Лекция это одна из старейших форм учебного процесса, которая позволяет дать основной объем учебной дисциплины для большого числа людей, с минимальными экономическими затратами.
Помимо вышеперечисленных положительных особенностей у этой формы учебного процесса существуют недостатки одна из них то, что для качественной передачи информации необходим высокий уровень мастерства преподавателя-лектора, это связано с тем, что чем больше слушателей, тем слабее влияние лектора на конкретного обучаемого.
Для лекции существует характерные цели такие как, формирование познавательной деятельности слушателей, организация интереса к содержанию учебного предмета и профессиональной мотивации будущего специалиста.
Лекция выполняет методологическую, информационную, мотивационную, организационную и воспитательную функции.
По расположению в структуре образовательного процесса лекции подразделяются на:
вводную,
установочную,
текущую,
обзорную,
заключительную.
В вводной лекции дается в целом представление об учебном предмете. Установочная лекция ставит перед собой цель ознакомить студентов с основными положениями курса и заключает в себе программный материал для самостоятельного изучения. Установочная лекция характерна для очно-заочного обучения. Текущая лекция и обзорная, первая из них дает системное изложение учебного материала, вторая нацелена на восстановление ранее полученных знаний, знакомство с новым материалом. Заключительная лекция проводится для повтора, закрепления и формирования выводов по пройденному курсу.
По способу проведения лекции можно подразделить на следующие типы:
Лекция-беседа – лекция проводится в вопросно-ответной форме;
Проблемная лекция – в течении лекции ведется решении проблемной ситуации;
Лекция-визуализация – лекционный материал подается в виде презентации, преподаватель комментирует демонстрируемый материал;
Бинарная лекция – проводится в виде беседы двух преподавателей рассматривающих проблему с двух разных позиции;
Лекция-провокация – ведется с намеренно расставленными в ходе изложения ошибками, с целью поддержания внимания студентов;
Лекция-конференция – проводится как выступления студентов с заранее оговоренной проблемой и системой докладов.
При подготовке лекции желательно придерживаться четко сформулированного плана по составлению лекции:
1. Ознакомление с нормами ФГОС ВО, учебной программы.
2. Выделение целей и задач лекции.
3. Разработка плана проведения лекции.
4. Подбор литературы.
5. Отбор учебного материала, ЦОР, демонстрационного и лабораторного оборудования.
6. Составление конспекта лекции.
7. Определение методов и приемов поддержания интереса студентов.
8. Рефлексия и самоанализ – переосмысление материалов лекции, продумывание того, как можно повысить ее эффективность.
Иванова А. Д. Педагогическая практика магистрантов: практикум / А. Д. Иванова ; Уфимск. гос. авиац. техн. ун-т. – Уфа: РИК УГАТУ, 2017. – 77 с.
Долганова О.В, Петрова О.О., Шарохина Е.В., Педагогика: конспект лекций.М.: ЭКСПО, 2008.
Егоров В.В., Скибицкий Э.Г., Храпченков В.Г. Педагогика высшей школы: Учебное пособие. – Новосибирск: САФБД, 2008. − 260 с.
Бордовская Н. В., Реан А. А., Педагогика, СПб, «Питер», 2006 г. – 300 с.