ЭФФЕКТИВНОСТЬ АЛГОРИТМА ПОСТОРОЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ ОБУЧЕНИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ЭФФЕКТИВНОСТЬ АЛГОРИТМА ПОСТОРОЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ ОБУЧЕНИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ

Жук А.С. 1
1ФГБОУ ВПО Кубанский государственный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Последнее десятилетие для школьного образования первоочередной задачей является обеспечение качества образования, развития учащихся, удовлетворения в полной мере индивидуальных образовательных запросов и потребностей учащихся.

Гуманизация, дифференциация и демократизация образования сделали систему образования более гибкой, вариативной и открытой. В результате возникли предпосылки для выбора самими учащимися индивидуальных образовательных траекторий, которые бы наиболее полно отвечали их личностным потребностям, и стремлениям [3]. Отсюда актуальность исследования заключается в потребности осознания учителями начальных классов необходимости и возможности педагогической поддержки в формировании индивидуальной образовательной траектории учащихся при обучении русскому языку посредством внутренней оценки. Поэтому в настоящее время потребность учителейв осознании теоретических основ и использования их на практике для помощи построения индивидуальных образовательных траекторий младших школьников с использованием внутренней оценки является довольно актуальным вопросом для исследования.

Проблема исследования заключается в том, что в настоящее время обучающиеся испытывают существенные трудности в самостоятельном построении своей образовательной траектории и далеко не всегда ощущают себя ответственными за сделанный выбор и рост своих результатов при её реализации.

Организация обучения по индивидуальной траектории требует особой методики и технологии. Учащийся сможет продвигаться по индивидуальной траектории в том случае, если ему будут предоставлены следующие возможности:

  • выбирать оптимальные формы и темпы обучения;

  • применять те способы учения, которые наиболее соответствуют его индивидуальным особенностям;

  • рефлексивно осознавать полученные результаты;

  • осуществлять оценку и корректировку своей деятельности [1].

При составлении индивидуальной образовательной траектории:

‒ учитель дает возможность выбора учащемуся, выступая в роли консультанта, учитывает его индивидуальные интересы, особенности учебной деятельности, способы работы с учебным материалом, особенности усвоения учебного материала, виды учебной деятельности;

‒ учащийся имеет возможность оценить свои способности, перспективы, интересы, усилия, которые он предполагает приложить для изучения того или иного материала с целью достичь запланированного результата.

Возможность индивидуальной траектории образования ученика предполагает, что ученик при изучении темы может, например, выбрать один из следующих подходов образное или логическое познание, углубленное или энциклопедическое изучение, ознакомительное, выборочное или расширенное усвоение темы. Сохранение логики предмета, его структуры и содержательных основ будет достигаться с помощью фиксированного объема фундаментальных образовательных объектов и связанных с ними проблем, которые наряду с индивидуальной траекторией обучения обеспечат достижение учениками нормативного образовательного уровня. Образовательные продукты учеников отличаются не только по объему, но и по содержанию [4]. Данное отличие обусловлено индивидуальными способностями и соответствующими им видами деятельности. Даже при одинаковых знаниях об изучаемых объектах образовательные продукты разных учеников различны, поскольку усвоенные ими виды деятельности и уровень их развития отличаются.

Результаты движения по образовательной траектории можно проверять, ориентируясь на созданный учащимся продукт: полученные знания, которые реализуются в умениях (мыслительных, познавательных, коммуникативных) оперировать ими в стандартной или творческой ситуации. Кроме того, необходима постоянная обратная связь, позволяющая оценивать, либо вовремя корректировать движение учащегося по его траектории [2].

Для построения с учащимися их индивидуальных образовательных траекторий в помощь ученику в процессе исследования разработана памятка«Алгоритм построения индивидуальной образовательной траектории обучения», которая представлена на рис. 1.

ПАМЯТКА

«Алгоритм построения индивидуальной образовательной траектории обучения»

  1. Сформулируй свою образовательную цель.

Цель ‒ это субъективный образ желаемого, предполагаемый результат деятельности. Поставить цель ‒ значит предсказать, спрогнозировать предполагаемый результат.

  1. Определи задачи ‒ пути достижения цели (план твоих действий). Задача ‒ часть цели, цель на определенном этапе. Задачи позволяют разработать план своей деятельности по достижению поставленной цели:

  2. Выбери формы и методы обучения, которые помогают тебе эффективно усваивать учебный материал.

  3. Определи формы и методы контроля, которые предпочтительнее для тебя.

  • Как часто тебя надо проверять , чтобы ты хорошо учился?

  • Каким способом лучше проверять твои знания?

  1. Проведи рефлексию. Проанализируй полученные результаты, соотнеси с поставленными задачами.

Рис.1. Памятка «Алгоритм построения индивидуальной образовательной траектории обучения»

Следуя пунктам памятки «Алгоритм построения индивидуальной образовательной траектории обучения», учащиеся заполняют таблицу по форме, на рис.2 представлен пример её заполнения.

Индивидуальная образовательная траектория

ФИО Черкашина Полина Сергеевна

Тема раздела: Имя существительное

Цель: повторение ранее изученного материала, углубление знаний учащихся об имени существительном.

Задачи:

  • обобщить имеющиеся знания об имени существительном;

  • совершенствовать навыки определения признаков имен существительных.

Тема урока

Формы обучения

Методы обучения

Формы контроля

Оцен-ка

1

Повторение

Индивидуальная

Фронтальная

Практические

Словесные

Самоконт-

роль

Хор.

2

Число имен существительных

Парная

Индивидуальная

Практические

Взаимопро-верка

Отл.

3

Падеж имен существительных

Индивидуальная

Фронтальная

Практические

Словесные

Индивид. опрос

Удовл.

Рефлексия: Поставленная цель достигнута. Ранее изученный материал повторен. В ходе изучения раздела был усовершенствованы навыки определения признаков имен существительных. Осознав полученные результаты, стоит отметить, что необходимо проработать тему «Падеж имен существительных» повторно.

Рис. 2.Таблица поэтапного пути реализации индивидуальной образовательной траектории обучения

Стоит отметить, что при переходе от одной темы к другой, учащиеся также выполняют самоанализ, пользуясь алгоритмом, представленным на рис. 3.

 

Изучаемая тема

 

 

Тема освоена

Темане освоена

Определить причины затруднения, восстановить пробелы

 

 

Следующая тема

 

Рис. 3. Алгоритм самоанализа изученной обучающимися темы

Базой данного исследования сталаМБОУ СОШ №4 г. Анапы Краснодарского края: учащиеся экспериментального 4 «А» класса в количестве 37 человек и контрольного 4 «В» класса в количестве 36 человек. Всего: 73 учащихся.

Внедрив данный алгоритм на практике при работе с учащимися в экспериментальном 4 «А» классе на уроках русского языка, была проведена диагностика, в которой был изучен уровень достижения учащимися индивидуальной образовательной траектории обучения по русскому языку посредством внутренней оценки, а именно при осуществлении самооценки, взаимооценки и оценки учителя.

По результатам выполненных заданий получены следующие заключения:

  1. Количество учащихся, чья оценка совпадает с оценкой учителя в экспериментальном 4 «А» классе значительно больше, чем в контрольном 4 «В» классе. Самооценка как один из компонентов внутренней оценки имеет очень важное значение при продвижении учащихся по их индивидуальным образовательным траекториям, а также способствует формированию организаторских умений и навыков. И от того на сколько правильно учащиеся могут оценить себя зависит их дальнейшее обучение.

  2. Результаты взаимооценивания в экспериментальном 4 «А» классе в большей степени совпадают с оцениванием учителя, когда в контрольном 4 «В» классе оценка проверяющего и учителя совпадают реже.

  3. Результаты итогового оценивания учащиеся экспериментального 4 «А» класса на уроках русского языка показал более высокие результаты обученности по сравнению с учащимися контрольного 4 «В» класса.

Проведя данное исследование можно сделать вывод, что работа учащихся экспериментального 4 «А» класса по составленным ими индивидуальным образовательным траекториям обучения с использованием внутренней оценки показывает более высокие результаты усвоения материала.

По результатам диагностики видно, что у учащихся экспериментального 4 «А» класса уровень обученности по русскому языку более высокий по сравнению с учащимися контрольного 4 «В» класса. Следовательно, работа учителя с учащимися по индивидуально построенным образовательным траекториям обучения эффективна.

Таким образом индивидуальная образовательная траектория есть процесс и результат осуществления учебной деятельности ученика, в ходе которой происходит его творческая самореализация, проявление и развитие совокупности личностных качеств, обеспечивающих его образование.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Евдокимова Ю.В., Скыбина Е.И., Дмитренко Ю.М. Индивидуальные образовательные траектории учащихся начальных классов в рамках реализации ФГОС НОО. belschool40.ru/component/k2/item.

2. Крылова Н.Б. Индивидуализация ребенка в образовании: проблемы и решения / Н.Б. Крылова // Школьные технологии. – 2008. – № 3.

3. Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников: Методика продуктивного обучения: Пособие для учителя. – М., 2000.

4. Хуторской А.В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному?: Пособие для учителя. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. – 383 с.

Просмотров работы: 261