ПОЧЕМУ НАРОД ОТВЕРНУЛСЯ ОТ ЦЕРКВИ В НАЧАЛЕ XX ВЕКА? - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ПОЧЕМУ НАРОД ОТВЕРНУЛСЯ ОТ ЦЕРКВИ В НАЧАЛЕ XX ВЕКА?

Улина Д.Д. 1
1Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Отказ людей от Церкви в начале XX века можно рассматривать с нескольких позиций. С одной стороны, в обществе путем пропаганды складывался миф о том, что Церковь больше не имеет своей власти, что она «опиум для народа». С другой стороны, люди не отказывались от православия, но были вынуждены подчиняться жестоким законам новой власти.

В работе использованы статьи Бердяева Н.А., Никонова А.П., Сомина Н.В., Шиманова Г.М. Авторы заставляют задуматься о серьезном кризисе веры и расколе между официальной церковью и ее прихожанами в России начала XX века.

Резкое изменение отношения властей Российского государства к Православной Церкви произошло сразу же после февральского переворота 1917 года. Уже Временное Правительство, составленное из западников, отбросило модель соработничества (вместе действующего) Государства и Церкви, взяв за образец протестантскую практику отношений общества и религии.

«Сейчас некоторые публицисты и даже историки пытаются объяснить революцию 1917 года тем, что якобы народ отвернулся от Бога и был за это наказан. На самом деле причина событий 1917 года не в духовном кризисе. Во второй половине XIX века после реформ Александра II в России развернулись модернизационные процессы. В результате отмены крепостного права в стране произошли демографические и социальные изменения, а взамен прежней патриархальной семьи возникла новая нуклеарная семья, состоящая только из супругов и их детей. Нуклеарная семья формирует совершенно новый тип отношений и ставит перед обществом ряд сложных вопросов, в том числе связанных с женской эмансипацией, упрощением процедуры развода. Очевидно, это все входило в противоречие с догматами Русской православной церкви, ее взглядами на институт семьи», - говорит Н.А. Бердяев. [1]

«Подчиненное положение Русской православной церкви отчасти предопределило духовный кризис начала XX века. Причем этот кризис выражался не только в противоречиях между духовенством и прихожанами, но и во внутреннем состоянии самой церкви. Поэтому еще с 90-х годов XIX века в церковной среде началось брожение, т.е. часть духовенства тяготилась подчиненным статусом церкви, поэтому возникло обновленческое движение, выступающее за созыв Поместного собора и восстановление патриаршества», - размышляет Н.В. Сомин. [2, с. 15]

С приходом большевиков к власти многое в сознании людей поменялось. Ведущаяся пропаганда позволила сформировать новое мировоззрение. Кроме того, на верхушке правления оказались далеко не передовые люди. Речь идет не о Ленине и его сподвижниках, а о тех, чьи имена не печатаются в учебниках истории. Руководители мелких контор, государственных аппаратов и учреждений представляли собой вчерашних выходцев из крестьян, которые поскорее старались забыть все то, что с ними происходило. Проще было отобрать у другого принадлежавшее ему имущество, чем пытаться своими силами осуществить давнюю мечту.

«Необходимо также отметить, что не все люди отказались от Церкви, хотя она и была объявлена вне закона. Многие продолжали молиться и исповедовать православную веру, но скрывая это от окружающих. Иконы прятались в подвалах и погребах, ими накрывались бочки для солений. Но, вместе с тем, они продолжали существовать. Поэтому говорить о полном отречении не приходится», – пишет Г.М. Шиманов. [5; 6]

Церковь после 1917 года была под запретом, но люди всё равно старались искать утешения от бед и спасения от гнёта власти в вере, тем самым свято веруя в Бога и спасая свою душу.

Массовый запрет Церкви был связан еще и с тем, что большевики старались поскорее забыть все то, что им пришлось натворить. Убийство императора и всей его семьи не приветствовалось с точки зрения религии и веры. Поэтому здесь существовала опасность вспышек недовольства народа, их восстания, что не входило в планы захватившей власть кучки людей. Интеллигенция же, которая могла все это понять, проанализировать и как-то прокомментировать, подвергалась гонениям, и ей пришлось покинуть страну. Та же небольшая часть, которая осталась, была обречена хранить молчание и не высказывать своего недовольства.

«Необходимо также отметить, что период начала XX века был ознаменован большими политическими изменениями, но, вместе с тем, происходила и трансформация самого общества. Жажда нового, неизведанного была притягательна и позволяла слепо верить советской пропаганде. С другой стороны, уже спустя некоторое время, в период второй мировой войны, люди опять стали возвращаться к вере, так как в период экстренных ситуаций, когда человеческая воля не всегда оказывается действенной, люди начинают верить в сверхъестественные силы, а самым доступным инструментом здесь является Церковь, религия, служение Творцу.

В городской среде дело обстояло, конечно, лучше, но поиски выхода из духовного кризиса обрекали горожан на обращение к различным сектам, к мистической и эзотерической литературе», – отмечает Н.В. Сомин. [3; 4]

России не доставало сильного духовного лидера, способного реформировать Церковь, создав учение, которое позволило бы аккумулировать в себе достижения цивилизации (применительно к историческим условиям России) с высокими моральными принципами православия, способствуя оздоровлению Русской Православной Церкви и России в целом.

Новое религиозное сознание, в частности, можно рассматривать как комплекс социально-культурных и религиозно-философских идей, разделив которые светская интеллигенция могла бы стать «религиозной общественностью» и возродить Россию к новой жизни. Признание религиозных ценностей должно было освятить учительское призвание интеллигенции, и тем был бы преодолен ее разлад с народом.

Целесообразность сотрудничества Церкви и государства сегодня не подвергается сомнению и объясняется фактом возвращения в жизнь России православия, основ духовности, что является одним из факторов решения насущных внутрироссийских и внутрицерковных задач.

Взаимодействие Церкви и государственных структур оказывается востребованным при решении многих социальных проблем, в частности, в вопросах нравственного и патриотического воспитания, благотворительности и др. Не представляется возможным без помощи Церкви выйти из нравственного кризиса, который охватил общество. Пьянство, наркомания, преступность заставляют прислушиваться к тем ценностям, которые проповедует Православие: к идеям духовности, милосердия и внимания к другому человеку. Часто священнослужители посещают учебные заведения, государственные учреждения с той целью, чтобы возродить у молодого поколения чувство патриотизма, научить их правильно мыслить и не совершать необдуманных поступков.

Религия как форма культуры является одним из важнейших источников нравственных ценностей и норм, регулирует повседневную жизнь людей, хранит принципы общечеловеческой морали. Роль религии в возрождении и преумножении культурного наследия, приобщении к нему людей неоценима. Религиозные противоречия, к сожалению, продолжают быть источником и питательной средой кровавых конфликтов, терроризма, силой разъединения и противоборства.

Религиозный фанатизм губителен. Он противостоит культуре, общечеловеческим духовным ценностям и интересам человека.

Выздоровление, или, лучше сказать, возрождение Русской Православной Церкви процесс долгий. Следует надеяться, что он будет продолжаться вместе с оздоровлением нашего общества. И избавление от груза прошлых заблуждений будет опираться на верно оцененный исторический опыт.

Список литературы

1. Бердяев Н. А. Проблема человека (к построению христианской антропологии) // Ступени, 1991, № 1.

2. Никонов А.П. Кризисы в истории цивилизации. Вчера, сегодня и всегда. - М., 2010. - 21 с.

3. Сомин Н.В. Критика социализма богословами начала ХХ столетия - 27.08.2015 - httр://сhri-sос.nаrоd.ru/Kritikа_sосiаlizmа_ХХ_v.htm

4. Сомин Н.В. Актуальное интервью - Н.В. Сомин, к.ф.-м.н., преподаватель Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета о православном социализме - 25.12.2012 - http://eot.su/node/14243

5. Шиманов Г.М. Причина катастрофы христианского мира. - 18.12.2006 - httр://www.сhri-sос.nаrоd.ru/sh_рriсhinа_kаtаstоfi.htm

6. Шиманов Г.М. Причины гибели христианской цивилизации. - 24.05.2013 - httр://www. shimanov.narod.ru/prichini_gibeli.htm

Просмотров работы: 159