Одним из средств обучения, получивших в последнее время общее признание педагогов и студентов, является рабочая тетрадь обучающегося по дисциплине. Применение рабочей тетради студентами улучшает качество их образования, повышает эффективность всего учебного процесса за счет его индивидуализации, предоставляет педагогу возможность реализации инновационных методов обучения. Кроме того, рабочая тетрадь для учащегося может входить в состав учебно-методического комплекса дисциплины, включающего кроме нее, например: рабочую программу, учебник, методическое пособие для педагога, различные дидактические материалы и т. п., образуя наряду с другими элементами комплекса стройную систему взаимосвязанных звеньев.
Актуальность использования рабочей тетради при обучении заключается в оптимальном сочетании информационного содержания тетради с возможностью выявления направление движения мыслительной деятельности учащихся при их работе с тетрадью.
При проектировании занятия педагог может испытывать определенные трудности, которые связаны с тем, что программ специального дидактического назначения для разработки конкретных занятий по данной учебной дисциплине мало, и педагогу приходится в основном использовать те, которые предлагаются для широкого круга педагогов, адаптируя их к конкретным условиям учебного процесса.
Противоречием является расхождение между необходимостью применения рабочей тетради и недостаточностью готовых образцов в условиях изучения темы по программе определенной дисциплины, а также отсутствие рекомендаций к их разработке.
Цель исследования:теоретико-методическое обоснование ипрактическаяразработка рабочей тетради по дисциплине «Операционные системы».
Объект исследования:учебно-методическое обеспечение преподавания темы.
Предмет исследования:структура и содержание рабочей тетради.
Задачи исследования:
Изучить понятие, структуру, значение и виды рабочих тетрадей в теории и методике профессионального обучения.
Проанализироватьметодические аспекты разработки рабочих тетрадей;
Исследоватьдидактические особенности темы «Основы теории ОС» как основа разработки рабочей тетради.
Разработать и оформить структуру и содержание рабочей тетради по дисциплине «Операционные системы».
Составитьметодические рекомендации преподавателю и проанализировать результаты исследования.
Методологические основы исследования: основные идеи работ по проектированию учебно-методического обеспечения дисциплин в условиях профессионального образования.
Методы исследования:анализ литературы, методы педагогического проектирования, методы предъявления обучающимся учебной информации, методы структурирования информации, тестирование.
Структура работы:курсовая работа состоит из введения, основной части (двух глав), заключения и библиографического списка.
Глава I . Разработка рабочей тетради как теоретико-методическая проблема 1.1.Понятие, структура, значение и виды рабочих тетрадей по дисциплине в условиях профессионального образованияСамостоятельная работа студента – важнейшая составляющая образовательного процесса в современном вузе. Использование дидактических средств в системе СРС обеспечивает организацию активной познавательной деятельности студентов, содействует освоению содержания учебных дисциплин, формированию компетенций, предусмотренных ФГОС ВО. Одним из современных дидактических средств в системе СРС может быть рабочая тетрадь студента по учебной дисциплине. Рабочая тетрадь – это учебное пособие, имеющее особый дидактический аппарат, способствующий самостоятельной работе студента по освоению учебной дисциплины в аудитории и дома [1]. В настоящее время рабочие тетради решают следующие образовательные задачи:
усвоение технических понятий;
приобретение практических умений и навыков;
формирование у учащихся умений и навыков самоконтроля;
развитие мышления у учащихся;
контроль хода обучения[2].
Различают три вида рабочей тетради: информационный, контролирующий, смешанный.
Информационный вид рабочей тетради несет в себе информацию только о содержании учебного материала. Учебная информация в рабочей тетради задает учащимся ориентацию в содержании рассматриваемой темы. Данный вид рабочей тетради широко распространен в профессиональной школе, так как по многим учебным предметам нет учебного материала ни в одном учебнике или учебная информация рассредоточена по нескольким учебникам. Вследствие этого преподаватель вынужден конструировать учебную информацию в рабочей тетради.
Контролирующая рабочая тетрадь используется после изучения темы занятия. Преподаватель с помощью листов рабочей тетради может не только установить факт знания или незнания, но и определить, на какой операции учащийся допускает ошибку, и на этапе формирования понятия устранить ее.
Смешанный вид рабочей тетради включает в себя информационный и контролирующий блоки. В информационный блок включают новый учебный материал, в контролирующий помещают задания и тесты для контроля полученных знаний и умений, задания для самостоятельной работы.
В настоящее время рабочие тетради, применяемые в профессиональном обучении, классифицируются по типам:
тетради для упражнений или тренинговые тетради;
тетради по графическому моделированию;
семиотико-семантические тетради.
Тетради для упражнений предназначены для самостоятельной работы учащихся, они способствуют формированию умений и навыков решения типовых задач и упражнений. Этот тип рабочих тетрадей может быть широко использован в методике обучения по общетехническим дисциплинам.
Для формирования профессиональных знаний и умений в системе профессиональной подготовки персонала может широко применяться второй тип тетради - тетради по графическому моделированию. Профессиональная деятельность чертежников, закройщиков, электромонтажников немыслима без конструирования и графического моделирования. Листы рабочей тетради с системой специальных практических заданий позволят будущему профессионалу развить воображение, память, мышление и другие познавательные процессы.
Семиотико – семантические рабочие тетради основаны на сочетании чертежей, схем, графических моделей со смысловыми интеллектуальными задачами творческого уровня. Листы рабочей тетради такого типа могут быть разработаны для развития диагностических и проектировочных умений и навыков будущего специалиста. Для этого необходимо специальным образом конструировать задачи и упражнения с опорой на содержательную основу профессиональной деятельности специалиста определенного профиля [3].
Рабочие тетради носят особое функциональное назначение. Функция обучения предполагает формирование у студентов необходимых знаний, умений и навыков. Способствуют устойчивому вниманию студентов на уроке. Благодаря рабочей тетради лучше воспринимается материал урока, рациональнее используется время урока. Воспитывают аккуратность в ведении конспекта. Педагогу необходимо добиваться, чтобы студенты аккуратно заполняли листы рабочей тетради. Нужно предупредить, что заполнять листы рабочих тетрадей нужно не спеша, а лишь тогда, когда они уверены в ответе, чтобы записи в тетради были без помарок. Продолжают развивать мышление студентов. В рабочей тетради встречаются задания и упражнения творческого характера, для их выполнения студентам необходимо искать разные варианты решения. Педагог ставит перед ними трудности, чтобы студенты осознавали свои учебные действия. Формируют у студентов умения и навыки самоконтроля. При заполнении листов рабочей тетради они должны сами себя контролировать. Также способствуют рациональной организации работы студентов. Рабочая тетрадь разработана так, чтобы обучение студентов было организовано рационально, порциями. Благодаря этому эффективно используется время педагога и студентов. Материал занятия разбит на этапы и педагог, совершая контроль на каждом этапе, может увидеть ошибку и помочь её исправить студент [4].
1.2.Методические аспекты разработки рабочих тетрадейРабочая тетрадь является частью учебного комплекса и предназначена как для самостоятельной работы студентов, так и для работы во время занятия. Основное содержание учебного материала определено программой, его изложение в кратком виде, как может быть дано в рабочей тетради, так и может отсутствовать.
На этапе отбора содержания рабочей тетради преподаватель должен осуществлять, следующие действия. Выделить самое главное, существенное, что необходимо усвоить обучающимся. Практически по каждому изучаемому вопросу обучаемые должны знать 3-6 основных положений, остальная информация по отношению к этим положениям является вспомогательной, разъясняющей, конкретизирующей, подтверждающей. Выделение основных положений делает учебный материал более компактным, удобным для запоминания. Построить материал так, чтобы в центре внимания находились его главные, существенные элементы. Структурированный материал легче запомнить и воспроизвести. Дополнительно к тексту можно заложить еще и зрительный, изобразительный образ, который делает общую картину учебной информации более отчетливой. При конструировании рабочей тетради важно также облечь материал в доступную, понятную форму, без длинных формулировок и тяжелых определений. Конкретизировать материал, иллюстрировать его примерами, фактами, не повторяющимися сведениями. Дополнить содержание материалом, который смог бы вызвать у обучающихся интерес, воздействовать на их чувства. Для осмысления учебной информации студентами необходимо ставить вопросы таким образом, чтобы было необходимым устанавливать причинно-следственные связи, искать примеры из практики, жизни, подтверждающие выдвинутые теоретические положения, решение ситуационных задач. Также, наличие рабочей тетради должно сопровождаться более осознанным выбором типа урока со стороны преподавателя, и наоборот, тип урока обязательно отразиться на содержании пособия.
Рабочая тетрадь должна отвечать определенным требованиям:
Отражать все темы курса учебной дисциплины (профессионального модуля).
Быть понятной, доступной и интересной каждому студенту, содержать дифференцированные задания.
Сочетать в себе краткий справочник по теории, сборник задач и упражнений.
В настоящее время в педагогике не предложена единая чёткая структура рабочей тетради. Каждый педагог представляет свою структуру рабочей тетради, вносит свои коррективы, своё видение предмета, свой творческий потенциал.
К структуре рабочей тетради предъявляются определённые требования:
Рабочая тетрадь должна иметь предисловие, поясняющее обращение к студентам. Система вопросов и заданий должна быть построена в соответствии со структурой и логикой изучаемого материала. Между заданиями должна быть определена соподчинённость, касающаяся как содержания предмета, так и надпредметных умений. Задача автора - вести студента от темы к теме, от решения простых проблем к более сложным заданиям. Иллюстрации в рабочей тетради должны быть рабочими, т. е. обучающими. К ним могут ставиться вопросы, требующие объяснения. Рисунок можно дополнить или предложить свой вариант. Там, где это возможно и оправдано, имеет смысл предложить начертить или дополнить схему. Композиционное построение рабочей тетради зависит от замысла автора, от характера и содержания учебного материала, его объёма, характера вопросов и заданий. Однако в любом случае должны быть предусмотрены: достаточное место для ответов студентов, возможность исправления допущенных ошибок, неточностей. В конце каждой темы внутри тетради рекомендуется серия контрольных вопросов, что позволяет лишний раз систематизировать знания студентов. Завершает тетрадь заключение, ориентирующее студентов на содержание.
Использование рабочих тетрадей как обязательных учебных пособий всеми студентами способствует выравниванию качества подготовки будущего специалиста.
Структура рабочей тетради может быть различной, что в свою очередь обусловлено:
содержанием изучаемого предмета;
характером (стилем) управления познавательной деятельностью студентов;
исходным уровнем подготовленности студентов;
возрастными особенностями студентов;
условиями обучения;
творческими способностями педагога.
Рассмотрим структуры рабочих тетрадей, предложенные Г.И. Лернер и Н.И. Преображенской.
Структура рабочей тетради, предложенная Г.И. Лернер (Рис.1)
Рис.1. Структура рабочей тетради, представленная Г.И. Лернер
- вид рабочей тетради - контролирующий: тетрадь должна иметь предисловие, поясняющее обращение к студентам;
- система вопросов и заданий должна быть построена в соответствии со структурой и логикой изучаемого материала;
- между заданиями (как внутри одной темы, так и к заданиям по всей части курса) должна быть определённая соподчинённость, касающаяся как собственно содержания материала, так и надпредметных умений;
- иллюстрацию можно дополнить или предложить свой материал, можно предложить объяснить или построить схему;
- композиционное построение рабочей тетради зависит от замысла автора, от характера и содержания учебного материала, его объёма, характера вопросов и заданий, но в любом случае должно быть предусмотрено достаточно места для ответов студентов, возможность исправления допущенных ошибок;
- в конце каждой темы внутри тетради желательна серия конкретных вопросов, это позволяет лишний раз систематизировать знания студентов. Можно предложить и систему контрольных вопросов, требующих актуализации знаний по всем разделам тетради;
- завершает тетрадь заключение, ориентирующее студентов на содержание учебного материала, который будет изучаться впоследствии. Чёткой структуры рабочей тетради нет, поэтому можно рассмотреть ещё одну, выяснить их общие моменты и отличия.
Структура рабочей тетради, предложенная Н.И. Преображенской:
Рис. 2. Структура рабочей тетради, предложенная Н.И. Преображенской
рабочая тетрадь должна отражать все темы курса учебной дисциплины: быть понятной доступной и интересной каждому студенту. Это, значит, содержать дифференцированные задания, рассчитанные на тех, кто с большим трудом воспринимает и усваивает материал, стать «настольной книгой» студента по данной дисциплине, сочетающей в себе краткий справочник по теории, сборник задач и упражнений, регулярно проверяемый преподавателем;
- информационный комплекс по каждой теме курса: краткие теоретические сведения, алгоритм решения типовой задачи;
- задачи и упражнения для самостоятельной работы студентов: типовые, развивающие, творческие задачи и упражнения;
- обобщение и заключение по каждой теме: примечание, резюме, выводы, контрольные вопросы, карты программированного контроля;
- список литературы. Рабочая тетрадь - это наглядное представление основного учебного материала в логике познавательной деятельности, которая специально конструируется и представляется в предметно-знаковой форме, с целью повышения эффективности взаимодействия преподавателя и студентов [5].
1.3.Дидактические особенности темы «Основы теории операционных систем» как основа разработки рабочей тетрадиУчебная программа дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО (базовой подготовки) 09.02.05 «Прикладная информатика (по отраслям)».
В программу включено содержание, направленное на формирование у студентов компетенции, необходимых для качественного освоения ОПОП СПО на базе среднего общего образования: программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ).
Она является единой для всех форм обучения. Рабочая программа служит основной для разработки тематического плана и контрольно-оценочных средств (КОС) учебной дисциплины образовательным учреждением.
Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общепрофессиональный цикл. Освоение дисциплины способствует формированию у студентов профессиональных компетенций: настраивать и работать с отраслевым оборудованием обработки информационного контента; контролировать работу компьютерных, периферийных устройств и телекоммуникационных систем, обеспечивать их правильную эксплуатацию; осуществлять сбор и анализ информации для определения потребностей клиента; работать с системами управления взаимоотношениями с клиентами; обеспечивать содержание проектных операций.
Одновременно с профессиональными компетенциями у студентов, обучающихся по дисциплине «Операционные системы и среды» создаются предпосылки для формирования общих и профессиональных компетенций:
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ПК-15. Способность применять программные средства системного, прикладного и специального назначения.
ПК-16. Способность использовать инструментальные средства и системы программирования для решения профессиональных задач [6].
Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения
дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
уметь:
использовать средства операционных систем и сред для обеспечения работы
вычислительной техники;
работать в конкретной операционной системе;
работать со стандартными программами операционной системы;
устанавливать и сопровождать операционные системы;
поддерживать приложения различных операционных систем.
знать:
состав и принципы работы операционных систем и сред;
понятие, основные функции, типы операционных систем;
машинно-зависимые свойства операционных систем: обработку прерываний,
планирование процессов, обслуживание ввода-вывода, управление виртуальной памятью;
машинно-независимые свойства операционных систем: работу с файлами,
планирование заданий, распределение ресурсов;
принципы построения операционных систем;
способы организации поддержки устройств, драйверы оборудования,
понятие, функции и способы использования программного интерфейса операционной системы, виды пользовательского интерфейса.
Количество часов на освоение учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося - 216 часов,
в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 144 часа, самостоятельной работы обучающегося - 72 часа [7].
Согласно тематическому плану и содержанию учебной дисциплины «Операционные системы и среды», рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины в рамках данного раздела представлено в таблице 1.
Таблица - 1 Структура содержания раздела «Основы теории операционных систем»
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа студентов |
Объем часов |
Уровень усвоения |
||
Раздел 1. Основы теории операционных систем |
24 |
||||
Тема 1.1 Общие сведения об ОС |
Содержание учебного материала |
6 1 |
1 |
||
1 |
История создания и развития ОС. Сравнительный анализ различных линеек ОС |
||||
2 |
Назначение и функции ОС. Типы ОС. Классификация ОС. Принципы работы ОС |
||||
Лабораторные работы |
- |
||||
Практические занятия |
- |
||||
Контрольные работы |
- |
||||
Самостоятельная работа обучающегося: - изучение дополнительной учебной литературы и других источников информации (интернет - ресурсы) – подготовка докладов на тему «Обзор операционных систем», «Сравнительный анализ ОС» |
3 |
||||
Тема 1.2 Интерфейс пользователя |
Содержание учебного материала |
6 2 |
2 |
||
1 |
Понятие интерфейса. Виды интерфейса |
||||
2 |
Операционное окружение. Работа с сервисными программами поддержки интерфейса |
||||
Лабораторные работы |
- |
||||
Практические занятия |
4 |
||||
1 |
Выполнение действий с элементами интерфейса пользователя |
||||
2 |
Работа с операционными оболочками |
||||
Контрольные работы |
- |
||||
Самостоятельная работа обучающегося: изучение дополнительной учебной литературы и других источников информации (интернет - ресурсы) по теме; подготовка доклада на тему: «Обзор сервисных программ»; оформление отчета по практическим работам |
5 |
В литературе выделены общие подходы к разработке рабочей тетради:
Учитываются психолого-педагогические закономерности организации и управления учебного процесса.
Учитываются закономерности развития студентов (мышления, воли, воображения, памяти).
Учитываются процессы формирования практических, общеучебных и интеллектуальных умений.
Учитывается содержание учебного материала.
Преимущества рабочих тетрадей очевидны:
- это самый мобильный жанр из известных жанров учебной литературы;
- рабочие тетради быстрее других откликаются на потребности образовательных учреждений и одновременно формируют эти потребности;
- рабочие тетради являются материализацией идеи гуманистической школы, т. к. на смену заучиванию и репродукции приходит самостоятельное добывание знаний.
Рабочая тетрадь - не замкнутая, жёстко централизованная и упорядоченная система; это система открытая, предполагающая постоянное содержательное и методическое обогащение, обновление, развитие. Рабочая тетрадь - пособие исследовательское по своей направленности. Студенты, работающие с тетрадью, учатся выявлять и ставить проблему, искать известные и необычные пути к цели, сопоставлять, делать умозаключение. Рабочие тетради, заполненные студентами, позволяют им осмыслить свою деятельность, побуждают к самоанализу, саморазвитию.
Глава II. Разработка рабочей тетради студента по разделу «Основы теории операционных систем» 2.1. Структура и содержание рабочей тетради по разделу «Основы теории операционных систем»Структура рабочей тетради может быть различной, что, в свою очередь, обусловлено:
содержанием изучаемого предмета, степенью его сложности;
характером (стилем) управления познавательной деятельностью обучающихся;
исходным уровнем подготовленности аудитории;
возрастными особенностями слушателей;
условиями обучения;
творческими способностями преподавателя.
Предлагаемая модель рабочей тетради по дисциплине «Операционные системы» для обучающихся по специальности СПО 09.02.05 (230701) «Прикладная информатика» разработана для закрепления и контроля знаний студентов по пройденному разделу рабочей программы: «Основы теории операционных систем».
Рабочая тетрадь состоит из титульного листа, пояснительной записки, листов рабочей тетради, обусловленных темами отдельных занятий. Каждый лист рабочей тетради содержит название темы, учебные цели, систему заданий, задач, вопросов для устного опроса, тестовых заданий, регистрационный лист по контролю заполнения листов рабочей тетради. В связи с тем, что рабочая тетрадь может применяться в условиях рейтингового контроля, была установлена трудоемкость выполняемых заданий, о чем свидетельствует инструментарий по определению итогового количества баллов.
Задания, выполняемые в рабочей тетради каждым обучающимся, позволяют отслеживать усвоение материала по пройденному разделу, что дает возможность обучающимся быстро и качественно восстановить пройденный материал, пользоваться изученным материалом при проведении практических занятий. Возможно, что после первого этапа самостоятельной работы с тетрадью обучающийся узнает, что он относится к слабым, средним или сильным сторонам по данной дисциплине, то после планомерной, систематической работы с удовлетворением обнаружит, что теперь - определено к сильным.
Проверка знаний студентов позволяет осуществлять обратную связь между обучающимися и преподавателями, даёт конкретный материал для анализа полноты и качества знаний, помогает своевременно увидеть проблемы, ошибки недочеты в знаниях учащихся. Проверяя и анализируя знания студентов, преподаватель имеет возможность судить о завершенности или незавершенности процесса обучения по отдельным разделам учебной программы.
В данной тетради не даются ответы к заданиям. Это изменяет отношение обучающихся к процессу решения, требует критического отношения к полученным результатам, усиливает общение учащихся между собой. Очень важна и другая причина отсутствия ответов: коллективно обсуждать разные пути решения и искать правильные ответы. Самостоятельное нахождение правильного решения, тренировка по вопросам и заданиям способствует формированию чувства удовлетворения, которое делает обучение не утомительной нагрузкой, а интересной работой.
В целом повышение эффективности обучения, через использование в учебном процессе рабочих тетрадей, достигается в условиях активного привлечения обучающихся к самостоятельной работе, включения в процесс анализа применения приобретенных знаний, формулирования выводов, проверки результатов своей работы с установкой на обязательный отчет.
Примерные задания, которые использованы в рабочей тетради по разделу:
Задания на дополнение пропущенного материала.
Вставьте пропущенное слово: Операционная система - это важнейшая часть ________________________________ программного обеспечения, которая организует процесс выполнения задач на ЭВМ, распределяя для этого ресурсы машины, управляя работой всех ее устройств и взаимодействием с пользователем.
Дополните рисунок:
Задания на воспроизведение информации:
Какие функции современного компьютера выполняет операционная система?
Опишите свои действия в приведенных ниже ситуациях.
Необходимо установить операционную систему Windows 7 на новый компьютер с неизвестной аппаратной конфигурацией без предустановленной ОС. Перечислите этапы подготовки к установке и этапы самой установки ОС Windows 7.
Необходимо установить операционную систему Windows 7 на компьютер с предустановленной ОС Windows XP. Перечислите этапы подготовки к установке и этапы самой установки ОС Windows 7.
Задания с выбором правильного варианта ответа
Область экрана, в которой происходит работа с программами и располагаются значки программ и папок
рабочий стол
окно
панель задач
главное меню
Какие элементы могут находиться на панели задач
Пуск, кнопки программ, индикатор клавиатуры, часы
только кнопка Пуск, индикатор клавиатуры и регулятор звука
только кнопка Пуск
наличие и отсутствие элементов регулирует пользователь
Задания на установление соответствия:
Установите соответствие между элементами окна и их описанием
Рабочая область Заголовок окна Меню окна Панель инструментов Границы Полосы прокрутки Кнопки управления состоянием окна |
это строка под верхней границей окна, содержащая название окна располагается под заголовком, представляет собой перечень тематически сгруппированных команд это внутренняя часть окна, в которой производится работа с дисками, папками, файлами кнопки справа в строке заголовка, позволяют развернуть, свернуть или закрыть окно располагается под строкой меню, представляет собой набор кнопок, обеспечивающий быстрый доступ к пунктам меню рамка, ограничивающая окно с четырех сторон появляются, если содержимое окна имеет больший размер, чем рабочая область |
2. Установите соответствие между типом интерфейса пользователя и его назначением
Вид интерфейса пользователя |
Назначение |
Текстовый |
А) На экране по речевой команде происходит перемещение от одних поисковых образов к другим. Предполагается, что при использовании общественного интерфейса не нужно будет разбираться в меню. Экранные образы однозначно укажут дальнейший путь перемещения от одних поисковых образов к другим по смысловым семантическим связям |
Графический |
Б) Основным устройством управления в них является клавиатура. Команда набирается на клавиатуре и отображается на экране дисплея. Окончанием ввода команды служит нажатие клавиши Enter. |
Речевой |
В) Интерфейс, основанный на взаимодействии активных и пассивных экранных элементов управления. Устройствами управления в данном случае являются клавиатура и мышь. Активным элементом управления является указатель мыши - объект, перемещение которого на экране синхронизировано с перемещением мыши. Пассивные элементы управления - это элементы управления приложений (экранные кнопки, значки, переключатели, флажки, раскрывающиеся списки, строки меню и т.д.). |
Рабочая тетрадь является разновидностью дидактических материалов, существует не отдельно, а как приложение к лекциям преподавателя. Применение рабочей тетради на занятиях «Операционные системы и среды» способствует решению следующих задач: облегчает преподавателю планирование занятия, позволяет сочетать на занятии устную и письменную работу, избавляет обучающихся от большого объема механической работы, позволяет выделять в тексте наиболее важную и существенную информацию, способствует привлечению всей группы к активной познавательной деятельности, учитывая при этом темп работы и индивидуальные особенности каждого обучающегося.
Методика проведения занятий с применением рабочей тетради может быть различной, ниже описаны некоторые, чаще всего используемые варианты построения таких занятий.
Вариант 1. Рабочая тетрадь используется при изучении нового материала и его закреплении. Изучение нового материала можно осуществить на основе информационного комплекса составленного для каждой темы, изложенной в рабочей тетради.
Вариант 2. В рамках комбинированного занятия с помощью рабочей тетради осуществляется повторение и обобщение изученного материала. Такой вариант предпочтительнее для занятий итогового повторения, когда по ходу занятия требуется повторить наиболее важные факты. Обобщение и заключение происходит с помощью заданий к занятию, домашних заданий, самостоятельных работ.
Вариант 3. Отдельные занятия могут быть посвящены самостоятельному изучению нового материала с помощью рабочей тетради. Такая работа проводится индивидуально. Тем самым происходит приобщение студентов к самостоятельной, исследовательской работе.
Пример работы с рабочей тетрадью.
В начале занятия студенты повторяют теоретический материал. На повторение теоретического блока студентам дается 20-25 минут. Студенты берут свои рабочие тетради. Открывают на нужной странице. Преподаватель указывает студентам, на каких основных вопросах им следует заострить свое внимание, что следует повторить. После повторения теоретического материала студенты должны ответить на вопросы, содержащиеся в рабочей тетради по данной теме. Целью проведения такого опроса является контроль освоения теоретического материала как структурной единицы всего учебного материала. На проведение задания отводится не более 10 минут. В случае набора необходимого количества правильных ответов студенты приступают к выполнению практических работ для того, чтобы преподаватель мог проверить, как усвоен практический материал данной темы. На выполнение практического задания студентам отводится 40 минут. Все этапы работы оцениваются преподавателем, и в конце занятия он выставляет каждому студенту общую оценку.
Листы создавались согласно ходу изложения учебного материала. Таким образом, существует возможность проконтролировать усвоение учебного материала. На каждом этапе происходит контроль мыслительной деятельности учащегося. Если заметны явные ошибки, то мысль студента направляется в нужную сторону. По окончанию лекционного курса, возможно увидеть всю картину в целом, сделать выводы и наметить будущее направление разработок лекций.
Вывод по II главеРазработка рабочей тетради студента (РТС) осуществляется в определенной логике через ряд взаимосвязанных и взаимообусловленных этапов, содержательно отражающих особенности самостоятельной работы студента: выбор конкретного дидактического средства, моделирование дидактического средства - РТС с обоснованием модели, определением функций, структурированием элементов РТС на уровне модели и определением их содержательных основ; моделирование СРС с использованием РТС как многофункционального дидактического средства; корректировку модели с учетом специфики учебной дисциплины и создание варианта рабочей тетради по дисциплине.
Обоснованием модели РТС как современного образовательного дидактического средства являются: требования к самостоятельной работе в системе современного образования, реализуемые в ФГОС СПО, требования к современным образовательным средствам (учебник и разнообразные дидактические средства), подходы и принципы, которые должны быть учтены при разработке современных образовательных средств.
В качестве основных подходов при разработке модели РТС как многофункционального дидактического средства выбраны системный, компетентностный, контекстный, личностный подходы.
РТС рассматривается как системообразующий элемент образовательных средств, обеспечивающий организацию СРС в целом.
На основе модели разработан вариант рабочей тетради студента как многофункционального дидактического средства по дисциплине. Специфика РТС по дисциплине «Операционные системы и среды» определяется содержанием дисциплины, ее местом и ролью в ОПОП, что отражается в форме представления и содержании заданий, способах их выполнения.
ЗаключениеВ заключении можно отметить, что разработка рабочей тетради является вполне современным способом ведения учебного процесса. Несомненные преимущества налицо: проверка усвоения материала, контроль мыслительной деятельности обучающихся, проверка полученных знаний, сами лекции проходят более разнообразно, а как следствие этого повышенный интерес аудитории, возможность исправлять ошибки в момент, когда они делаются.
В процессе данного исследования были изучены понятие, структура, значение и виды рабочих тетрадей в теории и методике профессионального обучения. Проанализированыметодические аспекты разработки рабочих тетрадей. Исследованы дидактические особенности темы «Основы теории ОС» как основа разработки рабочей тетради. Разработана и оформлена структура и содержание рабочей тетради по дисциплине «Операционные системы». Составленыметодические рекомендации преподавателю и проанализированы результаты исследования. Практическая значимость данного исследования заключается в применении рабочей тетради для облегчения усвоения знаний студентами по учебной дисциплине.
Следовательно, поставленные цели и задачи выполнены в полном объёме.
Библиографический списокМетодические рекомендации по разработке рабочей тетради по учебной дисциплине (профессиональному модулю) [Электронный ресурс] http://www.ecol.edu.ru/files/shared/metodicheskie_rekomendacii_po_razrabotke_rabochey_tetradi.pdf
Понятие и технологии разработки листов рабочей тетради [Электронный ресурс] http://www.focuseducation.ru/exeds-575-1.htmlГолобокова Г.И. - Рабочая тетрадь студента как дидактическое средство организации самостоятельной работы студентов тетради. Статья.
Журнал Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена [Электронный ресурс] http://cyberleninka.ru/article/n/rabochaya-tetrad-kak-didakticheskoe-sredstvo-organizatsii-samostoyatelnoy-raboty-studentov
Е.А. Вержинская Создание рабочей тетради по дисциплине (методические рекомендации) [Электронный ресурс] http://ogk.edu.ru/sites/all/files/metod_rekomendacii_po_sozdaniyu_rabochey_tetradi.pdf
Методические рекомендации по разработке рабочей тетради по учебной дисциплине [Электронный ресурс] http://www.ecol.edu.ru/files/shared
ФГОС СПО по специальности 09.02.05 (230701) Прикладная информатика (по отраслям) (базовая подготовка) [Электронный ресурс] http://kpfu.ru/portal/docs/F237535389/09.02.05.prikladnaya.informatika._po.otraslyam_.pdf
Рабочая программа учебной дисциплины «Операционные системы и среды» для специальности 09.02.05 (230701) Прикладная информатика (по отраслям) (базовая подготовка)
ФГОС СПО по специальности 09.02.05 (230701) Прикладная информатика (по отраслям) (базовая подготовка) [Электронный ресурс] http://kpfu.ru/portal/docs/F237535389/09.02.05.prikladnaya.informatika._po.otraslyam_.pdf
Методические рекомендации по разработке рабочих тетрадей [Электронный ресурс] http://nsportal.ru/vuz/tekhnicheskie-nauki/library/2012/03/16/metodicheskie-rekomendatsii-po-sozdaniyu-rabochikh
Рабочая тетрадь как средство обучения [Электронный ресурс] http://www.skachatreferat.ru/referaty.html
Бордонская Л. А., Голобокова Г.И. - Рабочая тетрадь студента современного вуза как многофункциональное дидактическое средство. Статья. Журнал Ученые записки Забайкальского государственного университета. [Электронный ресурс] http://cyberleninka.ru/article/n/rabochaya-tetrad-studenta-sovremennogo-vuza-kak-mnogofunktsionalnoe-didakticheskoe-sredstvo
Рабочая тетрадь студента дистанционного и заочного обучения. Статья. Журнал Фундаментальные исследования. [Электронный ресурс] https://www.fundamental-research.ru/ru/article/view?id=31120
Рабочая тетрадь как одно из эффективных средств организации самостоятельной работы студентов. Статья. Международный журнал экспериментального образования [Электронный ресурс] https://www.expeducation.ru/ru/article/view?id=6366
Белоруссова Е. В. Рабочая тетрадь по дисциплине — средство развития познавательной активности и организации самостоятельной работы студентов [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, июнь 2014 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2014. [Электронный ресурс] https://moluch.ru/conf/ped/archive/104/5794/
Е.А. Вержинская - Создание рабочей тетради по дисциплине [Электронный ресурс] http://ogk.edu.ru/sites/all/files/metod_rekomendacii_
po_sozdaniyu_rabochey_tetradi.pdf
Курсовая работа: Листы рабочей тетради по теме "Организация" при изучении дисциплины "Менеджмент" [Электронный ресурс] https://domashke.net/referati/referaty-po-pedagogike/kursovaya-rabota-listy-rabochej-tetradi-po-teme-quotorganizaciyaquot-pri-izuchenii-discipliny-quotmenedzhmentquot
Разработка рабочей тетради по информатике[Электронный ресурс] http://knowledge.allbest.ru/programming.html
Курсовая работа: Рабочая тетрадь по "Мировой художественной культуре" [Электронный ресурс] https://domashke.net/referati/referaty-po-pedagogike/kursovaya-rabota-rabochaya-tetrad-po-quotmirovoj-hudozhestvennoj-kulturequot-kak-sredstvo-razvitiya-myslitelnoj-aktivnosti-shkolnikov.
Курсовая работа Разработка рабочей тетради по специальной дисциплине [Электронный ресурс]
http://knowledge.allbest.ru/pedagogics.html
Рабочая тетрадь как многофункциональное дидактическое средство в системе самостоятельной работы студентов [Электронный ресурс] http://mgutunn.ru/work/1040070/Rabochaya-tetrad-kak-mnogofunkcionalnoe
Василькова Н. А, Богатенков С. А. Модель рабочей тетради студента по дисциплине «Методика профессионального обучения». - Вектор науки ТГУ. - 2012. - №3.(10). – С. 44 – 46
Василькова Н. А., Алексеева Л. П. Усиление дидактических функций рабочей тетради студента по методике профессионального обучения как фактор дидактической безопасности. - Безопасность социальной сферы в условиях современной поликультурной России: сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. с межд. участ. 23 – 24 ноября 2012. – Челябинск: Изд-во ООО «Цицеро». - 2012. – С. 75-77
Шалунова М.Г., Эрганова Н.Е. Практикум по методике профессионального обучения: Учеб. пособие. - Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 2005
Щукина, Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. - М., 2008. - 160 с.
Эрганова Н.Е. Методика профессионального обучения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н. Е. Эрганова. -- М.: Издательский центр «Академия», 2007
Вержинская Е. А. Создание рабочей тетради по дисциплине: Метод.
Рекомендации. – Ориенбург, 2015. – 20 с.
Плотникова О., Суханова В. Самостоятельная работа
студентов: деятельностный подход // Высшее образование в России. 2005. № 1. С. 178 179.
Шабанов Г.И. Методическая система обучения общетехническим
дисциплинам на основе комплексной информационно-образовательной базы при подготовке инженерных кадров: автореф. дис. доктора пед. наук. М.:, 2010. 33 с.
ПриложениеМинистерство образования и науки
Российской федерации
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Южно-Уральский государственный технический колледж»
Рабочая тетрадь для студента по дисциплине: «Операционные системы и среды» для специальности 09.02.05 Прикладная информатика (по отраслям) (базовая подготовка) по разделу «Основы теории операционных систем»
Челябинск, 2017
Предлагаемая рабочая тетрадь предназначена для организации аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся при изучении раздела «Основы теории операционных систем» дисциплины «Операционные системы и среды».
Структура рабочей тетради соответствует структуре курса лекций; уровень заданий соответствует требованиям, предъявляемым Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности.
В тетради представлены различные варианты заданий: контрольные вопросы, тестовые задания на соотнесение, сопоставление, определение объекта по имеющемуся описанию, задания на развитие технического и логического мышления и т.д.
Рабочая тетрадь предназначена для закрепления знаний, осуществления само- и взаимоконтроля знаний обучающихся по каждой теме раздела, а также контроля знаний (тематического и итогового).
Раздел 1. Основы теории операционных систем
В результате изучения раздела студент должен:
уметь:
характеризовать ОС
анализировать ОС
знать:
понятие и функции операционной системы
основные ресурсы компьютера
структуру ОС
типы ОС
модули ОС
этапы установки ОС Windows
виды интерфейса ОС.
Тема 1.1: «Общие сведения об ОС»
Задание 1. (Уровень усвоения 2) Вставьте пропущенные слова:
Операционная система - это важнейшая часть ________________________________ программного обеспечения, которая организует процесс выполнения задач на ЭВМ, распределяя для этого ресурсы машины, управляя работой всех ее устройств и взаимодействием с пользователем.
Задание 2.(Уровень усвоения 2) Перечислите основные ресурсы компьютера:
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 3. (Уровень усвоения 2) Дополните рисунок:
Задание 4. (Уровень усвоения 3) Какиефункции современного компьютера выполняет операционная система?
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
_____________________________________________________________
Задание 5. (Уровень усвоения 2) Назовите основные три части для классических ОС с командной строкой:
________________________________________________________________
Задание 6. (Уровень усвоения 3) Перечислите основные типы ОС
__________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________
________________________________________________________________
Задание 7. (Уровень усвоения 2) Продолжите фразу:
Мультипрограммирование – это ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 8. (Уровень усвоения 2) Дополните схему структуры ОС
Задание 9. (Уровень усвоения 2) Назовите группы вспомогательных модулей ОС
______________________ - программы, решающие отдельные задачи управления и сопровождения компьютерной системы, такие, например, как программы сжатия дисков, архивирования данных на магнитную ленту;
______________________- текстовые или графические редакторы, компиляторы, компоновщики, отладчики;
______________________ - специальный вариант пользовательского интерфейса, калькулятор и даже игры;
______________________ различного назначения, упрощающие разработку приложений, например библиотека математических функций, функций ввода-вывода и т. д.
Задание 10. (Уровень усвоения 2) На рисунке представлено взаимодействие между ядром и вспомогательными модулями ОС. Назовите модули под цифрами 1- 4.
_____________________________
_____________________________
_____________________________
_____________________________
Задание 11. (Уровень усвоения – 4) Опишите свои действия в приведенных ниже ситуациях.
Необходимо установить операционную систему Windows 7 на новый компьютер с неизвестной аппаратной конфигурацией без предустановленной ОС. Перечислите этапы подготовки к установке и этапы самой установки ОС Windows 7.
Необходимо установить операционную систему Windows 7 на компьютер с предустановленной ОС Windows XP. Перечислите этапы подготовки к установке и этапы самой установки ОС Windows 7.
Ответ: ______________________
Тема 1.2: «Интерфейс пользователя».
Задание 1.(Уровень усвоения 1) Область экрана, в которой происходит работа с программами и располагаются значки программ и папок
рабочий стол
окно
панель задач
главное меню
Ответ:__________________
Задание 2. (Уровень усвоения 1) Ярлык – это:
ссылка на удаленный ресурс
значок со стрелкой, позволяющий изменять свойства объектов
значок со стрелкой, осуществляющий переход к ресурсам ПК и служащий для запуска программ
стандартный элемент ОС Windows
Ответ:__________________
Задание 3. (Уровень усвоения 1) Какие элементы могут находиться на панели задач
Пуск, кнопки программ, индикатор клавиатуры, часы
только кнопка Пуск, индикатор клавиатуры и регулятор звука
только кнопка Пуск
наличие и отсутствие элементов регулирует пользователь
Ответ:__________________
Задание 4. (Уровень усвоения 1) Как вызывается контекстное меню?
правой клавишей мыши
кнопкой ПУСК
клавишей F1
левой клавишей мыши
Ответ:__________________
Задание 5. (Уровень усвоения 1) Основные типы окон в ОС Windows
вспомогательные окна, окна редактирования, окна папок
окна папок, окна документов, вспомогательные окна
диалоговые окна, окна документов, меню
окна приложений, окна папок, окна документов, диалоговые окна
Ответ:__________________
Задание 6. (Уровень усвоения 2) Установите соответствие между элементами окна и их описанием
Рабочая область Заголовок окна Меню окна Панель инструментов Границы Полосы прокрутки Кнопки управления состоянием окна |
это строка под верхней границей окна, содержащая название окна располагается под заголовком, представляет собой перечень тематически сгруппированных команд это внутренняя часть окна, в которой производится работа с дисками, папками, файлами кнопки справа в строке заголовка, позволяют развернуть, свернуть или закрыть окно располагается под строкой меню, представляет собой набор кнопок, обеспечивающий быстрый доступ к пунктам меню рамка, ограничивающая окно с четырех сторон появляются, если содержимое окна имеет больший размер, чем рабочая область |
Ответ:________________________________
Задание 7. (Уровень усвоения 2) Установите соответствие между типом интерфейса пользователя и его назначением
Вид интерфейса пользователя |
Назначение |
Текстовый |
А) На экране по речевой команде происходит перемещение от одних поисковых образов к другим. Предполагается, что при использовании общественного интерфейса не нужно будет разбираться в меню. Экранные образы однозначно укажут дальнейший путь перемещения от одних поисковых образов к другим по смысловым семантическим связям |
Графический |
Б) Основным устройством управления в них является клавиатура. Команда набирается на клавиатуре и отображается на экране дисплея. Окончанием ввода команды служит нажатие клавиши Enter. |
Речевой |
В) Интерфейс, основанный на взаимодействии активных и пассивных экранных элементов управления. Устройствами управления в данном случае являются клавиатура и мышь. Активным элементом управления является указатель мыши - объект, перемещение которого на экране синхронизировано с перемещением мыши. Пассивные элементы управления - это элементы управления приложений (экранные кнопки, значки, переключатели, флажки, раскрывающиеся списки, строки меню и т.д.). |
Ответ:__________________
Задание 8. (Уровень усвоения – 4) Перечислите свойства пользовательского интерфейса ОС Windows.
Ответ:___________________________________________________________
Регистрационный лист по оценке выполнения заданий Раздела «Основы теории операционных систем»
Дата |
Тема |
Количество баллов |
Оценка |
Подпись преподавателя |
1.1 |
||||
1.2 |
Механизм определения трудоемкости выполняемых заданий в листах рабочей тетради. Инструмент определения итогового количества баллов, набранных студентом по теме 1.1.
Шифр и номер задания |
Вид задания |
Весовой коэффициент |
Характер ответа студента |
Кол-во баллов |
Итого (в баллах) |
|
1 |
На воспроизведение недостающего материала |
1 |
1.3. Не правильно |
3 2 -1 |
3 2 - 1 |
|
2 |
На воспроизведение информации |
2 |
1.3. Не правильно |
3 2 -1 |
6 2 - 1 |
|
3 |
На дополнение недостающего материала |
2 |
1.3. Не правильно |
3 2 -1 |
6 4 - 1 |
|
4 |
На воспроизведение информации |
2 |
1.3. Не правильно |
3 2 -1 |
6 4 - 1 |
|
5 |
На воспроизведение информации |
2 |
1.3. Не правильно |
3 2 -1 |
6 4 - 1 |
|
6 |
На воспроизведение информации |
2 |
1.3. Не правильно |
3 2 -1 |
6 4 - 1 |
|
7 |
На дополнение недостающего материала |
1 |
1.3. Не правильно |
3 2 -1 |
3 2 - 1 |
|
8 |
На дополнение недостающего материала |
1 |
1.3. Не правильно |
3 2 -1 |
3 2 - 1 |
|
9 |
На дополнение недостающего материала |
1 |
1.3. Не правильно |
3 2 -1 |
3 2 - 1 |
|
10 |
На воспроизведение информации |
2 |
1.3. Не правильно |
3 2 -1 |
6 4 - 1 |
|
11 |
На разработку информации |
4 |
1.3. Не правильно |
3 2 -1 |
12 8 -1 |
|
Итого максимально (в баллах) по теме: |
||||||
Итого фактически (в баллах) по модулю у студента: |
Механизм определения трудоемкости выполняемых заданий
в листах рабочей тетради. Инструмент определения итогового количества баллов, набранных студентом по теме 1.2
|
|||||||||||||||||||||||||||||||
Итого фактически (в баллах) по разделу у студента: |