Возникновение и развитие у дошкольника произвольного внимания является одним из важнейших приобретений личности на данном этапе онтогенеза. Оно связано с формированием у ребенка волевых качеств и находится в теснейшем взаимодействии с общим умственным развитием ребенка.
Воспитание произвольного внимания играет важную роль в деле подготовки ребёнка к школьному обучению. Умение произвольно обратить внимание на то, что само по себе не привлекательно, но необходимо для усвоения школьных знаний, является важнейшим условием успеха в учебной деятельности.
В современной зарубежной и отечественной психологии проблема внимания рассматривается в разных планах. Авторы изучают роль внимания в деятельности человека (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн), условия и закономерности развития внимания (Н.Ф. Добрынин), П.Я. Гальперин, Н.В. Дубровинская и др.). И.Л. Баскакова, Г.В. Петухова считают, что произвольное внимание необходимо формировать, начиная с дошкольного возраста. Главным условием развития произвольного внимания детей-дошкольников может стать игра как основной вид деятельности ребенка. В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни маленького ребенка: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них - серьезная форма воспитания. Игра приучает его к наблюдательности, к выполнению определенных правил, дисциплинирует его. Игра для дошкольников – способ познания окружающего мира. В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки.
О развивающем значении игры ребенка-дошкольника отмечается в исследованиях Л.В. Артемовой, Р.И. Жуковской, Д.В. Менджерицкой, Н.Я. Михайленко, А.П. Усовой, Д.Б. Эльконина и др.
Старший дошкольный возраст является важным в развитии различных психических процессов и внимания в том числе. Совершенствуются психофизиологические функции и возникают сложные личностные новообразования.
Внимание – это направленность и сосредоточенность психической деятельности на чем - либо определенном, обеспечивая отбор поступающей информации в соответствии с актуальными потребностями, сосредоточенность психической активности на определенной деятельности, регулируя активизацию и торможение психических процессов. Внимание бывает природное и социально обусловленное внимание, непосредственное и опосредствованное, непроизвольное, произвольное и послепроизвольное, чувственное и интеллектуальное внимание. Внимание обладает рядом свойств: сосредоточенность, переключаемость, объем, устойчивость, распределение. В старшем дошкольном возрасте внимание становится устойчивым, его объем увеличивается, внимание становится эффективным.
Для развития внимания в старшем дошкольном возрасте используют различные игры. Сама же игра как вид деятельности направлена на познание окружающего мира с помощью участия в труде и повседневной жизни. В этом и заключается цель игры, которая сливается с мотивом игры, ведь побуждение, направляющее ребенка играть, это стремление к познанию окружающего мира и участию в повседневной жизни взрослых, с их проблемами, взаимоотношениями, работой и так далее. Об этом говорят сюжет и содержание игры. Дети берут на себя роли и выполняют те действия, которые они видели, что дает им познать суть межличностных отношений.
Исследование по изучению особенностей развития произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности проводилось в МБОУ ЦО № 42 г. Тула (структурное подразделение № 3). Выборку составили испытуемые в возрасте 6-7 лет, из них девочек 14 мальчиков 14.
Диагностическая программа исследования состояла из 5 методик, с помощью которых мы исследуем объем и концентрацию, переключение, распределение внимания и сможем дать оценку произвольного внимания.
Практической значимостью работы является разработка и апробация программы для работы со старшими дошкольниками по развитию произвольного внимания в процессе игровой деятельности.
Методы и техники, используемые в программе: ролевые игры, обсуждение, моделирование образцов поведения, проигрывание различных ситуаций, арт-терапевтические технологии.
Программа рассчитана на 16 занятий. Интенсивность занятий: 1-2 раза в неделю, продолжительность 30-40 минут.
Каждое занятие начинается с ритуала приветствия (разминки), выполняющее функцию установления контакта психолога с детьми, детей друг с другом. Основная часть занятия предполагает проведение игр и приемов, направленных на решение основных задач исследования. Заключительный этап предполагает обсуждение итогов занятия, эмоционально-смысловую оценку, рефлексию.
Представим анализ результатов апробации развивающей программы на констатирующем и контрольном этапах исследования.
Сравнительный анализ результатов диагностики старших дошкольников по методике «Корректурная проба» на констатирующем и контрольном этапах эксперимента представлен на рисунке 1.
Рисунок 1.
Сравнительный анализ результатов диагностики старших дошкольников по методике «Корректурная проба» на констатирующем и контрольных этапах эксперимента
Сравнительный анализ результатов диагностики старших дошкольников по методике «Красно-черная таблица» на констатирующем и контрольном этапах эксперимента представлен на рисунке 2.
Рисунок 2.
Сравнительный анализ результатов диагностики старших дошкольников по методике «Красно-черная таблица» на констатирующем и контрольных этапах эксперимента
Сравнительный анализ результатов диагностики старших дошкольников по методике «Запомни и расставь точки» на констатирующем и контрольном этапах эксперимента представлен на рисунке 3.
Рисунок 3.
Сравнительный анализ результатов диагностики старших дошкольников по методике «Запомни и расставь точки» на констатирующем и контрольных этапах эксперимента
Сравнительный анализ результатов диагностики старших дошкольников по методике «Шифровка» на констатирующем и контрольном этапах эксперимента представлен на рисунке 4.
Рисунок 4.
Сравнительный анализ результатов диагностики старших дошкольников по методике «Шифровка» на констатирующем и контрольных этапах эксперимента
Сравнительный анализ результатов диагностики старших дошкольников по методике «Продолжи узор» на констатирующем и контрольном этапах эксперимента представлен на рисунке 5.
Рисунок 5.
Сравнительный анализ результатов диагностики старших дошкольников по методике «Шифровка» на констатирующем и контрольных этапах эксперимента
Программа показала свою эффективность, так как произвольное внимание у детей старшего дошкольного возраста по основным показателям стало лучше.
Нами была выдвинута гипотеза о том, что действенное использование игровой деятельности, которая влияет на целенаправленность, объем, переключение и концентрацию внимания, влияет на развитие произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста. Следовательно, игру можно использовать для развития произвольного внимания детей 6-7 лет.
Дети с удовольствием посещали занятия, ждали продолжения и делились впечатлениями с родителями, воспитателями и другими сотрудниками образовательного учреждения. Это свидетельствует о высокой мотивации и заинтересованности в занятиях. Зачастую приходилось проводить повторно одно и то же упражнение на занятиях, так как детям некоторые упражнения очень нравились. Чтобы был развивающий эффект эти упражнения усложнялись. Таким образом, игра приобретает характер саморазвития ребенка, становится формой собственного творчества дошкольника, что обуславливает ее развивающий эффект.
В результате разработки и апробации развивающей программы были учтены возрастные особенности детей дошкольного возраста и используемые с ними формы, методы, технологии работы; определены новые формы со-творчества и сотрудничества в процессе игровой деятельности.