ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА С НЕУСПЕВАЮЩИМИ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ТРЕВОЖНОСТИ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА С НЕУСПЕВАЮЩИМИ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ТРЕВОЖНОСТИ

Васина И.С. 1
1ФГБОУ ВО «Тульский государственный педагогический университет» им. Л.Н. Толстого
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В современном мире проблема тревожности очень актуальна, так как в последние годы в школах резко возросло количество тревожных детей. Важность данной проблемы заключается в том, что все чаще тревожность выступает в качестве не самостоятельного дефекта, а входит в состав иных, наиболее сложных расстройств, психического и умственного развития ребенка и несёт за собой значительные негативные последствия для развития малыша в целом. Тревожность свидетельствует о том, что у детей уже имеются отклонения в развитии некоторых психических функций (внимания, слухового восприятия, памяти, самоконтроля). Поэтому важно, как можно раньше понять причину тревожности и приступить к коррекции.

Исследования отечественных психологов (А.М. Прихожан, Д.Б. Эльконина и т.д.) показали, что высокая степень тревожности может негативно повлиять на формирование личности ребенка, при этом, она не влияет в целом на интеллектуальное развитие. Проблеме тревожности посвящены многие психологические, педагогические исследования (Е.Ю. Брель, Р.В. Кисловская, Б.И. Кочубей, Е.В. Новикова, А.М. Прихожан, Н.Д Спилберг, Н.В. Имедадзе, В.С. Мерлин и многие другие). Данная проблема имеет теоретическое и практическое значение.

Неуспеваемость ребенка рассматривается многими педагогами и психологами как результат сложного взаимодействия определенных сторон его личности и тех или иных особенностей познавательных процессов. В психолого-педагогической практике существует понятие «обучаемости», под которым понимается «восприимчивость к усвоению знаний». Дети с низкой восприимчивостью к усвоению знаний называются детьми с пониженной обучаемостью и отличаются от детей с высокой обучаемостью и от умственно-отсталых детей. Следовательно, актуальным является выявление особенностей тревожности у неуспевающих младших школьников, а также психологических последствий неуспеваемости в обучении младших школьников.

Проблема тревожности младших школьников связана со многими психологическими трудностями: плохая память, неуспеваемость, нарушение внимания, поведенческие проблемы, эмоциональные и личностные проблемы, проблемы общения. Школьная тревожность может быть вызвана ситуационными факторами, а также может подкрепляться индивидуальными особенностями ребенка, такими как: темперамент, характер. В школьном возрасте чувство тревоги неизбежно, так как каждый день на ребёнка действуют разнообразные факторы тревожности. Стоит отметить, что интенсивность такого переживания не должна превысить индивидуальную для каждого ребенка «критическую точку», ведь именно это начинает оказывать не мобилизующее влияние, а дезорганизующее.

Важным критерием возникновения тревожности является наличие опасности (реальной или воображаемой). Возникновение тревожности связывают с особенностями взаимодействия субъекта с окружающим миром. Неотъемлемой предпосылкой тревожности считается неопределённость: эта предпосылка заключается в неопределенности конкретного характера угрозы и времени ее наступления, а также в отсутствии рациональных действий по ее устранению.

В младшем школьном возрасте у тревожности есть свои особенности. У мальчиков и девочек она может выражаться по-разному, это связано со степенью осознанности и формированием самооценки. Школа и семья – главные источники тревог для младших школьников. При проведении соответствующих психолого-педагогических мероприятий, тревожность достаточно обратима, так как у детей младшего школьного возраста она еще не является устойчивой чертой характера. Таким образом, если педагоги и родители, воспитывающие ребёнка, будут соблюдать нужные рекомендации, то это существенно снизит тревожность малыша.

Для проведения исследования по выявлению особенностей тревожности у неуспевающих младших школьников были подобраны следующие методики: «Шкала явной тревожности CMAS (адаптация А.М.Прихожан)»; «Проективная методика для диагностики школьной тревожности (А.М.Прихожан)»; тест тревожности «Выбери нужное лицо» Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен; «Школа зверей» С.Панченко. Исходя из полученных данных по этим методикам, мы можем сделать вывод, что у 60% детей - средний уровень тревожности. 20% - высокий уровень тревожности. 20% - несколько повышенный уровень тревожности.

Учитывая результаты исследования, мы пришли к выводу, что необходима коррекция тревожности у неуспевающих младших школьников в положительную сторону. Для этого нами были подобраны рекомендации для родителей по снижению уровня тревожности у младших школьников.

Таким образом, тревожность приводит к проблемам в социальном взаимодействии человека с окружающим миром, а также к снижению работоспособности. Находясь в состоянии тревоги, младшим школьникам свойственно испытывать, переживать не одну эмоцию, а целый ряд различных эмоций, каждая из которых в свою очередь оказывает влияние на их социальные взаимоотношения, на поведение, восприятие и мышление. Тревожность младших школьников имеет свои особенности, важным критерием возникновения тревожности является наличие опасности (реальной или воображаемой).

Просмотров работы: 125