Особенно актуальна данная проблема формирования мотивов учебно-познавательной деятельности в младшем школьном возрасте, так как учебная деятельность является ведущей. Проведем исследование мотивов учебно-познавательной деятельности детей младшего школьного возраста.
Методы исследования:
Теоретические методы: анализ, синтез, моделирование.
Эмпирические методы: констатирующий эксперимент, наблюдение, тестирование, проективные методики, анкетирование.
Методы обработки данных: качественный и количественный анализ результатов исследования.
Диагностическую программу представим в таблице 1.
Таблица 1.
Диагностическая программа исследования
№ |
Название и автор |
Цель |
Исследуемые параметры |
1. |
Анкета для оценки уровня школьной мотивации Н. Лускановой |
Определение уровня школьной мотивации |
Уровень школьной мотивации |
2. |
Методика «Направленность на приобретение знаний» (Е.П. Ильин, Н.А. Курдюкова) |
Методика предназначена для диагностики направленности учеников на приобретение знаний в процессе школьного образования |
Направленность учеников на приобретение знаний в процессе школьного образования |
3. |
Методика «Направленность на отметку» (Е.П. Ильин, Н.А. Курдюкова) |
Изучение направленности на отметку |
Направленность на отметку |
4. |
Методика «Определение мотивов учения» М.Р. Гинзбурга |
Определение сформированности мотивов к продуктивной деятельности |
Сформированность мотивов к продуктивной деятельности |
По результатам исследования можно отметить, что учащиеся 2 класса, в целом хорошо определились с мотивами учебно-познавательной деятельности. Большая часть учеников (40%) приближены к среднему уровню сформированности, около 30% находятся на высоком уровне, а остальные 30% можно отнести к низкому уровню развития в них мотивов в учебно-познавательной деятельности.
По результатам анкетирования Н. Лускановой школьники в основном имеют средний уровень развития учебно-познавательной деятельности. Методики Е.П. Ильина и Н.А. Курдюковой показывают хорошо сформированную направленность на приобретение знаний, а также направленность на отметку. Методика М. Р. Гинзбурга помогла выявить, что у младших школьников преобладает средний уровень мотивации.
Основная задача мотивации учения – формирование учебной деятельности, которая в полную силу способствовала бы раскрытию внутреннего мотивационных возможностей личности ребенка. По этой причине так необходимо создавать для ученика ситуации успеха, проявлять основное внимание на организацию целеустремленной учебной деятельности.
Анализ работ отечественных и зарубежных ученых по исследуемой проблеме, диагностической программы, представим психологические рекомендации для учителей.
Для того, чтобы создать положительную мотивацию учения необходимо вовлекать школьника в совместные формы организации разнообразных видов деятельности; взаимодействовать с учеником. Также, немаловажным фактором является общая атмосфера как в школе, так и в классе. Кроме того, вырабатыванию мотивации способствуют привлекательность изложения, оригинальная форма изложения материала, вызывающая восторг у учащихся. Работа учителя, которая укрепляет и развивает мотивационную сферу, охватывает такие виды воздействий как: актуализирование уже сформировавшихся у ученика положительных мотивационных установок, которые нужно не губить, а укреплять и поддерживать; формирование условий для появления новых мотивационных целей и выявление у них новых качеств.
Формирование мотивационной сферы необходимо выстраивать не как «приспособление» к имеющимся, сложившимся у ученика уровням мотивации, а как переключение школьников к новым ее формам, к более развитым способам урегулирования своего учебного поведения. Хорошо развитая мотивация представляет собой важнейший качественный показатель действенности учебно-воспитательного процесса.
Также представим рекомендации по формированию мотивов учебно-познавательной деятельности для родителей:
Разжигайте в своем ребенке интерес к познанию наук, разгадывайте с ним кроссворды, ребусы, проводите интеллектуальные беседы и такого же типа игры. Это пойдет на пользу его самосознанию в первую очередь, а во вторую, побудит его мотивацию к учению.
Хорошим вариантом будет составить определенный распорядок дня и его соблюдение. Следите за этим
Для ребенка важна ваше родительская забота и внимание. Вы должны отслеживать и пробуждать в нем интерес не только к учебной деятельности, но и к жизни в целом.
Если ребенок не преуспевает в каком-либо предмете, простите ему это. В конце концов это ребенок, который еще сам не понял нужно ему учиться или нет. Вам как раз и нужно пробуждать в нем интерес к этому посредством проведения эффективных и спокойных бесед. Не наказывайте его за неудачи.
Дети – это зеркала родителей. Помните об этом. Чем больше вы будете показывать благоприятный пример своему ребенку, интересуясь художественной литературой, просмотром научных фильмов, занятием моделированием, тем больше ваш ребенок увидит, осмыслит и впитает, в дальнейшем порадуя вас своими успехами.
Отнеситесь с пониманием к возможностям ребенка, это не машина, которую можно запрограммировать. Проконсультируйтесь с педагогом-психологом. Поинтересуйтесь, чем может интересоваться ваш ребенок данной возрастной группы.
Таким образом, развитие учебной мотивации – это процесс длительный, кропотливый и целенаправленный. Уровень развития мотивов учебно-познавательной деятельности во многом определяет уровень успешного обучения ребенка в школе. При низкой сформированности мотивации процесс обучения будет затруднен. Младшие школьники нуждаются в психолого-педагогической помощи взрослых (педагогов, педагогов-психологов, родителей); она должна быть целенаправленной и включать разнообразные формы и методы.