ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ РОССИИ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ РОССИИ

Пустовалова В.К. 1, Подоксенова А.А. 1
1ФГБОУ ВО «Омский государственный аграрный университет им. П.А. Столыпина»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Внешняя торговля - торговля между странами, состоящая из экспорта и импорта товаров и услуг. Осуществляется преимущественно через коммерческие сделки, оформляемые внешнеторговыми контрактами.

На протяжения столетий внешняя торговля была и есть основой международных экономических отношений, так как рост мирохозяйственных связей ускорил процесс формирования международного разделения труда, что соединяет все страны в единое хозяйственное целое. А это свидетельствует о том, что интернационализация хозяйственных связей обусловлено развитием производительных сил, которые, перерастая национальные рамки, подводят к необходимости интернационализации производства. Для экономического роста и развития стран в постоянно развивающейся мировой экономике очень важное значение имеет внешняя торговля.

В настоящее время внешнеэкономические связи в основном сохранили прежние черты. Прежде всего, это относится к структуре товарооборота. Основу товарообменных операций составили топливно-энергетические товары, черные и цветные металлы, удобрения, машиностроение.

Россия импортирует из стран СНГ многие виды сырья, материалы и технику, продовольственные и непродовольственные товары, что составляет 30% их импорта. Падение импорта в последние годы происходило еще более стремительно, чем экспорта. При этом необходимость уплаты долгов России за энергоносители поставками многих товаров, особенно потребительских, осуществляется в виде бартера, что не способствует укреплению рыночных принципов взаимоотношений.

Наибольшая интенсивность товарооборота России сохраняется с Украиной, Белоруссией и Казахстаном, на долю которых приходится 87,3% российского экспорта и 84% импорта со странами Содружества. Для всего Содружества торговля с Россией, несмотря на резкое сокращение, по - прежнему имеет первостепенное значение. Она составляет свыше 50% их общего внешнеторгового оборота, а для Украины, Казахстана и Белоруссии - более 70%. Тем не менее, Россия хотя и не потеряла сегодня, но значительно ослабила свои позиции на территории СНГ, и поэтому, одним из шагов России, направленных на укрепление СНГ, могла бы стать ратификация договора о создании зоны свободной торговли, подписанной в апреле 1994 года.

Важнейшей задачей России во внешнеэкономической сфере остаётся вступление во Всемирную торговую организацию, без чего невозможно эффективно защитить интересы отечественных экспортеров.

Внешнеторговый оборот России упал на 45% по отношению к 2014 году, сообщает Федеральная таможенная служба. В январе-мае 2015 года он составил $158,6 млрд. Сальдо внешнеторгового баланса за первые пять месяцев года сложилось положительное, размер — $41,9 млрд, что более чем в два раза меньше показателей прошлого года.

Несмотря на то, что внешнеэкономическая сфера РФ является наиболее растущей сферой экономики страны, то в данном секторе существует ряд проблем. Основными экспортерами и импортерами в нашей стране являются лишь ряд наиболее развитых субъектов нашей федерации.

В качестве современных тенденций в товарном экспорте РФ необходимо выделить следующие:

1. Сохраняется ярко выраженная топливно-сырьевая направленность российского экспорта.

2. За счет неблагоприятной конъюнктуры мировых рынков цветных металлов доля экспорта цветных и черных металлов немного сократилась. Тем не менее, продукция черной и цветной металлургии остается важной статьей российского экспорта.

3. Произошло также сокращение поставок на экспорт продукции химической и нефтехимической промышленности, лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности.

4.Сырьевая направленность приводит к высокой зависимости российского экспорта от колебаний цен на мировых товарных рынках.

5. Международная специализация России на полуфабрикатах, произведенных в отраслях, оказывающих наибольшее отрицательное влияние на состояние окружающей среды (металлургическая, химическая и нефтехимическая, целлюлозно-бумажная), существенно ухудшила экологический фон внешней торговли.

6. Устойчиво снижается доля машин, оборудования, транспортных средств. По итогам 2016 года экспорт России в стоимостном выражении сократился на 17% и составил 285,49 млрд долларов. При этом самые низкие показатели были характерны для января, когда он упал сразу на 37,2%.

Подобная динамика обусловлена тем, что Россия экспортирует за рубеж преимущественно углеводороды – нефть и газ, и вместе с падением цен на них, упала и общая стоимость экспорта. Вместе с тем, экспорт в физическом выражении, наоборот вырос. Наша страна в течение всего года не сокращала, а наращивала их поставки за рубеж, даже в условиях низких цен. Так, экспорт нефти за год вырос на 6,6% до 236,2 млн тонн, а доходы от неё упали на 17,7% до 73,67 млрд долларов. То же самое было характерно и для экспорта других сырьевых товаров – в физическом выражении экспорт природного газа вырос на 13,8% до 154,7 млрд куб. м., хотя уже в первом полугодии его цена падала на 48,1% до 156,1 долларов за 1000 кубометров.

Крупные сырьевые компании наращивали объемы поставок, чтобы удержать долю рынка. Кроме того, в условиях девальвации они могли получать больший размер выручки от экспорта в рублях.

По итогам 2016 года импорт тоже снизился. В стоимостном выражении он составил 183,6 млрд долларов, что меньше, чем за прошлый год на 0,3%. Наиболее провальным для него стали январь и февраль, когда он сократился на 18,7% и 16,7% соответственно.

Снижение импорта связано с падением физических объемов импортных поставок, тогда как средние цены ввезенных товаров практически не изменились. В апреле 2016 года по сравнению с апрелем 2015 года индекс физического объема импорта сократился до 52,7%, тогда как индекс средних цен импортных товаров снизился весьма незначительно и составил 96,9%. В товарной структуре импорта изстран дальнего зарубежьяпервое место занимает импорт машин и оборудования. На него в январе-мае 2016 года приходилось 44,8%. Доля импорта продовольственных товаров и сырья для их производства составила 18,3%. Импорт из стран дальнего зарубежья в Россию продолжает падать.

Всего же за январь—апрель 2016 года импорт из стран дальнего зарубежья в стоимостном выражении упал на 39,8% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года и составил $40,63 млрд.

Негативные явления в российской внешней торговле начали проявляться еще в конце прошлого года. Впрочем, наиболее отрицательные тенденции заметны все-таки в экспорте энергоносителей. В результате снижения цен на нефть во второй половине 2015 года сальдо внешнеторгового баланса упало к декабрю более чем в три раза по сравнению с прошлым летом. Когда в страну перестали приходить сверхприбыли от продажи нефти, покупательная способность многих фирм, осуществляющих закупку товаров за рубежом, также значительно снизилась.

Основным экономическим партнером России остается Европейский союз. На долю ЕС в январе-мае 2016 года приходилось 49,8% российского товарооборота (в январе-мае 2015 года — 53,4%). На страны СНГ соответственно приходилось 14,7% (в январе-мае 2008 года — 15,0%), на страны ЕврАзЭС(Евразийское экономическоесообщество) — 9,2% (8,4%), на страны АТЭС(Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество) — 21,0% (19,4%).

Основными странами, с которыми Россия вела торговлю в 2016 году, стали: Китай, товарооборот с которым составил $13,3 млрд (61,6% к январю-маю 2008 года), Германия — $13,2 млрд (45,8%), Нидерланды — $12,5 млрд (51,2%), Италия — $10,9 млрд (53,1%), Турция — $70 млрд (51,0%).

Росстат фиксирует серьезное снижение внешнеторгового оборота России. В январе—апреле 2016 года он упал на 45% по отношению к этому же периоду 2015 года.

«Внешнеторговый оборот России составил, по данным Банка России, $131,9 млрд , в том числе экспорт — $79,2 млрд (52,6%), импорт — $52,7 млрд (61,6%)», — сообщает статистическое ведомство.

Наименьшее снижение внешней торговли в процентном соотношении зафиксировано с Таджикистаном — на 16%, Киргизией (26,1%), Францией (31,2%), Узбекистаном (31,7%) и США (32,6%).[3]

В денежном исчислении самые высокие объемы межгосударственной внешнеторговой деятельности показаны с Китаем – $10,7 млрд и Германией — $10 млрд.[2]

В целом оборот со странами Евросоюза составляет $61,2 млрд (снизился в два раза), со странами СНГ – $18 млрд (упал на 46,5%).

Также существует два основных типа внешнеторговой политики:

1. Фритредерство.

2. Протекционизм.

Политика фритредерства означает, что государство использует такую систему торгово-политических мероприятий, которые допускают свободный экспорт и импорт товаров. Но это не означает отсутствие регулирующей роли государства. Государством проводится сознательная политика по созданию благоприятных условий на внутреннем рынке для ввозимых без значительных ограничений импортных товаров.

В противоположность фритредерству существует другая разновидность внешнеторговой политики – протекционизм.

Он характеризуется наличием существенных импортных ограничений и направлен на защиту национального производства от конкуренции со стороны более дешевых иностранных товаров.

Выбор типа внешнеэкономической политики должен активно способствовать усилению позиции страны в системе мирохозяйственных связей. Именно этой задаче сегодня надо подчинить механизм государственного регулирования внешнеэкономических связей России. Следует обеспечить оптимальное сочетание свободы торговли и протекционизма с учетом специфики состояния ее экономики и потенциальных возможностей мирохозяйственных связей.

В силу особенностей экономической ситуации и традиций в области государственного регулирования России приходится прибегать как к тарифным ограничениям, так и нетарифным- квотированию и лицензированию. Фактически это означает проведение политики достаточно жесткого протекционизма, что находит отражение в механизме административного контроля внешнеторговой деятельности, в методах стимулирования экспорта и импорто-замещения, в валютном регулировании и контроле.

Целенаправленно применяя таможенные пошлины и другие меры протекционизма, государство может стимулировать развитие определенных отраслей экономики, ослабляя конкуренцию со стороны иностранных товаров. Однако эта защита может дать и обратный эффект. Ограждая производителя с помощью чрезмерно высоких барьеров , оно может лишить его стимула к совершенствованию производства, снижению издержек, что в конечном счете приводит к консервации технической отсталости. Подобная политика не принесет пользы ни народному хозяйству России в целом, ни самим излишне защищенным отраслям.

Наглядным примером может служить ситуация, сложившаяся на ВАЗе. Введение осенью 1993 г. практически запретительных пошлин на импортные автомобили позволило автостроителям поднять цены на свою далеко не лучшего качества продукцию до критической величины. Одновременно завод экспортировал автомашины по ценам ниже внутренних, получая значительную прибыль в условиях постоянного обесценивания рубля, которая, однако, не была направлена ни на реконструкцию производства, ни на выпуск новых, конкурентоспособных моделей, образцы которых выставлялись в автосалонах. Рост курса рубля, а позже и введение валютного "коридора" привели к тому, что мнимые преимущества были потеряны, а ВАЗ оказался в чрезвычайно трудном экономическом положении и вынужден был временно приостановить производство.

В последние годы Россия имеет положительное сальдо торгового баланса, однако это не может служить свидетельством эффективности проводимой торговой политики. Оно явилось практически результатом низких темпов роста импорта, а также активного экспорта невосполняемых природных ресурсов, в первую очередь энергетического сырья. Российский экспорт долгое время лимитировался на основе количественных ограничений , что в значительной мере происходило под давлением центральных и местных бюрократических структур, не желавших расставаться со сложившимися еще в советское время рычагами контроля за внешней торговлей.

Отсутствие в России целого ряда необходимых для нормального функционирования внешней торговли законодательных актов привело к широкому использованию мер так называемого оперативного регулирования, означающих стремление решать возникающие проблемы с помощью "пожарных", часто непродуманных мер, вызванных обстоятельствами конкретного момента. Применение таких непродуманных мер часто приводит к резким шагам со стороны государств-контрагентов.

Правительство России в целом одобрило концепцию внешнеэкономической стратегии России до 2020 года, подготовленную Минэкономразвития.

Согласно документу основной упор будет сделан на торговое сотрудничество России со странами ЕврАзЭС, что позволит обеспечить членам этой организации лидирующие позиции на европейском пространстве. Прежде всего, будут достигнуты существенные продвижения интеграционных процессов в рамках ЕврАзЭС в вопросах формирования Таможенного союза и его последующего расширения.

К 2020 году планируется увеличить долю России в мировом ВВП с 4 до 4,2—4,4%, а с учетом стран ЕврАзЭС – до 6%.

В концепции прописаны вопросы сотрудничества России со всеми странами, регионами и динамика такого сотрудничества, в том числе со странами Азии и США. В проекте концепции заложен прогноз отрицательного внешнеторгового сальдо России к 2020 году в размере $100 млрд. При среднегодовой цене на нефть в $80 за баррель дефицит торгового сальдо наступит с 2016 года, а в случае, если среднегодовая цена на нефть уже в 2015 году не превысит $60—70 за баррель, отрицательное торговое сальдо может наступить быстрее, уже в 2015 году.

Концепция предполагает создание новых институтов для поддержки российского экспорта, в том числе с учетом финансового кризиса. Новые институты и механизмы должны быть задействованы через один-два года. В настоящее время вопросами обеспечения гарантий для российских экспортеров и поддержкой экспорта занимается Росэксимбанк, входящий в структуру Внешэкономбанка.

Минэкономразвития подготовит предложения правительству в части определения объемов государственных гарантий экспортерам и условий их предоставления, страхования экспорта и инвестиций за рубежом. При планировании экспортной политики большое внимание в документе уделено поддержке крупнейших госкомпаний на мировых рынках, в частности экспортных планов «Газпрома», Объединенной авиастроительной и Объединенной судостроительной корпораций и других крупных экспортеров.

Также правительство России обсуждает вопрос о создании Агентства по страхованию экспортных контрактов для поддержки российских экспортеров. «Мы ведем работу с ВЭБом [для создания агентства]», — сообщила глава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина. Замглавы министерства Андрей Клепач уточнил, что Агентство планируется создать внутри самого ВЭБа в следующем году.

Список литературы

1. Быков П. Кризис на экспорт // Эксперт. 2016. № 1-2.

2. Краснов Л.В. Проблемы развития внешней торговли России на современном этапе // Проблемы прогнозирования. 2014. № 6.

3. Оболенский В.П. Перспективы расширения конкурентных преимуществ и изменения структуры внешней торговли России // Проблемы прогнозирования. 2015. № 6.

4. Международные экономические отношения. Учеб. для вузов / Под ред. проф. В.Е. Рыбалкина. Изд. 4-е, перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014.

5. Долгов С.И. Глобализация экономики. Новое слово или новое явление. М.: Экономика, 2014.

Просмотров работы: 1543