ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ИХ ВОЗМОЖНОСТИ В ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ИХ ВОЗМОЖНОСТИ В ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

Ромадин А.Г. 1
1Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
ВВЕДЕНИЕ

Информационные процессы становятся одной из важнейших составляющих жизнедеятельности человека и социума. Многие исследователи полагают, что цели, содержание и технологии в существующей образовательной практики не соответствуют современным требованиям и не могут обеспечить своевременную и адекватную подготовку человека к стремительно приближающейся информационной будущности. Это в полной мере относится и к специалистам по оздоровительной физической культуре.

Использование в учебно-тренировочном процессе современных информационных технологий приобретает особую актуальность, требует постоянного обобщения и обмена опытом. Несмотря на определенные трудности, связанные с организационными, материально-техническими, научно-методическими аспектами разработки и внедрения современных информационных технологий в область оздоровительной физической культуры, они вызывают определенный интерес[3]. Назрела необходимость перехода от традиционных средств к использованию современных информационных и коммуникационных технологий, позволяющих значительно эффективнее осуществлять сбор, обработку и передачу информации, вести самостоятельную работу и самообразование, качественно изменить содержание, методы и организационные формы обучения, подготовки высококвалифицированных спортсменов и судей, проведения физкультурно-оздоровительной работы с населением[5].

Информационные технологии прочно вошли в сферу деятельности специалистов по физической культуре. Применение их осуществляется как на простом уровне — ведение делопроизводства, создание баз данных и т.п., так и на уровне, где требуются специальные знания и умения - биомеханический анализ техники движения спортсмена, проектирование тактических схем ведения спортивной борьбы, анализ функционального состояния спортсменов, оценка адаптационных возможностей человека к физической нагрузке и т.п.[24].

Вместе с тем, анализ литературы по проблеме подготовки специалистов по оздоровительной физической культуре указывает на недостаточность применения современных информационных технологий в процессе преподавания дисциплин специализаций. Вопросы, касающиеся применения информационных технологий в управлении сферой оздоровительной физической культуры не только недостаточно освещены в специальной литературе, но и не нашли своего должного применения в практике работы. Это и обусловливает актуальность предпринятого исследования.

Объект исследования – информационные технологии в физической культуре.

Предмет исследования - возможности информационных технологий в оздоровительной физической культуре.

Цель – исследование возможностей информационных технологий в оздоровительной физической культуре.

Задачи исследования:

- представить информатизацию физкультурного образования как закономерное следствие информатизации общества;

- описать особенности информационных технологий в области физической культуры;

- рассмотреть автоматизацию лабораторного тестирования;

- определит особенности автоматической регистрации результатов двигательных тестов;

- охарактеризовать моделирование и прогноз в оздоровительной физической культуре;

- проанализировать федеральную информационную физкультурно-оздоровительную сеть;

- представить перспективные направления разработки информационных оздоровительных программ.

Методы исследования – анализ научно-теоретической литературы по проблеме исследования, сравнительный анализ, синтез результатов исследования.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

1.1. Информатизация физкультурного образования как закономерное следствие информатизации общества

В XXI в. происходят качественные изменения во всех сферах человеческой жизни. Важную роль в этих преобразованиях играют стремительное развитие научно-технического прогресса, глобаль­ная технологизация и информатизация передовых стран мирового сообщества.

Процессы, происходящие в связи с информатизацией обще­ства, способствуют интеллектуализации различных видов деятель­ности, позволяют создавать качественно новую информационную среду, обеспечивающую развитие творческого потенциала инди­вида[16].

В зависимости от сферы деятельности человека, решаемых им конкретных профессиональных задач использование информаци­онных и коммуникационных технологий имеет свои особенности и направления.

В конце XX — начале XXI в. произошел переход развитых стран от индустриального общества к информационному. Термин «ин­формационное общество» появился во второй половине 60-х гг. XX в. Наряду с ним используются и другие термины: «информа­ционный век», «общество знания», «технотронное общество», «ин­фосфера», «постиндустриальное общество» и ряд других. Во мно­гом по своему значению они совпадают с понятием «информаци­онное общество», однако не обладают его широтой и универсаль­ностью. Поэтому в настоящее время термин «информационное общество» является наиболее распространенным.

В информационном обществе информация приобретает харак­тер капитала, становится основой экономики, нормальное функ­ционирование которой зависит от успешного решения комплекса проблем, связанных с обработкой информационного потока, развитием информационной индустрии и рыночных информацион­ных систем.

Таким образом, основой формирования информационного общества является развитие вычислительной и информацион­ной техники, которое определяет следующие изменения, свиде­тельствующие о наступлении «эпохи информационного обще­ства»:

  • информация приобретает глобальный характер;

  • на движение информационных потоков уже не оказывают существенного влияния государственные границы и различные барьеры, попытки ограничить свободное распространение инфор­мации наносят вред государству, стремящемуся ввести такого рода ограничения;

  • значительно возрастают возможности сбора, хранения, пе­редачи информации и доступа к ней;

  • растет влияние информации на развитие различных сфер че­ловеческой деятельности;

  • углубляется процесс децентрализации общества;

  • происходит переход к новым формам занятости;

  • осуществляется процесс формирования новых трудовых ре­сурсов за счет увеличения количества занятых в информационной индустрии[6].

Одним из главных инструментов информатизации общества являются информационные технологии. Они позволяют коренным образом изменить жизнедеятельность каждого человека. Разработ­ка стратегии развития и использования информационных техно­логий во всех сферах человеческой деятельности является одной из ключевых проблем стратегического планирования как на на­циональном, так и на глобальном уровне.

Темпы и направления перемен на нынешнем этапе определя­ются уже не вычислительной техникой, возможностями телеком­муникаций и программными средствами, а людьми, их запроса­ми, проблемами готовностью к переменам. В связи с этим следует особо подчеркнуть актуальность информатизации сферы образо­вания, в том числе и физкультурного образования.

Процесс ин­форматизации образования предполагает использование возмож­ностей современных информационных технологий, методов и средств информатики для реализации идей развивающего обуче­ния, интенсификации всех уровней учебно-воспитательного про­цесса, а также повышение его эффективности и качества, подго­товки подрастающего поколения к жизни в условиях информати­зации общества.

Главной целью информатизации является качествен­ное преобразование системы образования в направлении подго­товки граждан к жизни в информационном мировом сообществе. Она достигается путем формирования знаний, умений и навы- ков, обеспечивающих каждому члену общества потенциальную воз­можность свободного доступа и взаимодействия с законодательно открытой информацией с помощью средств информатизации, адекватных современному уровню научно-технического и эконо­мического развития конкретного государства[15].

В связи с этим предъявляются определенные требования к си­стеме образования, образовательному процессу, общей комму­никативной и информационной культуре педагога и тренера, а также к информационным технологиям обучения и тренировки, формам и методам их внедрения в учебно-тренировочный про­цесс.

Удовлетворение этих требований должно привести к созданию принципиально новой информационной культуры, предполага­ющей наличие умения использовать соответствующим образом весь набор информационных технологий в своей профессиональной деятельности.

Для свободной ориентации в информационных потоках совре­менный специалист любого профиля должен уметь получать, об­рабатывать и использовать информацию с помощью компьютера, телекоммуникаций и других средств информационных техноло­гий.

Таким образом, вопросы овладения современными информа­ционными и коммуникационными технологиями и их использо­вания становятся одним из основных компонентов профессио­нальной подготовки любого специалиста, в том числе и специа­листа в области физической культуры и спорта. Это требует разра­ботки и внедрения в учебный процесс факультетов и институтов физической культуры профессионально ориентированных про­граммных и программно-педагогических средств и курсов, направ­ленных на овладение необходимыми знаниями, а также накопле­ния личного опыта их использования в профессионально-педаго­гической и спортивной деятельности.

Решая задачи информатизации учебно-тренировочного процес­са, следует четко определить следующее:

  • где и с какой целью использовать возможности персонально­го компьютера, информационных и коммуникационных техноло­гий;

  • какие программные продукты должны обеспечить решение задач информатизации учебно-тренировочного процесса;

  • как создавать и использовать в профессионально-педагоги­ческой деятельности специалистов по физической культуре и спорту программно-педагогические средства;

  • каким образом вести поиск, обработку, хранение, передачу и представление учебной и научно-методической информации в области физической культуры и спорта средствами современных информационных и коммуникационных технологий.

1.2. Особенности информационных технологий в области физической культуры

Информационные технологии, ставшие неотъемлемой составляющей общества, – это совокупность методов и программно-технологических средств, обеспечивающих сбор, хранение, обработку, вывод, использование информации, что способствует широкому распространению и обеспечивает снижение трудоемкости процессов реализации информационных ресурсов[23].

Не секрет, что российское образование не лишено различных проблем, одной из которых является нехватка или отсутствие высококвалифицированных педагогов, способных подготовить студентов университетов к будущей профессиональной деятельности. Но ситуация меняется, правительство уже приняло ряд программ и доктрин (“Национальная доктрина образования Российской Федерации” до 2025 г. и др.)[4].

Высшие учебные заведения, использующие информационные технологии, рассматривают их преимущественно с точки зрения снижения трудоемкости в работе с информацией. И все же следует обратить внимание на такое свойство, как влияние информационных технологий на совершенствование управления региональной системой «Физическая культура и спорт». Хотелось бы отметить, что наиболее интенсивно это свойство проявляется на гуманитарных факультетах, долгое время не испытывавших надобности в сложном оборудовании для своих работ, исследований и считавших технические средства, кроме карандаша, блокнота и книг, излишеством[3].

Это позволяет выдвинуть следующие основные требования, необходимые для положительного влияния информационных технологий на профессионально-педагогическую направленность учащихся:

- потребность общества в развитии учебных заведений как центров образования, культуры, науки, новых технологий;

- непосредственное влияние информационных технологий на эмоциональный, когнитивный и поведенческий компоненты отношений;

- повышение требований к уровню владения информационными технологиями педагогического состава учреждений;

- участие в образовательном процессе высококвалифицированных педагогов-новаторов, широко использующих в своей деятельности информационные технологии;

- развитая многоступенчатая программа использования информационных технологий в образовательном процессе;

- наличие необходимой программно-технологической базы.

Важным требованием для положительного влияния информационных технологий на уровень профессионально-педагогической направленности студента является участие в образовательном процессе педагога-новатора, способного посредством информационных технологий разработать и воплотить в жизнь прогрессивные методы обучения студентов и тем самым усилить их профессионально-педагогическую заинтересованность.

Педагогическая направленность информационных тематических комплексов по дисциплине «Физическая культура» с условными названиями: «Гибкость», «Комплекс», «Атлет», «Валеология», «Тест - практика», «Информация», «Спецгруппа», «Шейпинг», «Тест - знания» определяется характером информационного материала, его содержанием и обеспечивает реализацию одного из подходов гуманизациии физического воспитания.[5]

Информатизация физкультурного образования должна быть направлена на достижение двух основных целей:

- первая как наиболее приоритетная сейчас и на ближайшую перспективу - подготовка специалистов для последующей профессиональной деятельности в условиях информатизации общества;

- вторая - повышение уровня подготовленности специалистов посредством совершенствования технологии обучения на основе использования современных информационных и коммуникационных технологий.

Современная вычислительная техника давно вошла в спортивную жизнь. Цифровое видео, цифровые табло и проекционная техника, а также различные измерительные системы широко используются на всех крупных соревнованиях. Однако в обычных школах, техникумах и вузах, на тренировках в спортивных школах по-прежнему применяют обычные ручные секундомеры, не слишком заботясь о точности измерений[5].

Совершенствование методологии должно ориентироваться в образовательном процессе на использование возможностей современных технологий информационного взаимодействия и, прежде всего, таких как Мультимедиа, Телекоммуникации, "Виртуальная реальность".

Возможности этих технологий позволяют включать новую тематику, отражающую современные научные достижения, изучение сути которых до недавнего времени не представлялось возможным из-за трудностей понятийного характера или сложностей, связанных с необходимостью обработки больших объемов информации для ее учебной интерпретации. При этом важной инновацией является использование распределенного информационного ресурса образовательного назначения, обуславливающее тенденцию развития открытого образования[20].

Открытая система – это (по определению IEEE POSIX(1003.0)) система, реализующая открытые спецификации на интерфейсы, службы и форматы данных, достаточные для того, чтобы обеспечить:

1. Возможность переноса прикладных систем с минимальными изменениями (мобильность систем);

2. Совместную работу с другими прикладными системами на локальных и удаленных платформах (интероперабельность);

3. Взаимодействие с пользователями в стиле, облегчающем последним переход от системы к системе (мобильность пользователей).

Не стоит никому доказывать, что хорошая физическая форма для любого человека имеет первостепенное значение. Она определяет качество соревновательной деятельности и как, следствие, высокие результаты. Физические кондиции набираются постепенно в процессе тренировок. Наращиваемые нагрузки вырабатывают силу, выносливость, скорость, координацию и многие другие качества, необходимые для достижения поставленной цели.

Как правило, профессиональные спортсмены тренируются под наблюдением специалистов – тренеров по физической подготовке, психологов, массажистов, спортивных врачей. Для оценки состояния своих подопечных они используют накопленные знания, новейшие тренировочные методики, всевозможнейшие тренажеры, современную аппаратуру и научное оборудование, а также достижения информационных технологий[25].

Еще одно направление использования информационных технологий связано с разработкой программ для оздоровительной физической культуры[20]. Программы этого направления можно дифференцировать на управляющие (компьютер взаимодействует с пользователем по принципу обратной связи: выдает задания, контролирует их выполнение, а по результатам тестов дает соответствующие рекомендации, т. е. выступает в качестве «Персонального тренера»), диагностические (позволяют специалисту быстрее поставить диагноз) и диагностико-рекомендательные (наряду с диагнозом пользователю предлагается определенный набор рекомендаций, соответствующий выявленному уровню здоровья и двигательной активности)[25].

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

Педагогические рекомендации в оздоровительной физической культуре должны базироваться на четком представлении об уровне здоровья и путях его нормализации средствами, связанными с при­менением физических нагрузок. Недостаток высококвалифицированных кадров инструкторов и методистов по оздоровительной физкультуре может быть, в определенной мере, компенсирован за счет использования информационных технологий, снабженных соответствующим программным обеспечением. Этот путь популяризации и внедрения оз­доровительной физкультуры широко используется за рубежом[11]. Современные информационные технологии, обслуживающие разные участки ("станции") обследования и объединенных в локальные сети, могут заносить всю информацию о пациенте в общую базу данных. Использование этой информации весьма многообразно - от этапного контроля за состоянием отдельного человека до серьез­ного научного анализа.

2.1. Автоматизация лабораторного тестирования

Для человека, собирающегося заниматься оздоровительной тренировкой, а также для тренера, который должен управлять этим процессом, важно знать, в каком физическом состоянии находится занимающийся, каков его образ жизни, имеются ли у него хрониче­ские заболевания и многое другое, о чем можно узнать, только де­тально расспросив пациента, т.е., как говорят врачи, собрав анам­нез. Автоматизация процедуры снятия анамнеза - сравнительно не­сложная задача, при которой информационным технологиям поручается задавать нуж­ные вопросы в удобной для пользователя форме, а затем использо­вать ответы на них для анализа и выработки рекомендаций. Информационные анамнестические опросники широко приме­няются в разнообразных системах АРМ медицинского профиля, необходимы они и в качестве первоначального компонента (блока) большинства физкультурно-оздоровительных программ. Отсутствие инфор­мации, которую несложно получить с помощью анамнестического оп­росника, может привести к появлению ошибочных и даже опасных для здоровья человека рекомендаций.

При выработке рекомендаций по совершенствованию двигатель­ной активности следует учитывать тип телосложения, наличие или отсутствие избыточной массы тела, соотношение мышечной, костной и жировой массы. Антропометрические процедуры включают измерение Длиннотных и обхватных размеров, толщины кожно-жировых складок, на основе которых производятся дальнейшие расчеты с помощью сис­тем регрессионных уравнений. Эти математические процедуры не слишком сложны, но занимают много времени и требуют особой вни­мательности и пунктуальности.

Иногда для упрощения расчетов используются номограммы, но они не гарантируют точности расчетов, а иногда вовсе непримени­мы. Кроме того, для разных категорий обследуемых лиц приходится вести расчет по разным уравнениям, а число номограмм значитель­но меньше. В случае же использования информационных технологий расчет будет произведен автоматически в соответствии с выбран­ной методикой. Более того, есть возможность закладывать в базу данных нормативные значения исследуемых показателей и мгновен­но производить сравнение с ними получаемых результатов. Информационные программы такого рода широко используются зарубежными авторами и описаны в литературе[2].

Большинство психологических тестов построены в виде анкет­ных опросников, причем число вопросов может достигать несколь­ких сотен (например, тест MMPI), а обработка каждой анкеты тре­бует многих часов и даже дней напряженного труда. Компьютер спе­циально предназначен для облегчения и ускорения рутинной работы такого рода.

Методики психо-физиологического тестирования часто базиру­ются на измерении времени выполнения того или иного задания, при­чем это гложет быть как двигательный тест (время реакции от появ­ления стимула до нажатия на клавишу), так и выбор одного из вари­антов ответа или упорядочение элементов таблиц (например, число­вые таблицы), иценка психо-физиологического состояния дается на основе специального "ключа", позволяющего сопоставить результа­ты тестов с нормативами. Эти процедуры также могут быть полно­стью доверены информационным технологиям.

Кроме того, информационные технологии позволяют реализовывать различные системы с биологической обратной связью, в том числе релаксационные методики, снижающие уровень психического стресса.

Тесты с физическими нагрузками, предназначенные для оценки работоспособности и состояния сердечно-сосудистой системы (эргометрические пробы), широко используются, но представляют собой достаточно трудоемкую процедуру и требуют порой достаточно громоздких расчетов. Среди них часто используются различные модификации тестов[11], тестов с нагрузкой нарастающей мощности (определение максимального потребления кислорода, уров­ня анаэробного порога и др.), максимальной анаэробной мощности (тест Маргариа)[7].

Корректное выполнение таких тестов предусматривает ступенчатое или плавное (в соответ­ствии с выбранным законом изменения) увеличение нагрузки с од­новременной регистрацией ряда физиологических показателей, на­пример, потребления кислорода, выделения углекислого газа, часто­ты пульса, электрокардиограммы.

При этом необходимо одновре­менно снимать показания нескольких приборов и следить за состоя­нием обследуемого, так как в некоторых случаях предлагаемый ему уровень нагрузки может вызвать нежелательную реакцию вплоть до обморока. Такая методика проведения тестирования с анализом те­кущего состояния и принятием решения в масштабе реального вре­мени в англоязычной научной литературе часто называется режимом "оn-line". Реализация ее без применения информационных технологий просто невозможна[20].

Вслучае проведения сложных тестов в них должно участвовать несколько человек с высокой квалификацией врача, физиолога, ме­тодиста, обработка данных вручную трудоемка, а выдача заключения о состоянии требует длительного времени и участия также несколь­ких специалистов. Все эти проблемы могут быть решены с помощью информационных технологий, снабженных системой интерфейсов для мониторинга заданных параметров состояния и управления нагрузоч­ными устройствами в зависимости от избранного протокола обсле­дования и текущего состояния обследуемого лица. В случае превы­шения, например, заданного уровня частоты сердечных сокращений, искажения формы ЗКГ или появления экстрасистол величина нагруз­ки снижается автоматически и практически мгновенно, что позволя­ет существенно снизить риск возникновения нежелательных явлений в процессе тестирования.

Существует широкий спектр автоматизированных приборов для проведения такого рода тестирования на базе велоэргометров, бегущих дорожек и других нагрузочных устройств.

Использование информационных технологий для этих целей обеспечивает значительно, большую гибкость системы, но и существен­но удорожает как сам прибор, так и процедуру тестирования.

2.2. Автоматическая регистрация результатов двигательных тестов

Всесторонняя оценка физического состояния может быть сфор­мирована только с учетом результатов различных двигательных тестов. Это могут быть как двигательные задания, выполняемые на ста­дионе (например, беговые), так и тесты, выполняемые в помещении (например, определение величины кистевой или становой силы).

Ре­гистрация результатов таких тестов вручную достаточно проста, хотя и требует значительных затрат времени методиста. В то же время, создание информационного тестирующего комплекса, спо­собного автоматизировать процедуру педагогического тестирования - задача более или менее отдаленного будущего, хотя отдельные тес­ты уже и сегодня поддаются автоматизации. Однако информационные технологии го­раздо эффективней человека способны справиться со следующей за­дачей - комплексной оценкой результатов педагогического тестиро­вания.

Эти результаты должны быть в первую очередь сопоставлены с половозрастными и конституционально-типологическими нормати­вами, а кроме того они служат материалом для выработки заключе­ния и рекомендаций. Разработка алгоритмов такой комплексной оценки с выходом на индивидуализированные рекомендации - наибо­лее трудоемкая часть создания информационных физкультурно-оздоро­вительных программ[9].

Помимо сказанного, результаты тестев могут автоматически заноситься в банк данных для анализа и систематического контро­ля за состоянием занимавшихся. При последующих обследованиях они могут предъявляться ему или методисту в виде цифровых сводок или в графической форме на экране дисплея компьютера, что зна­чительно упрощает взаимодействие пользователя с информационными технологиями.

Отдельной группой можно считать задачи биомеханического анализа, решение которых может быть существенно, упрощено с по­мощью информационных технологий. В числе этих задач можно выделить клинические (ис­следование параметров походки у пациентов, инвалидов и пр.), спортивные (исследование показателей техники спортсменов), эргономические аспекты (взаимодействие оператора с его рабочим местом). В большинстве случаев этот класс задач требует кропот­ливой подготовки и специальной организации процедуры измерения, что усложняет практическое внедрение имеющихся в этой области разработок в массовую физическую культуру.

2.3. Моделирование и прогноз спортивных результатов

Моделирование играет чрезвычайно важную роль в изучении различных явлений, помогая обобщить накопленный эмпирический опыт и осознать взаимосвязь происходящих процессов. Моделиро­вание составляет неотъемлемую часть любой методики прогнозиро­вания, даже если это не вполне осознается производящим прогноз экспертом[18].

В спортивной науке моделирование давно и прочно во­шло в арсенал исследователей, и большая часть спортивных прог­нозов строится на адекватных моделях, в разработке которых уча­ствуют совместно педагоги, психологи, биологи и врачи. Разумеет­ся, информационные технологии могут быть весьма полезны для прогнозирования на основании разработанных экспертами моделей, если в такой моде­ли установлены определенные функциональные взаимосвязи и нет логических противоречий. Благодаря информационным технологиям исследователь может визуально наблюдать на экране дисплея за развертыванием событий, описываемых моделью, и, сопоставляя их с эмпирическими фактами, вносить исправления в модель, то есть повышать качест­во своего анализа, приближать его к реальности.

Модели, которые могут быть реализованы с помощью информационных технологий, всегда имеют строгое математическое выражение. Как правило, это система уравнений, описывающих взаимосвязь важнейших компонентов реальной системы в оговариваемых условиях. В моделях, используемых для спортивного прогноза, в качестве системообразующего фактора выступает обычно спортивный результат.

Для оз­доровительной физкультуры такой подход неприемлем, поскольку уровень здоровья, повышение которого является целью такого ро­да занятий, не имеет непосредственных связей с конкретным спортивным результатом. Отсутствие четко выраженного критерия затрудняет моделирование и, следовательно, прогнозирование в оздоровительной физкультуре, хотя и не снимает с повестки дня эту проблему[6].

При явной нестрогости и семантической противоречивости всех существующих определений понятия "здоровье", исследовате­ли вынуждены искать паллиативные средства для количественного выражения этого качественного понятия, - ведь только на таких условиях может быть построена математическая, а вслед за ней – электронная модель. В качестве таких паллиативов одни авторы предлагают использовать те или иные количественные показатели аэробной производительности[1], другие - показатели сос­тояния сердечнососудистой системы, третьи - двигатель­ной подготовленности.

Каждый из этих подходов может быть положен в основу информационной модели, позволяющей оценивать в определенной мере состояние здоровья и прогнозировать его из­менения под воздействием того или иного двигательного режима. Однако разработка комплексной модели, которая считывала са­мые разные свойства человека, влияющие на его здоровье, и поз­воляла бы индивидуализировать оценку и прогноз, по-прежнему яв­ляется нерешенной задачей, в полной мере сохраняющей свою актуальность.

2.4. Федеральная информационная физкультурно-оздоровительная сеть

Наиболее перспективной формой внедрения информационных технологий в массовую оздоровительную физическую культуру представля­ется создание сети автоматизированных консультативно-диагности­ческих кабинетов. Такие кабинеты могут создаваться при ФОКах, ЗФД, крупных медсанчастях, спортсооружениях и т.п. Информация, полученная в каждом из таких кабинетов, должна поступать в ре­гиональные банки данных, а оттуда - в Федеральный банк данных по физическому состоянию населения страны. Эта информация обеспечит мониторинг состояния физического здоровья населения, а, следовательно, фактологическую базу для разработки региональ­ных и общегосударственных программ оздоровления нации[24].

Анализ полученной с помощью таких кабинетов информации может обеспечить:

- обоснованное регулирование потоков инвестиций, направляе­мых на цели оздоровительной массовой физической культуры в раз­личные регионы страны, в различные сферы труда и отдыха;

- выявление наиболее благоприятных и неблагоприятных с точ­ки зрения состояния здоровья населения регионов, видов произ­водств, и разработку путей устранения неблагоприятных влияний;

- реализацию на практике Единой Программы тестирования и физического воспитания в России, с опорой на реальные результаты ее осуществления;

- формирование единой технической политики в области использования средств информационных технологий для оснащения физкультурно-оздоровительных центров разного масштаба;

- разработку многих аспектов научного обеспечения массовой физкультурно-оздоровительной работы, требующих участия больших контингентов населения для обеспечения статистической репрезентативности результатов.

- для обеспечения внедрения информационных технологий в повседневную практику физкультурно-оздоровительной работы с населением необходима комплексная Программа, которая решала бы весь спектр возникающих при этом вопросов на государственном уровне. Разуме­ется, ее реализация потребует значительных капиталовложений на создание соответствующей инфраструктуры, однако эти средства с лихвой окупятся за счет повышения работоспособности и улучшения состояния здоровья населения, обеспечив тем самым экономический эффект вкладываемых средств[8].

Реализацию Программы целесообразно начать с детских садов, школ и ВУЗов, а также с крупных предприятий, то есть с наиболее организованных контингентов населения, для которых, к тому же, наиболее разработаны научно-методические аспекты индивидуализи­рованного программирования оздоровительной двигательной актив­ности.

2.5. Перспективные направления разработки информационных оздоровительных программ

Нет сомнения в том, что информатизация достаточно быстро схватит сферу оздоровительной физической культуры. Именно по­этому важнейшей задачей научных исследований в этой области является прогноз и выбор наиболее перспективных направлений разработки информационных оздоровительных программ.

Как отмечалось выше, весьма перспективно общегосударст­венное решение этой проблемы на основе федеральной Программы информатизации оздоровительной физической культуры. Однако реализация такой программы потребует немалых средств, что ото­двигает ее реальное воплощение на несколько лет, необходимых для стабилизации социально-экономические процессов. Тем не ме­нее, отдельные элементы этой программы деляны ухе сейчас раз­рабатываться и внедряться по мере возможности. В первую очередь это относится к системе мониторинга состояния физическо­го здоровья населения на базе крупных банков данных, объединяющих сведения по целым регионам. Технология работы такой инфраструктуры еще нуждается в детальной проработке[8].

Важным компонентом этой система должны стать автоматизи­рованные диагностические комплексы, позволяющие регистрировать и оценивать результаты всех тестов, заложенных в программу ди­агностики. Попытки создания такого рода комплексов известны как у нас в стране, так и за рубежом, однако широкого распро­странения они пока не получили как из-за высокой стоимости, так и из-за недостаточно высокой надежности и гибкости исполь­зуемых диагностических процедур.

Другое перспективное направление - создание на базе информационных технологий диагностико-игровых и тренажерно-игровых комплексов. Хорошо известно, что в игре человек раскрепо­щается, как бы раскрывает свои потенциальные возможности, в обычной ситуации затененные привычками и множеством условностей.

Игровой азарт, широко используемый во многих странах в качестве "клапана для спускания эмоционального пара", может быть также полезен для диагностики психо-физического состояния человека. Здесь уместно совмещение объективной регистрации психофизиологических и вегетативных параметров с весьма субъективной эмо­циональной реакцией человека на игровую ситуацию, в которой от него требуется проявить те или иные навыки или качества.

Диагностика в таком режиме пока почти не используется, хотя ее це­лесообразность не вызывает сомнения. Эмоциональный подъем, свя­занный с игровой ситуацией, может быть также с успехом использо­ван в процессе тренировки. На этом принципе основаны многие пред­ложения о создании оригинальных тренажеров (Л.А.Калинкин; И.П.Ратов), некоторые из них уже реализованы, в том числе в России.

Важнейшей задачей в плане воспитания здорового поколения является обучение детей и подростков принципам здорового образ жизни. К сожалению, большая часть столь полезной для подрастаю­щего поколения информации, доводится до нее в сухом и скучном виде, отбивая охоту интересоваться вопросами своего здоровья с ранних лет[13].

Между тем, используя те же принципы компьютерной игры, можно создать совершенно оригинальные и увлекательные по­собия для детей любого возраста, отвечающие самым высоким тре­бованиям дидактики. В этой области ведутся интенсивные работы, однако создающиеся обучающие программы предназначены для помо­щи в усвоении физики, химии, истории или географии, а вот в об­ласти физического воспитания таких программ пока что нет. В то же время, наука о физическом воспитании - одна из наиболее стро­гих дисциплин школьного курса, вполне поддающаяся четкому науч­ному изложению и алгоритмизации, что позволяет рассчитывать на успех в деле разработки такого рода программ для детей и подро­стков[14].

Весьма важно во время обратить внимание на способности ре­бенка, в том числе - спортивные, подобрать для него оптималь­ное направление развивающей тренировки, выбрать адекватный вид спорта. В этом отношении также возможно про­дуктивное сотрудничество специалиста и информационных технологий. Программы, автоматизирующие спортивный и профессиональный отбор, выявляю­щие специфические индивидуальные особенности - завтрашний день системы образования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В современном мире происходят глобальные преобразования во всех сферах человеческой жизни. В этих изменениях важную роль играют стремительное развитие научно-технического прогресса и масштабная информатизация индустриальных стран мирового сообщества.

На основе анализа научно-методической литературы и использования современных информационных технологий в системе физической культуры выделены основные направления научных исследований и внедрения современных информационных технологий в область оздоровительной физической культуры. В то же время следует констатировать тот факт, что информатизация в этой сфере идет пока весьма хаотично, что требует серьезного обобщения имеющегося опыта использования современных информационных и коммуникационных технологий в указанных выше направлениях, привлечения для решения проблемы различных специалистов, в том числе и из разных стран и организаций, проведения серьезных научных исследований, связанных с возможностями создания и использования современных средств для решения задач в области оздоровительной физической культуры.

Информационные технологии представляют собой взаимосвязь устройств, методов и способов, позволяющих управлять информацией с помощью средств вычислительной техники. Это компьютеры и программное обеспечение, различные устройства и системы связи.

Вопреки трудностям, связанным с организационными, научно-методическими и материально-техническими аспектами внедрения современных технологий в область оздоровительной физической культуры они интересуют ряд специалистов, так как существует потребность перехода от традиционных средств к использованию новых информационных технологий, которые позволяют гораздо эффективнее осуществлять сбор, обработку и передачу информации, качественно изменить методы и организационные формы подготовки высококвалифицированных спортсменов, тренеров и судей, а также проведения физкультурно-оздоровительной работы с населением.

В наше время в России происходит процесс информатизации различных сфер общественной жизни, в том числе и в спорте.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Апанасенко Г. Л. Физическое здоровье и максимальная аэробная способность индивида / Апанасенко Г. Л., Науменко Р. Г. // Теория и практи­ка физической культуры, 2008, № 4 с.29-31

  2. Белов В. И. Нормирование нагрузки при различной направ­ленности оздоровительных тренировочных средств / Белов В. И. // Моделирова­ние и комплексное тестирование в оздоровительной физической культуре. - М., 1991, с.87-103

  3. Богданов В. М. Использование современных информационных технологий в теоретической и методико-практической подготовке студентов по физическому воспитанию / В. М. Богданов, В. С. Пономарев, А. В. Соловов // Материалы всерос. науч.-практ. конф. - СПб., 2010.

  4. Виноградов П. А. Новый этап в развитии физкультурно-оздоровительной и спортивной работы среди учащейся молодежи / П. А. Виноградов, В. П. Моченов // Теория и практика физической культуры, 1998. - № 7. - С. 24-26, 39-40.

  5. Виноградов П. А. Спорт в мире информации / П. А. Виноградов, В. А. Савин // Теория и практика физической культуры, 2007, №11. - С. 59-62.

  6. Воронов И. А. Информационные технологии в физической культуре и спорте: Электронный учебник /И. А. Воронов// СПб ГУФК им. П.Ф. Лесгафта. -СПб.: Изд-во СПб ГУФК им. П.Ф. Лесгафта, 2005 – 80 с.

  7. Грецов А . Г. Прикладная психодиагностика подростков и молодежи с использованием информационных технологий / А . Г. Грецов// Адаптивная физическая культура, 2007, №3(31). С. 18-19.

  8. Железняк Ю. Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Ю. Д. Железняк, П. К. Петров // – 7-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 288 с.

  9. Жуков Р. С. Новые информационные технологии в научно-методической деятельности специалистов физической культуры и спорта: состояние и перспективы /Р. С. Жуков// Вестник Кемеровского государственного университета. - 2009. - № 4. - С. 76-80.

  10. Использование информационных технологий при проведении спортивных мероприятий. – URL: http://www.rae.ru/use/?section=content&op =show_article&article_id=10002256.

  11. Карпман В. Л. Тести­рование в спортивной медицине. /В. Л. Карпман, З. Б. Белоцеоковский, Й. А. Гудков// - И.: Физкультура и спорт, 2008. - 207 с.

  12. Кривецкий И. Ю. Возможности применения технологии нейро-нечетких сетей в некоторых видах спорта Информатика и системы управления / И. Ю. Кривецкий, Г.И. Попов// 2013, №4 (38). С. 80-87.

  13. Ланда Б. Х. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности: учеб. пособие / Б. Х. Ланда// - 5-е изд., испр., доп. - М. : Советский спорт, 2011. - 346 с.

  14. Левушкин С. П. Мониторинг физического состояния школьников: Монография / С. П. Левушкин, Р. И. Платонова, М. Д. Гуляев, И. И. Готовцев // М.: Советский спорт, 2012. 158 с.

  15. Петров П. К. Возможности и перспективы использования современных информационных технологий в системе подготовки специалистов по физической культуре и спорту / П. К. Петров// Прикладная информатика, 2009. - №4. - С. 14-21.

  16. Петров П. К. Информационные технологии в физической культуре и спорте: учеб. для студ. учреждений высш. проф. образования / П. К. Петров // - 4-изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 288 с.

  17. Петров П. К. Педагогические возможности мультимедийной обучающей программы по правилам и судейству соревнований по спортивной аэробике /П. К Петров// Дистанционное и виртуальное обучение. 2012, №8. С. 25-29.

  18. Петров П. К. Подготовка специалистов по физической культуре и спорту в условиях информатизации общества / П. К. Петров// Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2006. - № 5. С. 45-47.

  19. Рева А. В. Особенности подготовки специалистов по физической культуре в условиях информатизации образования /А. В. Рева// Вестник волжского университета им. В. Н. Татищева, 2015, №3

  20. Савельева О. В. Анализ информационных технологий в области физической культуры и спорта / О. В Савельева// Концепт. – 2015. – № 08 (август). – ART 15273. – 0,4 п. л.

  21. Самсонова А. В. Использование информационных технологий в физической культуре и спорте /А. В. Самсонова, И. М. Козлов, В. А. Таймазов // Теория и практика физической культуры. – 1999. – № 9. – С. 22–26.

  22. Спорт высоких инноваций. ТОП-10 лучших примеров слияния спорта и технологий. – URL: http://www.novate.ru/blogs/140813/23740/

  23. Тимошенков В. В. Основные направления применения вычислительной техники в физической культуре и спорте / В. В. Тимошенков // Теория и практика физической культуры. 1993, №1.

  24. Фураев А. Н. К вопросу о компьютеризации анализа выполнения спортивных упражнений / А. Н. Фураев // Теория и практика физической культуры, 1996, № 11.

  25. Якобашвили В. А.. Комплекс технических средств для управления тренировочным процессом / В. А. Якобашвили // Теория и практика физической культуры. 1993, № 9-10.

Просмотров работы: 1674