К старшему дошкольному возрасту происходит важное изменение в сфере отношений со сверстниками. Начиная с этого возраста, сверстник постепенно приобретает по-настоящему серьезное значение для ребенка и отношения с ним становятся важным фактором полноценного формирования личности дошкольника. В коллективной деятельности (игре, труде) дошкольники учатся согласовывать свои действия, справедливо разрешать споры, добиваться общих результатов. Далеко не всегда межличностные отношения детей складываются удачно. Дети дошкольного возраста не только дружат, но и ссорятся, обижаются, ревнуют, жалуются, а иногда и дерутся. Эти факты усугубляются тем, что у многих педагогов, воспитателей детских садов имеется дефицит знаний об особенностях развитии межличностных отношений в группах дошкольников.
В отечественной психолого-педагогической науке проблема взаимоотношений детей дошкольного возраста в группе сверстников изучалась в трудах Л.В. Артемовой, А. В. Киричука, Я.Л. Коломенского, а также в ряде исследований, выполненных под руководством А.А. Бодалева, А.В. Петровского, Л.И. Уманского и многих других педагогов и психологов.
Развитие общения со сверстником в дошкольном возрасте проходит через ряд этапов. На первом из них (2—4 года) сверстник является партнером по эмоционально-практическому взаимодействию, «невидимым зеркалом», в котором ребенок видит в основном себя. На втором (4—6 лет) возникает потребность в ситуативно-деловом сотрудничестве со сверстником; содержанием общения становится совместная игровая деятельность; параллельно возникает потребность в признании и уважении сверстника. На третьем этапе (6—7 лет) общение со сверстником приобретает черты внеситуативности; складываются устойчивые избирательные предпочтения.
Межличностные отношения определяют положение ребенка в группе. От того как они складываются, зависит эмоциональное благополучие, удовлетворенность или неудовлетворенность ребенка в данной общности. От них зависит сплоченность группы.
Актуальным является исследование особенностей межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста в группе сверстников и на основе полученных данных разработать и реализовать программу по оптимизации межличностных отношений дошкольников.
В целях изучения особенностей межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста, были использованы следующие диагностические методики:
- Методика в модификации Т.А. Репиной “Изучение особенностей социально-нравственного развития детей группы, характера взаимоотношений детей в коллективе сверстников”;
- Социометрический эксперимент Я.Л. Коломинского «У кого больше?»;
- «Диагностика развития общения со сверстниками» Орлова И.А., Холмогорова В.М;
- Методика «Каков ребенок во взаимоотношениях с окружающими людьми?» Р.С.Немов;
- «Анкета для изучения особенностей взаимодействия детей друг с другом» О.Н. Истратовой.
Экспериментальную выборку составили 30 человек (14мальчиков и 16 девочек) в возрасте 5-6 лет.
Для развития межличностных отношений дошкольников может быть использована программа по оптимизации межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста с использованием сказкотерапии, игровой терапии, музыкальной терапии, арт-терапии. Цель программы:формирование и закрепление положительных установок в сознании детей;создание благоприятного психоэмоционального климата и развитие межличностных отношений в группе сверстников. В соответствии с этой целью формируются задачи: способствовать повышению уверенности в себе, развивать способность ребенка к эмпатии, сопереживанию, развивать творческие способности, приведение в равновесие эмоционального состояния, улучшения самочувствия и настроения, снижение уровня тревожности, развитие коммуникативных навыков. Программа включает 15 занятий. Занятия проводятся 1 раз в неделю, в первую половину дня, продолжительностью 30 – 40 минут.
Программа состоит из 7 этапов:
1 этап - общение без слов. Главной целью этого этапа является переход к непосредственному общению, что предполагает отказ от привычных для детей вербальных и предметных способов взаимодействия.
Можно использовать следующие игры:
- «Волны»;
- «Театр теней».
2 этап - внимание к другому. Целью второго этапа является формирование способности видеть сверстника, обращать на него внимание и уподобляться ему.
Можно использовать следующие игры:
- «Зеркало»;
- «Эхо»;
- «Испорченный телефон»;
- «Общий круг».
3 этап - согласованность действий. Основная задача следующего этапа — научить ребенка согласовывать собственное поведение с поведением других детей.
Можно использовать следующие игры:
- «Сороконожка»;
- «Составные фигуры».
4 этап - общие переживания. Четвертый этап состоит из игр, направленных на переживание общих эмоций.
Можно использовать следующие игры:
- «Шторм»;
- «Заблудившиеся дети».
5 этап - взаимопомощь в игре. На данном этапе становится возможным использование игр, требующих от детей взаимопомощи, проявления сопереживания и сорадования.
Можно использовать следующие игры:
- «Шляпа волшебника»;
- «День помощника».
6 этап - добрые слова и пожелания. Задача данного этапа — научить детей видеть и подчеркивать положительные качества и достоинства других детей.
Можно использовать следующие игры:
- «Добрые волшебники»;
- «Я хотел бы быть таким, как ты».
7 этап - помощь в совместной деятельности. На данном этапе проводятся игры-занятия, предполагающие различные формы просоциального поведения: дети должны делиться со сверстником, помогать ему в процессе совместной деятельности.
Можно использовать следующие игры:
- «Мастер и подмастерья»;
- «Закончи рисунки».
После реализации программы по оптимизации межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста можно проследить следующую динамику: сравнительный анализ результатов показал, что в отличие от констатирующего этапа, на контрольном этапе эксперимента уменьшилось число детей с преимущественно негативными особенностями, это говорит о том, что программа занятий помогла укрепить сильные стороны детей и избавиться от поведенческих проблем.
Результаты сравнительного анализа социометрического эксперимента Я.Л. Коломинского «У кого больше?» оформлены в Таблице 1.
Таблица 1
Результаты сравнительного анализа социометрического эксперимента Я.Л. Коломинского «У кого больше?»
Статусные категории |
Кол-во человек на констатирующем этапе в % |
Кол-во человек на контрольный этап в % |
«Звезды» |
17 |
13 |
«Предпочитаемые» |
50 |
54 |
«Принятые» |
23 |
33 |
«Непринятые» |
10 |
0 |
Данные сравнительного анализа представлены на рис.1
Рис.1 Сравнение данных результатов по методике Я.Л. Коломинского «У кого больше?» на констатирующем и контрольном этапах
Сравнительный анализ результатов показал, что в отличие от констатирующего этапа, на контрольном этапе эксперимента: нет «непринятых» детей, увеличилось количество «принятых» (с 23% до 33%) и «предпочитаемых» (с 50% до 54%). Большинство детей группы находится в благополучной социально-психологической ситуации развития.
Результаты сравнительного анализа методики «Диагностика развития общения со сверстниками» Орлова И.А., Холмогорова В.М.оформлены в Таблице 2.
Таблица 2
Результаты сравнительного анализа методики «Диагностика развития общения со сверстниками» Орлова И.А., Холмогорова В.М
Уровень развития общения со сверстниками |
Кол-во человек на констатирующем этапе в % |
Кол-во человек на контрольном этапе в % |
Высокий |
63 |
70 |
Средний |
27 |
30 |
Низкий |
10 |
0 |
Данные сравнительного анализа представлены на рис.2.
Рис.2. Сравнение данных результатов по методике «Диагностика развития общения со сверстниками» Орлова И.А., Холмогорова В.М на констатирующем и контрольном этапах
Сравнительный анализ результатов показал: в отличие от констатирующего этапа, на контрольном этапе эксперимента: увеличилось количество детей с высоким уровнем развития общения со сверстниками (с 63% до 70%), увеличилось количество детей со средним уровнем развития общения со сверстниками (с 27% до 30%), уменьшилось до 0 количество детей с низким уровнем развития общения со сверстниками (с 10% до 0%).
Результаты сравнительного анализа методики «Каков ребенок во взаимоотношениях с окружающими людьми?» Р.С. Немов оформлены в Таблице 3.
Таблица 3
Результаты сравнительного анализа методики «Каков ребенок во взаимоотношениях с окружающими людьми?» Р.С. Немов
Уровень общения с окружающими людьми |
Кол-во человек на констатирующем этапе в % |
Кол-во человек на контрольном этапе в % |
Очень высокий |
0 |
0 |
Высокий |
33 |
70 |
Средний |
67 |
30 |
Низкий |
0 |
0 |
Очень низкий |
0 |
0 |
Данные сравнительного анализа представлены на рис.3.
Рис.3. Сравнение данных результатов по методике «Каков ребенок во взаимоотношениях с окружающими людьми?» Р.С. Немов на констатирующем и контрольном этапах
Сравнительный анализ результатов показал, что в отличие от констатирующего этапа, на контрольном этапе эксперимента: увеличилось количество детей с высоким уровнем общения с окружающими людьми (с 33% до 70%), и уменьшилось количество детей со средним уровнем общения с окружающими людьми (с 67% до 30%).
Таким образом, в ходе проведения диагностической программы, были получены результаты исследования межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста в условиях дополнительного образования. Сопоставление методик позволяет увидеть внутреннюю структуру группы. Дети очень общительные, доброжелательные, вежливые, отзывчивые, самостоятельные, склонны проявлять организаторские способности.
Рекомендации для родителей и педагогов по созданию оптимальных условий для успешного развития общения детей со сверстниками:
- Формируйте положительное отношение к сверстникам, собственным поведением демонстрируя уважительное отношение ко всем детям.
- Привлекайте внимание детей к эмоциональным состояниям друг друга, поощряйте проявления сочувствия, сопереживания другому ребенку.
- Организуйте совместные игры, учите координировать свои действия, учитывая желания других детей.
- Помогайте детям мирно разрешать конфликт, указывая им на достоинства друг друга, вводя принцип очередности, переключая внимание на продуктивные формы взаимодействия (новая игра, чтение книги, прогулки и пр.).
- Не сравнивайте ребенка со сверстником при оценке его умений, возможностей, достижений, тем самым умаляя и даже унижая его достоинство либо достоинство сверстника. Можно сравнивать достижения ребенка только с его же достижениями на предыдущем этапе, показывая, как он продвинулся, что уже умеет, чему еще научиться, создавая перспективу позитивного развития и укрепляя образ себя как развивающейся личности.
- Следует подчеркивать индивидуальные различия между детьми. Понимание своего отличия от других, права на это отличие, а также признание аналогичных прав другого человека – важный аспект развития социального «Я», начинающегося уже в раннем детстве.
- Организация общения детей и доброжелательных отношений между ними – одна из наиболее трудных и важных задач, которая стоит перед воспитателем группы детей дошкольного возраста.
Опираясь на результаты диагностической программы, для закрепления положительного результата нами рекомендована система игр для детей 4-6 летнего возраста, разработанная Е.О Смирновой, В.М. Холмогоровой.
Мы полагаем, что реализация данной программы будет способствовать оптимизации межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста.
Главной задачей программы является привлечение внимания ребенка к сверстнику и его различным проявлениям: внешности, настроениям, движениям, действиям и поступкам. Предлагаемые игры помогают детям пережить чувство общности друг с другом, учат замечать достоинства и переживания сверстника и помогать ему в игровом и реальном взаимодействии.
Таким образом, практическая значимость заключается в возможности применения в практике работы психологов, воспитателей, преподавателей учреждений дополнительного образования детей результатов исследования межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста.