Кто такой - подросток? Это, прежде всего, человек, со сложившими отчасти взглядами, характером, желаниями, но в переходном периоде между детством и взрослостью. Это и составляет основную проблему. В этом возрасте много психологических особенностей, которые могут являться непредсказуемыми, могут влиять на процесс развития ребенка во всех направлениях, а так же на развитие группы или коллектива в ту или иную сторону. Без основополагающих понятий педагогики и психологии приступать к работе с детьми в этом возрасте не стоит, поскольку это может не только оказаться неэффективным трудом, но и негативно сказаться на развитии детей при неправильном построении рабочего и творческого процесса. Но при грамотном подходе к проблеме взаимодействия с коллективом и внутри него можно добиться положительных результатов.
Подростковый возраст – это возраст установления рационального отношения к окружающему миру, формирования личностной позиции на основе выбора приоритетных ценностей. В данном возрасте нужно развивать коммуникативные навыки. Нужно учить детей умению общаться, учить культуре общения.
Формирование коммуникативных навыков способствует повышению мотивации подростков, активному приспособлению индивида к условиям новой социальной среды, умение оказывать психологическое воздействие на окружающих, убеждать их и располагать к себе. Это способствует развитию познавательной активности, воображения, самодисциплины, навыков совместной деятельности и многому другому. Для развития коммуникативных навыков предоставляет хорошие возможности –коллективная творческая деятельность. Она позволяет проявить свою творческую активность, показать свои силы. КТД направлено на достижение поставленной задачи, приучает команду к согласованным действиям, к точности и своевременности, крепкой дисциплине, воспитывает волевые качества личности, волю к победе, настойчивость – всё то, без чего не мыслим успех. Наличие этих условий составляет основу всякого плодотворного труда.
Одной из главных целей КТД - сделать жизнь подростка радостной, интересной, запоминающейся; задач - пробудить душу подростка, развивать заложенные природные творческие способности, научить общению, ориентированию в различных жизненных ситуациях, развивать социальные инициативы, умение работать в команде и т.д.
При выполнении КТД необходимы следующие условия: совместимость, сотрудничество, содействие; единство мыслей и действий; развитие личности и индивидуальности; развитие детского коллектива; личность наставника; творчество.
В процессе КТД ученики приобретают навыки общения, учатся работать сообща, делить успех и ответственность, развивают свои коммуникативные качества, осваивают социокультурное пространство
Таким образом, в КТД идут два важнейших процесса одновременно – формировании сплочённого коллектива и формирование личности и индивидуальности.
Важным аспектом является то, что КТД – это возможность проявить свою творческую активность, показать свою индивидуальность; сформировать систему личностных ценностей, которые определяют содержание деятельности подростков, сферу его общения; целостный образ «я», что особенно важно в данном возрасте.
Коллективная творческая деятельность является эффективным средством формирования межличностных отношений при соблюдении следующих принципов: учет возрастных и индивидуальных особенностей детей подросткового возраста, наличие совместно-разделённой деятельности, элементов игровой деятельности (ролевые и деловые игры), личностная ориентированность, коллективный и творческий характер. Важно соблюдать поэтапность проведения коллективного творческого дела, учитывать интересы и возможности учащихся. В настоящее время актуальным является использование современных технологий при организации КТТ с подростками: диалоговые, игровые, проектные, информационно-коммуникационные и т.д. При организации КТТ особое внимание необходимо обратить на внедрение проектных технологий и на деятельность наставника и подростка на различных этапах проектной деятельности. Например, на этапе разработки проекта важна поддержка взрослого в отношении выбора темы проекта, подбора литературы, организации «мозговых штурмов», фокус-групп при формулировке проектной идеи и темы КТД.
При определении тематики КТД важно учитывать нормативные документы в сфере воспитания и организации работы с детьми и молодежью, актуальные направления работы: волонтерство, патриотизм, лидерство, профориентация, здоровый образ жизни и т.д.; современные исследования интересов подрастающего поколения.
Таким образом, в процессе коллективной творческой деятельности подросток является активным соучастником многоплановой совместной деятельности, способствующей социальному, личностному, профессиональному экспериментированию, решению задач личностного и профессионального самоопределения.