В любой стране , на состояние её продовольственной безопасности очень сильно влияет уровень её сельскохозяйственного производства.
Государственное регулирование- признается система внешнего воздействия на хозяйствующих субъектов, которая законодательно оформлена.[1]
В странах Евросоюза 75% суммарного эквивалента субсидий отводится производителям в сельском хозяйстве. Доля прямых дотации ,в странах Евросоюза , в суммарном эквиваленте субсидий отводится сельскохозяйственным товаропроизводителям и составляет 22-23%.
Меры государственного регулирования АПК делятся на прямые и косвенные.[2]
Суть прямого государственного субсидирования заключается в поддержке доходов сельскохозяйственный производителей, в их числе:
- прямые государственные компенсационные платежи;
- платежи при ущербе от стихийных бедствий сельского хозяйства;
- платежи за ущерб, которые связаны с реорганизацией производства (вынужденное уничтожение скота, сокращение посевных площадей и т.д.)
В мерах косвенного государственного субсидирования преобладает такой пункт как средства на поддержку цен – в странах ЕС. Государство поддерживает внутренние цены на сельскохозяйственную продукцию, устанавливает квоты, тарифы, налоги на экспорт и импорт на продовольствия.[1][2]
В странах Евросоюза политика аграрных цен и фермерских доходов предполагает организацию слежения таких экономических показателей, как издержки производства по группам специализированных хозяйств.
Поддерживая данную политику , в результате получится проработанная информационно-статистическая система данных, которая необходима:
-для регулярного воздействия на рыночные цены;
-для влияния на производство, уровень дохода, накоплений различного рода и инвестиций.
В настоящее время на сельское хозяйство направляется около половины общего бюджета ЕС. Евросоюз осуществляет косвенную поддержку сельского хозяйства , так как преимущество ценовой конкурентоспособности производства одной страны, может быть компенсировано снижением транспортных расходов и более низкими сбытовыми расходами в другой стране. Данные меры и их эффективность в долгосрочном периоде ничуть не меньше, чем прямые субсидий.[3]
В странах Евросоюза государство осуществляет поддержку сельского хозяйства в рамках единой сельскохозяйственной политики, включающая в себя пять направлений:
-повышение производительности в сельском хозяйстве;
-стабилизация рынка;
- бесперебойная поставка продовольствия;
-обеспечение достойного уровня жизни фермеров;
-обеспечение разумных цен для потребителей.
В странах Евросоюза отношение дотаций к затратам на сельскохозяйственное производство составляет-46%, а к стоимости произведенной товарной продукции фермерскими хозяйствами , субсидий достигли – 50%.
Список литературы
1. Косинский П.Д., Бондарев Н.С. Продовольственное обеспечение региона: вопросы теории и практики/ Под науч.ред. П.М. Першукевича- Новосибирск, 2015.-3987с.
2.Винокуров Г.М. , Тренченков П.В.Государственная поддержка сельскохозяйственных предприятий в России и зарубежных странах//Современные проблемы науки и образования: электронный научный журнал.-2014.-№6(66)-22с.
3.Климова Н.В.Особенности регулирующего воздействия государства на агробизнес в зарубежных странах//Научный журнал КубГАУ.-2013.-№90-С.713-729.