Действующее российское законодательство учитывает требования международных стандартов. Так, уголовное законодательство содержит нормы, предусматривающие применение к несовершеннолетним принудительных мер воспитательного воздействия как иных мер уголовно-правового характера. Правильное, единообразное применение принудительных мер воспитательного воздействия невозможно без уяснения их сущности и содержания. В уголовном законе отсутствует нормативное определение «принудительных мер воспитательного воздействия». На этот факт указывает в своих работах А.В. Диянкова2.
В соответствии с международными стандартами принудительные меры воспитательного воздействия следует рассматривать в двух аспектах: 1) как меры, выступающие элементами системы «Ювенальной юстиции», альтернативные наказаниям, связанных с лишением свободы; 2) как положения о правах ребёнка, являющиеся составной частью общих прав человека. Применение принудительных мер воспитательного воздействия как неотъемлемый элемент «Ювенальной юстиции», под которой обычно понимается система специализированных судов и иных юрисдикционных органов по делам в отношении несовершеннолетних и мер, к ним применяемых.
Отсутствие в Уголовном кодексе Российской Федерации (далее - УК РФ) положений о целях принудительных мер воспитательного воздействия является существенным правовым пробелом. Поскольку он не позволяет определить направленность их применения в целевом аспекте, что позволяет достаточно широко применять их толкование.
Каким же целям служат принудительные меры воспитательного воздействия?
В первую очередь эти меры призваны исправить «оступившихся» несовершеннолетних правонарушителей и не допустить совершения ими новых преступлений. В этом и состоит назначение принудительных мер воспитательного воздействия - позитивная социализация, формирование положительных навыков и привычек, побуждение пересмотреть неправильные взгляды и задуматься о будущем.
УК РФ определил систему принудительных мер воспитательного воздействия, в которую включены:
1) предупреждение;
2) передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа;
3) возложение обязанности загладить причиненный вред;
4) ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего1.
Важно знать, что главная особенность применения принудительных мер воспитательного воздействия заключается в наличии факторов, при которых применение таких мер, возможно. А именно, принудительные меры воспитательного воздействия могут применяться к несовершеннолетним, совершившим правонарушение, если:
несовершеннолетний возраст правонарушителя, т.е. до 18 лет (лишь в исключительных случаях в силу ст. 96 УК РФ указанные меры могут быть применены к лицам, совершившим преступление в возрасте от 18 до 20 лет)
совершено преступление небольшой или средней тяжести;
преступление совершено впервые;
существует объективная возможность исправления несовершеннолетнего без привлечения его к уголовной ответственности.
Пленум Верховного Суда РФ в своём Постановлении «О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних» разъясняет, что при применении данных мер суд должен учитывать различные обстоятельствa. В частности, решая вопрос о передаче несовершеннолетнего под надзор родителей или лиц, их заменяющих, суд должен убедиться в том, что указанные лица имеют положительное влияние на него, правильно оценивают содеянное им, могут обеспечить его надлежащее поведение и повседневный контроль за ним, а также согласны на передачу им несовершеннолетнего под надзор. Несовершеннолетнему может быть назначено одновременно несколько принудительных мер воспитательного воздействия.
Принудительные меры воспитательного воздействия могут отменяться в случае их систематического неисполнения. Под систематическим неисполнением несовершеннолетним принудительной меры воспитательного воздействия следует понимать неоднократные (более двух раз) нарушения в течение назначенного судом срока применения принудительной меры воспитательного воздействия, которые были зарегистрированы в установленном порядке специализированным органом, осуществляющим контроль за поведением подростка. В таком случае несовершеннолетний привлекается к уголовной ответственности. Если несовершеннолетнему назначено одновременно несколько принудительных мер воспитательного воздействия и в течение определенного срока он допустил единичные нарушения (не более двух раз по каждой из них), такие нарушения не могут быть признаны систематическим1. Такое разъяснение предоставляет судам возможность единообразного применения указанных мер, что делает правоприменительную практику упорядоченной.
Вместе с тем, современный этап развития российского общества, как отмечает С.А. Бурлака, сопровождается нарастанием социальных и экономических проблем, ослабления института семьи, увеличение количества разводов, насилием в семьях, оказывающие немалое воздействие на воспитание детей. В результате не снижается число безнадзорных и беспризорных детей, в подростковой среде широко распространено употребление наркотических и психотропных веществ. Вследствие всех этих фактов возросло количество правонарушений среди несовершеннолетних2.
Согласно данным Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации доля освобожденных от уголовной ответственности несовершеннолетних в связи с применением принудительных мер воспитательного воздействия в период с 2015-2017 гг. составила 6-10 % от общего числа осужденных несовершеннолетних3. Таким образом, применение принудительных мер воспитательного воздействия к несовершеннолетним можно фактически считать единичным. Вместе с тем, их более широкое применение, позволит повысить эффективность предупредительного воздействия на несовершеннолетних особенно при совершении преступлений небольшой или средней тяжести. Такая практика поможет достижению цели предупреждения преступности несовершеннолетних в качестве реальной альтернативы уголовной ответственности и наказания.
Основные причины неприменения принудительных мер воспитательного воздействия – это не понимание правоприменителем сущности этого института уголовного права, а также отсутствие в уголовном и уголовно-процессуальном законодательстве алгоритма применения принудительных мер воспитательного воздействия. Это свидетельствуют о недостатках не только процессуального, но и организационного характера при применении принудительных мер воспитательного воздействия. Кроме того, следует признать, что судами еще не в полной мере восприняты рекомендации Верховного Суда Российской Федерации о более внимательном рассмотрении возможностей освобождения несовершеннолетних от уголовной ответственности на основании и пределах действующего законодательства.
Институт принудительных мер воспитательного воздействия нуждается в совершенствовании. Есть необходимость в законодательном закреплении целей принудительных мер воспитательного воздействия, расширении оснований для применения и порядка исполнения этих мер. Данные изменения приведут к расширению предупредительных возможностей уголовного закона, создадут условия для борьбы с преступностью не только путем применения уголовной репрессии, но и применения мер, альтернативных наказанию.
Список литературы
Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила): приняты 29.11.1985 г. Резолюцией 40/33 на 96-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН [Электронный ресурс] // СПС Консультант Плюс.
Уголовный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 13.06.1996 г. № 63-ФЗ (в ред. Федерального закона от 19.12.2016 г. № 436-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. – 1996. – № 25. – Ст. 2954.
Бурлака С.А. Цели принудительных мер воспитательного воздействия / С.А. Бурлака // Российский следователь. – 2013. – № 5. – С. 25-27.
Диянкова А.В. Некоторые проблемы применения на практике принудительных мер воспитательного воздействия к несовершеннолетним / А.В. Диянкова // Достижения науки и образования. – 2016. – № 5 (6). – С. 69-71.
Данные судебной статистики [Электронный ресурс] // http://www.cdep.ru/index.php?id=79 (дата обращения: 14.11.2017).
1 Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила): приняты 29.11.1985 г. Резолюцией 40/33 на 96-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН [Электронный ресурс] // СПС Консультант Плюс.
2 Диянкова А.В. Некоторые проблемы применения на практике принудительных мер воспитательного воздействия к несовершеннолетним / А.В. Диянкова // Достижения науки и образования. – 2016. – № 5 (6). – С. 69-71.
1 Уголовный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 13.06.1996 г. № 63-ФЗ (в ред. Федерального закона от 19.12.2016 г. № 436-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. – 1996. – № 25. – Ст. 2954.
1 Постановление Пленума ВС РФ от 01.02.2011 № 1 (ред. от 29.11.2016) «О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних» - [Электронный ресурс] – СПС Консультант Плюс – Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 14.11.2017).
2 Бурлака С.А. Цели принудительных мер воспитательного воздействия / С.А. Бурлака // Российский следователь. – 2013. – № 5. – С. 25-27.
3 Данные судебной статистики [Электронный ресурс] // http://www.cdep.ru/index.php?id=79 (дата обращения: 14.11.2017).