РОЛЬ АРХИТЕКТУРНОГО ОСВЕЩЕНИЯ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

РОЛЬ АРХИТЕКТУРНОГО ОСВЕЩЕНИЯ

Белкина М.Д. 1, Саньков П.Н. 1
1Приднепровская государственная академия строительства и архитектуры
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Актуальность. В работе рассматриваются роль освещения в архитектурной среде, как энергосберегающее и эргономическое средство, затрагивающие разные сферы жизнедеятельности человека. Подчеркнута значимость современных технологий в проектировании , как наиболее актуального направления в архитектурной науке.

Проблема. Понимания основных аспектов, функций и современных методов проектирования архитектурного освещения.

Цель. Выявить современные методы реализации освечивания фасадов.

Объект исследования. Световой дизайн.

Задания работы. Изучить и упорядочить общую информацию о архитектурном освещении.

Основная часть. Световой дизайн— проектирование, разработка, конструирование, расчёт освещения) — это направление дизайна, базирующееся на трёх основных аспектах освещения.

1. Эстетическое восприятие — важное значение при проектировании и реализации освещения мест с длительным пребыванием людей: зон отдыха, парков, скверов, магазинов, общественных зон и архитектурных форм.

2. Эргономический аспект —функциональность освещения, способность света влиять на работоспособность, комфорт и зрите-льное восприятие.

3. Энергоэффективность — необходимо понимать, нет ли переосвещенных поверхностей, без весомой на то причины; нет ли освещения пустых мест, без определенной смысловой нагрузки; не превышают ли значения освещенности необходимые по нормативным документам или для выполнения эстетических и функциональных задач.

Каждый из перечисленных аспектов должен быть учтён в работе светодизайнера. В эстетическом смысле светодизайнер должен повысить привлекательность освещаемого пространства, понять, как объект будет взаимодействовать с окружающим фоном (сливаться или выделяться из него), какие эмоции при этом будет вызывать свет. Необходимо помнить и то, что объект будет виден не только ночью, но и днём; учитывать дневной свет и требования безопасности в ночное время (чрезмерная блескость в поле зрения наблюдателя, цветовое и световое загрязнение и т. д.)

Световой дизайн не является по отдельности ни искусством, ни наукой, а скорее производной от них отраслью. При проектировании света необходима не только креативная идея (с точки зрения искусства), но и понимание физических свойств света и принципов работы светильников и источников света (с научной точки зрения). В последнее время архитектурное освещение зданий становится все более и более популярным. Так один фасад днем, с помощью света, преображается ночью и становится совершенно другим. В связи с происходящими изменениями в строительстве, обществе и науке, светодизайн получает новый виток развития.

Кроме базовых аспектов также существуют и другие, предъявляемые к архитектурному освещению:

  • Гармония архитектурной формы и самого освещения

Конструктивный стиль и материалы здания – это грубые элементы в не зависимости от того старое это здание или новое. Освещение может добавить строению чувственности, в то время как фасад останется прежним и днем и ночью.

В архитектурном освещении существует много методов. Общепринятый подход заливающего освещения хорошо показывает формы здания и структуру поверхности. Архитектура говорит сама за себя. Использование белого цвета света для выделения колонн, орнаментов или проецирование – тоже очень популярные методы.

Правильно подобранная цветовая температура подчеркивает материалы, из которых сделано здание, а так же его характер. Например, традиционный тип освещения фасадов, такой как вертикальное освещение хорошо показывает поверхность фасада, не вызывающих визуальных изменений в архитектуре.

Революционное развитие светодиодной технологии открыло новые возможности для освещения фасадов здания. Контроль яркости и цветовой температуры, а так же характеристики оптики позволяют реализовать интересные инновационные решения. Например, компактные размеры светодиодных источников света, позволяют разместить оборудование в архитектурных элементах здания, интегрировать светильники в фасад. Так же малое потребление энергии светодиодными источниками света очень актуально в наше время энергосбережения.

  • Эмоциональность

Задачей использования световых сценариев в освещении здания не всегда является подчеркивание и украшение его. Многие архитекторы стремятся придать своим творениям неповторимый свежий вид в темное время суток.

Эмоциональное освещение заменяет классические приемы освещения, привнося яркие контрастные цвета. Творческий свет придает новый образ обычному зданию. Подобные строения привлекают внимание и формируют образ города. Эмоциональное освещение делает привычное здание более выразительным. Световые решения имеют потенциал создавать эмоциональную связь между архитектурой и зрителем.

Свет не материален, но реален – и это можно увидеть только когда он распространяется в пространстве или отражается от объектов. Свет сам по себе имеет пространственный аспект, он заполняет пространство. Тактильность и визуальная составляющая неразрывно связаны, таким необыкновенным образом, что среда зрения сама остается в основном не видимой, обычно воспринимаясь как расширение смысла восприятия видимого.

Цветное освещение вызывает у людей эмоции, а динамическая смена цветов привлекает внимание и достигает требуемого эффекта с большого расстояния. Концепция эмоционального освещения трансформирует привычную архитектуру и делает ее более живой.

  • Коммуникативность

LED технологии и системы управления световыми оборудованием сделали освещение многогранным и интересным. Различный медиа-контент можно воспроизводить на больших экранах. Данная информация легко достигает внимания зрителя. Концепция коммуникативного освещения применяется в основном для объектов расположенных на больших пространствах, и направлена на поддержание престижа городских проектов, брендов и инвесторов.

Небольшие светодиодные пиксели устанавливаются на конструкцию напоминающую сетку и в дневное время часто остаются незаметны глазу. И только ночью они раскрывают свои особенности: маленькие светящиеся точки управляются индивидуально, как пиксели телевизионного экрана. Управляя каждым точечным элементом можно создавать изображения, видеоряд, анимацию или необычные картины. Применение медиафасадов способствует запоминанию индивидуальности брендов на большом расстоянии.

Медиафасады помогают подчеркнуть существующее своеобразие и самобытность города, уникальность его восприятия. Такие световые системы используются как элемент, выражающий индивидуальность, подчеркивающий особенность места, а так же людей, которые там живут, тем самым выделяя их из толпы. Эффективность архитектурного освещения очень сильно зависит от качества используемого оборудования и правильно выбранной системы управления.

Существуют следующие методы светодизайна применительно к архитектурному оформлению:

  • общее заливающее;

  • локальное заливающее;

  • локальное акцентирующее;

  • контурное;

  • фоновое заливающее;

  • фасадное заливающее;

  • колерное (выделение цветом);

  • динамическое наружное архитектурное освещение.

Литература

  1. Екатерина Довгалюк, Художественное освещение объектов, LAP Lambert Academic Publishing, 80ст. 2012.
  2. Справочная книга по светотехнике / Под ред. Ю. Б. Айзенберга. 3-е изд. перераб. и доп. — М.: Знак. 2006.— 972 с.
  3. Щепетков Н.И., Световой дизайн города, М.: "Архитектура-С", учебное пособие, 320 стр. 2006 г. – С. 181-185
  4. www.expertunion.ru
  5. www.afe-eclairage.fr
  6. www.gatine.org
Просмотров работы: 438