ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА

Подлубная О.О. 1
1Магнитогорский Государственный Технический Университет им. Г.И. Носова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Наиболее распространенной патологией у младенцев является нарушение слуха. По статистическим данным 1-2 ребенка из тысячи рождаются с глухотой или серьезными нарушениями слуха.

С самого раннего детства родители ребенка должны обращать внимание на его поведение: если в 6 месяцев ребенок не реагирует на слуховые раздражители, а ближе к 1 году гласные буквы не произносит, то велика вероятность нарушения слуха.

Определить глухоту можно лишь при помощи универсального неонатального скрининга, т.к. она не является видимым расстройством. Такие новейшие технологии широко применяются на Западе. А насколько плохо ребенок слышит, без скрининга распознать можно только когда ему исполнится 2-3 года.

Нарушение слуха – это потеря способности обнаруживать все частоты или различать звуки с низкой амплитудой, отклонения от нормального формирования языковых средств общения.

Нарушение слуха различают врожденное или приобретенное, полное (глухота) или частичное (тугоухость).

К снижению интеллекта и задержке умственного развития детей приводит врожденная или приобретенная глухота. Детям с нарушением слуха довольно трудно научиться разговаривать, т.к. резко сокращается возможность ребенка воспринимать собственный голос и речь окружающих людей.

Патологии аудиальной системы существенно влияют не только на развитие речи, но и на развитие ребенка: анатомическое, физиологическое и психологическое, считают ведущие врачи мира.

Для языкового и речевого развития самым важным является первый год жизни ребенка. Велика вероятность, что речевой аппарат ребенка будет развиваться нормально, если в этот период откорректировать его слух при помощи слухового аппарата.

Следует начинать применять меры, направленные на реабилитацию детей с нарушением слуха, как только ребенку исполнится 2-3 года. В России на протяжении многих десятилетий восстановлением слуха у детей Восстановлением слуха занимаются в специализированных детских садах и школах для слабослышащих детей, где с помощью речевых занятий с использованием слухового аппарата преодолеваются последствия дефекта.

Система коррекционных учреждений обеспечивала необходимые условия для успешного обучения и воспитания каждой из категорий нарушения слуха. Педагогический процесс в школах для слабослышащих детей был направлен на восполнение пробелов развития, обучение чтению с губ, а обучение языку, которое помогает овладеть разными видами и формами речевой деятельности. Однако существовали проблемы с социализацией таких детей. Кроме того, глухие и слабослышащие дети отстают от слышащих сверстников в развитии на несколько лет. Поэтому в последнее время инклюзивное образование все активнее внедряется в практику.

Понятие «инклюзивное образование» связано в значительной степени с признанием за каждым человеком права на образование, что обеспечивает образование детей с особыми потребностями. Внедрение инклюзивного обучения у детей с нарушенным слухом обеспечивает возможность наравне с другими детьми получить образовательные услуги и специальную педагогическую помощь в соответствии с их возможностями.

В сфере специального образования на сегодняшний день произошли существенные изменения, появляются новые типы образовательных учреждений с новым отношением к детям с нарушением слуха.

Для реализации инклюзивного образования мы предлагаем создать детские сады и школы комбинированного вида. Несколько обучающихся с особыми образовательными потребностями включают в обычную группу для привлечения внимания слабослышащих детей к речи слышащих сверстников с активизацией слухового и слухо-зрительного восприятия. Происходит приобретение опыта общения с нормально развивающимися сверстниками.

Создание инклюзивной образовательной среды в школе важный фактор для обучающихся с нарушением слуха. Нами представлены направления развития инклюзивного образования с опорой на особые образовательные потребности, которые заключаются в следующем: увеличение сроков освоения образовательной программы общего образования, индивидуализация обучения, логопедические тренажеры, оборудованные помещения для реализации коррекционно-развивающих курсови психолого-медико-педагогического сопровождения,локальная сеть со специальными программами для проведения урочной и внеурочной деятельности обучающихся, мультимедийная доска в классах, «бегущая строка» на этажах, световая индикация начала и окончания урока в столовой и в классах.

В школах – интернатах предлагаем организовать сенсорные комнаты с оборудованием: воздушно-пузырьковая колонна, сетевой модуль для рисования песком, установка для ароматерапии, тактильная дорожка, технология моделирования предметов. Работа с данным оборудованием предполагает речевое развитие, что необходимо формировать у обучающихся с нарушением слуха.

Для квалифицированного решения коррекционных задач, связанных с обучением ребенка, должны быть созданы особые условия учителя-дефектолога, в которых организованная деятельность сурдопедагога позволяет детям преодолеть последствия дефекта.

В систему обучения мы рекомендуем включить: совместную деятельность сурдопедагога и учителей-предметников по усвоению программного материала в общеобразовательной школе, индивидуальные занятия по развитию слухоречевых способностей и навыков, групповые занятия по формированию разговорной речи, консультирование родителей ребенка о закреплении достижений и навыков в домашних условиях.

Инклюзивное образование направлено на оказание детям с нарушением слуха квалифицированной помощи в освоении полноценного образования, речевого развития, уверенности в себе и социальной адаптации.

Литература

1. Зарецкий В.К. Десять конференций по проблемам развития особенных детей – десять шагов от инновации к норме // Психологическая наука и образование.- 2005.- № 1.- С. 83-95.

2. Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями в обществе здоровых детей / Ф.Л.Ратнер, А.Ю.Юсупов. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006.

3.Инклюзивное образование в России. ЮНИСЕФ. М., 2011.Инклюзивное образование: право, принципы, практика. М., 2009.

4. Малофеев Н.Н. Специальное образование в меняющемся мире. Европа. Уч. пос. для студентов пед. вузов. – М.: Просвещение, 2009.

5. Ярская-Смирнова Е.Р., Лошакова И.И. Инклюзивное образование детей-инвалидов // Социологические исследования.- 2003.- № 5.- С. 100-106

Просмотров работы: 457