Тревожность – это серьезный фактор риска для развития психосоматических отклонений ребёнка. Тревожность может стать причиной возникновения школьных неврозов, страх к новой обстановке и неумение приспособиться к ней, затруднения интеллектуального развития, понижение умственной трудоспособности, трудности в общении и установлении межличностных взаимоотношений с окружающими людьми [1, с. 160].
Можно рассмотреть тревожность с двух позиций: с одной стороны, это субъективное неблагополучие личности, которое проявляется в невротических состояниях, соматических болезнях, которое негативно воздействует на ее взаимодействии с окружающими и на отношении к себе. Тревожность, по определению Г. Паренса, есть эмоция беспомощности ребенка перед каким–то явлением, которое он принимает как небезопасное. Например, это может быть обучение в образовательном учреждении, отношение в семье, со сверстниками. Негативная функция тревожности в данном случае будет иметь постоянный травмирующий нервную систему ребенка характер. С другой стороны, беспокойность имеет и положительную функцию, которую можно определить, как «положение тревожности», которое возникает у каждого человека в конкретных ситуациях. Так, при обучении в школе тревожное состояние считается необходимым компонентом для успешного обучения: выполняя какое–либо поручение, ребенок волнуется об успешности его итога, при ответе у доски ученик имеет возможность испытывать конкретную долю волнения, при исполнении разных поручений состояние волнения помогает достигнуть успеха и т.д. Позитивно состояние тревожности воздействует и на личные качества ребенка: он переживает за то, какую оценку получит от находящихся вокруг, стремление к лидерству также сопровождается конкретным беспокойством, которое обеспечит достижение установленной цели [2, с. 56].
Таким образом, позитивную или негативную функцию тревожности можно рассматривать как адекватное или неадекватное состояние.
В настоящее время ряд авторов пишет о веяния роста числа беспокойных детей, отличающихся завышенным беспокойством, закомплексованностью, эмоциональной неустойчивостью и т.д. Данные факты свидетельствуют о необходимости разработки и апробации специальных профилактических средств, препятствующих формированию у детей негативных черт характера, развитию психосоматических болезней, учебных неврозов, понижению самооценки и т.д.
При этом, особого внимания требуют учащиеся младшего школьного возраста, так как они могут испытывать трудности вхождения в учебную деятельность, адаптации к учебно-воспитательному процессу, что естественно вызывает неадекватный уровень тревожности.
Диагностическая программа по исследованию причин возникновения тревожности младших школьников включала следующие методики: методика шкала явной тревожности CMAS (А.М. Прихожан), проективная методика для диагностики школьной тревожности А.М. Прихожан [3], метод незаконченных предложений, методика «Я в школе» (Р.В. Овчарова), тест тревожности (В. Амен).
Анализ реализации диагностической программы показывает, что 50% учащихся имеют средний уровень тревожности,17% имеют низкий уровень тревожности и 33% детей с высоким уровнем тревожности. В ходе качественного анализа комментариев детей, выявленных с высоким уровнем тревожности, мы можем предположить: дети испытывают неудовлетворенность потребности в общении, возможно использование родителями не соответствующего стиля взаимодействия с ребенком в семейном воспитании.
При анализе ответов детей, выявленных с высоким уровнем тревожности, можно предположить, что существует непринятие ребенка со стороны детского коллектива (класса), низкий уровень самооценки у данной группы детей, замкнутость (или, наоборот, агрессивность).
Психопрофилактическая работа по преодолению тревожности детей может состоять из нескольких направлений: психологическое просвещение педагогов, родителей, организация проведения развивающих, коррекционно-развивающих программ для детей младшего школьного возраста с использованием элементов тренинга, кейс-технологий, игровых и диалоговых технологий и т.д. Следует научить детей правильно воспринимать реальности, чтобы нейтрализовать тревогу по поводу событий, которые еще не произошли. Работа, которая проводится с детьми имеющих тревожность, нацелена на повышение их самооценки, социальной значимости и уверенности в собственных силах.
Аспектами решения проблемы школьной тревожности в психолого–профилактической деятельности предусматривают:
1. Выявление детей, которые состоят в группу повышенного риска на пределе срывов. Для создания комфортных условий следует освободить ребёнка от экзаменов и выполнения трудных задач.
2. Разработка и диагностирование школьным психологом степень тревожности каждого ребёнка, как в групповой, так и в индивидуальной форме;
3. Оказание помощи со стороны психолога для учителей, чтобы выявить и предотвратить возникновение у детей школьной тревожности.
Воспитательные, а также учебно–информационные аспекты проблемы связаны с решением таких задач:
1. Воспитание у детей толерантности в общении, формирование установок для коммуникаций с другими детьми, помощь одноклассникам, готовность идти на компромисс.
2. Воспитание привычки у детей заботиться о собственном состоянии в процессе подготовки к опросу и во время ответа, а также при выполнении проверочных работ.
3. Найти оптимальное состояние спокойствия, в котором ребёнок может комфортно себя чувствовать, как на уроке, так и дома.
4. Формирование умения общаться, грамотно подбирать выражения.
5. Развитие у детей самообладания.
6. Обучение психологическим навыкам перебарывать депрессию.
Для достижения наилучших результатов по профилактике школьной тревожности, необходимо выстраивать индивидуальный подход с использованием личностно-ориентированных технологий.
Литература
1. Астапов В.М. Тревожность у детей / В.М. Астапов. М: Пер Сэ., 2001.160 с.
2. Дусавицкий А.К. Зависимость между интересом и тревожностью в учебной деятельности / А.К. Дусавицкий. Вопросы психологии. 1982. 56 с.
3. Прихожан A.M. Диагностика личностной тревожности и некоторые способы ее преодоления / А.М. Прихожан. Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога. М: Педагогика. 1987. 186 с.