ДИЗАЙН КАК АРХИТЕКТОНИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ДИЗАЙН КАК АРХИТЕКТОНИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Искусство являет собой часть культуры всего человечества. Для одних искусство существует, чтобы «раскрывать истину в чувственной форме» (Гегель), для других «способствовать тому, чтобы люди глубже понимали жизнь и больше ее любили» (Р. Кент), для третьих же, чтобы «озарять светом глубины человеческой души» (Р. Шуман). Все эти определения отражают основную суть искусства, состоящую в удовлетворении естественной для человека потребности – жить в окружении эстетически оформленном мире. При этом одни объекты мира искусства лишь украшают нашу жизнь, другие же, одновременно, служат и для утилитарно-практических целей. К группе искусств, задача которых - удовлетворение лишь эстетических человеческих потребностей, относятся все виды изобразительного искусства – живопись, графика, скульптура.

Дизайн, как и архитектура, заявил о себе, как не об изобразительном, а как о прикладном виде искусства. В переводе с английского языка слово "design" обозначает - проектировать, конструировать. Другими словами, суть этого термина состоит в проектировании, это процесс создания новых предметов, инструментов, оборудования, формирование предметной среды. Дизайн - новый вид художественно-конструкторской профессиональной деятельности, возникший в самом начале XX в. Его цель создание целостной эстетической среды жизни человека. Проектирование предметов, в которых форма соответствует их назначению, функциональна, экономична, удобна и при этом еще и красива, а предметом дизайнерской деятельности является создание гармоничной, содержательной и выразительной формы объекта, в которой отражается целостное значение его потребительной ценности.[4]Такое описание соответствует не только дизайну. Архитектура делает для человека то же самое, начиная с двадцатого века. До этого же экономичность и удобство было под вопросом. Вместе эти два вида искусства становятся автономными и им присваивают название – архитектонические искусства.

Архитектонические искусства существуют как самостоятельная группа искусств, служащих для удовлетворения эстетических запросов человеческого общества и ежедневных его потребностей. Это следует из самого понятия «архитектоника». Еще у древних греков– это строительное искусство, но в наше время термин претерпел изменения. Сейчас «архитектоника» – это построение художественного произведения, хоть данное определение часто применяют к слову «композиция».

Именно архитектоника формирует главное впечатление от восприятия объекта, а через цельность внешнего образа архитектоника выражает главную композиционную идею. Шопенгауэр писал: «Цель всех искусств одна – изображение идеи, и существенное их различие состоит лишь в том, какую степень объективации воли составляет изображаемая идея» [5]. А Власов Виктор Георгиевич в своих трудах написал следующее: «Можно представить себе человека, прекрасное тело которого – форма, в сиянии глаз – блеск души (все вместе – композиция), но в основе – скелет, каркас, функциональная структура (конструкция)» [1].

Таким образом, архитектоническая группа искусств наиболее приближена к человеку и выражает его духовные, культурные, эстетические и материальные запросы. В основе произведений архитектонических искусств лежат структура и строение, которые выражены в эстетическом, возведенном в художественный образ виде. Поэтому и архитектурное сооружение, и костюм, и интерьер, и предметы графического дизайна не могут быть истинно красивыми, если в них нарушена логическая связь между структурой, внешним видом и назначением.

Архитектоничность присуща всем видам искусствам, где пространственная структура образа несет хотя бы часть его архитектонической организованности. «В произведении живописи и скульптуры - пишет М.С. Каган - архитектоническая логика всегда подчинена логике изобразительной» [3]. В архитектуре и родственных ей искусствах архитектонический способ формообразования может выступать в «чистом» виде, без помощи изобразительных приемов, но может использовать элементы изобразительности (античная архитектура, ампирная мебель и прочее). Но в этом случае изобразительность подчиняется архитектурной форме. В сфере изобразительных искусств происходит похожее движение. Например, развитие живописи в конце XIX - начале XX веков: импрессионизм, постимпрессионизм, поп-арт и т. д. Нарастание декоративности в изобразительной знаковой системе приводит к совмещению изобразительных и неизобразительных знаков, т. е. к синтезу изобразительных и архитектонических искусств. Таким образом, строение пространственных искусств и изобразительных имеют одинаковую схему.

В середине 50-х гг. Вальтер Гропиус имел уже основания за­ключить: «Я думаю, нынешнюю ситуацию можно обобщенно вы­разить так: произошел разрыв с прошлым, сделавший нас сви­детелями нового типа архитектуры, соответственно технической цивилизации того века, в котором мы живем».[2] Прежде архитектор был «мастером ремесел», сегодня он должен стать «художником-конструктором», своего рода дизайнером, ибо «понятие «дизайн» совокупно охватывает всю область искусственно создаваемых и зрительно восприни­маемых нами сооружений — от простых предметов повседнев­ного пользования до сложного образования целого города...» Суть дела состоит именно в том, что «процесс проектирования большого здания отличается от проектирования простого стула своими параметрами, а не своими принципами». Дизайн как искусство, появившееся в результате технологического новаторства XX века, сумел соединить вечное стремление человека к красоте окружающих его вещей с производством, техническим прогрессом и технологиями, использование которых требовало новейшее время.

Конструкция была осознана как один из важнейших факторов дизайнерского (художественно-конструкторского) формообразования. Конструктивная форма утвердилась как эстетическая ценность, как выражение внутреннего содержания объекта. Такая точка зрения определила и профессиональное мировоззрение дизайнеров – конструкция как принцип формообразования и как главный способ решения конкретных проектных задач. Целью дизайн-деятельности и архитектуры, занимающихся созданием предметно-пространственной среды, является воздействие на восприятие человека конструктивных форм, т.е. образов. Тем более, что современные технические объекты допускают любой внешний вид, который не зависит напрямую от конструктивных связей и элементы конструкции могут быть без ущерба для конструктивной целостности изменены.

Таким образом, формообразующим принципом в дизайне является не конструктивное построение объекта само по себе, а смысл (образ), другими словами, конструкция должна выполнять функцию передачи смысла. Это значит, что структура объекта в дизайне строится не на реальных конструктивно-функциональных связях, а на художественно- композиционных принципах выразительности, подчиняясь законам психологии художественно-образного восприятия предметных форм. Конструкция, являясь неотъемлемой частью предметного содержания, должна рассматриваться как одно из средств создания выразительной художественно-образной формы.

В начале XXI века факт влияния дизайна на развитие предметного мира всей материально-художественной культуры, воспринимается как самый очевидный. Формируя предметную среду в разных сферах деятельности людей, дизайн влияет на изменение их ценностных ориентаций, установок, идеалов, что обусловлено активным воздействием вещей и предметной среды на человеческое сознание. Также дизайн способствует расширению области внедрения в человеческую бытовую среду и во многие области жизни общества эстетически и технологически хороших продуктов художественно-технического творчества. Поэтому именно дизайн служит одним из главных способов удовлетворения материальных и духовных потребностей человека.

Список источников:

  1. В.Г. Власов, Архитектоническая форма в изобразительном искусстве, архитектуре и дизайне: единство методологии, типологии и терминологии // Электронный научный журнал «Архитектон: известия вузов». — УралГАХА, 2013. — № 43.

  2. W. Gropius, The Formal and Technical Problems of Modern Architecture and Planning.— «The Journal of the Royal Institute of British Architects», London, 1934, 19 May.

  3. Каган М.С. «Морфология искусства», М., 1972 г. – с. 366

  4. Медведев В.Ю. «Дизайн в системе предметного мира культуры», Вестник СПГУТД 2(17)'2009 – раздел 1.2.

  5. Шопенгауэр, А. Мир как воля и представление / А. Шопенгауэр. – М., 1888. – С. 305.

Просмотров работы: 555