ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА. РАЗНОВИДНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА. РАЗНОВИДНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

Пономарева Е.М. 1
1г.Екатеринбург, УрФУ им.Первого Президента России Б.Н.Ельцына
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
ВВЕДЕНИЕ

Систематически применяемая физкультура и спорт — это молодость, которая не зависит от паспортного возраста, старость без болезней, которую оживотворяет оптимизм, это долголетие, которому сопутствует творческий трудовой подъем, это, наконец, здоровье — самый большой источник красоты [по утверждению И.М. САРКИЗОВА-СЕРАЗИНИ].

Современный этап становления России, вступления ее в мировое сообщество требует приобщения молодого поколения к культурным ценностям, создания условий для разностороннего его развития. Являясь важнейшим элементом целостного развития личности, физическая культура представляет обязательный раздел в гуманитарном компоненте современного высшего образования, предполагающий гармонизацию духовных и физических сил и способностей обучаемых. Физическая культура, будучи фактором социокультурного бытия, обеспечивающего биологический потенциал жизнедеятельности, имеет многовековую историю; сам же термин претерпел значительные изменения и связан с целым рядом коррелирующих понятий.

В течение многих столетий в педагогической теории и практике исследовались различные вопросы физического воспитания. Впервые этот термин стал употребляться в связи с трудовой деятельностью, предполагающей наличие у человека развитых физических способностей.

Физическая культура– это органическая часть общей культуры личности и общества, представляющая собой совокупность материальных и духовных ценностей, создаваемых и используемых обществом для физического совершенствования людей[17]. Она опирается на научные данные о физических и психических возможностям организма, на специальную материально-техническую базу, способствующую их проявлению и развитию. Физическая культура как часть общей культуры направлена на гармоническое развитие всех природных сущностных сил и морального духа человека. В системе всестороннего совершенствования личности она составляет важную основу полноценной жизнедеятельности: активного труда, нормальной семейной жизни, организованного отдыха и полноты творческого самовыражения. Массовость и всеобщность физической культуры обеспечивается обязательными программами физического развития дошкольников в детском саду; комплексной программой физического воспитания учащихся всех классов обще­образовательной и профессиональной школы; физической подго­товкой в вузах, спортобществах, клубах и секциях здоровья; про­граммами спортивных школ, секций, кружков, систематической зарядкой дома и на производстве. Широко используется много­образие национальных форм осуществления физической культуры».

Вместе с тем, недостаточное использование в целях поднятия уровня физической культуры народа, стадионов и парков, слабая инициатива в строительстве простейших спортплощадок и спорт­залов, в организации спортивных, туристских и других клубов на кооперативных началах. Между тем, каждый цивилизованный че­ловек смолоду должен заботиться о своем физическом совершен­ствовании, обладать знаниями в области гигиены и медицинской помощи, вести здоровый образ жизни.

Актуальность заключается в совершенствовании программ педагогического процесса, так как, потребности общества меняются, возрастают возможности и с каждым годом спрос на физическую культуру и спорт возрастает.

Объект исследования педагогический процесс личности. Предмет особенности педагогического процесса личности в сфере физической культуры и спорта.

Целью данной курсовой работы является исследование аспектов педагогического процесса личности в сфере физической культуры и спорта.

Для достижения цели исследования мной были поставлены следующие задачи:

  • изучить методические принципы физического воспитания личности;

  • изучить теоретические основания педагогического процесса личности;

  • проанализировать аспекты педагогического процесса личности в сфере физической культуры и спорта.

ГЛАВА1 ПОНЯТИЕ, ЗАДАЧИ И СРЕДСТВА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Физическое воспитание ― это система мероприятий по укреплению здоровья, овладению жизненно важными двигательными навыками и умениями, достижению высокой работоспособности[3].Основными целями физического воспитания являются:

  • развитие данных человеку от природы физических качеств- силы, быстроты, выносливости;

  • овладение двигательной культурой- выработке у школьников способности к сложным двигательным координациям, к эффективному самоконтролю и управлению движениями, овладение навыками и умениями, необходимыми в труде;

  • исправление нарушений осанки, слабого или непропорционального развития отдельных частей тела;

  • воспитание воли и настойчивости в достижении поставленной цели, благодаря систематическому волевому усилию, необходимого для регулярного и качественного выполнения определенного количества физических упражнений.

Физическое воспитание имеет оздоровительные и воспитательные задачи, которые решаются одновременно и призваны повсеместно содействовать физическому развитию детей и подростков, укреплять их здоровье и подготавливать их к будущей трудовой деятельности.

Средства физического воспитания для успешного решения связанных с ним задач делятся на 2 группы:

К первой относятся различные физические упражнения, подвижные и спортивные игры, спорт во всех его видах.

Во вторую группу наряду с соблюдениемрежима дня, правил личной гигиены входит закаливание[17].

Правильная физическая организация невозможна без одновременного использования средств, входящих в первую и во вторую группы, при строгом учете состояния здоровья, возрастных и интеллектуальных особенностей детей и подростков, их физической подготовленности.

  1.  
    1. Методические принципы физического воспитания

Систематическое воздействие физических упражнений на организм человека может быть успешным в том случае, когда методика их применения (система средств и способов) согласуется с основными правилами, закономерностями процесса физического воспитания. Знание и соблюдение этих закономерностей, или, иначе, принципов, позволяет эффективно овладеть конкретным двигательным навыком и развить то или иное физическое качество (силу, выносливость, гибкость и т.д.). И наоборот, незнание принципов или их неумелое применение существенным образом тормозит успешность обучения движениям, затрудняет формирование физических качеств.

Основными принципами методики обучения и воспитания (методическими принципами), которыми необходимо руководствоваться в процессе построения занятий физическими упражнениями, являются принципы сознательности и активности, наглядности, доступности и индивидуализации, систематичности, динамичности.

Принципы сознательности и активности предусматривают формирование осмысленного отношения и устойчивого интереса студентов к занятиям физическими упражнениями. Это, в свою очередь, возможно только при творческом сотрудничестве преподавателя и студента. Педагогическое мастерство, профессионализм преподавателя заключается в доведении до сознания студентов конкретного смысла и значения выполняемых заданий, объяснением не только того, что и как выполнять, но и почему предлагается именно это, а не другое упражнение, почему его следует выполнять так, а не иначе, как оно влияет на те или иные функции организма. Совместный анализ удачного или неудачного выполнения упражнений, поиск ошибок в технике движений, причин их возникновения и путей устранения способствует формированию у студентов сознательного и активного отношения к процессу обучения, приучает их к самоанализу, самооценке, самоконтролю двигательной деятельности, развивает интерес и стремление к самосовершенствованию.

Путь к физическому совершенству - прежде всего большой напряженный труд. Здесь неизбежны и утомительные упражнения, и "скучные" задания, интерес к которым проявляется лишь на основе глубокого понимания студентом их важности и необходимости в процессе становления гармонически развитой личности. Именно на этой основе формируется устойчивое стремление преодолевать трудности, проявлять инициативность, самостоятельность, творческую активность в процессе физического совершенствования.

Принцип наглядности в физическом воспитании обеспечивается комплексным использованием многообразных форм наглядности: показа двигательного действия преподавателем или подготовленным студентом, просмотра учебных видеофильмов, наглядных пособий, рисунков, схем, зрительных и слуховых ориентиров и др. Применение различных форм и средств наглядности способствует формированию точного образа двигательного действия или двигательного задания (модели деятельности) в целом.

Принцип доступности и индивидуализации обязывает строго учитывать возрастные особенности, пол, уровень подготовленности, индивидуальные различия в физических и психических способностях студентов. Доступность упражнений или нагрузок не означает полного отсутствия трудности при их выполнении, а предполагает постоянное и последовательное преодоление их путем мобилизации физических и духовных сил занимающихся. Мера доступности изменяется в зависимости от степени технической, физической и функциональной подготовленности студента: что было недоступно на одном этапе обучения, становится в дальнейшем легко выполнимым. В соответствии с этим должны изменяться и предъявляемые требования.

Принцип систематичности - это прежде всего регулярность занятий, рациональное распределение нагрузок и отдыха[4]. Если за учебным или тренировочным занятием последует слишком большой перерыв, то это приведет к снижению уровня работоспособности. Систематичность или непрерывность процесса обучения и воспитания заключается в том, что положительный эффект каждого последующего занятия должен как бы "наслаиваться" на "следы" предыдущего, закрепляя и углубляя их. В итоге эффект ряда занятий "суммируется" - возникает кумулятивный эффект системы занятий, т.е. относительно стойкие адаптационные перестройки функционального характера, которые составляют основу физической подготовленности, тренированности и стабильных двигательных навыков.

Принцип динамичности предусматривает целенаправленное повышение требований к двигательной деятельности студентов за счет обновления и усложнения применяемых физических упражнений, методов обучения, условий занятий, а также величины нагрузки - ее объема и интенсивности. Без этого нельзя обеспечить развитие физических, волевых качеств, освоить новые формы двигательных умений и навыков, совершенствовать деятельность функциональных систем организма[4].

Рассмотренные принципы отражают различные закономерности и стороны целостного процесса физического воспитания. Они составляют не сумму, а единство принципиальных методических положений, взаимно обусловленных и дополняющих друг друга. Отступление от одного из принципов может разладить весь сложный процесс физического воспитания и сделать безрезультативным большой труд преподавателя и студента.

1.2. Предмет и задачи педагогики физической культуры

Педагогика физической культуры – это развивающаяся наука, содержание которой находится в состоянии поиска и становления[24].

Основы научного подхода к физической культуре в России заложил Петр Францевич Лесгафт, который разработал теорию физического образования. В 40-е годы 20 века в условиях развивающихся институтов физической культуры была достаточно широко обоснована теория и методика физической культуры. ТиМФК успешно решала вопросы спортивной подготовки, но не обеспечивала раскрытия всех потенциальных возможностей воспитания средствами физических упражнений и спорта. Поэтому возникла потребность одновременно с этой наукой разрабатывать вопросы воспитания через спорт с целью полноценной социализации человека в послеспортивный период его жизни, что привело к формированию отдельного научного знания – педагогики ФКиС.

Педагогика физической культуры – это наука, изучающая цели, содержание, закономерности воспитания (образования и обучения) при занятиях физическими упражнениями и спортом и управление этим процессом[24].

Предметом педагогики ФК является изучение содержания, закономерностей, механизмов и специфики педагогического процесса по формированию личности в условиях занятий физическими упражнениями и спортивной деятельностью.

Объектом служит сама спортивная деятельность и человек, занимающийся ею, его обучение, развитие и достижение высоких личных спортивных результатов.

Педагогика ФКиС является профессиональной ветвью общей педагогики, связь с которой детерминируется тем, что все структурные и содержательные компоненты общей педагогики должны содержаться в ней в модифицированном виде.

Задачи педагогики ФКиС как науки:

1. Выявление места и закономерных связей физической культуры и спорта с общим процессом воспитания в обществе.

2. Разработка методов научного исследования в физической культуре и спорте.

3. Изучение, разработка и внедрение данных смежных наук для разного уровня занятий физической культурой и спортом.

4. Изучение и обобщение опыта работы ведущих специалистов, учителей ФК и тренеров с целью обогащения педагогики ФК нахождением новых, более эффективных путей достижения спортивных и воспитательных результатов.

5. Разработка оптимального соотношения в развитии направленности личности спортсмена (с одной стороны, честолюбивое стремление к победе и, с другой стороны, взаимопомощь, сотрудничество и сопереживание взаимных успехов).

6. Нахождение оптимального соотношения между требованиями гармоничного развития тела спортсмена и необходимостью некоторого отступления от этого требования для достижения результата.

7. Внедрение положений педагогики ФКиС в практику учебно-воспитательного процесса в конкретных видах спорта и для каждого из заданных уровней спортивного мастерства.

8. Определение содержания и методики подготовки специалистов в вузах физической культуры.

1.3 Основные категории педагогики

В период становления педагогики как науки были определены три фундаментальные категории (основные понятия педагогики) — воспитание, обучение, образование. Воспитание в широком смысле — процесс систематического и целенаправленного воздействия на духовное и физическое развитие личности путем создания условий для производительной, общественной и культурной деятельности людей[4]. Воспитание как всеобщая категория включает в себя обучение и образование. В современной науке под воспитанием понимают передачу исторического и культурного опыта от поколения к поколению[4]. При этом воспитатель:

– передает опыт, накопленный человечеством;

– вводит в мир культуры;

– стимулирует к самовоспитанию;

– помогает разобраться в трудных жизненных ситуациях и найти выход из сложившегося положения.

В свою очередь, воспитанник:

– овладевает опытом человеческих отношений и основами культуры;

– работает над собой;

– обучается способам общения и манерам поведения.

В результате воспитанник изменяет свое понимание мира и отношение к людям и самому себе.

Как показывает практика, воспитание диалектически взаимосвязано с обучением. Оно способствует развитию и утверждению основных качеств личности, проявляющихся в поступках. Эти качества характеризуют не только мировоззрение человека, но и социальные, нравственные позиции; индивидуальные устремления.

В настоящее время воспитание и образование рассматриваются как основные факторы формирования общества и государства, науки и культуры.

Задача воспитания всегда выражает историческую потребность общества в подготовке поколения, способного реализовывать определенные общественные функции и социальные роли. То есть системы, обусловливающие характер и задачи воспитания, соответствуют сложившимся этнонациональным традициям, особенностям общественно-исторической формации, определенной ценностной иерархии, а также политической и идеологической доктрине государства. В мировой практике известны такие системы воспитания, как спартанская, система рыцарского воспитания, Домострой, воспитание джентльмена, система коллективных творческих дел.

Вторая категория педагогики: обучение - понимается как взаимообусловленный, целенаправленный, организованный и систематически осуществляемый процесс передачи педагогом определенных знаний, умений, навыков и их усвоение обучаемыми[14].

При этом учитель:

– преподает — целенаправленно передает знания, жизненный опыт, способы деятельности, основы культуры и научного знания;

– руководит процессом освоения знаний, навыков и умений;

– создает условия для развития личности учащихся (их памяти, внимания, мышления).

В свою очередь, ученик:

– учится, овладевает передаваемой информацией и выполняет учебные задания с помощью учителя, совместно с одноклассниками или самостоятельно;

– пытается самостоятельно наблюдать, сравнивать, мыслить;

– проявляет инициативу в поиске новых знаний, дополнительных источников информации (справочник, учебник, Internet), занимается самообразованием.

Таким образом, диалектическое отношение «обучение — воспитание» направлено прежде всего на развитие деятельностных и личностных характеристик человека на основе его интересов, приобретенных знаний, умений, навыков.

Третья категория педагогики: образование — понимается как:

– ценность развивающегося человека и общества;

– процесс обучения и воспитания человека;

– результат последнего;

– система[5].

Образование — процесс овладения системой научных знаний, познавательных умений и навыков[8]. Вся совокупность образовательных (или учебных и воспитательных) учреждений выстраивается в систему в рамках конкретного города, региона, страны.

Обучение, воспитание и образование можно рассматривать как особым образом организованную деятельность, результатом которой является развитие человека. Воспитание, обучение, образование являются процессами взаимодействия воспитателя и воспитанника, учителя и учащихся, тренера и спортсмена с целью развития человека. При рассмотрении воспитания, обучения или образования в качестве системы выделяют следующие элементы: цель, средства, результат, объекты и субъекты процесса.

ГЛАВА2 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА. РАЗНОВИДНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

2.1. Физическая культура и спорт как специфический динамический процесс формирования личности обучающихся

Физическая культура - органическая часть культуры общества и личности[16]. Основу ее специфического содержания составляют рациональное использование двигательной деятельности в качестве фактора физической подготовки к жизненной практике, оптимизация физического состояния и здоровья человека.

Основными функциями педагогического процесса по физической культуре являются: обучение, воспитание и развитие обучающихся.

Реализация этих функций до сего времени вызывает значительные затруднения. Анализ учебных занятий и спортивно-массовой работы показывает, что активно занимаются физическими упражнениями лишь 60% обучающихся в школе. Поэтому многие из них не получают должной нормы двигательной активности. Хронически недополученные организмом биологически необходимые физические нагрузки приводят к ухудшению здоровья.

Причинами такого положения могут быть:

  • состояние здоровья обучающихся;

  • недооценка физической культуры и спорта;

  • необеспеченность учебно-воспитательного процесса квалифицированными спортивными кадрами;

  • слабая материально-техническая база;

  • отсутствие необходимого спортивного инвентаря и др.

В обучении и воспитании применяется комплекс мер, средств, методов и форм физической культуры, направленных на физическое совершенствование и всестороннее развитие, соответствующее современному уровню общественного прогресса.

Процесс обучения предполагает:

  • овладение основами личной физической активности;

  • приобретение знаний, умений и навыков физической культуры;

  • развитие координационных способностей;

  • выработку навыков самостоятельной физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности;

  • развитие волевых, нравственных качеств и умственных способностей.

К этому следует добавить и формирование таких качеств, как гуманизм и радость общения в процессе физкультурно-спортивной деятельности.

Для эффективного развития учащихся в процессе обучения преподаватели физической культуры в своей практике используют:

  • оптимизацию и интенсификацию обучения на основе применения современных психолого-педагогических психолого-физиологических технологий;

  • деятельностный подход к формированию гармонично развитой личности.

Деятельностный подход в обучении - ориентирование учащихся на усвоение не только готовых знаний и умений, но и на овладение новыми способами физкультурно-оздоровительной деятельности[10].

Под оптимизацией педагогического процесса следует понимать:

  • повышение интенсивности учебно-воспитательной деятельности;

  • целенаправленность обучения и усиление мотивации к занятиям физической культурой и спортом;

  • применение творческих форм и методов обучения;

  • использование компьютеров и других технических средств передачи и усвоения учебной информации.

Практика свидетельствует о том, что в основном в вузах имеются все возможности для подготовки физически крепких, обладающих высокими морально-волевыми, нравственно-духовными и психологическими качествами студентов.

Однако интенсификация учебного процесса, введение новых дисциплин, компьютеризация обучения зачастую приводят к нарушению обычного ритма учебы и отдыха, повышению физических и нервно-психических нагрузок.

Постоянное напряжение внимания, точность и своевременность действий, повышенная ответственность, ведут к переутомлению и нервным срывам.

Чтобы сохранить высокую работоспособность при интенсификации обучения, учащимся необходимо обладать определенными двигательными навыками и специальными психологическими качествами, которые формируются на занятиях по физической культуре.

В существующей образовательной системе физическая культура и спорт― обязательная и неотъемлемая часть обучения и воспитания, неразрывно связанная с другими учебными дисциплинами[11]. Это связь заключается в единстве объекта действия― обучающегося и цели действия― формирования высокой социализации личности.

В реализации цели педагогической деятельности по физической культуре используются различные средства, формы и методы, имеющие общие и частные специфические черты.

Так, на занятиях обязательно учитываются возрастные особенности учащихся, особенности физической подготовки юношей и девушек. Чтобы занятия были эффективными, преподаватель (тренер) использует специфические формы и методы обучения физическим упражнениям, спортивной тренировки.

Успешное овладение знаниями и умениями по физической культуре позволяет учащимся:

  • усваивать большой объем знаний по другим дисциплинам;

  • поддерживать физическую форму в хорошем состоянии;

  • повышать успеваемость в соответствии с поставленными задачами.

Таким образом, в образовательной системе физическая культура находится в тесном единстве с другими учебными дисциплинами, дополняя друг друга в достижении образовательной цели.

К образовательным целям физического развития учащихся относятся:

  • оптимальный уровень развития физических качеств;

  • сохранение и укрепление здоровья, закаливание организма;

  • совершенствование телосложения и оптимальное развитие физиологических функций организма;

  • длительное сохранение высокого уровня общей и профессиональной работоспособности[23].

Все эти цели взаимосвязаны между собой. Однако на каждом из этапов обучения приоритет может отдаваться одному или нескольким направлениям в решении поставленной цели. В соответствии с этим и должны определяться образовательные задачи и средства их реализации.

К образовательным задачам, решаемым в процессе обучения, относятся:

  • приобретение знаний научно-теоретического и практического характера, связанных с физической культурой и спортом;

  • индивидуальное формирование жизненно важных и профессионально необходимых двигательных умений и навыков и доведение их до разумной степени совершенства.

С помощью общепедагогических задач решаются вопросы нравственного, идейно-патриотического и трудового воспитания, а также воспитания морально-волевых, эмоциональных качеств и эстетических потребностей.

Главными предпосылками достижения цели и задач обучения и воспитания учащихся являются:

  • опережающее формирование у молодежи мотивационно-ценностного отношения к физической культуре;

  • установка на здоровый образ жизни и физическое совершенствование;

  • потребность в регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом;

  • подготовка выпускников образовательных учреждений, обладающих высокими практическими навыками и знаниями основ физической культуры;

  • формирование способности противостоять психическому и физическому утомлению в процессе учебной и профессиональной деятельности без снижения работоспособности;

  • умение планировать и проводить самостоятельную физическую тренировку[16].

Хорошее здоровье и физическое состояние учащихся должны рассматриваться как один из главных результатов специфического и динамического педагогического процесса физкультурного образования.

Физическая культура― важное средство всестороннего гармонического развития личности, социальный фактор продвижения человека по пути физического совершенствования[17].

2.2 Физическая культура―средство воспитания морально-волевых качеств у студентов

Воспитание― есть процесс и результат совместной деятельности воспитателя и воспитуемого, направленной на решение целей и задач воспитания[13].

Физическое воспитание как составная часть образовательного процесса способствует формированию физических, морально-психологических и нравственных качеств обучаемых.

На учебных занятиях, тренировках и спортивных соревнованиях у студентов под влиянием преподавателей, коллектива и определенных условий формируются необходимые морально-волевые и психологические качества.

Регулярно выполняя упражнения, студенты осознают необходимость совершенствования своих физических и психологических качеств. У них появляется потребность действовать в коллективе в соответствии со своими убеждениями как общественно активного человека.

В процессе физкультурно-спортивных мероприятий студенты находятся в коллективе, где формируются взаимопомощь и взаимовыручка, укрепляются дружеские отношения.

Физическая культура и спорт являются важнейшими средствами воспитания патриотизма: любви к своему народу, уважения к его традициям.

Физкультурно-спортивная деятельность способствует формированию самостоятельности, ответственности за порученное дело, коллективизму, готовности прийти на помощь товарищам, а также гуманности, честности, воли к победе, непримиримости к несправедливости и лжи [21].

При многократном повторении физических упражнений с большими нагрузками, когда надо достичь наивысшего результата, включаются все психические процессы― мышление, память, внимание, воля, эмоции и др.

На занятиях выполнение упражнений, приемов и действий осуществляется в точном соответствии с их описанием, по команде преподавателя (тренера) и под непосредственным его контролем. Соблюдение установленной спортивной этики отношений способствует воспитанию у студентов дисциплинированности, чувства собственного достоинства.

Моральное удовлетворение приносят те занятия по физической культуре, на которых студенты достигают определенных результатов за счет систематических тренировок и честной борьбы с соперником. Учебные группы по своему составу, как правило, многонациональны. Занятия по физической культуре проводятся преподавателем (тренером) таким образом, чтобы у студентов формировались дружеские отношения, чувство взаимопомощи, уважение и сопереживание.

Опытный преподаватель знает, что формирование тех или иных качеств личности студента носит индивидуальный характер. Каждый обучаемый, встречаясь с трудностями, реагирует на них по-разному. Поэтому в воспитательной работе по физической культуре преподаватель(тренер) старается использовать те упражнения и (или) те виды спорта при подготовки каждого студента, которые в наибольшей степени способствуют выработке у него морально-волевых и психологических качеств, способствующих его общему и физическому развитию.

В воспитательной работе необходим дифференцированный подход. Однако необходимые морально-волевые качества формируются только при сознательном и целенаправленном участии как преподавателя, так и самого обучающегося. В педагогическом процессе важно осуществлять подбор физической нагрузки, видов и методов физических упражнений и методику их проведения таким образом, чтобы вызвать интерес обучающегося, привить ему привычку к овладению физической культурой в соответствии с его способностями и возможностями. Опытный преподаватель (тренер) хорошо осведомлен о возможностях различных видов спорта в формировании и развитии тех или иных качеств личности обучающегося.

Смелость и решительность, настойчивость и упорство, инициативность и находчивость, выдержка и самообладание― такие качества вырабатываются у обучаемых во время занятий по легкой атлетике, плаванию, лыжным гонкам и других.

Эти качества могут формироваться целенаправленно на тренировках и состязаниях при использовании специальных упражнений. Например, если студент не умеет плавать и у него есть страх перед погружением в воду, его следует сначала научить выполнять подготовительные упражнения: отрегулировать дыхание, отработать плавательные движения на суше, а затем уже в воде для удержания тела на поверхности. Это позволяет преодолеть водобоязнь и одновременно выработать настойчивость и смелость.

Восприятие пространства и времени, способность к точной оценке расстояний, имеющее значение для определенных профессий, можно формировать путем специальных упражнений на гимнастических снарядах, в спортивных играх, легкой атлетике и лыжной подготовке.

Внимание, активность и устойчивость к внешним помехам также вырабатываются в процессе выполнения различных упражнений. Например, во время учебы у студентов могут появиться напряженность, мышечная скованность, обостренная или замедленная реакция. Это преодолевается с помощью выполнения отдельных упражнений, направленных на развитие навыков произвольного расслабления мышц и нормализации деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

На занятиях необходимо создавать такие условия, чтобы обучаемые проявляли инициативу, верили в свои силы и способности. Корректное устранение ошибок в выполнении упражнений снимает у них робость и неуверенность, порождает желание достичь высоких результатов.

Гуманные отношения друг к другу развиваются и совершенствуются на соревнованиях и тренировках, так как спорт предполагает честное соперничество. Студентов необходимо привлекать к судейству соревнований, проведению спортивных праздников и вечеров. Успехи в спортивно-массовой работе необходимо отмечать в студенческой печати и на местном радио, всячески поощряя самостоятельность, находчивость и проявление взаимопомощи.

Важным направлением воспитательной работы является выполнения студентами общественной работы.

Выполняя общественно полезные функции― участие в организации соревнований, смотре физической подготовленности в младших группах, в подшефных школах, секциях― студенты приобретают опыт организаторской, методической и воспитательной работы, происходит их профессиональное совершенствование.

Занятия по физической культуре и спорту проводятся в соответствии с руководящими документами, в которых определяются требования для каждой категории обучаемых. Все это положительно воздействует на личность студента, повышает ответственность и чувство долга.

Целесообразно на торжественные открытия спортивных праздников, соревнований, спартакиад и другие спортивно-массовые мероприятия приглашать заслуженных мастеров спорта, известных спортсменов, а также служителей религиозных конфессий, что направлено на формирование чувства товарищества, равенства, навыков благородного соперничества. Важная роль в этом принадлежит организации и проведению спортивных праздников, эстафет, олимпиад, показательных выступлений спортсменов, а также спортивных тематических вечеров, туристических походов и экскурсий, встреч с выдающимися спортсменами, товарищеских встреч по видам спорта со студентами других вузов.

Для формирования морально - волевых качеств студентов большое значение имеет организация учебно-воспитательной работы: беседы, доклады и лекции, встречи с ветеранами, вечера и читательские конференции, просмотр фильмов, деловые игры, дискотеки, выставки, передачи местного телевидения и радио, фотогазеты.

Велико значение воспитания на спортивных традициях. В образовательных учреждениях обычно оборудуются комнаты спортивной славы, где на стендах размещаются спортивные реликвии, экспонаты, грамоты, альбомы, дипломы и предметы спортивного инвентаря. Здесь проводятся встречи с выдающимися спортсменами и тренерами, происходит награждение спортивными грамотами, дипломами, знаками и медалями.

Положительное влияние на студентов оказывает шефская работа с учащимися других образовательных учреждений, с коллективами различных предприятий. С ними можно проводить товарищеские встречи по разным видам спорта, оказывать друг другу посильную помощь в строительстве и обслуживании спортивных сооружений, в обеспечении спортивным оборудованием и др.

Методы воспитания - это способы совместной деятельности обучающихся с преподавателями (тренерами), они применяются в единстве с методическими приемами и средствами воспитательного воздействия[24]. Такими средствами могут быть различного рода учебные и воспитательные задания, воспитательные мероприятия, а также предметы материальной и духовной культуры, книги, кинофильмы, музыкальные произведения и другие.

Каждое средство воспитательного воздействия должно быть приемлемо для решения определенной педагогической задачи. Чем большим набором средств располагает педагог (тренер), тем эффективнее его профессиональная деятельность.

В научной педагогике существуют разные способы классификации методов воспитательного педагогического взаимодействия. Исходя из опыта практической работы педагога (тренера), можно рассматривать следующие группы методов, с помощью которых:

  • оказывается влияние на сознание студентов, когда формируются их взгляды ( представления, понятия), осуществляется оперативный обмен информацией в педагогической системе;

  • оказывается влияние на поведение воспитанников, когда организуется их деятельность, стимулируются ее позитивные мотивы;

  • оказывается помощь в самоанализе и самооценке воспитанников.

Сознание развивается у человека естественным путем только в совместной деятельности с другими людьми.

В процессе общения формируется та или иная точка зрения человека на события или явления. Формирование этой точки зрения зависит от силы, например, такого метода воспитания, как убеждение.

Убеждение - это метод воздействия на сознание в процессе общения[13]. Он может быть осуществлен в различных формах: внушения, повествования, диолога, сообщения, личного примера и других.

Преподаватель(тренер) должен помнить, как важна опора на воображение в процессе убеждения. Необходимость побуждения к положительному восприятию, подкрепленная словесным воздействием одобрения, усиливает процесс убеждения.

К этой группе педагогического воздействия относится внушение.

Внушение (суггестия) ― воздействие, рассчитанное на некритическое восприятие информации и изменение настроя, понимания, поведения в соответствии с ее получением[18].

Важным методом, особенно в усвоении физической культуры, является личный пример. Этот метод играет большую роль в практической части обучения, когда преподаватель (тренер) показывает отдельные примеры упражнения. Личным примером он стимулирует студентов на грамотное и быстрое выполнение учебного или тренировочного задания.

Выполнение различных упражнений является главной группой методов воздействия в процессе физкультурного обучения и формирования поведения студентов.

Основой физкультурного обучения являются упражнения и постоянный труд.

Преподавателю (тренеру) необходимо добиваться, чтобы выполнение требований того или иного упражнения становилось нужным для самого студента, в этом случае регулярное выполнение упражнений может привести к желаемому результату.

Педагогическое требование предполагает постановку студента в ситуацию выполнения определенных действий. Оно обеспечивает стимулирование или торможение тех или иных действий, поступков, поведения в целом путем проявления личного отношения преподавателя(тренера) к воспитаннику.

Без продуманных, обоснованных требований преподавателя (тренера) немыслима организация совместной деятельности со студентами. Опытный преподаватель (тренер) имеет, как правило, развернутую программу действий и его требования есть средство реализации этой программы в деятельности студентов.

Важным методом воспитательного воздействия на студентов является метод перспективы. Назначение его состоит в том, что бы превратить цель и задачи общественно полезной деятельности студентов из внешнего стимула во внутренние побуждения каждого. Метод перспективы позволяет преподавателю с помощью органов студенческого самоуправления последовательно направлять развитие коллектива студентов, обогащать его содержание. Достигается это грамотным выстраиванием перспектив в достижении той или иной спортивной воспитательной цели.

Использование методов воспитательного педагогического воздействия― убеждения, внушения, личного примера, метода перспектив, а также таких методов, как поощрение и наказывание, ― стимулирует общественно полезную деятельность студентов, способствует укреплению взаимоотношений в коллективе (команде). При этом достижения команды становятся личными достижениями каждого студента, что придает определенную эмоциональную окраску общению, повышает его значимость. Эмоциональная окраска общения называется эмоциональным заражением― воздействием через непосредственную передачу эмоционального состояния.

Эмоциональная окраска взаимодействия может носить как позитивный, так и негативный характер. Негативная сторона взаимодействия может проявиться в конфликте.

Конфликт― вид общения, в основе которого лежат реальные или надуманные, объективные или субъективные противоречия, попытка их разрешения происходит на фоне острых эмоциональных состояний, как правило, требующая оперативного вмешательства преподавателя (тренера), применение того или иного метода воспитательного воздействия[12].

В конфликте проявляется столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или субъектов взаимодействия. Основой конфликта могут быть: противоречивые позиции сторон по какому-то поводу; противоположные цели или средства их достижения в данных условиях; несовпадение интересов конфликтующих сторон.

Для успешного применения методов и приемов педагогического воздействия особенно важно уметь предвидеть тот воспитательный эффект, который может быть достигнут в конфликтной ситуации. Особое значение для преподавателя (тренера) приобретает правильный выбор метода разрешения конфликта, его вида и формы в зависимости от конкретной педагогической ситуации.

В воспитательном процессе важное место занимает взаимодействие: педагог (тренер)― студент. От преподавателя требуется проявление особого такта во взаимоотношениях со студентами, умение найти те мотивы в их поведении, которые позволяют более рационально с ними сотрудничать. Большой ошибкой является противопоставление интересов различных групп студентов, принимающих участие в конфликте, и предоставление одним из них больших прав, чем другим. Это может обострить конфликтную ситуацию.

Отношения между студентами в группе всегда сложны и имеют определенные особенности.

С одной стороны, во время соревнований они всегда соперники, с другой― вместе учатся, проводят досуг, делят все трудности обучения. В учебных группах возможно создание отдельных малых групп, формирующих психологическую обстановку в коллективе, которую преподавателю ( тренеру) необходимо учитывать в своей педагогической деятельности.

Выбор методов воспитательного воздействия всегда должен определяться: научной обоснованностью, соответствием поставленной учебной цели, обеспечением воспитывающего характера обучения, соответствием специфике учебного материала, индивидуальной и групповой подготовленности учащихся.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Физическое воспитание студентов неразрывно связано со всеми видами учебно-воспитательной работы. В процессе занятий физкультурой происходит умственное воспитание, формируется тактическое мышление, вырабатывается способность принимать решения в экстремальных ситуациях. Физкультурные занятия у детей формируют волю, выдержку, справедливость, честность в борьбе, коллективизм. С их помощью достигается гармония человеческого тела и духа.

Личность спортсмена формируется и развивается в результате воздействия многочисленных факторов, объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или согласно определенным целям. При этом сам человек не мыслится как пассивное существо, которое фотографически отображает внешнее воздействие. Он выступает как субъект своего собственного формирования и развития.

Итак, цель и задачи в поставленной курсовой работе выполнены. Исследованы аспекты педагогического процесса личности в сфере физической культуры и спорта, изучены методические принципы физического воспитания личности, изучены теоретические основания педагогического процесса личности, проанализированы аспекты педагогического процесса личности в сфере физической культуры и спорта.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Абдуллина О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования: учеб.пособие для пед. спец. высш. учеб. заведений/ О.А. Абдуллина// М.: Просвещение, 1990. – 141c.

  2. Бабанский Ю.К. Педагогика : учеб. пособие для студ. пед. ин-тов / Ю.К. Бабанский, В.А. Сластёнин, Н.А. Сорокин и др. //М.: Просвещение, 1988. ―479 с.

  3. Барчуков И.С. Физическая культура и спорт: методология, теория и практика: учеб.пособие для студентов высш.учеб.заведений / И.С.Барчуков, А.А.Нестеров// под общ. ред. Н.Н.Маликова― 3-е изд.-М.: издательский центр «Академия», 2009.― 528 с.

  4. Болотина Л.Р. Педагогика: Учебное пособие для педагогических институтов/Л.Р. Болотина, С.П. Баранов, Т.С. Комарова//-М.: Академический Проект; Культура, 2005. ―240 с.

  5. Бордовская Н.В. Педагогика : учеб. для вузов / Н.В.Бордовская, А.А. Реан //СПб.: Питер, 2001. ―304 с. ( Сер. Учебник нового века).

  6. ЕвсеевЮ.И. Физическаякультура :Учеб.пособие / Ю.И. Евсеев//М.:―Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. ―384 с.

  7. Журавлев И.К. Педагогика в системе наук о человеке/ И.К. Журавлев// М.: Москва.1990. ―168 с.

  8. Ильин Е.П. Психология физического воспитания : учеб. пособие для студ. пед. ин-тов/ Е.П. Ильин// М.: Просвещение. 1987. ―287 с.

  9. Кайнова Э.Б. Общая педагогика физической культуры и спорта:учеб.пособие для студентов среднего профессионального образования / Э.Б. Кайнова// М.: Москва, ИД «Форум»―Инфра-М, 2007. ―208 с.

  10. Карпушин Б.А. Педегогика физической культуры: учебник/Б.А. Карпушин// М.: Советский спорт. 2013. ―304 с.

  11. Корх А.Я. Тренер: деятельность и личность / А.Я. Корх//М.: Терра-Спорт, 2000. ―146 с.

  12. Ланда Б.Х. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности :учебное пособие/ Б.Х.Ланда//М.: Советский спорт, 2011. ―348 с.

  13. Макеева В.С. Профессионально-личностное развитие студента в образовательном пространстве физической культуры : монография / В.С. Макеева//М.: Орёл: ФГБОУ ВПО « Госуниверситет- УНПК» , 2013. ―227 с.

  14. Мельникова Н.Ю. История физической культуры и спорта : учебник / Н.Ю. Мельникова, А.В. Трескин// М.: Советский спорт, 2013. ―392 с.

  15. Мироненко Е.Н. Физическая культура /Е.Н. Мироненко, О.Л. Трещева, Е.Б. Штучная, А.И.Муллер// М.: ИНТУИТ, 2012. ―197 с.

  16. Неверкович С.Д. Педагогига физической культуры и спорта: учебник / С.Д. Неверкович [и др.]// М.: Физич. Культура, 2006. ―528 с.

  17. Педагогика физической культуры : учебник / под общ. ред. В.И. Криличевского, А.Г. Семёнова, С.Н. Бекасовой//М.: КносРус, 2012. ―320 с.

  18. Подласый И.П. Педагогика : учебник/ И.П. Подласый // М.: Высшее образование, 2008. ―540 с.

  19. Рапопорт Л. А. Перспективы развития студенческого спорта в университетах России : монография / Л.А. Рапопорт//М.: Екатеринбург:УГТУ-УПИ, 2004. ―356 с.

  20. Сидоров А.А. Педагогика для вузов физической культуры: учебник/ А.А. Сидоров// М.:Дрофа, 2000.―320 с.

  21. Снегуров А.В. Педагокика от «А» до «Я»:книга-энциклопедия/ А.В. Снегуров //М.: Народное образование 199. ―176 с.

  22. Хозяинов Г.И. Мастерство педагога в процессе образования и обучения: монография для студентов и препоавателей /Г.И. Хозяинов// М.: Физич.культура, 2006. ―224 с.

  23. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов //М.: Академия, 2007.―480 с.

  24. Ямалетдинова Г.А. Педагогика физической культуры и спорта: курс лекций : [учеб.пособие] / Г.А. Ямалетдинова. М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. Федер. ун-т. ― Екатеринбург //М.: Изд-во Урал. ун-та, 2014. ― 244 с.

Просмотров работы: 3312