МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИН ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЦИКЛА НА ОСНОВЕ ИГРОВЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИН ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЦИКЛА НА ОСНОВЕ ИГРОВЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ

Тучинская М.П. 1
1Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
ВВЕДЕНИЕ

В связи с перестройкой практики и методов работы в профессиональном образовании все более широкое распространение получают различного рода игры. С чем же связан повышенный интерес преподавателей к применению игровых методов в обучающем процессе?

В первую очередь, внедрение в практику игровых методик напрямую связано с рядом общих социокультурных процессов, направленных на поиск новых форм социальной организованности и культуры взаимоотношений между преподавателем и студентами.

Необходимость повышения уровня культуры общения в дидактическом процессе диктуется необходимостью повышения познавательной активности студентов, стимулирования их интереса к изучаемым предметам.

Не секрет, что в наш быстро переменчивый век, живущий в невероятном темпе, важным звеном общественного развития является как система образования в целом, так и среднее профессиональное образование как этап обучения, на котором формируются основные умения и навыки. Темпы роста объемов учебного материала диктуют свои условия к применению методов обучения студентов. И методы эти зачастую направлены на количество усваиваемого материала, а не на его качество.

Такой подход, естественно, не способствует успешному усвоению программного материала и повышению уровня количества знаний. Наоборот, материал, плохо усвоенный студентами, не может являться надежной опорой для усвоения новых знаний.

Решение этой проблемы кроется в использовании методов обучения студентов, базирующихся на передовых представлениях психологии. И здесь на помощь преподавателям должна прийти игра – один из древнейших, и, тем не менее, актуальных методов обучения.

Игра соответствует естественным потребностям и желаниям студентов, а потому с её помощью он будет учиться с удовольствием. Благодаря играм активизируются все познавательные процессы: развиваются внимание, память, мышление, творческие способности. Обучающие игры помогают снять психологический барьер.

В самых различных системах обучения игре отводится особое место. И определяется это тем, что игра очень созвучна природе студента. Игра для него - не просто интересное времяпрепровождение, но и способ моделирования внешнего мира и взаимоотношений с группой путем коллективного взаимодействия.

На основании изложенного актуальной становится тема «Методика преподавания дисциплин профессионального цикла на основе игровых методов обучения».

Цель исследования: теоретико-методическое обоснование и проектирование содержания методики преподавания темы «Проблема вирусного заражения программ» дисциплины «Информационная безопасность».

Объект исследования: учебный процесс преподавания темы «Проблема вирусного заражения программ» на основе игровых методов обучения.

Предмет исследования: методика преподавания дисциплины «Информационная безопасность» (на примере изучения темы «Проблема вирусного заражения программ») на основе игровых методов обучения.

Задачи исследования:

  • изучить понятие методики и методической системы преподавателя и формы их выражения;

  • проанализировать учебно-методическое обеспечение по дисциплине «Информационная безопасность», как форму выражения методики преподавания темы;

  • рассмотреть нормативно-рекомендательную базу преподавания темы «Проблема вирусного заражения программ»;

  • разработать структуру и содержание учебно-методического обеспечения дисциплины по теме «Проблема вирусного заражения программ»;

  • разработать план-конспект урока на тему «Проблема вирусного заражения программ» с применением игровых методик.

Методы исследования:

  • изучение и анализ теоретико-методической литературы по проблеме исследования, изучение учебной и специальной литературы по информационной безопасности;

  • изучение и анализ учебно-программной, планирующей и нормативной документации по дисциплине «Информационная безопасность»;

  • изучение интернет-ресурсов по проблеме исследования;

  • методы педагогического проектирования;

  • игровые методы.

Теоретико-методологической основой исследования являются труды Столяренко А.М., Скакуна В.А., Харламова И. Ф., Сластенина В.А, Волновой С.В., Колесник Г.В., Кругликова Г.И., Столяренко Л.Д., Панфиловой Н.В. и Реан А.А., а также статьи МГГПУ.

Структура курсовой работы содержит введение, две главы, заключение и библиографический список.

ГЛАВА I.СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ В ТЕОРИИ И МЕТОДИКЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 1.1 Методика преподавания и методическая система преподавателя: понятия, аспекты рассмотрения, структурная характеристика

С практической точки зрения, методика преподавания темы - это совокупность методов для достижения какой-либо образовательной цели. Необходима она для обеспечения эффективности формирования знаний, умений, навыков и профессиональных компетенций студентов специальности СПО 230401Информационные системы (по отраслям).

В процессе преподавания темы методика находит выражение в целях, содержании, учебно-методическом обеспечении и средствах обучения, методах обучения, формах организации обучения и контроля.

Одной из форм реализации методики преподавания является учебно-методическое обеспечение дисциплины (УМО).

Учебно-методическое обеспечение дисциплины предусматривает разработку учебно-методических комплектов дисциплины, освоение технологий обучения и внедрение инновационных педагогических технологий[3].

Содержание УМО (учебно-методического обеспечения) при проведении урока включает презентацию, видео, вопросы и задания для опроса, домашнее задание, тестовые задания как средства проверки усвоения знаний, вопросы и задания для проведения викторины, методические средства для педагога (лист регистрации учебной работы студентов, план-конспект урока).

1. Регистрационный лист как инструмент для упорядочения и сбора данных

Регистрационный лист – это лист, предназначенный для внесения в него зарегистрированных данных.

На рис. 1.8 представлен пример регистрационного листа, созданного в программе Excel.

Рисунок 1.8. Пример регистрационного листа

2. Презентация как способ представления информации

Компьютерная презентация - это особый документ с мультимедийным содержимым, демонстрация которого управляется пользователем.

Пример использования слайдов презентации представлен на рис. 1.9.

Рисунок 1.9. Пример использования слайдов презентации

3. Статистические данные

Статистические данные позволяют структурировать значительные массивы данных, которые необходимы для возможности предоставления информации о положении дел в определённых сферах.

Пример статистики сайтов-источников заражения представлен на рис. 2.1.

Рисунок 2.1. Пример статистики сайтов-источников заражения

4. Видеоролик

Видеоролик - непродолжительная по времени художественно составленная последовательность кадров. Видеоролики нужны для повышения эффективности усвоения информации и увеличения наглядности учебного материала.

5. План-конспект урока

План-конспект урока - подробный план, где каждый пункт сопровождается кратким указанием новых идей, которые должны быть изложены[25].

Пример плана-конспекта урока представлен на рис. 2.2.

Рисунок 2.2. Пример плана-конспекта урока

6. Тестовые задания как средства проверки усвоения знаний

Тестирование - это исследовательский метод, который позволяет выявить уровень знаний, умений и навыков, способностей и других качеств личности. На рисунке 2.3. представлена схема проведения компьютерного тестирования.

Рисунок 2.3. Клиент-серверное тестирование

На рисунке 2.4 представлен пример задания на выбор ответа.

Рисунок 2.4. Примеры тестовых заданий на выбор ответа (тестовая оболочка Айрен)

На рисунке 2.5 представлен пример задания на ввод ответа– в таком тесте студент вводит ответ на представленный вопрос с клавиатуры.

Рисунок 2.5. Примеры тестовых заданий на ввод ответа

На рисунке 2.6. представлен пример задания на соответствие - задачей студента является расстановка элементов в правильной последовательности.

Рисунок 2.6. Примеры тестовых заданий на соответствие

7. Викторина как способ повторного усвоения и закрепления знаний

Викторина - это игровая проверка знаний, имеющая соревновательный характер и способствующая активизации мыслительной деятельности студентов и организации совместной деятельностистудентов путём разделения на группы, обеспечению активности всех студентов путём совместных переговоров для принятия общего решения, а также повышению качества усвоения учебного материала.

На рисунке 2.7 представлены титульный лист викторины «Своя игра» и категории (темы) вопросов, каждый из которых оценивается в определенное количество баллов в зависимости от уровня усвоения.

Рисунок 2.7. Викторина по типу программы «Своя игра»

Когда группа студентов выбирает задание, изначально видно только вопрос. После того, как группа ответила, преподаватель делает щелчок по слайду - и становится видно правильный ответ. На рисунке 2.8. представлен пример задания, рассчитанный на 1 уровень усвоения и оцениваемый в 100 баллов.

Рисунок 2.8. Пример задания на 1 уровень усвоения

На рисунке 2.9. представлен пример задания, рассчитанный на 2 уровень усвоения и оцениваемый в 200 баллов.

Рисунок 2.9. Пример задания на 2 уровень усвоения

И на рисунке 3.1 представлен пример задания, рассчитанный на 3 уровень усвоения и оцениваемый в 300 баллов.

Рисунок 3.1. Пример задания на 3 уровень усвоения

Помимо учебно-методического обеспечения, методика находит выражение также в плане-конспекте урока.

План-конспект урока – «альфа» и «омега»деятельности преподавателя. Благодаря правильно составленному и структурированному плану, план поможет провести урок максимально результативно, сэкономит время и позволит быстрее достичь поставленных целей. [28].

Содержание уроков будет разным, в зависимости от предмета, от типа урока. Но основные принципы составления грамотного конспекта во всех случаях одинаковы и состоят из нескольких этапов:

Этап I. Тема урока

Тема урока всегда обозначена в поурочном годовом плане преподавателя. Формулируя тему, необходимо заранее уточнять объем материала [31].

Этап II. Цели урока

Цели урока можно разграничить по трем позициям:

1. Обучающие цели (дать представление о…)

2. Воспитательные цели (воспитать в студентах чувство патриотизма)

3. Развивающие (развитие памяти, фантазии, коммуникативности) [26].

Этап III. Планируемые задачи

Здесь обозначается минимум тех знаний и умений, которые должны приобрести студенты во время урока. [27].

Этап IV. Вид и форма урока

В плане их можно и не указывать, но для себя каждый раз стоит уточнять, будет это урок-объяснение, урок-беседа или вы нацелены провести нестандартный урок [29].

Виды и формы урока:

  1. Урок ознакомления с новым материалом (беседа, проблемный урок, и т.п.)

  2. Урок закрепления изученного материала (игры, конкурсы, брифинг, и т.п.)

  3. Урок применения новых знаний и умений на практике (формы уроков закрепления, также уроки-исследования, лабораторные, и т.п.)

  4. Урок обобщения и систематизации знаний (форма выбирается свободная)

  5. Контрольный урок (традиционные контрольные работы, и т.п.)

  6. Интегрированные уроки (формы свободные) [11].

Этап V. Оборудование

Перечисляется все, что будет использовать преподаватель в ходе урока.

Этап VI. Ход урока

1. Организационный момент помогает сконцентрировать внимание студентов, определить их собранность и готовность к уроку.

2. Актуализация опорных знаний по теме - беседа, направленная на повторение пройденного материала.

3. Целевая ориентация. Объявление темы и целей, плана урока. Предъявление требований к результатам усвоения знать и уметь по завершении урока.

4. Изложение нового материала.На данном этапе урока обеспечивается восприятие, осознание, осмысление, обобщение и систематизация нового материала студентами.

5. Тестирование (контроль знаний) - это организация и проведение автоматизированного контроля по выявлению структуры и уровня усвоения знаний и способов деятельности с проведением инструктажа.

6. Практическое задание (закрепление знаний).

Эта часть урока также может быть различной, в зависимости от вида проводимого занятия.

7. Подведение итогов.

На данном этапе проводится анализ и оценка учебной деятельности, аргументация выставления оценок. Преподаватель даёт рекомендации по недопущению недочетов и определяет лучших студентов по итогам занятия.

8. Рефлексия.

Преподаватель спрашивает у студентов, чему они научились, о самооценках и суждениях о работе группы, своей деятельности на уроке, выслушивает мнение об уроке, пожеланиях педагогу.

9. Домашнее задание.

Современная методика рекомендует помимо обязательного задания предлагать студенты и варианты более сложного уровня или направленные на развитие творческих способностей.

Каждый урок должен содержать «изюминку». Это может быть интересный факт, нестандартное задание, необычная форма подачи материала, интригующий эпиграф – то, что будет способствовать заинтересованности студентов[8].

1.2. Особенности методики преподавания темы на основе игровых методов

В процессе преподавания темы методика находит выражение в игровых методах. Рассмотрим понятие игрового обучения.

Игровое обучение - это форма учебной деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта во всех его проявлениях: знаниях, навыках, эмоционально-оценочной деятельности.[17].

Игровые методы - это способ организации овладения специальными знаниями, умениями и навыками, основанный на включении в процесс обучения компонентов игровой деятельности.

Игровые методы в обучении необходимы для стимулирования интереса к познавательной деятельности, закрепления знаний, организации совместной деятельности студентов путем разделения на группы [10].

Выделяют три игровых метода:

1. Соревновательный метод - использование соревновательного начала в качестве подчиненного цели обучения. Установка на соревновательную деятельность вызывает у студентов стремление максимально проявить свои силы[17].

2. Метод игрового проектирования - один из способов интенсивного обучения. Его цель – процесс создания или совершенствования проектов в режиме командной работы.

3. Имитационный метод - метод активного обучения, базирующийся на имитации некоторой деятельности. Имитационная игра позволяет сделать процесс обучения более живым и увлекательным.

В отличие от традиционной формы обучения, игровое обучение проводится в более легкой и интересной форме, наблюдается повышенная активизация участников, дополнительная мотивация.

При моделировании обучающей игры следует учесть самостоятельность участников, логичность и наглядность [17].

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ I

В первой части главы мы рассмотрели понятие методики профессионального обучения и её назначение.

Выявили, что методика находит выражение в трех компонентах: УМО, плане-конспекте и игровых методах.

Определили, что представляет собой учебно-методическое обеспечение дисциплины и какие структурные компоненты входят в его состав. Подробно разобрали каждый из элементов, дали понятие и привели примеры, когда он используется, для чего нужен и как выглядит в практическом применении.

Определили, что представляет собой вторая форма реализации методики – план-конспект. Разобрали принципы и этапы составления грамотного конспекта. Обозначили цели урока, виды и формы.

И определили, что каждый урок должен иметь свою уникальную особенность для того, чтобы заинтересовать студентов, и что этой особенностью может выступать.

Во второй части первой главы мы рассмотрели особенности методики преподавания темы на основе игровых методов.

Выяснили, что представляет собой игровое обучение и на что оно направлено.

Выделили игровые методы, рассмотрели каждый из них – дали понятие и определили, для чего они нужны.

И наконец, выяснили, зачем нужны игровые методы в обучении, какие преимущества наблюдаются у игровых методов в сравнении с традиционными и что следует учитывать при моделировании обучающей игры.

ГЛАВА II. МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ТЕМЫ «ПРОБЛЕМА ВИРУСНОГО ЗАРАЖЕНИЯ ПРОГРАММ» НА ОСНОВЕ ИГРОВЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ 2.1 Нормативно-рекомендательная база преподавания темы «Проблема вирусного заражения программ» как основа создания методической разработки темы на основе игровых методов обучения

Дисциплина «Информационная безопасность» предназначена для подготовки специальности 09.00.00 Информационные системы (по отраслям) базовая подготовка.

Дисциплина «Информационная безопасность» является общепрофессиональной дисциплиной профессионального цикла (ОП.16). После окончания изучения курса дисциплины сдаётся экзамен.

Общее количество часов по дисциплине составляет 117часов, из них обязательной аудиторной учебной нагрузки – 78 часов, в том числе на практические занятия – 36 часов и на самостоятельную работу студентов - 39 часов.

В соответствии со структурой содержания дисциплины «Информационная безопасность» тема обозначена как «Проблема вирусного заражения программ». Исходя из учебно-тематического плана дисциплины «Информационная безопасность» следует,что на изучение темы «Проблема вирусного заражения программ» отводится 3 часа, при этом на аудиторную работу - 2 часа и на самостоятельную - 1 час.

Применяемое программное обеспечение темы: программа для создания и просмотра презентаций Microsoft PowerPoint, тестовая оболочка «Айрен».

Материально-техническое обеспечение темы: для организации занятий используются специализированные компьютерные классы.

В конце изучения темы предполагается самостоятельное выполнение работ на оценку. Вопросы из пройденной темы находят свое отображение в материале для экзамена по изучению дисциплины «Информационная безопасность».

2.2. Структура и содержание методической разработки по теме "Проблема вирусного заражения программ" на основе игровых методов обучения

Лабораторно-практическая работа

Тема: Проблема вирусного заражения программ.

Задание: Ставим перед студентами цель – справиться безошибочно с заданием быстрее других. Победители оцениваются дополнительными баллами.

Вариант 1. Программа Антивирус Касперского»

  1. Запустите программу Антивирус Касперского (/Пуск /Программы / AVP/Антивирус Касперского).

  2. Рассмотреть содержание вкладок и определить версию программы, срок завершения действия лицензионного ключа программы, дату выхода и статус антивирусной базы, состояние защиты.

  3. С помощью программы осуществить проверку локального диска C или собственной папки на наличие компьютерных вирусов. При выявлении вирусов нажать кнопку «Лечить все»–«Удалить».

  4. Просмотреть статистику и выключить компьютер.

  5. Отчитаться о проведенной практической работе.

Вариант 2.Программа «NOD32»

  1.  
    1.  
      1. Запустите программу NOD32(Пуск / Программы /Eset/NOD32) .

      2. Рассмотреть содержание вкладок, определить версию программы, срок завершения действия лицензионного ключа программы (Справка и поддержка); дату выхода и статус антивирусной базы (Обновление); состояние защиты.

      3. С помощью программы осуществить проверку локального диска D или собственной папки на наличие компьютерных вирусов. При выявлении вирусов нажать кнопку «Лечить все»–«Удалить».

      4. Просмотреть статистику и выключить компьютер.

      5. Отчитаться о проведенной практической работе.

Вариант 3. Используя пакет программ, демонстрирующих действие вирусов, изучите действие вирусов различного типа. Поочередно запуская программы из пакета демонстрационных программ, изучите проявление вирусного заражения. По окончании наблюдения перезагрузить компьютер.

Вариант 4. Запустите программу DrWeb и выполните проверку оперативной памяти компьютера на наличие вирусов. Выполните тестирование дисков А; и С: на наличие вирусов. Если на дисках будут обнаружены вирусы, выполните лечение зараженных файлов.

Вариант 5. Загрузите из Интернета и установите на компьютере ознакомительную версию ADinf32. Задайте расписание работы ADinf, чтобы ее активизация осуществлялась еженедельно по субботам с 18.00.

Тестовые задания

Задание: Ставим перед студентами цель – справиться безошибочно с заданием быстрее остальных. Победители оцениваются дополнительными баллами.

Задание 1.С какой целью создаются вирусы? Выберите 3 верных ответа.

а. Хулиганство и вредительство

б. Получение материальной выгоды

в. Для самообразования и самоутверждения

г. Для обеспечения производительности системы

д. Для форматирования дисков

Ответ: __________

Эталон ответа: а, б, в

Задание 2. Антивирусные программы – это программы для: (3 верных ответа).

а. Размножения вирусов

б. Защиты компьютера

в. Помещения в карантинную зону зараженных файлов

г. Обнаружения вирусов

д. Удаления вирусов

Ответ: _________

Эталон ответа: б, г, д

Задание 3. Назовите один из основных разрушительных последствий вирусов (по материалам видеозаписи).

Ответ: _____________________________

Эталон ответа: Массовое распространение или экономический ущерб.

Задание 4. Как вирус может появиться в компьютере? (2 верных ответа).

а. При печати на принтере

б. При открытии зараженного файла, присланного с письмом по E-mail

в. При ошибках в программном обеспечении

г. При выключении компьютера

д. При форматировании диска

Ответ: _________

Эталон ответа: б, в

Задание 5. Основные признаки заражения компьютера (2 верных ответа).

а. Уменьшение размера свободной памяти

б. Медленная работа компьютера

в. Частые зависания и сбои в работе компьютера

г. Значительное увеличение количества файлов

Ответ: __________

Эталон ответа: б, в

Задание 6. Что представляет собой компьютерный вирус?

а. Программы, которые могут «размножаться» и скрытно внедрять свои копии, файлы, загрузочные секторы дисков и документы

б. Программы, передающиеся по WWW в процессе загрузки Web-страниц

в. Программы, активизация которых вызывает уничтожение программ и файлов

г. Совокупность программ на устройствах долговременной памяти

Ответ: _________

Эталон ответа: а

Задание 7. Признаки компьютерного вируса: (2 верных ответа).

а. Значительный объем программного кода

б. Легкость распознавания

в. Способность к саморепликации

г. Необходимость запуска со стороны пользователя

д. Скрытная установка и работа на компьютере

Ответ: _________

Эталон ответа: в, д

Задание 8.Что представляет собой зараженная программа?

а. Программа, содержащая внедренную в нее вредную программу

б. Вредоносная программа, проникающая на компьютер под видом безвредной

в. Разновидность компьютерных программ, отличительной особенностью которых является способность к размножению (саморепликация)

Ответ: _____

Эталон ответа: а

Задание 9. Установите верную последовательность при заражении компьютера.

1.

 

Перезагрузите зараженный компьютер.

2.

 

Скачайте любую версию сканера.

3.

 

Загрузите компьютер с записанного ранее диска или флешки с антивирусным сканером.

4.

 

После загрузки сканера запустите проверку.

5.

 

Запишите сканер на флешку или DVD/CD-диск.

6.

 

Перезагрузите компьютер, предварительно вытащив диск или флешку с антивирусным сканером.

Эталон ответа:

1.

Скачайте любую версию сканера.

 

2.

Запишите сканер на флешку или DVD/CD-диск.

 

3.

Перезагрузите зараженный компьютер.

 

4.

Загрузите компьютер с записанного ранее диска или флешки с антивирусным сканером.

 

5.

Найденные вирусы нужно удалить или вылечить, если это возможно.

 

6.

Перезагрузите компьютер, предварительно вытащив диск или флешку с антивирусным сканером.

 

Викторина «Вирусное заражение компьютера»

Правила проведения викторины: Викторина построена по типу программы «Своя игра». Основная цель - отвечать на вопросы и набрать к концу игры как можно больше очков. Игра состоит из четырех раундов. В каждом из раундов - 3 вопроса. Каждый из вопросов рассчитан на определенный уровень усвоения (100 – 1 уровень, 200 – 2 уровень, и 300 – 3 уровень). После выбора вопроса, группе даётся ровно три минуты на ответ. Если группа не успевает ответить, инициатива переходит к следующей группе. Побеждает группа, получившая максимальное количество очков.

1. Что такое вирус? Вопрос на 100 баллов (1 уровень сложности).

Ответ: Компьютерный вирус - это злонамеренная компьютерная программа, в которой содержится часть кода, исполняемая после запуска вируса в компьютерной системе.

2. Приведите примеры вредных действий, выполняемых вирусом. Вопрос на 200 баллов (2 уровень сложности).

Ответ: Порча файлов, засорение оперативной памяти, блокировка доступа к ОС, модифицирование, удаление и шифрование данных, извлечение из пользователя финансовой выгоды, фиксирование вводимых паролей, получение личных данных.

3. Установите соответствия между категориями вирусов и целями их создания. Вопрос на 300 баллов (3 уровень сложности).

Ответ: 1 = Б, Д, В, Ж 2 = А, Е, Г

1. К какому пути заражения компьютера можно отнести заражение вирусом на сайте и заражение компьютера через флешку? Вопрос на 100 баллов (1 уровень сложности).

Ответ: Ошибки программного обеспечения.

2. Дополните выражение. Пути заражения электронного устройства:

Вопрос на 200 баллов (2 уровень сложности).

Ответ: Ошибки в программном обеспечении устройства и социальная инженерия (собственноручное заражение устройства вирусом).

3. Установите соответствие между путями заражения компьютера вирусом и их примерами. Вопрос на 300 баллов (3 уровень сложности).

Ответ: 1 = В, Г 2 = А, Б

1. Приведите примеры поражения вирусом через почту. Вопрос на 100 баллов (1 уровень сложности).

Ответ: Друзья или знакомые говорят вам о сообщениях от вас, которые вы не отправляли и в вашем почтовом ящике находится большое количество сообщений без обратного адреса и заголовка.

2. Перечислите все известные вам признаки заражения компьютера вирусом. Вопрос на 200 баллов (2 уровень сложности).

Ответ: Непредусмотренные сообщения и изображения, неожиданное открытие и закрытие CD-ROM-устройства, запуск подозрительных программ, попытки выйти в интернет без участия пользователя, отправление сообщений без вашего ведома, частые зависания и сбои в работе компьютера, невозможность загрузки ОС, исчезновение файлов и каталогов и частое обращение к жесткому диску.

3. Как вы считаете, всегда ли признаки заражения являются предвестниками присутствия вирусов? Вопрос на 300 баллов (3 уровень сложности).

Ответ: Нет, не всегда. Иногда они могут быть следствием других причин. Например, в случае с почтой зараженные сообщения могут рассылаться с вашим обратным адресом, но не с вашего компьютера.

1. Дополните выражение. Если Вы подозреваете, что компьютер/ноутбук заражен, и решили вылечить его от вирусов самостоятельно, лучшее что можно сделать –

Вопрос на 100 баллов (1 уровень сложности).

Ответ: использовать для лечения загрузочный диск с антивирусом.

2. Перечислите известные вам версии антивирусных программ.

Вопрос на 200 баллов (2 уровень сложности).

Ответ:

  • HitmanPro, Kaspersky Virus Removal Tool, Dr.Web CureIt!ESET Online

  • Scanner, Freedrweb, ESET Online Scanner, McAfee Security Scan Plus

  • Microsoft Safety Scanner, Malwarebytes Anti-Malware, Norton Power Eraser

  • F-Secure Online Scanner.

3. Как вы считаете, какие существуют более надежные методы избавления компьютера от вирусов, помимо использования антивируса?

Вопрос на 300 баллов (3 уровень сложности).

Ответ:

  • Переустановление рабочего программного обеспечения;

  • Вызов квалифицированного специалиста.

1. Какой вирус является самым опасным (по материалам видеозаписи)?Вопрос на 100 баллов (1 уровень сложности).

Ответ:SOBIG.F

2. Приведите несколько примеров самых опасных вирусов.

Вопрос на 200 баллов (2 уровень сложности).

Ответ:

  • STUXNET, CRYPTOLOCKER, FLASHBACK, SLAMMER, AGENT.BTZ

  • POISONIVY, CONFICKER, I LOVE YOU, MYDOOM, SOBIG.F

3.Как вы считаете, как можно бороться с вирусными атаками глобального уровня? Вопрос на 300 баллов (3 уровень сложности).

Ответ:

  • Объединить усилия для совместной борьбы с возникающими угрозами

  • Три компонента: открытость, сотрудничество и обмен информацией.

Вопросы для экзамена

Билет №__

  1. Что представляет собой вирусное заражение?

  2. Пройдите тестирование. Информационная безопасность / Проблема вирусного заражения программ / Тест.exe

  3. Выполните практическую работу. Информационная безопасность / Проблема вирусного заражения программ / Практическая работа.doc (номер задания соответствует номеру билета).

Билет №__

  1. Перечислите признаки заражения компьютера вирусом.

  2. Пройдите тестирование. Информационная безопасность / Проблема вирусного заражения программ / Тест.exe

  3. Выполните практическую работу. Информационная безопасность / Проблема вирусного заражения программ / Практическая работа.doc (номер задания соответствует номеру билета).

Билет №__

  1. С какой целью создаются вирусные программы?

  2. Пройдите тестирование. Информационная безопасность / Проблема вирусного заражения программ / Тест.exe

  3. Выполните практическую работу. Информационная безопасность / Проблема вирусного заражения программ / Практическая работа.doc (номер задания соответствует номеру билета).

Билет №__

  1. Перечислите основные пути заражения компьютерного устройства.

  2. Пройдите тестирование. Информационная безопасность / Проблема вирусного заражения программ / Тест.exe

  3. Выполните практическую работу. Информационная безопасность / Проблема вирусного заражения программ / Практическая работа.doc (номер задания соответствует номеру билета).

Билет №__

  1. Перечислите признаки заражения компьютера вирусом.

  2. Пройдите тестирование. Информационная безопасность / Проблема вирусного заражения программ / Тест.exe

  3. Выполните практическую работу. Информационная безопасность / Проблема вирусного заражения программ / Практическая работа.doc (номер задания соответствует номеру билета).

Презентация «Проблема вирусного заражения программ» располагается на диске в папке «Информационная безопасность».

Глоссарий

Антивирусная программа

Программа, способная произвести защиту, обнаружение и удаление компьютерных вирусов.

Баг

Ошибка в программном обеспечении, приводящая к возможности загрузки и установки вредоносной программы (вируса) без Вашего ведома.

Вирусное заражение

Программа, внутри которой находится вирус.

Компьютерный вирус

Злонамеренная компьютерная программа, в которой содержится часть кода, исполняемая после запуска вируса в компьютерной системе.

Саморепликация

Способность к размножению (созданию копий самого себя).

Социальная инженерия

Собственноручное заражение устройства вирусом без использования технических средств.

Уязвимости

Ошибки, которые могут использоваться вирусными программами.

Образец с алгоритмом выполнения заданий

Проверка компьютера на наличие вирусов

Цель: Проверить компьютер на наличие вирусов. При обнаружении зараженных файлов вылечить их или удалить.

Выполнение:

1. С помощью лицензионного антивируса Dr.Web с обновлёнными вирусными базами просканируем жесткий диск компьютера.

2. После сканирования были обнаружены вирусы (рис. 3.5):

Рисунок 3.5. Проверка компьютера на наличие вирусов

3. Найденный зараженный файл лечим. Представленный файл оказался неизлечим, так что его пришлось удалить.

Критерии оценивания тестовых заданий

  •  
    • Оценка «отлично» ставится студенту, если набрано от 80 до 100% правильных ответов (допустима 1 ошибка).

    • Оценка «хорошо» ставится студенту, если набрано от 60 до 80% правильных ответов (допустимо 2 ошибки).

    • Оценка «удовлетворительно» ставится студенту, если им в процессе выполнения набрано от 40 до 60% правильных ответов (допустимо 3 ошибки).

    • Оценка «неудовлетворительно» ставится студенту, который набрал меньше 40% правильных ответов (допустил 4 ошибки и более).

Критерии оценивания лабораторно-практической работы

  • Оценка «отлично» ставится студенту, если он успешно справился с заданием.

  • Оценка «хорошо» ставится студенту, если он допустилнезначительную ошибку при выполнении задания и смог её сам найти и объяснить, как можно исправить.

  • Оценка «удовлетворительно» ставится студенту, если он допустил незначительную ошибку при выполнении задания, но не смог объяснить, как её исправить.

  • Оценка «неудовлетворительно» ставится студенту, если он не сделал задание.

Критерии оценивания практической работы (викторины)

  • Правильный ответ на вопрос 1 уровня усвоения – 100 баллов.

  • Правильный ответ на вопрос 2 уровня усвоения – 200 баллов.

  • Правильный ответ на вопрос 3 уровня усвоения – 300 баллов.

Оценка «отлично» ставится группе студентов, набравшей суммарно больше всего баллов за викторину.

Критерии оценивания экзаменационных заданий

  • Оценка «отлично» ставится студенту, если он ответил безошибочно на вопрос по лекции, безошибочно выполнил тестовое задание, безошибочно выполнил практическое задание.

  • Оценка «хорошо» ставится студенту, если он безошибочно ответил на вопрос по лекции, допустил одну ошибку при выполнении тестового задания и не справился с практическим заданием.

  • Оценка «удовлетворительно» ставится студенту, если он не ответил на вопрос по лекции, допустил две ошибки в тестовом задании и справился с практическим заданием.

  • Оценка «неудовлетворительно» ставится студенту, который не ответил на вопрос по лекции, допустил две и более ошибок в тестовом задании и не справился с практическим заданием.

Критерии оценивания домашнего задания

  • Оценка «отлично» (1,6 - 2 балла) выставляется студенту, если он знает, как и для чего выполняется проверка ПК, способен изложить ответ в устной форме, выполнил проверку компьютера на наличие вирусов в полном объеме.

  • Оценка «хорошо» (1,2-1,5 балла) выставляется студенту, если он правильно применяет теоретические положения при решении практических задач, владеет приемами проверки ПК на вирусы, но не может объяснить это устно.

  • Оценка «удовлетворительно» (0,6 - 1,1 балла) выставляется студенту, если он выполнил практическое знание, но не может объяснить устно свои действия, если затрудняется в самостоятельном выполнении проверки.

  • Оценка «неудовлетворительно» (0 баллов) выставляется студенту, если студент не знает материал, если с большими затруднениями отвечает на вопросы, допускает ошибки, не может выполнить проверку ПК на вирусы.

2.3.План-конспект урока на тему «Проблема вирусного заражения программ» с применением игровых методов

Предмет:«Информационная безопасность».

Специальность:230401 Информационные системы (по отраслям).

Тема занятия: «Проблема вирусного заражения программ».

Тип занятия: Комбинированный урок.

Вид занятия: Традиционный урок с элементами игровых методов, основанных на применении ИТ.

Цель занятия: Освоение знаний и способов деятельности по распознаванию и различению вирусного заражения компьютера.

Задачи занятия:

I. Дидактические задачи:

  •  
    1. Обеспечение усвоения понятий из данной предметной области;

    2. Создание условий для формирования умений различения категорий вирусных программ, определения основных путей вирусного заражения;

    3. Обеспечение дальнейшего формирования ОК 4. Формирование умений осуществлять поиск и использование информации.

II. Воспитательные задачи:

  1. Воспитание внимания к коллегам путём коллективного обсуждения;

  2. Воспитание интереса к дисциплине, учебной работе;

  3. Формирование сдержанности, уважения к чужому мнению.

III. Развивающие задачи:

  1. Совершенствование умений и навыков учебной деятельности;

  2. Дальнейшее совершенствования памяти, внимания, мышления;

  3. Совершенствование навыков групповой самоорганизации, умения вести диалог.

В УМО (учебно-методическое обеспечение) преподавания темы «Проблема вирусного заражения программ» на основе игровых методов входят:

Методические материалы:

  1. Практическое задание (викторина);

  2. Тестовые задания в оболочке «Айрен»;

  3. План-конспект урока;

  4. Регистрационный лист.

Учебные пособия:

  1. Электронные средства образовательного назначения (слайдовая презентация);

  2. Видеоматериалы (видеоролик).

Дидактические материалы:

  1. Инструкционные карты;

  2. Наглядные пособия (статистические данные).

Ход урока.

Тема: Проблема вирусного заражения программ (3 часа).

I этап. Организационный момент.

Приветствие, проверка посещаемости, объяснение плана урока и условий оценки учебной работы.

II Этап. Целевая ориентация

Требования к результатам освоения темы студентами.

Студент в результате освоения темы должен:

Знать:

Уровень усвоения

Уметь:

Уровень усвоения

Что такое «Компьютерный вирус» и «Вирусное заражение»;

2

Различать категории и цели создания вирусных программ;

3

Вредные действия, выполняемые вирусом;

2

Различать основные пути вирусного заражения;

3

Признаки и категории компьютерного вируса;

3

Различать характерные и косвенные признаки заражения компьютера.

3

Цели создания вирусных программ;

3

   

Основные пути заражения компьютерного устройства;

3

   

Признаки заражения компьютера;

3

   

Методы избавления компьютера от вирусов;

3

   

Действия при заражении компьютера

2

   

Понятие, виды и предназначение антивирусных программ

2

   

Разрушительные последствия вирусов

3

   

Педагог: Изучение данной темы позволит нам в будущем распознавать заражение компьютера вирусами и вовремя предотвращать данный процесс.

III этап. Актуализация опорных знаний.

Педагог: Прежде чем приступить к новой теме, давайте с вами вспомним, что изучали ранее по этой теме.

Педагог: Что вы понимаете под информационной безопасностью?

Студенты: Это процесс обеспечения конфиденциальности, целостности и доступности информации.

Педагог: Опишите процесс заражения компьютера вирусом.

Студенты: Компьютерные вирусы попадают на компьютер пользователя либо вместе с электронным письмом, либо когда пользователь скачивает файл, содержащий вирус.

Педагог: Какие антивирусные программы вам известны?

Студенты: AvastFreeAntivirus.

Педагог: Все ли вам понятно на данный момент? Открывайте тетради, запишите сегодняшнее число, тему занятия и план изучения темы.

VIэтап. Изложение нового материала.

Педагог: Каков первый вопрос нашей темы?

Студенты: Вирусное заражение и его назначение.

1 вопрос. Вирусное заражение и его назначение.

Педагог: Компьютерный вирус - это злонамеренная компьютерная программа, в которой содержится часть кода, исполняемая после запуска вируса в компьютерной системе. Во время работы вирус заражает другие программы копиями самого себя.

Вирус скрытно устанавливается и работает на электронном устройствн, способен размножаться, имеет вредоносные цели к участникам сети Интернет.

Программа, внутри которой находится вирус, называется зараженной.

Вирусные программы по цели можно разделить на две категории: приносящие выгоду автору и не приносящие выгоды (для самообразования и самоутверждения или для розыгрышей пользователей, хулиганства).

Педагог: Приведите примеры, как программисты могут самоутверждаться за счет вирусов?

Студенты: Могут взломать что-либо, самоутвердиться за счет других.

Педагог: С помощью таких вирусов злоумышленники могут получить пароли пользователя от электронных кошельков, добраться к конфиденциальной информации на компьютере пользователя.

Педагог: Приведите примеры, что может подразумеваться в данном случае под корыстными целями?

Студенты: Похищение данных.

Педагог: Корыстной целью может быть и рассылка спама, или организация сетевых атак.

Задание: Участникам игровой группы необходимо описать 2-3 ситуационные задачи (СЗ) или конкретные ситуации (КС) в электронном виде (дополненные таблицами, схемами, рисунками, графиками и др.), связанные с каждой из категорий из вирусов, осуществить поиск альтернативного решения данной ситуации и представить группе после выполнения. Пример: «Гражданин М. зашёл на сайт Web…»

Педагог: Переходим ко второму вопросу.

2 вопрос. Пути заражения компьютера вирусом.

Основные пути заражения Вашего электронного устройства:

Первый путь - ошибки в программном обеспечении устройства, приводящие к возможности загрузки и установки вредоносной программы без Вашего ведома.

Педагог: Как вы сами понимаете суть данного пути?

Студенты: Компьютер работает со сбоями.

Педагог: Представьте, что производитель замка для входной двери квартиры допустил ошибку, в результате которой замок может быть открыт без ключа, с помощью определенной комбинации поворота дверной ручки. Теперь понятно?

Студенты: Да.

Педагог: К следующему занятию прошу подготовить доклад на тему «Пути заражения компьютера вирусом» по желанию.

Студент записывает индивидуальное задание.

Педагог: Второй путь заражения - социальная инженерия. Это значит, что Вы, сами того не подозревая, собственноручно заражаете свое устройство вирусом. Способов заставить Вас это сделать очень много. Нужно обратить внимание на то, что вредоносный сайт может быть хорошо знаком, и не вызовет у Вас никаких подозрений. Это видно по статистике сайтов - источников заражения.

Педагог: Итак, какие пути заражения вы можете назвать?

Студенты: Социальная инженерия и ошибки в программном обеспечении.

Педагог: Основных путей заражения два, остальные являются их частными случаями или техническими нюансами.

Педагог: Все ли вам понятно? Есть вопросы?

Студенты: Все понятно, вопросов нет.

Педагог: Кто мне скажет название следующего пункта плана?

Студент отвечает.

Педагог просит записать название вопроса в тетрадь.

3 вопрос. Признаки заражения компьютера вирусом.

Педагог: Существует ряд характерных признаков, свидетельствующих о заражении компьютера:

  • на экран выводятся непредусмотренные сообщения и изображения;

  • неожиданно открывается и закрывается лоток CD-ROM-устройства;

  • на вашем компьютере запускаются какие-либо программы;

  • на экран выводятся предупреждения о попытке какой-либо из программ компьютера выйти в интернет, хотя Вы ничего не делали.

Кроме того, есть некоторые характерные признаки поражения вирусом через почту:

  • друзья или знакомые говорят вам о подозрительных сообщениях от вас;

  • в почтовом ящике находятся сообщения без обратного адреса, заголовка.

Не всегда такие признаки вызываются присутствием вирусов. Иногда они могут быть следствием других причин.

Педагог: Приведите пример, следствиями каких причин могут быть такие признаки?

Студенты: Взлом почтового ящика.

Педагог: Кроме этого, зараженные сообщения могут рассылаться с вашим обратным адресом, но не с вашего компьютера. Существуют также косвенные признаки заражения компьютера:

  • частые зависания и сбои в работе компьютера;

  • медленная работа компьютера при запуске программ;

  • невозможность загрузки операционной системы;

  • исчезновение файлов и каталогов или искажение их содержимого;

  • частое обращение к жесткому диску;

  • Microsoft Internet Explorer "зависает".

Педагог: Всё ли вам понятно по этому вопросу?

Студенты: Да.

Педагог: Запишите название следующего вопроса.

4 вопрос. Способы лечения компьютера от вирусов.

Педагог: Без специальных навыков полностью очистить операционную систему от вирусов довольно сложно. Если Вы решили вылечить ноутбук от вирусов самостоятельно, нужно использовать загрузочный диск с антивирусом.

Педагог: Как вы понимаете, что такое антивирусные программы?

Студент: Программа для поиска вирусов.

Педагог: Запишите точное определение.

Антивирусные программы - программы, способные произвести защиту, обнаружение и удаление компьютерных вирусов.

Педагог: Вы должны знать действия при заражении компьютера:

1. Скачать любую версию сканера.

Педагог: Обратите внимание на слайд. Здесь представлены различные версии антивирусных программ, которыми вы можете воспользоваться. Запишите пару из них себе в тетрадь.

2. Далее необходимо записать версию сканера на USB-флеш-накопитель или DVD/CD-диск.

3. Перезагрузить зараженный компьютер. В БИОСе этого компьютера нужно установить порядок загрузки с CD/DVD/Flash.

4. Загрузить компьютер с записанного ранее диска или флеш-накопителя с антивирусным сканером.

5. После загрузки сканера запустить проверку на вирусы.

6. Найденные вирусы нужно удалить или вылечить, если это возможно.

7. Перезагрузить компьютер, предварительно вытащив диск или флеш-накопитель с антивирусным сканером.

Задание: Участники игровой группы получают задание разработать несколько альтернативных способов избавления компьютера от вирусов, помимо антивирусной программы.

Педагог: Запишите следующий вопрос!

5 вопрос. Крупнейшие вирусные атаки.

Педагог: Представлена видеозапись. Прошу её внимательно отсмотреть и сосредоточить внимание на разрушительных последствиях этих вирусов и выписать их в тетрадь. Этот материал будет использоваться при закреплении и контроле знаний.

Педагог включает видеозапись.

Студенты наблюдают, делают записи.

VII этап. Подведение итогов.

Педагог анализирует учебную работу студентов, отмечает достоинства и недостатки учебной работы, называет оценки, назначает поощрительные баллы, дает рекомендации.

VIII этап. Рефлексия.

Обучающиеся отвечают на вопросы:

  • Что поняли по теме занятия?

  • В чем разобрались, что нового узнали?

  • Что понравилось на занятии, а что нет?

  • Что уточнили, дополнили?

XI этап. Домашнее задание.

Преподаватель выдает домашнее задание под запись и проводит инструктаж по его выполнению: Самостоятельно произвести проверку домашнего компьютера на наличие вирусов и принести результаты проверки в форме скриншота. Для выполнения задания использовать записи с урока.

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II

Во второй главе «Методика преподавания темы «Проблема вирусного заражения программ» на основе игровых методов обучения»представили методическое обеспечение процесса подготовки специалистов в области информационной безопасности по представленной теме в соответствии с ФГОС. Рассмотрели междисциплинарные связи дисциплины «Информационная безопасность» с другими дисциплинами, проанализировали и сопоставили знания/умения в соответствии с компетенциями, получаемыми в процессе обучения. Выявили, что является целью освоения дисциплины, её составляющие. Определили, сколько отводится на изучение темы и какие литературные источники используются при этом в помощь, какие программное и материально-техническое обеспечение используются. Узнали, что предусмотрено в конце изучения темы.

Также мы разобрали структуру и содержание методической разработки по теме «Проблема вирусного заражения программ» на основе игровых методов обучения –соотнесли профессиональные и общекультурные компетенции с результатами усвоения темы, разработали лекцию, лабораторно-практическую работу, тестовые задания и викторину с применением игровых методов обучения. Составили вопросы для экзамена по представленной теме и глоссарий. Представили образец с алгоритмом выполнения заданий и представили критерии оценивания каждой из работ.

Дополнительно мы разработали план-конспект урока на тему «Проблема вирусного заражения программ» с применением игровых методов – поставили перед собой цель и тему занятия, определили вид и тип занятия, предмет и специальность, к которым данная тема относится. Также выявили задачи занятия и составляющие УМО преподавания данной темы. Определили требования к результатам усвоения темы студентами в соответствии с уровнями усвоения и составили план-конспект с применением игровых методов в процессе обучения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Об обучающих возможностях игр известно давно. Многие выдающиеся педагоги справедливо обращали внимание на эффективность использования игр в процессе обучения. В игре проявляются особенно полно и порой неожиданно способности студента.

В данной работе рассмотрена проблема эффективности применения игровых методов. Теория и практика использования в учебно-познавательном процессе является одной из актуальных тем современной педагогики обучения.

Проведенный в работе анализ психолого-педагогической и методической литературы позволил выявить различные подходы признанных мастеров педагогического творчества к указанной проблеме, и выработать собственную систему применения игровых методов на этапах проведения урока, собрав воедино опыт педагогов.

В процессе написания курсовой работы были изучены общие вопросы методики обучения информационной безопасности. Анализ педагогической и научно-методической литературы показал, что в условиях нарастания темпов информатизации образования и внедрения компетентностного подхода актуальны вопросы разработки модели методики обучения информационной безопасности.

Уточнены и конкретизированы понятия «методика профессионального обучения», «учебно-методическое обеспечение», «игровое обучение».

Разработаны структура и содержание учебного модуля по теме «Проблема вирусного заражения компьютера». На основе применения игровых методов создан план-конспект изучения темы.

Основные положения и выводы, содержащиеся в курсовой работе, дают основание считать, что цель исследования достигнута и поставленные задачи выполнены.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
  1. Андреев, А.А. Перспективы образования: компетенции, интеллектуальные среды, трансдисциплинарность / А.А. Андреев //Высшее образование в России. – 2014. – № 3. – с. 30-39.

  2. Бондаревская, Е.В. Педагогическое образование – фундамент строительства будущего / Е.В. Бондаревская. //Высшее образование в России. – 2014. – №6 – с. 111 - 115.

  3. Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика: Учебное пособие. - СПб.: Питер, 2008. - 304 с.: ил.

  4. Борытко Н.М., Соловцова И.А., Байбаков А.М. Педагогика. 2-е изд. М., 2009.

  5. Бурцева, Л.П. Методика профессионального обучения: Учебное пособие / Л.П. Бурцева. - М.: Флинта, 2016. - 160 c.

  6. Бухарова Г.Д., Старикова Л.Д. Общая и профессиональная педагогика. М., 2009.

  7. Введение в педагогическую деятельность: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / А. С. Роботова, Т. В. Леонтьева, И. Г. Шапошникова [и др.] ; под ред. А. С. Роботовой. – 4-е изд., перераб. – М.: Издат. центр «Академия», 2007. – 224 с.

  8. Волнова, С.В. Концепт «смысл» в контексте личностно- ориентированного образования / С.В. Волнова. // Высшее образование в России. – 2014. – №6. – с. 111 - 115.

  9. Жуков Г.Н., Матросов П.Г. Основы и профессиональные педагоги. М., 2009.

  10. Колесник, Г.В. Теория игр: Учебное пособие / Г.В. Колесник. - М.: ЛИБРОКОМ, 2012. - 152 c.

  11. Кругликов, Г.И. Методика профессионального обучения: Учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования / Г.И. Кругликов. - М.: ИЦ Академия, 2013. - 320 c.

  12. Кузнецов В.В. Введение в профессионально-педагогическую специ- альность. 2-е изд. перераб. М., 2011.

  13. Методика воспитательной работы: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Л. К. Гребенкина, Е. М. Аджиева, О. В. Еремкина [и др.]; под ред. В. А. Сластенина. – 6-е изд., стер. – М.: Издат. центр «Академия», 2008. – 160 с.

  14. Методика профессионального обучения: метод. указания по самостоятельной работе / сост.: А. С. Степанова-Быкова, Е. Е. Савченко, А. С. Карманова, О. В. Константинова. – Красноярск: ИПК СФУ, 2009. – (Методика профессионального обучения: УМКД № 1513/1115-2008 / рук. творч. коллектива Т. Г. Дулинец).

  15. Методика профессионального обучения: практикум / А. С. Степанова-Быкова, Е. Е. Савченко, А. С. Карманова, О. В. Константинова. – Красноярск: ИПК СФУ, 2009. – 99 с. (Методика профессионального обучения: УМКД № 1513/1115-2008 / рук. творч. коллектива Т. Г. Дулинец).

  16. Новиков А.М. Основания педагогики. М., 2010.

  17. Обучение, основанное на игре, как надежный фундамент развития: Психологическая наука и образование №3/МГППУ; статья, 2010 - 9 с.

  18. Панфилов, А.П. Инновационные педагогические технологии: активное обучение: учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений. / А. П. Панфилов - М.: Издательский центр “Академия”, 2009. - 192 с.

  19. Панфилова, А. П. Инновационные педагогические технологии. Активное обучение [Текст]: учеб. пособие / А. П. Панфилова. - М.: Академия, 2009. - 192 с.

  20. Панфилова А.П. Мозговые штурмы в коллективном принятии решений: учеб. Пособие. – 2-е изд. – М.: Флинта: МПСИ, 2007. – 320 с.; Панфилова А.П. Инструменты принятия менеджерами коллективных управленческих решений на основе ментальной лестницы. Вестник ФГБОУ ВПО «Кемеровский ГУКИ». Журнал теоретических и прикладных исследований. № 19/2012. Часть II, С. 186-195.

Просмотров работы: 617