ПОНЯТИЕ БАЛАНСА И ТРЕБОВАНИЯ К ИНФОРМАЦИИ, ОТРАЖАЕМОЙ В БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ПОНЯТИЕ БАЛАНСА И ТРЕБОВАНИЯ К ИНФОРМАЦИИ, ОТРАЖАЕМОЙ В БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ

Зоркальцева А.С. 1
1Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Омский государственный аграрный университет имени П.А. Столыпина»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Все предприятия, вне зависимости от организационно-правовой формы собственности должны составлять на основе данных аналитического и синтетического учета бухгалтерскую отчетность – завершающий этап учетного процесса.

В соответствии с федеральным законом о бухгалтерском учете, бухгалтерский баланс – основной источник информации об имущественном и финансовом положении предприятия, что вызывает интерес у пользователей. Эта информация показывает способность предприятия выполнять обязательства перед инвесторами и кредиторами.

Бухгалтерский баланс – это способ экономической группировки имущества по составу, размещению и источникам его образования в денежной оценке на определенную дату.

Форма баланса утверждена приказом Минфина РФ № 66н от 02.07.2010 и используется с 2011 года. [2]

Бухгалтерский баланс состоит из активов и пассивов (обязательств и капитала). [1] По мнению Сигидова Ю.И., даются следующие определения понятий пассивов и активов. Отечественная литература:

1) активы – это хозяйственные средства предприятия, которые должны принести ему экономические выгоды в будущем;

2) обязательства – это задолженность предприятия, образованная в ходе хозяйственной деятельности, расчеты по которой приведут к выбытию активов;

3) капитал – вложения собственников и прибыль, накопленная за все время деятельности организации.

Существует множество видов баланса, которое определяется характером данных для формирования баланса, предназначением, способом отражения данных в балансе. [4]

Виды бухгалтерского баланса представлены на рисунке 1.

Рисунок 1 – Виды бухгалтерского баланса

В состав активов баланса, в соответствии с ПБУ 4/99, входят внеоборотные и оборотные активы.

Внеоборотные активы – это имущество предприятия, которое используется более года и переносит свою стоимость на продукцию частями.

Оборотные активы – активы компании, используемые на протяжении одного года.

Сигидов Ю.И утверждает, что к внеоборотным активам относят:

1) Нематериальные активы (строка 1110) – товарные знаки, исключительные права, например, на программы, а также другие результаты интеллектуальной деятельности, принадлежащие предприятию;

2) Результаты исследований и разработок (строка 1120) – отражают информацию о расходах на завершенные научно-конструкторские, опытно-конструкторские и технологические работы;

3) Нематериальные поисковые активы (строка 1130) – отражаются в организациях, которые занимаются поиском, оценкой местонахождений и разведкой полезных ископаемых (права на проведение работ);

4) Материальные поисковые активы (строка 1140) – сооружения, оборудование и транспорт, используемые для поиска месторождений полезных ископаемых;

5) Основные средства, принадлежащие организации на праве собственности (строка 1150) – здания, сооружения, машины и механизмы;

6) Доходные вложения в материальные ценности (строка 1160) – инвестиции предприятия в имущество, выраженное в материально-вещественной форме и предоставляемое во временное пользование другим организациям для получения экономической выгоды;

7) Финансовые вложения (строка 1170) – это те вложения, возврат которых предполагается не раньше, чем через год;

8) Отложенные налоговые активы (строка 1180) - часть налога на прибыль от продажи основных средств, уплата которой производится не сразу, а отложена до следующего определенного отчетного периода;

9) Прочие внеоборотные активы организации (строка 1190) – в основном отражаются внеоборотные активы, не включенные ни в одну из предыдущих групп или с остатками по 08 счету, может быть еще не установленное оборудование. [4]

К оборотным активам относят:

1) Запасы (строка 1210) – это материалы, полуфабрикаты, которые еще не использовались в производстве, а также товары и готовые изделия, еще не проданные, здесь же отражают выполненные этапы по незавершенным работам;

2) Налог на добавленную стоимость (строка 1220) – это НДС по приобретенным, но не принятым к учету товарам, услугам, материалам и т.п.;

3) Дебиторская задолженность (строка 1230) – отражаются все долги контрагентов перед предприятием и переплата налогов и взносов;

4) Финансовые вложения по строке 1240 – оборотные вложения, срок возврата которых менее года;

5) Денежные средства и денежные эквиваленты (строка 1250), находящиеся на счетах и в кассе предприятия, включая валюту;

6) Прочие оборотные активы (строка 1260) – информация об активах, не попавших в предыдущие группы (испорченные или недостающие материальные ценности, которые не списываются в затраты на производство, акцизы, подлежащие вычетам, НДС при отгрузке товаров)

Пассивами предприятия являются: капитал и резервы, долгосрочные обязательства, краткосрочные обязательства. [5]

Капитал и резервы включает:

1) Уставный капитал (строка 1310) – отражается в размере, утвержденным в Уставе организации;

2) Собственные акции, выкупленные у акционеров (строка 1320) - акции, выпущенные предприятием и им же выкуплены, но не перепроданы и не изъяты из обращения;

3) Переоценка внеоборотных активов (строка 1340) – это сумма прироста стоимости внеоборотных активов, выявляемого по результатам их переоценки;

4) Добавочный (строка 1350) и резервный (строка 1360) – отражаются, если собственники приняли решение об их создании;

5) Нераспределенная прибыль – та часть прибыли, которая еще не востребована учредителями. Если по итогам деятельности получен убыток, то его сумма указывается в круглых скобках;

Долгосрочные обязательства, как описывает Сигидов Ю.И., – те займы и расходы, где срок исполнения планируется более, чем через год. Включают в себя:

1) Заемные средства (строка 1410) – средства, полученные на срок более года и подлежащие возврату с процентами;

2) Отложенные налоговые обязательства (строка 1420) – это та часть отчисления в бюджет, которая в следующем периоде должна привести к увеличению суммы платежа;

3) Оценочные обязательства (строка 1430) – обязательства с неопределенной величиной и сроком погашения (резервы предстоящих расходов);

4) Прочие обязательства (строка 1450) – остальные обязательства, не попавшие в предыдущие группы.

По мнению Сигидова Ю.И., краткосрочные обязательства включают:

1) Заемные средства (строка 1510) – средства, полученные на срок менее года и подлежащие возврату с процентами;

2) Кредиторская задолженность (строка 1520) –все долги организации перед работниками, поставщиками, покупателями, перед бюджетом и внебюджетными фондами, а также полученные авансы за вычетом НДС;

3) Доходы будущих периодов (строка 1530) — фиксируют факт получения тех доходов, которые будут учтены в качестве прибыли спустя какое-то время.

4) Оценочные обязательства (строка 1540) – обязательства с неопределенной величиной и сроком погашения (резервы предстоящих расходов);

5) Прочие обязательства (строка 1550) – остальные обязательства, не попавшие в предыдущие группы. [4]

Закон о бухгалтерском учете и ПБУ 4/99 устанавливают требования к информации, которая формируется в бухгалтерской отчетности. [1] Они представлены на рисунке 2.

Рисунок 2 – Требования к информации

Горчакова Е.Н объясняет, что требования достоверности и полноты информации означает, что данные об имущественном и финансовом положении, а также о финансовых результатах должны давать полное представление и быть достоверными, то есть правдивыми и составленными по правилам, которые устанавливаются нормативными актами. Однако, для достоверного и полного отражения финансовых результатов и положения, в редких случаях, можно отступить от правил ПБУ 4/99. [3]

Нейтральность данных отчетности означает, что информация не должна односторонне удовлетворять интересы только одной группы пользователей отчетности перед другой.

Требование целостности отражает необходимость присутствия данных обо всех хозяйственных операциях на предприятии и его филиалах.

Требование последовательности информации можно объяснить как соблюдение постоянства содержания и формы баланса, отчетов о прибылях и убытках и пояснений к ним.

Сопоставимость информации, формируемой в бухгалтерской отчетности означает, что данные должны быть аналогичны данным за прошлые отчетные периоды, чтобы их можно было сравнить между собой, объясняет Горчакова Е.Н. Если данные не сопоставимы, то они подлежат корректировке.

Требование соблюдения отчетного периода значит, что отчетным годом считается период с 1 января по 31 декабря включительно. [3]

Сигидов Ю.И. поясняет, что правильное оформление означает соблюдение формальных принципов отчетности, к которым относятся: составление отчетности на русском языке, в российской валюте, подписание руководителем и главным бухгалтером. [4]

Список использованной литературы

  1. О бухгалтерском учете [Электронный ресурс] : федер. закон от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ (ред. от 18.07.2017). – М., [2017]. – Режим доступа: информационно-правовая справочная система «Консультант-Плюс».

  2. О формах бухгалтерской отчетности организаций [Электронный ресурс] : Приказ Минфина России от 02.07.2010 N 66н (ред. от 06.04.2015) – М., [2015]. – Режим доступа: информационно-правовая справочная система «Консультант-Плюс».

  3. Горчакова Е.Н. Проблемы составления и пути совершенствования бухгалтерской отчетности [Электронный ресурс] / Е.Н. Горчакова. – [2014]. - Режим доступа : http://sibac.info/archive/economy/6.pdf

  4. Сигидов Ю.И. Бухгалтерская (финансовая) отчетность [Электронный ресурс] / Ю.И. Сигидов. — М. : ИНФРА-М [2017]. — Режим доступа http://www.znanium.com

  5. Хахонова Н.Н. Бухгалтерский учет и отчетность : учебник [Электронный ресурс] / Н.Н. Хахонова, И.В. Алексеева, А.В. Бахтеев. – М. : РИОР : ИНФРА-М [2017]. — Режим доступа http://www.znanium.com

Просмотров работы: 1310