ТЕХНОЛОГИИ ОПТИМИЗАЦИИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ТЕХНОЛОГИИ ОПТИМИЗАЦИИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Ефич Н.М. 1
1ТГПУ им. Л. Н. Тостого
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
На современном этапе развития общество ставит новые задачи воспитания и социализации детей дошкольного возраста. Опыт межличностных отношений является фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка и во многом определяет особенности самосознания, его отношение к миру, его поведение и самочувствие среди людей.

К старшему дошкольному возрасту происходит важное изменение в сфере отношений со сверстниками. Начиная с этого возраста, сверстник постепенно приобретает по-настоящему серьезное значение для ребенка и отношения с ним становятся важным фактором полноценного формирования личности дошкольника. В коллективной деятельности (игре, труде) дошкольники учатся согласовывать свои действия, справедливо разрешать споры, добиваться общих результатов. Далеко не всегда межличностные отношения детей складываются удачно. Дети дошкольного возраста не только дружат, но и ссорятся, обижаются, ревнуют, жалуются, а иногда и дерутся. Эти факты усугубляются тем, что у многих педагогов, воспитателей детских садов имеется дефицит знаний об особенностях развитии межличностных отношений в группах дошкольников.

В отечественной психолого-педагогической науке проблема взаимоотношений детей дошкольного возраста в группе сверстников изучалась в трудах Л.В. Артемовой, А. В. Киричука, Я.Л. Коломенского, а также в ряде исследований, выполненных под руководством А.А. Бодалева, А.В. Петровского, Л.И. Уманского и многих других педагогов и психологов.

Развитие общения со сверстником в дошкольном возрасте проходит через ряд этапов. На первом из них (2—4 года) сверстник является партнером по эмоционально-практическому взаимодействию, «невидимым зеркалом», в котором ребенок видит в основном себя. На втором (4—6 лет) возникает потребность в ситуативно-деловом сотрудничестве со сверстником; содержанием общения становится совместная игровая деятельность; параллельно возникает потребность в признании и уважении сверстника. На третьем этапе (6—7 лет) общение со сверстником приобретает черты внеситуативности; складываются устойчивые избирательные предпочтения.

Межличностные отношения определяют положение ребенка в группе. От того как они складываются, зависит эмоциональное благополучие, удовлетворенность или неудовлетворенность ребенка в данной общности. От них зависит сплоченность группы.

Актуальным является исследование особенностей межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста в группе сверстников и на основе полученных данных разработать и реализовать программу по оптимизации межличностных отношений дошкольников.

В целях изучения особенностей межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста, были использованы следующие диагностические методики:

- Методика в модификации Т.А. Репиной “Изучение особенностей социально-нравственного развития детей группы, характера взаимоотношений детей в коллективе сверстников”;

- Социометрический эксперимент Я.Л. Коломинского «У кого больше?»;

- «Диагностика развития общения со сверстниками» Орлова И.А., Холмогорова В.М;

- Методика «Каков ребенок во взаимоотношениях с окружающими людьми?» Р.С.Немов;

- «Анкета для изучения особенностей взаимодействия детей друг с другом» О.Н. Истратовой.

Экспериментальную выборку составили 30 человек (14мальчиков и 16 девочек) в возрасте 5-6 лет.

Для развития межличностных отношений дошкольников может быть использована программа по оптимизации межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста с использованием сказкотерапии, игровой терапии, музыкальной терапии, арт-терапии. Цель программы:формирование и закрепление положительных установок в сознании детей;создание благоприятного психоэмоционального климата и развитие межличностных отношений в группе сверстников. В соответствии с этой целью формируются задачи: способствовать повышению уверенности в себе, развивать способность ребенка к эмпатии, сопереживанию, развивать творческие способности, приведение в равновесие эмоционального состояния, улучшения самочувствия и настроения, снижение уровня тревожности, развитие коммуникативных навыков. Программа включает 15 занятий. Занятия проводятся 1 раз в неделю, в первую половину дня, продолжительностью 30 – 40 минут.

Программа состоит из 7 этапов:

1 этап - общение без слов. Главной целью этого этапа является переход к непосредственному общению, что предполагает отказ от привычных для детей вербальных и предметных способов взаимодействия.

Можно использовать следующие игры:

- «Волны»;

- «Театр теней».

2 этап - внимание к другому. Целью второго этапа является формирование способности видеть сверстника, обращать на него внимание и уподобляться ему.

Можно использовать следующие игры:

- «Зеркало»;

- «Эхо»;

- «Испорченный телефон»;

- «Общий круг».

3 этап - согласованность действий. Основная задача следующего этапа — научить ребенка согласовывать собственное поведение с поведением других детей.

Можно использовать следующие игры:

- «Сороконожка»;

- «Составные фигуры».

4 этап - общие переживания. Четвертый этап состоит из игр, направленных на переживание общих эмоций.

Можно использовать следующие игры:

- «Шторм»;

- «Заблудившиеся дети».

5 этап - взаимопомощь в игре. На данном этапе становится возможным использование игр, требующих от детей взаимопомощи, проявления сопереживания и сорадования.

Можно использовать следующие игры:

- «Шляпа волшебника»;

- «День помощника».

6 этап - добрые слова и пожелания. Задача данного этапа — научить детей видеть и подчеркивать положительные качества и достоинства других детей.

Можно использовать следующие игры:

- «Добрые волшебники»;

- «Я хотел бы быть таким, как ты».

7 этап - помощь в совместной деятельности. На данном этапе проводятся игры-занятия, предполагающие различные формы просоциального поведения: дети должны делиться со сверстником, помогать ему в процессе совместной деятельности.

Можно использовать следующие игры:

- «Мастер и подмастерья»;

- «Закончи рисунки».

После реализации программы по оптимизации межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста можно проследить следующую динамику: сравнительный анализ результатов показал, что в отличие от констатирующего этапа, на контрольном этапе эксперимента уменьшилось число детей с преимущественно негативными особенностями, это говорит о том, что программа занятий помогла укрепить сильные стороны детей и избавиться от поведенческих проблем.

Результаты сравнительного анализа социометрического эксперимента Я.Л. Коломинского «У кого больше?» оформлены в Таблице 1.

Таблица 1

Результаты сравнительного анализа социометрического эксперимента Я.Л. Коломинского «У кого больше?»

Статусные категории

Кол-во человек на констатирующем этапе

в %

Кол-во человек на контрольный этап

в %

«Звезды»

17

13

«Предпочитаемые»

50

54

«Принятые»

23

33

«Непринятые»

10

0

Данные сравнительного анализа представлены на рис.1

Рис.1 Сравнение данных результатов по методике Я.Л. Коломинского «У кого больше?» на констатирующем и контрольном этапах

Сравнительный анализ результатов показал, что в отличие от констатирующего этапа, на контрольном этапе эксперимента: нет «непринятых» детей, увеличилось количество «принятых» (с 23% до 33%) и «предпочитаемых» (с 50% до 54%). Большинство детей группы находится в благополучной социально-психологической ситуации развития.

Результаты сравнительного анализа методики «Диагностика развития общения со сверстниками» Орлова И.А., Холмогорова В.М.оформлены в Таблице 2.

Таблица 2

Результаты сравнительного анализа методики «Диагностика развития общения со сверстниками» Орлова И.А., Холмогорова В.М

Уровень развития общения со сверстниками

Кол-во человек на констатирующем этапе в %

Кол-во человек на контрольном этапе

в %

Высокий

63

70

Средний

27

30

Низкий

10

0

Данные сравнительного анализа представлены на рис.2.

Рис.2. Сравнение данных результатов по методике «Диагностика развития общения со сверстниками» Орлова И.А., Холмогорова В.М на констатирующем и контрольном этапах

Сравнительный анализ результатов показал: в отличие от констатирующего этапа, на контрольном этапе эксперимента: увеличилось количество детей с высоким уровнем развития общения со сверстниками (с 63% до 70%), увеличилось количество детей со средним уровнем развития общения со сверстниками (с 27% до 30%), уменьшилось до 0 количество детей с низким уровнем развития общения со сверстниками (с 10% до 0%).

Результаты сравнительного анализа методики «Каков ребенок во взаимоотношениях с окружающими людьми?» Р.С. Немов оформлены в Таблице 3.

Таблица 3

Результаты сравнительного анализа методики «Каков ребенок во взаимоотношениях с окружающими людьми?» Р.С. Немов

Уровень общения с окружающими людьми

Кол-во человек на констатирующем этапе в %

Кол-во человек на контрольном этапе в %

Очень высокий

0

0

Высокий

33

70

Средний

67

30

Низкий

0

0

Очень низкий

0

0

Данные сравнительного анализа представлены на рис.3.

Рис.3. Сравнение данных результатов по методике «Каков ребенок во взаимоотношениях с окружающими людьми?» Р.С. Немов на констатирующем и контрольном этапах

Сравнительный анализ результатов показал, что в отличие от констатирующего этапа, на контрольном этапе эксперимента: увеличилось количество детей с высоким уровнем общения с окружающими людьми (с 33% до 70%), и уменьшилось количество детей со средним уровнем общения с окружающими людьми (с 67% до 30%).

Таким образом, в ходе проведения диагностической программы, были получены результаты исследования межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста в условиях дополнительного образования. Сопоставление методик позволяет увидеть внутреннюю структуру группы. Дети очень общительные, доброжелательные, вежливые, отзывчивые, самостоятельные, склонны проявлять организаторские способности.

Рекомендации для родителей и педагогов по созданию оптимальных условий для успешного развития общения детей со сверстниками:

- Формируйте положительное отношение к сверстникам, собственным поведением демонстрируя уважительное отношение ко всем детям.

- Привлекайте внимание детей к эмоциональным состояниям друг друга, поощряйте проявления сочувствия, сопереживания другому ребенку.

- Организуйте совместные игры, учите координировать свои действия, учитывая желания других детей.

- Помогайте детям мирно разрешать конфликт, указывая им на достоинства друг друга, вводя принцип очередности, переключая внимание на продуктивные формы взаимодействия (новая игра, чтение книги, прогулки и пр.).

- Не сравнивайте ребенка со сверстником при оценке его умений, возможностей, достижений, тем самым умаляя и даже унижая его достоинство либо достоинство сверстника. Можно сравнивать достижения ребенка только с его же достижениями на предыдущем этапе, показывая, как он продвинулся, что уже умеет, чему еще научиться, создавая перспективу позитивного развития и укрепляя образ себя как развивающейся личности.

- Следует подчеркивать индивидуальные различия между детьми. Понимание своего отличия от других, права на это отличие, а также признание аналогичных прав другого человека – важный аспект развития социального «Я», начинающегося уже в раннем детстве.

- Организация общения детей и доброжелательных отношений между ними – одна из наиболее трудных и важных задач, которая стоит перед воспитателем группы детей дошкольного возраста.

Опираясь на результаты диагностической программы, для закрепления положительного результата нами рекомендована система игр для детей 4-6 летнего возраста, разработанная Е.О Смирновой, В.М. Холмогоровой.

Мы полагаем, что реализация данной программы будет способствовать оптимизации межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста.

Главной задачей программы является привлечение внимания ребенка к сверстнику и его различным проявлениям: внешности, настроениям, движениям, действиям и поступкам. Предлагаемые игры помогают детям пережить чувство общности друг с другом, учат замечать достоинства и переживания сверстника и помогать ему в игровом и реальном взаимодействии.

Таким образом, практическая значимость заключается в возможности применения в практике работы психологов, воспитателей, преподавателей учреждений дополнительного образования детей результатов исследования межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста.

Просмотров работы: 929