ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Митенков А.С. 1
1Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение

В этом году мы изучаем новую дисциплину – «Метрология, стандартизация и сертификация». Метрология – наука об измерениях, методах и средствах обеспечения их единства, и способах достижения требуемой точности [1]. Метрология имеет большое значение для прогресса в области конструирования, производства, естественных и технических наук, так как повышение точности измерений - один из наиболее эффективных путей познания природы человеком, открытий и практического применения достижений точных наук. Значительное повышение точности измерений стало основной предпосылкой фундаментальных научных открытий.

Основным термином науки является стандарт. Стандарт, в широком смысле слова — образец, эталон, модель, принимаемые за исходные для сопоставления с ними других подобных объектов.

Стандарт в Российской Федерации — такой нормативный документ, в котором определен основной комплекс правил, норм, требований к стандартизуемому объекту, в котором подразумевается многократное использование этих требований и определяются основные характеристики продукции, правила применения и характеристики производственных процессов. А также дальнейший жизненный цикл продукта.

Стандарт - нормативный документ, который разработан на основе согласия сторон и утвержденный уполномоченным органом, в котором определяются для длительного и постоянного пользования правила, характеристики или общие принципы, затрагивающие разные виды деятельности или их результат. Задача этого документа - достичь наилучшей степени упорядочения в заданной области [1].

В последнее время по телевидению очень часто можно услышать об изменениях в образовании, связанных с принятием Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и новом федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС). Меня заинтересовала причина стандартизации образования. Каков эталон образования? Какие требования предъявляются к стандартизируемому объекту, ведь в систему образования включен и я сам, как студент ВУЗа?

Цель работы – определение необходимости введения стандарта в образование.

Задачи:

  1. Познакомиться с ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и ФГОС высшего профессионального образования по своей специальности.

  2. Выяснить причины стандартизации образования.

  3. Выявить функции ФГОС и требования, которые он предъявляет к современному высшему профессиональному образованию.

Стандартизация российского образования

Педагог и депутат государственной думы В.С. Леднев определяет государственный образовательный стандарт как «систему основных параметров, принимаемых в качестве государственной нормы образованности, отражающей общественный идеал и учитывающей возможности личности и системы образования по достижению этого идеала».

Стандарты образования первого поколения (1998, 1999, 2004 годов) были созданы в условиях сложной ситуации в стране и школе. Их цель была сохранение единого образовательного пространства в условиях многообразия образования и стабилизация школьного образования. Стандарты первого поколения указывали обязательный минимум содержания образования, требования к уровню подготовки выпускников, то есть результатом образования являлась сумма знаний («знаю, что»).

Появление стандартов второго поколения есть реакция на новые реалии времени: быстрое вытеснение и замещение старых профессий новыми, информатизация, инновационность, социальная мобильность, глобализация, изменение потребностей экономики, новые запросы личности. Результат образования сейчас - это не только знания, но и умение применять их в повседневной жизни, иметь опыт деятельности. («знаю, как»)

Раньше: «Образование на всю жизнь!» Теперь: «Образование на протяжении всей жизни!».

Правовые основы государственной стандартизации образования содержатся в Конституции РФ, согласно которой Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты (ст. 43.5) и в Федеральном Законе «Об образовании в РФ» (2012 г.), который вступил в действие 01.09.2013.

Государственный образовательный стандарт выполняет ряд важных функций, среди которых выделяются:

  • функция социального регулирования – обеспечение эквивалентности образования во всех образовательных учреждениях одного уровня, минимальный уровень образования для выпускника основной школы одинаков, независимо от того, учился он в селе или городе, в обычной школе или в гимназии;

  • функция гуманизации образования связана с утверждением с помощью стандартов его личностно-развивающей сущности: образовательный стандарт регламентирует только минимальный образовательный уровень, но образование, которое выше этого уровня, может дифференцироваться в зависимости от особенностей, потребностей, способностей личности учащихся; функция управления заключается в том, что стандартизация содержания образования позволяет упорядочить образовательные системы, использовать единые критерии качества образования, унифицировать оценки и т.д.;

  • функция повышения качества образования осуществляется в масштабе целой страны благодаря возможности устанавливать нижнюю границу уровня образования и постоянной модернизации образовательного стандарта с целью повышения минимального образовательного уровня [2].

ФГОС второго поколения

Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) представляют собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

ФГОС разработаны отдельно для всех ступеней образования, каждый из них утверждён отдельным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации.

Федеральные государственные образовательные стандарты обеспечивают:

  1. единство образовательного пространства Российской Федерации;

  2. преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования.

  3. вариативность содержания образовательных программ соответствующего уровня образования, возможность формирования образовательных программ различных уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся;

  4. государственные гарантии уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ и результатам их освоения [3, стр. 39].

Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 309-ФЗ была утверждена новая структура государственного образовательного стандарта. Теперь каждый стандарт включает 3 вида требований:

  1. требования к структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объёму, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;

  2. требования к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;

  3. требования к результатам освоения основных образовательных программ. [3, стр. 39-40].

В основе новых Федеральных государственных стандартов общего образования лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

  • воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества;

  • переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся; ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования;

  • признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся; учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения;

  • обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования; разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности;

  • гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, что и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.

Согласно современным требованиям к результатам освоения основных образовательных программ на всех ступенях общего образования выделяются три основных блока (компонента) содержания образования: личностный, метапредметный и предметный.

Личностный компонент включает в себя:

  •  
    • готовность и способность к саморазвитию и личностному самоопределению;

    • сформированность мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; наличие системы ценностных отношений, отражающих личностную и гражданскую позицию в деятельности, социальные компетенции, правосознание; способность ставить цели и строить жизненные планы;

    • способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме.

Метапредметный компонент предполагает:

  •  
    • владение межпредметными понятиями; способность использования в учебной, познавательной и социальной практике универсальных учебных действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные);

    • самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками;

    • способность к построению индивидуальной образовательной траектории.

В предметный компонент входят:

  •  
    • умения, специфические для данной предметной области;

    • виды деятельности по получению, преобразованию и применению нового знания в рамках учебного предмета в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях;

    • научный тип мышления, научные представления о ключевых теориях, типах и видах отношений; владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами.

Главными целевыми установками в реализации ФГОС ВПО являются компетенции, полученные учащимся в ходе обучения, при этом под термином компетенция понимается способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области.

Кроме этого, в понятие «компетенция» в качестве составных частей входят и знания, умения и навыки, и личностные качества (инициативность, целеустремленность, ответственность, толерантность и т.д.) и социальная адаптация (умение работать как самостоятельно, так и в коллективе) и профессиональный опыт. В совокупности все эти компоненты формируют поведенческие модели – когда выпускник способен самостоятельно сориентироваться в ситуации и квалифицированно решать стоящие перед ним задачи (а в идеале и ставить новые).

Структура ФГОС высшего профессионального образования

Знакомство со структурой ФГОС высшего профессионального образования я провел на примере документа по своей специальности.

ФГОС ВПО по направлению подготовки (специальности) – 14.05.02 Атомные станции: проектирование, эксплуатация и инжиниринг. Квалификация (степень) «специалист».

Документ содержит 7 разделов, названия которых и краткая характеристика их приведены далее.

  1. «Область применения»

В разделе указано название программы специалитета, на реализацию которой направлен данный ФГОС.

  1. «Используемые сокращения»

В разделе перечислены сокращения, используемые в документе.

  1. «Характеристика специальности»

В разделе установлены сроки освоения основной образовательной программы при различных формах обучения и трудоемкость в зачетных единицах. Срок получения образования при очной форме обучения – 5,5 лет. Трудоемкость составляет 330 зачетных единиц.

  1. «Характеристика профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу специалитета»

В разделе описаны область, объекты, виды профессиональной деятельности (научно-исследовательская, проектная, производственно-технологическая и организационно-управленческая), специализации, по которым готовятся выпускники, задачи, которые должен уметь решать специалист по окончанию освоения программы.

  1. «Требования к результатам освоения программы специалитета»

В разделе перечислены общекультурные, общепрофессиональные, профессиональные (по видам профессиональной деятельности) и профессионально-специализированные компетенции (соответствующие специализации программы специалитета), которые должны быть сформированы у выпускника.

  1. «Требования к структуре программы специалитета»

В разделе описана структура программы, состоящая из двух частей: обязательной (базовой) и части, формируемой участниками образовательных отношений (вариативной). Программа разбита на 3 блока: дисциплины (модули), практика (в том числе научно-исследовательская работа) и государственная итоговая аттестация. Для всех модулей и блоков указано количество часов и зачетных единиц.

  1. «Требования к условиям реализации программы специалитета»

В разделе перечислены требования к материально-технической и учебно-методической базе, демонстрационному оборудованию и наглядным пособиям, электронной информационно-образовательной среде и необходимому программному обеспечению, финансовому обеспечению, к квалификации научно-педагогических работников.

Образовательные программы учебное заведение составляет самостоятельно, но в соответствии с требованиями они должны постоянно обновляться с учетом развития науки и техники. [4]

Заключение

В процессе работы я познакомился с ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и ФГОС высшего профессионального образования по своей специальности.

Считаю, что ФГОС появились не случайно, а стали необходимостью в критические моменты в российском образовании. Функции социального регулирования, гуманизации и повышения качества образования, которые выполняют ФГОС, актуальны сейчас, как никогда.

ФГОС разных ступеней образования имеют одинаковую структуру и включают требования к структуре основных образовательных программ, требования к условиям реализации основных образовательных программ и требования к результатам освоения основных образовательных программ.

Федеральные государственные образовательные стандарты обеспечивают единство образовательного пространства Российской Федерации и преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования.

В ходе изучения структуры ФГОС высшего профессионального образования на примере своей специальности, я рассмотрел 7 разделов документа. Получил информацию о сроках обучения и трудоемкости освоения образовательной программы специалитета. Зафиксировал область, объекты, виды будущей профессиональной деятельности и специализации. Разобрал виды компетенций, которые должны быть сформированы у выпускника моей специальности. Познакомился с требованиями к материально-технической, учебно-методической базе, электронной информационно-образовательной среде и кадровому составу образовательного учреждения, реализующему ФГОС ВПО по моей специальности.

Список литературы

  1. Зимина Е.В., Кайнова В.Н. Основы метрологического обеспечения машиностроительного производства: учеб. пособие/ Е.В. Зимина, В.Н. Кайнова; НГТУ. – Нижний Новгород, 2016. – 147 с.

  2. Сидоров С.В. Государственные образовательные стандарты [Электронный ресурс] // Сидоров С.В. Сайт педагога-исследователя. – http://si-sv.com/publ/20-1-0-221

  3. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (26.12.2012)

  4. ФГОС ВПО по направлению подготовки (специальности) – 14.05.02 Атомные станции: проектирование, эксплуатация и инжиниринг (17.08.2015)

Просмотров работы: 165