РОЛЬ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО НАСТРОЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

РОЛЬ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО НАСТРОЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ

Багаутдинов М.З. 1
1Уфимский Государственный Авиационный Технический Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В наше время высоких технологий и оптимизации всех процессов, в том числе и учебного, начинает казаться, что в процессе обучения преподавателю отводятся вторые роли. В действительности же технические и дополнительные средства играют вспомогательную роль, а главное место в процессе обучения занимает преподаватель: его профессионализм, компетентность и понимание психологических особенностей студентов.

Одной из главных задач преподавателя является создание условий, обеспечивающих укрепление психического здоровья студентов, главным образом их эмоционального благополучия. При решении данной задачи одним из важнейших факторов в деятельности педагога является его собственный положительный эмоциональный фон. Существует тесная взаимосвязь между профессиональным выгоранием педагога и мотивацией его деятельности. «Синдром эмоционального выгорания» может приводить к понижению профессиональной мотивации преподавателя: напряженная работа постепенно превращается в бессодержательное занятие, появляется апатия и даже негативизм по отношению к своей деятельности, результат которой минимизируется.

Преподаватели, у которых пониженное эмоциональное напряжение, раздражение и усталость, в профессиональной деятельности обладают запасом нерастраченных эмоций. Педагоги с низким уровнем тревожности, работающие без особого напряжения, показывают наилучшие результаты обучения и мотивации студентов. Их отношение к своей деятельности позволяет говорить об очень большой включенности в работу и дела других людей, они устанавливают и поддерживают тесные контакты с коллегами и обучающимися, глубоко вникают в проблемы, увлечены профессиональными контактами. Преподаватели с таким подходом можно назвать профессионалами своего дела, испытывающими удовлетворение от общения с окружающими людьми, они внимательны к индивидуальности человека, признают его права на особенности и несходства с другими людьми.

Тем не менее, существует и обратная сторона медали.

Есть преподаватели, которые неадекватно «экономят» на эмоциях, ограничивают эмоции за счет выборочного контактирования в ходе рабочего процесса, они переживают эмоциональное хроническое и физическое утомление, равнодушие и холодность по отношению к окружающим с признаками депрессии и раздражительности. Как правило, это результат истощения, эмоциональных, физических, энергетических ресурсов. У таких педагогов низкая профессиональная мотивация. «Синдром эмоционального выгорания» в профессиональной деятельности данных людей виден только у низкого процента преподавателей. Тем не менее, одно существование такого синдрома дает основание говорить о важности положительного подхода к собственной мотивации в профессиональной деятельности, возможности самостоятельно выработать возможные стратегии выхода из ситуаций, провоцирующих стрессы.

Необходимо добиваться улучшения эмоционального фона, что напрямую зависит от плодотворной работы преподавательского состава и активной совместной деятельности, направленной на решение основных задач обучения, с подчеркиванием значимости каждого педагога.

Комплексный психологический подход в исследовании эмоционального выгорания преподавателей поможет глубже понять индивидуальные возможности каждого, составить прогноз относительно будущих проблем, разработать рекомендации администрации, преподавателям.

В коллективе должна прослеживаться четкая организация и планирование труда, оптимальное распределение нагрузки на всех преподавателей.

«Дорогу осилит идущий». На любую проблему, существует свое решение. Присутствие «Синдрома эмоционального выгорания», говорит и о существовании способов его предотвращения и коррекции. У любого человека есть выбор: поддаться депрессии или, наоборот, постараться и приложить все усилия, чтобы исключить возможность возникновения такого синдрома.

Подводя итог, можно сказать, что главным способом воздействия преподавателя на студентов является он сам, как личность, а не только как специалист, обладающий набором компетенций. Его работа требует постоянного самосовершенствования, а также оптимальная организация учебного процесса.

Просмотров работы: 140