Само понятие «культурное разнообразие» предполагает огромное количество различных аспектов и положений, от которых может зависеть не только кругозор наших мыслей, но эффективность стратегий деловой активности, если мы говорим о бизнесменах или людях, занятых в экономической или финансовой деятельности.
Люди различных культур имеют свои традиции и характерные черты поведения, влияющие на наше мнение об уровне их просвещенности, которое может представляться иррациональным и иногда даже неправильным.
Из вышесказанного резонно будет сделать вывод: при внимательном рассмотрении особенностей других людей, как в культурном плане, так и при ведении бизнеса, можно с легкостью просчитать их реакцию на любые предложения, а также отношение непосредственно к нам.
Любой статусный бизнесмен понимает, что знание других культур и умение пользоваться этим на практике сведёт к минимуму возможность негативного курса решения переговоров, а также поможет преодолеть возникшие трудности.
Для начала стоит отметить, что спектр деловых культур делят на два полюса – Западный и Восточный. К характерным западным культурам относят: западноевропейская и американская деловые культуры, к восточным же – деловые культуры стран Востока и Азии (Китай, Япония, Южная Корея). Такое разделение обусловлено историческими и общекультурными предпосылками, сложившимися за многие столетия.
Для получения более подробных представлений о значимости деловых культур для международного бизнеса необходимо рассмотреть пример такого явления в Японии.
Индивидуализм — как индивидуальная инициатива — признан в Японии своеобразной угрозой обществу, т.к. здесь ценятся, в первую очередь, коллективизм и групповая ориентация: права и интересы какой-либо группы, будь то семья или компания, важнее прав отдельного человека. Выражение человеком индивидуальных интересов граничит с невежеством. Коллективизм в странах Востока возведен в абсолют – имена многих японских изобретателей и ученых практически не известны мировой общественности. Человек здесь идентифицирует себя прежде всего с группой и меньше всего как индивидуум.
Для восточного общества характерна жесткая иерархия с большим различием полномочий разных ее уровней. Возраст и стаж работы традиционно вознаграждается чаще, чем квалификация. Занятый в японской компании обязан хранить верность ее ценностям.
Японцы не приемлют прямолинейности, для них практически не существует слова «нет», что вынуждает их уклоняться от прямого отказа. Это важно для сохранения гармонии и комфорта между собеседниками. Именно поэтому японская речь столь витиевата и многословна. Как итог, все сказанное в восточной культуре определяется контекстом происходящего, а не словами.
Восточная деловая культура предполагает согласование между собой позиции по решению предоставленных вопросов еще до начала переговоров. В результате, японцы приходят на собеседование уже с готовым ответом, т.к., по их мнению, собрание созывается лишь для объявления решения.
Японцы ценят искренность в бизнесе. Быть искренним — значит создавать для других гармонию. Однако, следует помнить, что компромисс для японцев есть «потеря лица», проявление слабого характера.
Персона или событие в Восточной культуре стоят выше времени, т.к. здесь принято ориентироваться на долгие деловые отношения, что подразумевает затянутое обсуждение каких-либо решений по любым вопросам.
Для японцев работа есть, в первую очередь, благо для группы, а не удобство для самого работника. Поэтому непродуктивные сотрудники считаются практически аморальными представителями общества. Снижение рабочих усилий означает спад лояльности работника к компании.
Некоторые японские мыслители считают работу дорогой к росту экономической мощи Японии. Для японцев экономическая жизнь лишь продолжающийся процесс. И этот процесс есть основа полезности для японцев. Восточные компании сильнее западных в производстве, чем в маркетинге, и причина того – приоритет в организации нормальной жизни и работы фабрики.
Итак, на основе всего вышесказанного можно сделать вывод, что международный бизнес – сложное занятие, требующее определенных личностных характеристик. Ведь помимо технических вопросов часто приходится сталкиваться с проблемами национальной культуры и психологии поведения, решение которых намного сложнее, чем вопросы, затрагиваемые переговорами. Именно поэтому главы и представители крупных международных компаний тщательно изучают традиции и деловой этикет возможной страны партнера перед тем, как сесть за стол переговоров.
Список литературы
1 Западная и восточная деловые культуры. – Режим доступа: http://studopedia.su/11_33924_zapadnaya-i-vostochnaya-delovie-kulturi.html (дата обращения 24.11.2017 г.)