВЕДЕНИЕ

В связи с техническим и научным прогрессом человечества возникает необходимость быстрого и качественного усвоения гражданином знаний для его скорейшего вливания в общественную и государственную деятельность. Меняются требования к качеству содержания образования, результатам и технологиям образования. Для адаптации образовательного процесса к этим изменениям нужно выбирать оптимальное учебно-методическое обеспечение.

В современном образовательном процессе использование опорных конспектов повышает скорость усвоения знаний, эффективность образования, поэтому сложности в разработке опорных конспектов требуют изучения. Для этого должны быть исследованы особенности разработки и применения опорных конспектов в процессе преподавания профессионального модуля.

Цель исследования: теоретико-методическое обоснование и практическая разработка структуры и содержания опорного конспекта в процессе в процессе преподавания профессионального модуля «Выполнение работ по рабочей профессии «Оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин» при изучении темы «Редактор растровой графики GIMP»).

Объект исследования: учебно-методическое обеспечение преподавания профессиональных модулей.

Предмет исследования: структура и содержание опорного конспекта в процессе в процессе преподавания профессионального модуля (на примере профессионального модуля «Выполнение работ по рабочей профессии «Оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин» при изучении темы «Редактор растровой графики GIMP»).

Были поставлены следующие задачи:

  1. Проанализировать теоретико-методическую литературу, дать определение и выявить назначение опорного конспекта.

  2. Выделить основные принципы составления и использования опорных конспектов.

  3. Разработать опорный конспект по профессиональному модулю и проанализировать результаты исследования.

Методы исследования: анализ научно-методической литературы, анализ учебно-программной и планирующей документации, методы анализа и структурирования информации, методы кодирования информации, систематизация материала.

Теоретико-методологическая основа исследования: основные идеи работ по проектированию опорных конспектов М.Ф. Шаталова.

База исследования: теоретико-методическая литература, специальная литература, учебно-программная и планирующая документация.

Структура курсовой работы включает введение, две главы, вывод, библиографический список, приложение.

1. Теоретический анализ РАЗРАБОТКИ опорнЫХ конспектОВ 1.1 Сущность опорного конспекта. Его основные характеристики и назначение

Качество образования во многом зависит от уровня подготовленности педагога к занятию. Правильное планирование способствует более результативному решению поставленных педагогом задач.

Основываясь на исследования многих научных деятелей, можно предположить, что используя опорные конспекты, преподаватель может скорректировать свою систему преподавания профессионального модуля и способствовать развитию навыков самостоятельной и исследовательской работы у студентов.

Использование педагогом опорных конспектов позволяет представить обучающимся большой объем информации и выделить необходимые к запоминанию понятия.

Опорный конспект является специальным планом темы, дисциплины, профессионального модуля. Он помогает педагогу легко ориентироваться в последовательности преподавания материала, а студентам-в последовательности изучения материала.

Прежде чем перейти к определению «опорный конспект» рассмотрим, что представляет собой «конспект».

Конспект – это краткое изложение содержания. В конспекте информация представляется в краткой форме, но в нем должны быть отражены все позиции исходного материала.

Цель составления конспекта — отбор, систематизация и обобщение наиболее важной для усвоения информации.

В педагогической теории существует несколько определений опорного конспекта, но в данной работе будет использоваться следующее:

  • Это схема, в которой наглядно представлена необходимая к усвоению информация, ее связи с отдельными элементами, использующая опорные сигналы и условные обозначения для облегчения воспроизведения знаний.

Данное понятие определяет требования к визуальному и содержательному облику опорного конспекта, которые мы рассмотрим далее.

В опорном конспекте при помощи условных сигналов, языковых обозначений в определенной логической последовательности излагается главная информация по теоретическим блокам всей темы, разделов дисциплины[14].

Изучением использования опорных конспектов в преподавании занимались такие ученые, как В.Ф. Шаталов, Вавилова Л.Н., А.А. Гин, Г.М. Коджаспирова и многие другие.

Коджаспирова Галина Михайловна, доктор педагогических наук, профессор, исследовала проблему представления информации с помощью схем, таблиц и опорных конспектов. Анатолий Александрович Гин рассматривал в своих пособиях правила применения педагогических техник с использованием опорных конспектов. Вавилова Л.Н. в своих научных трудах рассказывает о способах активизации деятельности обучающихся на занятии.

Популярность использования опорных конспектов в российской педагогике связывают с именем народного учителя СССР В.Ф. Шаталова, который создал собственную систему обучения, основанную на использовании опорных конспектов в образовательном процессе.

Виктор Федорович Шаталов разработал свою систему обучения в 1970-х гг. Она направленна на то, чтобы обучающийся воспринимал, усваивал и применял знания на практике.

Система интенсивного обучения Шаталова, разработанная для средней и старшей общеобразовательной школы, включает около 200 педагогических открытий, самые важные из которых[17]:

  1. авторские учебные пособия, представляющие программный материал в словесно-графических формах, упрощающих процесс изложения, восприятия и запоминания;

  2. принцип открытых перспектив, ориентированный на развитие творческого мышления обучающихся;

  3. принцип систематической обратной связи, на базе разнообразных нестандартных форм объективного учёта и контроля знаний каждого студента на каждом занятии, позволяющий отказаться от журналов;

  4. вместо традиционных домашних заданий обучающиеся получают обширные «предложения», объём и сложность которых варьируются на этапах обучения с учётом индивидуальных особенностей, а к окончанию курса соответствуют конкурсным и олимпиадным.

  5. практикуются оригинальные формы взаимопроверки обучающихся, в том числе в интересах увеличения времени для решения задач высокой сложности и развития продуктивного мышления.

  6. традиционные контрольные срезы заменены работами по «листам группового контроля» и так называемыми релейными, выявляющими результат самостоятельной деятельности над всеми видами заданий.

  7. широко используются игровые формы занятий.

Многие находки Шаталова используются не только школьными учителями, но и педагогами вузов и при обучении некоторым сложным профессиям.

Основной элемент системы В.Ф. Шаталова – использование опорных конспектов, представляющие графическую схему с условными обозначениями и связями между ними, называемые «опорными сигналами». Опорные сигналы имеют закрепленные за ними значения, которые используются на протяжении изучении темы.

Опорные сигналы – то, с чем ассоциируется у большинства педагогов обучение по системе В.Ф. Шаталова, но сам Виктор Фёдорович не считает опорные сигналы главным элементом обучения.

Опорные сигналы выступают лишь средством обучения. В системе Шаталова они применяются следующим образом:

  1. как наглядный образец для работ по свертыванию материала;

  2. как дидактический материал для закрепления знаний;

  3. как средство помощи при выполнении домашних заданий;

  4. как памятки для повторения, обобщения и систематизации изученного;

  5. как средство контроля;

  6. как форма письменного ответа при проведении контроля;

  7. как средство обратной связи с студентом.

Опорный конспект полезен для закрепления и восстановления в памяти изученного материала.

Учитывая эффективность данной системы, наша работа будет основана на исследованиях В.Ф. Шаталова, но адаптирована для преподавания тем профессионального модуля.

Опорный конспект должен вмещать небольшой объём информации, потому что эффективность запоминания обратно пропорциональна количеству материала. Эффективность конспекта тем выше, чем больше понятий можно уместить в оптимальный для запоминания объем. Кроме того, необходимо учитывать психофизиологические особенности обучающихся, степень их владения материалом.

Таким образом, опорный конспект - это графическая модель содержания дисциплины, в которой кратко отображены основные понятия изучаемой темы.

Можно выделить следующие отличия опорного конспекта от других способов преподавания изучаемой темы:

  1. в отличие от обычного конспекта, полностью раскрывающего основные понятия темы, опорный конспект представляет главную информацию в максимально сжатой форме;

  2. в отличие от схемы информация представлена не только с помощью изображений, но и с помощью простых предложений.

В.Ф. Шаталов выделил следующие особенности опорного конспекта:

  1. Количество опорных сигналов не должно превышать 400 знаков. Шаталов определил оптимальное количество знаков, включая знаки препинания, которое способен запомнить мозг до наступления усталости.

  2. Структура компоновки материала должна быть удобной для использования.

  3. Введение определенных опорных сигналов для обозначения повторяющихся понятий.

  4. Не требует дополнительного дидактического материала. Каждая часть опорного конспекта может быть воспроизведена отдельно.

  5. Основан на привычных ассоциациях и образах. Использование знакомых студентам ассоциаций поможет им быстрее и надежнее усваивать сложный материал.

  6. Разнообразие структур, форм и графических оформлений.

  7. Простота. Избегание трудночитаемых шрифтов, сложных чертежей и оборотов речи, буквенные обозначения сводятся до минимума [10].

Исходя из определения понятия «опорный конспект» можно выделить основные принципы его составления:

  1. графическое изображение изучаемого материала;

  2. логическая связанность элементов материала;

  3. выделение наиболее значимой для запоминания информации.

Если теоретический материал группируется в крупные блоки, то появляется возможность увеличения подачи теоретического материала на уроке без перегрузки обучающихся [14].

Основные характеристики и принципы разработки опорных конспектов также могут быть использованы для подготовки педагога к занятиям.

Визуальное представление опорного конспекта имеет ряд преимуществ по сравнению с текстовым представлением учебного материала. Среди таких преимуществ можно выделить следующие:

  1. Упрощает выделение структуры изучаемой темы, логических связей между компонентами.

  2. Использует способ схематической визуализации информации.

  3. Структурирование и схематизация информации способствует более эффективному процессу запоминания.

  4. Позволяет быстрее сформировать у студентов целостную картину изучаемой дисциплины.

Использование опорных конспектов на занятиях профессионального модуля может быть полезно, в том числе и потому, что:

а) практические работы по темам обучающиеся выполняют более успешно;

б) появляется устойчивый интерес к изучаемому материалу;

в) улучшается способность обучающихся выражать свои мысли в устной форме;

г) идет развитие творческой инициативы и навыков самостоятельной работы у обучающихся;

д) формируются благоприятные морально-психологические условия обучения[14];

е) система построения уроков способствует развитию логического мышления, внимания, восприятия, которые создают фундамент для прочного закрепления знаний.

Методику опорных конспектов можно считать эффективной и для студентов и для педагогов. Система опорных конспектов позволяет сочетать новые подходы к обучению и устоявшиеся методические приемы традиционной системы.

Названные преимущества объясняют выбор опорных конспектов при подготовке к занятиям.

1.2 Принципы разработки опорного конспекта

Перед началом разработки необходимо определить, что представляет собой выбранный профессиональный модуль и сам редактор растровой графики GIMP.

Профессиональный модуль «Выполнение работ по рабочей профессии «Оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин»» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 230115 «Программирование в компьютерных системах», входящей в укрупненную группу специальностей 230000 «Информатика и вычислительная техника» в части освоения основного вида профессиональной деятельности и соответствующих профессиональных компетенций.

Результатом освоения программы профессионального модуля «Выполнение работ по рабочей профессии «Оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин»» является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности.

Разработанный нами опорный конспект поможет студентам овладеть следующими компетенциями данного профессионального модуля:

  • ПК 5. Обрабатывать растровые и векторные изображения

  • ОК. 1.Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

  • ОК. 2.Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

  • ОК. 4.Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

Разобравшись с сущностью данного профессионального модуля, необходимо рассказать о программном продукте, который является темой модуля и основным инструментом выполнения работ по этой теме. Что же такое GIMP?

Gimp — это графическая программа, которая позволяет редактировать изображения. Gimp применяется в различных областях дизайна, черчения, проектирования. Использованию его функционала можно достаточно легко обучить как профессиональных дизайнеров, так и новичков в работе с графикой.

Как было сказано раннее, Gimp достаточно прост в освоении, благодаря своему удобному и минималистичному интерфейсу.

Gimp оптимизирован для работы с основными операционными системами, такими как: Linux, Windows, Mac OS и др.

Gimp является свободным программным обеспечением, производимым под лицензией General Public License[18]. Данная лицензия дает пользователям право доступа к исходному коду программ, что представляет интерес для любителей и профессионалов программирования.

Gimp способен выполнять следующие виды задач[18]:

  1. подготовка графики для Web-страниц;

  2. оформление полиграфической продукции;

  3. оформление программ;

  4. разработка и реализация анимационных роликов;

  5. корректировка фотографий и других изображений;

Разработка опорного конспекта с использованием компьютерных технологий должна подчиняться определенным принципам, вытекающим из особенностей образовательного процесса. Принцип - это основное правило для какой-либо деятельности.

Исходя из определения опорного конспекта, его основных характеристик, а также особенностей профессионального модуля, можно выделить основные принципы отбора информации для создания опорного конспекта.

К основным общим дидактическим принципам относят:

  1. Научность учебного материала.

  2. Принцип сознательности и активности обучения, проявляющийся в осмысливании целей и задач обучения, понимании материала, умении применять его на практике.

  3. Принцип доступности.

  4. Принцип связи теории с практикой. Например, на последнем этапе занятия, посвященного изучению нового материала, можно провести практическую работу, закрепляющую знания.

  5. Небольшое количество информации. Знания запоминаются более прочно и быстро, если они представлены крупным блоком с системой связей между частями материала. Человеческий мозг быстрее учится устанавливать логические связи между визуальными образами, чем звуковыми сигналами. Например, когда ребенка учат речи, словам и понятиям, это обязательно подкрепляется визуальным сопровождением (например, картинки в азбуке), без изображения слова, буквы и цифры теряют значительную часть своего смыслового значения. Но визуальная память обладает относительно небольшим объемом, поэтому столкнувшись с большим объемом разнообразной визуальной информации, мозг не в состоянии усвоить все эти образы. У обучающихся появляется усталость и стресс. Разбиение на крупные блоки с выделение важной информации и основных связей должно предотвратить это.

  6. Кодирование изучаемого материала. В основе опорных конспектов педагога лежит схема, составляемая с помощью перевода главной информации на язык условных обозначений. Кодирование позволяет упростить представление информации, представить ее в удобной для запоминания форме. Например, в математических науках стороны, углы, вершины геометрических фигур представлены как сочетание буквенных и цифровых обозначений. Это упрощает запоминание важных моментов, а также делает более удобной, ускоряет запись материала в тетрадь.

  7. Логическая связанность информации. Логическая последовательность при составлении опорного конспекта позволяет представить информацию в более сжатой форме. Использование логической последовательности помогает студенту выстроить иерархию информации, что облегчает ее понимание и, соответственно, запоминание. Например, во время изучения нового материала преподаватель сначала дает основное определение и только потом объясняет его виды, характеристики, функции и т.п.

  8. Выделение основных понятий, их связей друг с другом, осуществляемое после анализа преподаваемой темы. Как было сказано раннее, установление связей упрощает представление и запоминание информации. Для этого педагог должен заранее изучить и проанализировать дидактический материала, а затем, с помощью систематизации и синтезы выделить необходимые к усвоению части материала.

  9. Принцип минимизации. Принцип минимизации требует исключить все, что можно, без ущерба для восприятия. При отборе информации нужно не забывать, что важные определения могут содержать связанные с ними понятия, без включения которых, смысл определений может быть неясен. Например, Определение «GIMP» будет непонятно обучающимся без введения таких понятий, как «графический редактор», «растровая графика» и т.п.

Закончив отбор и переработку информации для конспекта, нужно заняться его визуальным оформлением. Для этого стоит следовать принципам оформления опорного конспекта:

  1. Опора на сигнал - эквивалент смыслового значения. Лаконичность: максимум закодированной информации при минимуме визуальных печатных знаков[14].

  2. Принцип акцента на основных смысловых элементах. Основные смысловые элементы выделяются различной конфигурацией блоков, шрифтов, расположением слов, цветовым решением и т.д. Конспект должен заострять внимание на главном[14]. Визуальное выделение важных понятий облегчает их нахождение и создает более устойчивый образ в памяти студента. Например, важное определение может быть выделено цветом или подчеркивание текста.

  3. Структурность. При оформлении опорного конспекта должна сохраняться структура преподавания темы. Например, в опорном конспекте содержаться те же блоки, что и в содержании темы «GIMP».

  4. Опорные конспекты, объединяющие несколько тем, содержат обычно от 3 до 5 тематических блоков. Их количество зависит от объемности темы или раздела, но в любом случае не должно быть избыточным. Каждый из блоков представляет собой "микроконспект" по какой-то подтеме и может быть воспроизведен в отдельности[14]. Например, в нашем конспекте содержатся три основных блока, каждый из которых содержит информацию по определенной подтеме.

  1. Шрифт. Основными требованиями являются соответствие величины букв возрастным особенностям обучающихся, ясность, гармония с общим решением конспекта[14].

  1. Принцип занимательности. Красочное, визуально интересное оформление конспекта привлекает внимание обучающихся и оставляет четкий визуальный образ в их памяти, упрощающий усвоение материала. Например, блоки в разработанном нами конспекте выделены более яркими цветами по сравнению с основным фоном. Это дает студенту сигнал, что они являются наиболее важной для усвоения информацией в данном опорном конспекте. Конспект должен быть интересным и запоминающимся студенту. Он должен повышать образность, восприятия материала. Следует избегать излишней опоры на теоретические знания в передаче материала. Кроме основного материала можно вводить дополнительный занимательный материал[14].

Опорный конспект может использоваться для объяснения нового материала следующим образом[14]:

1) Этап представления нового материала в ходе, которого идет составление опорного конспекта.

а) часть опорного конспекта, известная учащимся, записывается на доске заранее;

б) конспект дополняется новыми понятиями, которые получают собственные обозначения, выделения;

г) рядом с каждым пунктом на опорном конспекте указывается номер параграфа и страница, к которой студенты должны обратиться для получения подробной информации. Во время записи конспекта у студентов происходит не только восприятие, но и осмысление изучаемого материала.

2) Этап повторного объяснения материала по составленному опорному конспекту. В местах логических связок, в контрольных моментах темы скорость речи уменьшается, выделяется интонацией самое важное. Это позволяет охватить несколькими фразами большие смысловые части, дать возможность осмыслить тему целиком.

3) Этап ответов на вопросы студентов по отдельным моментам опорного конспекта.

Опорные конспекты в зависимости от содержания, трудности теоретического материала, знакомого и нового, могут строиться на одном или нескольких занятиях.

Опорный конспект может использоваться для следующих видов домашних заданий:

а) анализ дидактического материала и сравнение его с опорным конспектом;

б) проговаривание изученного материала вслух кому-либо по опорному конспекту[14];

в) самостоятельное создание опорного конспекта по предложенной теме;

г) выполнение практических заданий с использованием опорного конспекта

Закрепление материала с использованием опорного конспекта можно выстроить так:

1) проговаривание отдельных фрагментов, которые вызвали затруднения у отдельных обучающихся остальными студентами или педагогом;

2) проговаривание изученного материала в парах по опорному конспекту;

3) групповое выполнение заданий по вопросам с целью закрепления логики рассуждения по опорному конспекту.

Таким образом, соблюдение названных принципов по разработке опорного конспекта по теме «Редактор растровой графики GIMP» позволяет эффективно выстраивать занятие, в соответствии с особенностями образовательного процесса.

Выводы по Главе 1

Таким образом, опорный конспект – это наглядный план темы профессионального модуля, в котором отражены только важные к усвоению определения и логические связи.

Основываясь на исследования В.Ф. Шаталова, можно сказать, что использование опорных конспектов в процессе преподавания профессионального модуля повышает качество усвоения материала обучающимися.

При разработке опорного конспекта темы «Редактор растровой графикиGIMP» профессионального модуля «Выполнение работ по рабочей профессии «Оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин» педагог должен учитывать требования к знаниям и компетенции, имеющие практическую направленность. Для их обеспечения рекомендуется стимулировать развитие навыков самостоятельной работы у обучающихся посредством выполнения самостоятельных и практических заданий в GIMP.

2. Разработка опорных конспектов в процессе преподавания профессионального модуля «Выполнение работ по рабочей профессии «Оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин» 2.1 Основные методические требования к составлению и использованию опорных конспектов на занятиях по профессиональному модулю «Выполнение работ по рабочей профессии «Оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин».

Технология использования опорных сигналов или конспектов использует принцип свёртывания информации в виде схем, таблиц, рисунков, что является эффективным способом запоминания и усвоения обучающимися материала.

Профессиональный модуль устанавливает базовые знания и компетенции для освоения специальных дисциплин, о которых мы говорили в первой главе.

В результате изучения профессионального модуля предполагается, что студент должен получить представления об основном программном обеспечении и наиболее используемых пакетов программ, их назначении и возможностях применения. При изучении профессионального модуля особое значение имеет его прикладной характер.

Для определения методических требований к составлению и использованию опорных конспектов по профессиональному модулю «Выполнение работ по рабочей профессии «Оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин», важно выделить его основные особенности:

  • использование программных и технических возможностей компьютера.

  • состоит из практических дисциплин.

  • состоит из специализированных дисциплин.

Соответственно, для того чтобы занятия по профессиональному модулю были эффективными, они должны:

  • обладать практической направленностью;

  • включать самостоятельную работу студентов

  • развивать навыки самостоятельной и исследовательской работы у студентов.

Сказав об особенностях модуля, невозможно не упомянуть особенности его рабочей профессии «Оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин».

Особенности профессии:

  1. Работа заключается в вводе, обработке и передаче информации в локальных сетях или через сеть Интернет.

  2. Информация, с которой придется работать, может быть представлена в различных форматах. Для обеспечения доступа к ней и ее редактированию необходимо использовать графические, видео- и аудио- редакторы.

  3. Профессия предполагает такие качества, как ответственность, усидчивость, способность к сосредоточенной работе, коммуникабельность.

  4. Оператор должен уметь работать с пакетами офисных программ (Microsoft Office и др.), пользоваться Интернетом, электронной почтой.

  5. Также может быть востребовано знание графических программ(GIMP и др.).

  6. Помимо этого оператор должен уметь обращаться со сканером, принтером и др. периферийными устройствами.

Педагог должен иметь в виду названные особенности для того, чтобы обеспечить эффективность усвоения преподаваемого материала.

К общим методическим требованиям к составлению опорных конспектов относятся:

  1. Определение типа занятия, его места в системе дисциплинарного курса.

  2. Учет психофизиологических особенностей обучающихся.

  3. Выбор эффективной структуры проведения занятия.

  4. Выделение главного в содержании дисциплины.

  5. Обеспечение практической направленности учебного процесса.

  6. Проведение самоанализа при планировании последующих занятий.

Особой проблемой является планирование материала блоками, разработка и выполнение опорных конспектов. Все это требует от преподавателя достаточно больших временных затрат при подготовке к занятию, подборе материала и дополнительной литературы. Данная работа проходит следующим образом:

1. Материал отбирается из разных источников: программ, учебников, справочной и методической литературы, периодических изданий и т.д.[14]

2. На этом этапе происходит обобщение, отбор и отбрасывание дидактического материала. Содержание опорного конспекта определяется содержанием теоретического материала по данной теме[14].

3.В уже изучаемом студентами новом материале, во-первых, выделяется второстепенная и главная информация, а во-вторых, определяется порядок изложения преподаваемого материала.

4.В уже систематизированном и сжатом материале необходимо выделить опорные сигналы, совокупность которых и составит опорный конспект по теме. Он будет состоять из ключевых слов, аббревиатур, компактных записей определений и формулировок, графических сигналов, цифрового материала, стрелок, условных обозначений[14].

Опорные сигналы могут выражаться в следующих формах:

  1. Рисунок. Рисунок — это изображение на носителе информации, созданное при помощи инструментов графики[19]. Как правило, рисунок не является отдельной частью конспекта и должен сопровождаться дополнительными обозначениями.

  2. Буквы. Буквы являются отдельными символами, каждый из которых привязан к определенному значению. Буквы часто используются в комбинациях с чертежами, графиками и шифрами.

  3. Схемы. Схема – это графический документ, содержащий составные части темы и связи между ними в виде условных изображений или обозначений. Схемы наиболее часто используются при изучении принципа действия определенных процессов.

  4. Цифры. Цифры - символы, каждый из которых привязан к определенному числу или другому значению. Могут служить заменой буквам.

  5. Графики. График — это графическое представление заданной функции. Используется для математических и статистических расчетов.

  6. Шифры. Шифр – условное обозначение с помощью букв и цифр.

  7. Чертежи. Чертеж – графическая, контурная модель объекта.

  8. Слова. В опорных конспектах разрешается использовать простые предложения.

  9. Цвет. Цвет – цветовое выделение определенных частей материала. Цвету может присваиваться значение. Облегчает запоминание материала и его поиск.

  10. Условные знаки. Условные знаки – в отличие от рисунков могут быть самостоятельной формой, ввиду того, что они основаны на ассоциациях обучающихся.

При составлении опорного конспекта также используются мнемонические приемы, призванные облегчить запоминание материала и развить память обучающихся. Различают следующие разновидности мнемонических приемов:

  1. жизненные ситуации. Использование жизненных ситуаций в качестве примера при объяснении нового материала облегчает понимание и усвоение.

  2. ассоциации. Облегчают запоминание и понимание материала за счет связи известными фактами и понятиями.

  3. аббревиатура. Позволяет представить сложные словосочетания в удобной для запоминания форме.

  4. опорные слова;

  5. логические цепочки. Логические цепочки позволяют отследить причинно-следственные связи с помощью символов и знаков.

  6. символика. Символика позволяет значительно упростить структуру представляемой информации. Пример: значки , =, => и т.д.

Стоит отметить, что для того, чтобы необходимая к запоминанию информация уместилась на листе опорного конспекта (берем за стандарт формат А4 как наиболее оптимальный вариант между удобством ношения с собой и хорошей видимостью значков), она должна быть правильно сжата.

При разработке опорного конспекта и работе с ним с помощью программных возможностей компьютера необходимо соблюдать правила безопасности при организации работы за компьютером.

Несоблюдение требований безопасности может привести к тому, что при работе за компьютером студент и преподаватель могут испытывать головные боли и резь в глазах, появляются усталость и раздражительность. Также нарушается сон, аппетит, ухудшается зрение, начинают болеть руки, шея, поясница и тому подобное. При ненормированной работе возможно и нервное истощение.

По проведенным исследованиям, одной из причин плохого самочувствия пользователей компьютеров является пульсация яркости изображения на экране монитора. Поэтому:

  1. Не рекомендуется работать за компьютером более 6 часов без перерывов;

  2. рекомендуется делать перерывы в работе за ПК продолжительностью 10 минут через каждые 50 минут работы;

  3. продолжительность непрерывной работы за компьютером без регламентированного перерыва не должна превышать 2 часов;

  4. во время регламентированных перерывов целесообразно выполнять комплексы упражнений;

  5. при нерегламентированной работе повышенной интенсивности возможны головные боли, нервные срывы и др.

Выделяют следующие этапы конструирования опорных конспектов:

  1. Изучение требований и стандартов профессионального модуля.

  2. Формулировка цели занятия.

  3. Изучение содержания темы.

  4. Выделение блоков и составление плана конспекта.

  5. Свёртывание информации.

  6. Применение опорного конспекта на занятии

  7. Внесение поправок.

На занятиях с использованием опорных конспектов можно использовать следующие приемы работы:

  1. Опорный конспект выдается всем учащимся либо по одному на парту.

  2. Лекция педагога с опорой на конспект изучаемой темы с одновременным переносом учащимися его содержания в тетрадь.

  3. Учащийся заносит в опорный конспект свои коррективы (делает дополнительные записи, замечания, дополнения).

  4. Совместная работа учителя и учеников по заполнению таблиц.

  5. Закрепление нового материала с опорой на конспект.

  6. Самостоятельная работа обучающихся по конструированию ОК.

  7. Самостоятельное изучение новой темы по выданному материалу с разбором интересующих студентов вопросов.

Отрицательные стороны использования опорных конспектов:

  1. Данную технологию нежелательно использовать на каждом занятии, т.к. однообразный стиль деятельности становится утомительным и приводит к снижению активности работы обучающихся.

Можно выделить следующие положительные стороны работы с опорными конспектами:

  1. Опорные конспекты снижают временные и энергетические затраты обучающихся на запоминание информации. Они помогают учащимся логично, быстро и грамотно построить развёрнутый устный ответ. По опорным конспектам можно повторять материал при подготовке к контрольным срезам, сессии и т.п.

  2. Возможность использования информационных технологий (например, анимации) и разнообразных способов визуального оформления для привлечения внимания студентов и повышения их заинтересованности в изучении дисциплины.

  3. Работа с опорными конспектами позволяет экономно расходовать время на занятии и при проведении контрольных работ, а также решает проблему получения студентами оценок.

  4. Конструирование опорных конспектов способствуют развитию креативных способностей и навыков самостоятельной работы у обучающихся и способствуют снижению стресса у студентов во время проведения работ с использованием данной формы образовательной деятельности.

  5. Опорные конспекты не имеют ограничений по количеству использований.

Можно использовать следующие формы контроля при использовании опорных конспектов:

  1. Письменное воспроизведение содержание материала опорного конспекта.

  2. Развернутый опрос по опорному конспекту.

  3. Письменное выполнение домашнего задания по разработке опорного конспекта или с его использованием.

  4. Экспресс-опрос по схемам.

  5. Взаимоконтроль (работа в парах).

Таким образом, говоря о подготовке и проведения занятий по профессиональному модулю, можно сделать вывод о том, что соблюдение требований, предъявляемых к составлению и использованию опорных конспектов, позволит педагогу обеспечить соответствие особенностям изучаемой дисциплины и профессионального модуля и повысить качество усвоения материала студентами.

Разработка и применение опорного конспекта педагогом позволяет осуществлять эффективную систематизацию учебного материала, выделение главных связей и составление целостной картины изучаемой дисциплины, учитывая особенности профессионального модуля.

Итак, среди особенностей профессионального модуля «Выполнение работ по рабочей профессии «Оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин» можно выделить практическую направленность дисциплин, предполагающую самостоятельную работу студентов.

2.2 Проектирование и разработка опорного конспекта по теме «Редактор растровой графики GIMP» в процессе преподавания профессионального модуля «Выполнение работ по рабочей профессии «Оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин»

Для разработки опорного конспекта по профессиональному модулю «Выполнение работ по рабочей профессии «Оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин» нами была выбрана тема «Редактор растровой графики GIMP».

Требования к минимальному материально-техническому обеспечению для разработок и проведения самостоятельных и практических работ по данной теме:

  1. компьютер;

  2. принтер;

  3. проектор;

  4. локальная сеть;

  5. доступ к глобальной сети Интернет;

  6. программное обеспечение общего и профессионального назначения;

  7. комплект учебно-методической документации.

В процессе конспектирования нами были осуществлены следующие действия:

  1. Отбор учебно-методического материала к занятию.

  2. Изучение литературных источников.

  3. Выбор наиболее значимой и существенной информации по теме занятия.

  4. Сжатие и структуризация отобранного учебно-методического материала.

  5. Подбор опорных сигналов.

  6. Представление материала в графической форме.

В качестве литературы для составления конспекта были рассмотрены учебники «Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителей» А.А. Гина, «Педагогика в схемах, таблицах, опорных конспектах» Г.М. Коджаспировой и «Опорный конспект как способ активизации учебного процесса в системе университетского образования» Е.В. Кравчук.В них рассматриваются вопросы разработки и применения опорных конспектов.

После изучения литературы, была отобрана наиболее значимая информации по теме занятия. В результате был разработан конспект, посвященный одной из тем профессионального модуля.

В нашем опорном конспекте были выделены следующие блоки.

I. Интерфейс. Состоит из инструментов, предназначенных для рисования.

I.I. Рисование. По умолчанию на панели GIMP находятся все тринадцать инструментов рисования, сгруппированных в её нижней части.

I.II. Выделение. Часто при операциях на изображении вам необходимо, чтобы изменения затронули лишь его часть. В GIMP вы делаете это с помощью выделения этой части. Каждое изображение имеет ассоциированное с ним выделение. Большинство (но не все) операций в GIMP применяются только к выделенным частям изображения[15].

С настройками по умолчанию основные инструменты выделения, такие как инструмент «Прямоугольное выделение», создают чёткие выделения. Точки внутри контура полностью выделены, и точки снаружи полностью не выделены. Вы можете это проверить, включив быструю маску: вы видите чистый прямоугольник с чёткими краями, окружённый однотонным красным цветом. В параметрах инструмента имеется пункт «Растушёвка». Если вы разрешите его использование, вместо этого инструмент будет создавать выделения с плавными переходами. Радиус растушёвки, который вы можете изменять, определяет расстояние, по которому происходит переход[15].

I.III. Копирование. Использовать «файл → Создать → Из буфера обмена», чтобы создать новое изображение из буфера обмена; в качестве альтернативы, вы можете использовать «Edit → Вставить как → Новое изображение». Многие приложения поддерживают копирование изображения в буфер обмена, которые затем могут быть вставлены в GIMP . Многие операционные системы поддерживают копирование экранов в буфер обмена. PrintScreen обычно копирует экране в буфер обмена, и Alt + PrintScreen копирует только активное окно.

II. Панель свойств инструментов. Состоит из инструментов, предназначенных для работы с текстом.

II.I. Форматирование текста. Вид текста можно менять многими способами, не только изменяя его шрифт. Преобразовывая текст в выделение или контур, его можно залить, обвести, преобразовать, короче, применить все доступные инструменты GIMP, чтобы получить интересные эффекты. Для примера, попробуйте сценарии логотипа из меню Файл → Создать → Логотипы. Каждый из этих сценариев позволяет ввести какой-нибудь текст и создаёт новое изображение с логотипом из этого текста[15].

II.II. Цветовая палитра. Палитра это набор определённых цветов. С ее помощью вы можете рисовать выбранным набором цветов. Они образуют цветовые карты индексированных изображений. Индексированное изображение может содержать максимум 256 различных цветов.

Опытный пользователь должен понимать, что представляют собой палитры, даже и менее опытный пользователь в определённых ситуациях должен подумать об их использовании, например, при работе с файлами формата GIF[15].

III. Слои. Состоит из инструментов, предназначенных для управления слоями. Структура слоёв в изображении показана в диалоге «Слои». Внешний вид диалога «Слои» показан на иллюстрации.

III.I. Открытие панели.

Также была разработана практическая работа, направленная на самостоятельную работу с информацией, представленной в опорном конспекте. Данная практическая работа направлена на II уровень усвоения знаний учащимися и может быть использована на этапе практической работы на занятии и в качестве домашнего задания. Результатом выполнения данного задания должны стать скриншоты каждого этапа работы студента. Исходя из результата, преподаватель выставляет оценку, согласно порядку, заведенному в конкретном образовательном учреждении.

Для проведения самостоятельных и практических работ по теме «Редактор растровой графикиGIMP» компьютер должен соответствовать представленным минимальным системным требованиям.

При использовании Windows 7 и более новых версий Windows на рабочем компьютере, вам понадобятся:

  1. 32-разрядный (x86) или 64-разрядный (x64) процессор с тактовой частотой 1 ГГц или выше.

  2. 1 ГБ (для 32-разрядного процессора) или 2 ГБ (для 64-разрядного процессора) ОЗУ.

  3. 16 ГБ (для 32-разрядной системы) или 20 ГБ (для 64-разрядной системы) свободного места на жестком диске.

  4. Графическое устройство DirectX 9 с драйвером WDDM 1.0 или более поздней версии.

  5. Дополнительные требования: доступ в Интернет.

В зависимости от разрешения экрана может потребоваться дополнительная память и более современное графическое оборудование:

  1. Для оптимальной работы некоторых программ может потребоваться видеоадаптер, совместимый с DirectX 10 или более поздними версиями.

  2. Для некоторых функций WindowsMediaCenter может требоваться дополнительное оборудование.

  3. Для технологии WindowsTouch и планшетных ПК требуется специальное оборудование.

  4. Для домашней группы требуется сеть и компьютеры с Windows 7

  5. Для функции BitLocker требуется доверенный платформенный модуль TPM 1.2.

  6. Для функции BitLockerToGo требуется USB-накопитель.

  7. Для режима WindowsXP требуется дополнительно 1 ГБ ОЗУ и 15 ГБ свободного места на жестком диске.

  8. Для воспроизведения музыки и звука требуется аудиовыход.

Графика и функции продукта зависят от конфигурации системы. Для некоторых функций может требоваться дополнительное или более современное оборудование.

  1. На компьютерах с многоядерными процессорами. Windows 7 создана для работы с современными многоядерными процессорами. Все 32-разрядные версии Windows 7 поддерживают до 32 ядер процессора, а 64‑разрядные версии — до 256 ядер.

  2. Компьютеры с несколькими процессорами. Коммерческие серверы, рабочие станции и другие высокопроизводительные компьютеры могут быть оснащены несколькими физическими процессорами. Windows 7 Профессиональная, Корпоративная и Максимальная поддерживают два физических процессора, обеспечивая максимальную производительность на таких компьютерах. Windows 7 Начальная, Домашняя базовая и Домашняя расширенная определяют только один физический процессор.

Для проведения практических работ могут быть также разработаны и использованы следующие задания:

  1. Создание объемного текста.

  2. Создание рекламного буклета.

  3. Работа с контурами.

  4. Работа с текстом.

  5. Применение слоев.

  6. Создание коллажа.

  7. Ретуширование фотографий.

Для создания опорного конспекта представленные выше блоки темы были преобразованы в опорный конспект, особенности которого заключаются в следующем:

1.Сжатие полной информации до малых размеров.

2.Использование условных обозначений, присутствующих в самом редакторе для облегчения работы.

Информация, изложенная в конспекте, была сжата до представления только основных функций программы и методов управления. Информация была представлена в виде опорных сигналов с использованием словесных пояснений.

Кроме того, между компонентами схемы обозначены связи.

Таким образом, применяя принципы составления опорного конспекта, нами был разработан конспект по теме «Редактор растровой графики GIMP» и практическая работа, которые представлены в Приложении.

Данный конспект предназначен для этапа самостоятельной работы студентов, но может быть использован на этапе изучения нового материала представленным ниже образом.

На занятии, посвященном изучению новой темы, после определения объема знаний и умений, которые должны получить обучающиеся по теме, разграничения известной и новой информации, которую необходимо усвоить, составляем опорный конспект в тетради, разбив весь изучаемый материал на смысловые блоки. Затем учебный материал прочитывается студентами еще раз, но уже внимательно, по блокам, для извлечения главной информации. Представленная в виде отдельных условных обозначений, она постепенно заносится в конспект. Для выразительности изображения мы используем цветовые обозначения (каждый блок имеет свой цвет) и обозначения, используемые в программном продукте.

Таким образом, обучающиеся учатся составлять опорный конспект самостоятельно.

После составления конспекта для формирования у обучающихся умения ориентироваться в нем, проверки правильности и полноты записи в качестве образца делается первичное озвучивание конспекта педагогом. На дом студенты получают задание еще раз прочитать теоретический материал темы и разобрать его по конспекту[14]. На следующем уроке используются различные формы работы с учащимися по нахождению, восприятию, пониманию, воспроизведению отдельных блоков и конспекта в целом. Это беседы по вопросам, терминологический диктант, блиц-опрос, индивидуальные ответы у доски, парные опросы, повторение[14]. Работа по опорному конспекту включена в занятия для закрепления информации, ее обобщения и завершается контролем и работой над ошибками. Такое построение образовательного процесса способствует тому, что студент многократно, но без специального заучивания проговаривает отдельные правила и учится строить связный рассказ по изучаемой теме.

Применение опорных конспектов и схем на занятиях по профессиональному модулю освобождает время для закрепления новых знаний, что позволяет увеличить объем практической работы на занятии. Затраты времени на изучение нового и составления конспекта уменьшаются, а на самостоятельные работы, закрепление и систематизацию могут увеличиваться.

Знание опорного конспекта должно проверяться педагогом на занятии посредством ответа на вопросы обучающихся по опорному конспекту.

Когда студент отвечает на вопрос, связанный с темой, представленной в опорном конспекте, ответ быть прокомментирован преподавателем либо остальными обучающимися.

Разработка опорного конспекта должна следовать принципам, вытекающим из особенностей образовательного процесса и уровня подготовки педагога.

Соблюдение данных принципов в сочетании с учетом особенностей преподаваемого профессионального модуля, а также, использование правил составления опорных конспектов, позволяют педагогу повысить эффективность своей деятельности во время преподавания профессионального модуля «Выполнение работ по рабочей профессии «Оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин».

Разработанный опорный конспект и практическая работа могут служить учебно-методическим обеспечением для преподавания темы «Редактор растровой графики GIMP» профессионального модуля «Выполнение работ по рабочей профессии «Оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин».

Вывод по Главе 2

Основываясь на особенностях профессионального модуля «Выполнение работ по рабочей профессии «Оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин» и подготавливаемой им специальности, системных требованиях к компьютерному обеспечению и правилах техники безопасности, положительных и отрицательных сторонах использования опорного конспекта была проанализирована дидактическая литература по теме «Редактор растровой графики GIMP». Важная для усвоения информация была отобрана, систематизирована и распределена по трем крупным блокам темы. В качестве опорных сигналов использовались иконки интерфейса растрового редактора GIMP, стрелочки, представляющие логические связи, и слова.

Также была разработана практическая работа, предназначенная для применения на этапах практической работы и выдачи домашнего задания II уровня усвоения.

Важно помнить, что при разработке и применении опорного конспекта педагог не ограничен в выборе видов практических работ, визуального оформления конспекта, но следование принципам составления и использования опорного конспекта позволит избежать множества ошибок.

Заключение

На сегодняшний день среди разнообразных приемов повышения качества преподавательской деятельности педагога особенно многообещающей является разработка и использование опорного конспекта, который представляет собой схематичное изображение изучаемого материала, в котором отражены подлежащие усвоению единицы информации, представлены различные связи между ними и введены опорные сигналы.

Анализ тематической литературы показал, что хотя существует большое количество исследований, посвященных этому вопросу, в которых рассматриваются структура, содержание и принципы разработки и применения опорных конспектов, но в настоящее время нет широкого использование опорных конспектов в преподавании профессиональных модулей, в связи с недостаточной освещенностью данной проблемы.

Поэтому в данном исследовании мы разработали опорный конспект и рассмотрели теоретические предпосылки данного вопроса, опираясь на разработки основателя данной технологии В.Ф. Шаталова.

Цель нашей работы заключалась в изучении особенностей разработки и использования опорных конспектов в процессе преподавания профессионального модуля «Выполнение работ по рабочей профессии «Оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин».

В соответствии с названной цели был поставлен и решен ряд задач.

Во-первых, анализ педагогической литературы позволил определить сущность и назначение опорного конспекта в процессе преподавания профессионального модуля «Выполнение работ по рабочей профессии «Оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин».

Во-вторых, были выделены основные принципы составления и использования опорных конспектов в процессе преподавания профессионального модуля «Выполнение работ по рабочей профессии «Оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин».

В-третьих, был разработан опорный конспект по теме «Редактор растровой графики GIMP», который может быть использован в процессе преподавания профессионального модуля «Выполнение работ по рабочей профессии «Оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин» и практическая работа, прилагающаяся к данному конспекту

Таким образом, при выполнении данной курсовой работы мы изучили сущность опорных конспектов, ознакомились с опорными сигналами методикой Шаталова. Был разработан опорный конспект по теме «Редактор растровой графики GIMP» профессионального модуля «Выполнение работ по рабочей профессии «Оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин». Также была разработана практическая работа, направленная на закрепление информации, представленной в опорном конспекте.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ Список
  1. Айсманн, К. Ретуширование и обработка изображений в Photoshop [Текст]/К. Айсманн, У. Палмер. — 3-е изд. — М.: Вильямс, 2007. — 560 с

  2. Гин, А.А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителей[Текст]/А.А. Гин. - М.: Вита-пресс. - 112 с.

  3. Девицкий, П. Gimp для фотографа: эффективные методы обработки [Текст]/П. Девицкий — 91 с.

  4. Ермолаева Н.А. Проблемы в становлении профессионализма педагога [Текст]/Н.А. Ермолаева - Журнал прикладной психологии. 2005. №4. - 2-7 с.

  5. Жексенаев, А.Г. Основы работы в растровом редакторе GIMP (ПОдля обработки и редактирования растровой графики): Учебное пособие[Текст]/А.Г. Жексенаев — Москва: 2008. — 80 с.

  6. Загвязинский, В.И. Теория обучения: Современная интерпретация: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений[Текст]/В.И. Загвязинский - М.: «Академия», 2001. - 192 с.

  7. Калмыкова, Н.В. Опорный конспект как один из способов представления учебной информации[Текст]/Н.В. Калмыкова, С.Ф.Петряева - Молодой ученый, 2015. — №11.1. — 53-58 с.

  8. Кларин, М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры, дискуссии. Анализ зарубежного опыта[Текст]/М.В. Кларин - М.: Эксперимент. 2000. - 176 с.

  9. Коджаспирова, Г.М. Педагогика в схемах, таблицах, опорных конспектах[Текст]/Г.М Коджаспирова - М.: Айрис-Пресс. 2008. - 256 с.

  10. Лаврентьев, Г.В. Инновационные обучающие технологии в профессиональной подготовке специалистов[Текст]/Г.В. Лаврентьев,Н.Б. Лаврентьева, Н.А. Неудахина - Барнаул: Изд-во Алтайского государственного университета, 2002. - 212 с.

  11. Левитес, Д.Г. Практика обучения: современные образовательные технологии[Текст]/Д.Г. Левитес - М., 2008. - 288 с.

  12. Мак-Клелланд, Д. Adobe Photoshop CS2. Библия пользователя [Текст]/Д. Мак-Клелланд, Л.У. Фуллер — М.: Диалектика, 2007. — 944 с.

  13. Пидкасистый, П.И. Педагогика: Учебник для студ. пед. учеб.заведений. [Текст]/П.И. Пидкасистый - М.: Юрайт, 2009. - 430 с.

  14. Роуз, К. Освой самостоятельно AdobePhotoshop CS3 за 24 часа [Текст]/ К. Роуз, К. Биндер — 4-е изд. — М.: Вильямс, 2007. — 512 с.

  15. Селеменев, С.В. Новая Наглядность.[Текст]/С.В. Селеменев - Педагогические технологии. 2002. №4. - 158-162 с.

  16. .Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений.[Текст] М.: «Академия», 2002. 576 с.

  17. Топорков, С.С. Трюки и эффекты в Photoshop CS3.[Текст]/С.С. Топорков — М.: ДМК ПРЕСС, 2007. — 328 с.

  18. Хахаев, И.А. Свободный графический редактор GIMP: первые шаги.[Текст]/И.А. Хахаев — ДМК-пресс, сентябрь 2009. — 232 с.

  19. Хэммел, М. Дж.Gimp: Бутылка доброго вина (рус.) [Текст]/М.Дж. Хэммел- LinuxFormat, СПб.,2009. — Март (№ 3 (116)). — 60-63 с.

  20. Хэммел,М. Дж. Gimp: Улучшим интерфейс (рус.) [Текст]/М.Дж. Хэммел - LinuxFormat, СПб., 2009. — Июнь (№ 6 (119)). — 56-59 с.

  21. Шаталов, В.Ф. Педагогическая проза. [Текст]/В.Ф. Шаталов - Архангельск: Сев.-Зап. Кн. Изд-во, 1990. - 383 с.

  22. Штейнберг, В.Э. Конструкторско-технологическая деятельность преподавателя[Текст]/В.Э. Штейнберг - Школьные технологии. 2000. №3. - 3-18 с.

  23. Опорные конспекты, алгоритмы, схемы на уроках русского языка [Электронный ресурс]/URL: http://festival.1september.ru/articles/648162/ (дата обращения: 12.05.2017)

  24. Интерфейс[Электронный ресурс]/URL: https://docs.gimp.org/ru/ (дата обращения: 12.05.2017)

  25. Шаталов, Виктор Фёдорович [Электронный ресурс]/URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/ (дата обращения: 12.05.2017)

  26. GIMP[Электронный ресурс]/URL: https://ru.wikibooks.org/wiki/ (дата обращения: 12.05.2017)

  27. Рисунок [Электронный ресурс]/URL:http://wikiwhat.ru/ (дата обращения: 12.05.2017)

  28. GIMP[Электронный ресурс]/URL:http://www.myopensoft.narod.ru/grafic/gimp/doc/ (дата обращения: 12.05.2017 )

  29. GIMP[Электронный ресурс]/URL:http://www.myopensoft.narod.ru/grafic/gimp/doc/ (дата обращения: 12.05.2017 )

  30. Осваиваем GIMP [Электронный ресурс]/URL:http://heap.altlinux.org/engine/Heap/Books/AltLibrary/ (дата обращения: 12.05.2017)

Приложение А

Опорный конспект по теме «Редактор растровой графики GIMP». Интерфейс GIMP

Практическая работа «Редактор растровой графики GIMP. Разработка объемного текста ». Задание 1.

Приложение Б.

Опорный конспект по теме «Редактор растровой графики GIMP»

Практическая работа «Редактор растровой графики GIMP. Разработка объемного текста ». Задание 2.

Приложение В

Опорный конспект по теме «Редактор растровой графики GIMP»

Практическая работа «Редактор растровой графики GIMP. Разработка объемного текста ». Задание 3.

Просмотров работы: 472