В этом году мы изучаем новую дисциплину – «Метрология, стандартизация и сертификация». Метрология – наука об измерениях, методах и средствах обеспечения их единства, и способах достижения требуемой точности [1]. Метрология имеет большое значение для прогресса в области конструирования, производства, естественных и технических наук, так как повышение точности измерений - один из наиболее эффективных путей познания природы человеком, открытий и практического применения достижений точных наук. Значительное повышение точности измерений стало основной предпосылкой фундаментальных научных открытий.
Основным термином науки является стандарт. Стандарт, в широком смысле слова — образец, эталон, модель, принимаемые за исходные для сопоставления с ними других подобных объектов.
Стандарт в Российской Федерации — такой нормативный документ, в котором определен основной комплекс правил, норм, требований к стандартизуемому объекту, в котором подразумевается многократное использование этих требований и определяются основные характеристики продукции, правила применения и характеристики производственных процессов. А также дальнейший жизненный цикл продукта.
Стандарт - нормативный документ, который разработан на основе согласия сторон и утвержденный уполномоченным органом, в котором определяются для длительного и постоянного пользования правила, характеристики или общие принципы, затрагивающие разные виды деятельности или их результат. Задача этого документа - достичь наилучшей степени упорядочения в заданной области [1].
В последнее время по телевидению очень часто можно услышать об изменениях в образовании, связанных с принятием Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и новом федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС). Меня заинтересовала причина стандартизации образования. Каков эталон образования? Какие требования предъявляются к стандартизируемому объекту, ведь в систему образования включен и я сам, как студент ВУЗа?
Цель работы – определение необходимости введения стандарта в образование.
Задачи:
Познакомиться с ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и ФГОС высшего профессионального образования по своей специальности.
Выяснить причины стандартизации образования.
Выявить функции ФГОС и требования, которые он предъявляет к современному высшему профессиональному образованию.
Стандартизация российского образования
Педагог и депутат государственной думы В.С. Леднев определяет государственный образовательный стандарт как «систему основных параметров, принимаемых в качестве государственной нормы образованности, отражающей общественный идеал и учитывающей возможности личности и системы образования по достижению этого идеала».
Стандарты образования первого поколения (1998, 1999, 2004 годов) были созданы в условиях сложной ситуации в стране и школе. Их цель была сохранение единого образовательного пространства в условиях многообразия образования и стабилизация школьного образования. Стандарты первого поколения указывали обязательный минимум содержания образования, требования к уровню подготовки выпускников, то есть результатом образования являлась сумма знаний («знаю, что»).
Появление стандартов второго поколения есть реакция на новые реалии времени: быстрое вытеснение и замещение старых профессий новыми, информатизация, инновационность, социальная мобильность, глобализация, изменение потребностей экономики, новые запросы личности. Результат образования сейчас - это не только знания, но и умение применять их в повседневной жизни, иметь опыт деятельности. («знаю, как»)
Раньше: «Образование на всю жизнь!» Теперь: «Образование на протяжении всей жизни!».
Правовые основы государственной стандартизации образования содержатся в Конституции РФ, согласно которой Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты (ст. 43.5) и в Федеральном Законе «Об образовании в РФ» (2012 г.), который вступил в действие 01.09.2013.
Государственный образовательный стандарт выполняет ряд важных функций, среди которых выделяются:
функция социального регулирования – обеспечение эквивалентности образования во всех образовательных учреждениях одного уровня, минимальный уровень образования для выпускника основной школы одинаков, независимо от того, учился он в селе или городе, в обычной школе или в гимназии;
функция гуманизации образования связана с утверждением с помощью стандартов его личностно-развивающей сущности: образовательный стандарт регламентирует только минимальный образовательный уровень, но образование, которое выше этого уровня, может дифференцироваться в зависимости от особенностей, потребностей, способностей личности учащихся; функция управления заключается в том, что стандартизация содержания образования позволяет упорядочить образовательные системы, использовать единые критерии качества образования, унифицировать оценки и т.д.;
функция повышения качества образования осуществляется в масштабе целой страны благодаря возможности устанавливать нижнюю границу уровня образования и постоянной модернизации образовательного стандарта с целью повышения минимального образовательного уровня [2].
ФГОС второго поколения
Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) представляют собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.
ФГОС разработаны отдельно для всех ступеней образования, каждый из них утверждён отдельным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации.
Федеральные государственные образовательные стандарты обеспечивают:
единство образовательного пространства Российской Федерации;
преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования.
вариативность содержания образовательных программ соответствующего уровня образования, возможность формирования образовательных программ различных уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся;
государственные гарантии уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ и результатам их освоения [3, стр. 39].
Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 309-ФЗ была утверждена новая структура государственного образовательного стандарта. Теперь каждый стандарт включает 3 вида требований:
требования к структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объёму, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;
требования к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
требования к результатам освоения основных образовательных программ. [3, стр. 39-40].
В основе новых Федеральных государственных стандартов общего образования лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:
воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества;
переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся; ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования;
признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся; учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения;
обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования; разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности;
гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, что и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.
Согласно современным требованиям к результатам освоения основных образовательных программ на всех ступенях общего образования выделяются три основных блока (компонента) содержания образования: личностный, метапредметный и предметный.
Личностный компонент включает в себя:
готовность и способность к саморазвитию и личностному самоопределению;
сформированность мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; наличие системы ценностных отношений, отражающих личностную и гражданскую позицию в деятельности, социальные компетенции, правосознание; способность ставить цели и строить жизненные планы;
способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме.
Метапредметный компонент предполагает:
владение межпредметными понятиями; способность использования в учебной, познавательной и социальной практике универсальных учебных действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные);
самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками;
способность к построению индивидуальной образовательной траектории.
В предметный компонент входят:
умения, специфические для данной предметной области;
виды деятельности по получению, преобразованию и применению нового знания в рамках учебного предмета в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях;
научный тип мышления, научные представления о ключевых теориях, типах и видах отношений; владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами.
Главными целевыми установками в реализации ФГОС ВПО являются компетенции, полученные учащимся в ходе обучения, при этом под термином компетенция понимается способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области.
Кроме этого, в понятие «компетенция» в качестве составных частей входят и знания, умения и навыки, и личностные качества (инициативность, целеустремленность, ответственность, толерантность и т.д.) и социальная адаптация (умение работать как самостоятельно, так и в коллективе) и профессиональный опыт. В совокупности все эти компоненты формируют поведенческие модели – когда выпускник способен самостоятельно сориентироваться в ситуации и квалифицированно решать стоящие перед ним задачи (а в идеале и ставить новые).
Структура ФГОС высшего профессионального образования
Знакомство со структурой ФГОС высшего профессионального образования я провел на примере документа по своей специальности.
ФГОС ВПО по направлению подготовки (специальности) – 14.05.02 Атомные станции: проектирование, эксплуатация и инжиниринг. Квалификация (степень) «специалист».
Документ содержит 7 разделов, названия которых и краткая характеристика их приведены далее.
«Область применения»
В разделе указано название программы специалитета, на реализацию которой направлен данный ФГОС.
«Используемые сокращения»
В разделе перечислены сокращения, используемые в документе.
«Характеристика специальности»
В разделе установлены сроки освоения основной образовательной программы при различных формах обучения и трудоемкость в зачетных единицах. Срок получения образования при очной форме обучения – 5,5 лет. Трудоемкость составляет 330 зачетных единиц.
«Характеристика профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу специалитета»
В разделе описаны область, объекты, виды профессиональной деятельности (научно-исследовательская, проектная, производственно-технологическая и организационно-управленческая), специализации, по которым готовятся выпускники, задачи, которые должен уметь решать специалист по окончанию освоения программы.
«Требования к результатам освоения программы специалитета»
В разделе перечислены общекультурные, общепрофессиональные, профессиональные (по видам профессиональной деятельности) и профессионально-специализированные компетенции (соответствующие специализации программы специалитета), которые должны быть сформированы у выпускника.
«Требования к структуре программы специалитета»
В разделе описана структура программы, состоящая из двух частей: обязательной (базовой) и части, формируемой участниками образовательных отношений (вариативной). Программа разбита на 3 блока: дисциплины (модули), практика (в том числе научно-исследовательская работа) и государственная итоговая аттестация. Для всех модулей и блоков указано количество часов и зачетных единиц.
«Требования к условиям реализации программы специалитета»
В разделе перечислены требования к материально-технической и учебно-методической базе, демонстрационному оборудованию и наглядным пособиям, электронной информационно-образовательной среде и необходимому программному обеспечению, финансовому обеспечению, к квалификации научно-педагогических работников.
Образовательные программы учебное заведение составляет самостоятельно, но в соответствии с требованиями они должны постоянно обновляться с учетом развития науки и техники. [4]
Заключение
В процессе работы я познакомился с ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и ФГОС высшего профессионального образования по своей специальности.
Считаю, что ФГОС появились не случайно, а стали необходимостью в критические моменты в российском образовании. Функции социального регулирования, гуманизации и повышения качества образования, которые выполняют ФГОС, актуальны сейчас, как никогда.
ФГОС разных ступеней образования имеют одинаковую структуру и включают требования к структуре основных образовательных программ, требования к условиям реализации основных образовательных программ и требования к результатам освоения основных образовательных программ.
Федеральные государственные образовательные стандарты обеспечивают единство образовательного пространства Российской Федерации и преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования.
В ходе изучения структуры ФГОС высшего профессионального образования на примере своей специальности, я рассмотрел 7 разделов документа. Получил информацию о сроках обучения и трудоемкости освоения образовательной программы специалитета. Зафиксировал область, объекты, виды будущей профессиональной деятельности и специализации. Разобрал виды компетенций, которые должны быть сформированы у выпускника моей специальности. Познакомился с требованиями к материально-технической, учебно-методической базе, электронной информационно-образовательной среде и кадровому составу образовательного учреждения, реализующему ФГОС ВПО по моей специальности.
Список литературы
Зимина Е.В., Кайнова В.Н. Основы метрологического обеспечения машиностроительного производства: учеб. пособие/ Е.В. Зимина, В.Н. Кайнова; НГТУ. – Нижний Новгород, 2016. – 147 с.
Сидоров С.В. Государственные образовательные стандарты [Электронный ресурс] // Сидоров С.В. Сайт педагога-исследователя. – http://si-sv.com/publ/20-1-0-221
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (26.12.2012)
ФГОС ВПО по направлению подготовки (специальности) – 14.05.02 Атомные станции: проектирование, эксплуатация и инжиниринг (17.08.2015)