Девиантным называют поведение, отклоняющееся от действующих социальных норм. Его определяют, как систему поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе нормам и проявляющиеся в виде несбалансированности психических процессов, нарушения процесса самоактуализации или отклонения от нравственного и эстетического контроля над собственным поведением. Это может быть не только нарушение формальных или неформальных норм, но и девиантный образ жизни, девиантный стиль поведения, не соответствующий принятым в данном обществе, среде, группе.
Главная роль в решении этой острейшей проблемы отводится социально-педагогической профилактике, хотя, конечно, решить ее можно только комплексно, с привлечением всех сил общества. Как отмечает М. А. Галагузова, интеграция усилий общества может осуществиться лишь в рамках научно обоснованной, обеспеченной эффективными технологиями социально-педагогической системы перевоспитания личности несовершеннолетнего посредством последовательных воспитательно - профилактических воздействий, обеспечивающих формирование личности с твердыми и правильными жизненными установками [3, C. 320]. Как указывает Л. В. Мардахаев, профилактика – это использование совокупности мер, разработанных для того, чтобы предотвратить возникновение и развитие каких-либо отклонений в развитии, обучении, воспитании. Профилактика предполагает систему общих и специальных мероприятий на различных уровнях социальной организации: общегосударственном, правовом, общественном, экономическом, медико-санитарном, педагогическом, социально-психологическом. Условиями успешной профилактической работы считают ее комплексность, последовательность, дифференцированность, своевременность [1, С. 129].
Девиантное поведение регулируется различными социальными институтами. Общественное воздействие может носить характер правовых санкций, медицинского вмешательства, педагогического влияния, социальной поддержки и психологической помощи. В силу сложного характера поведенческих нарушений их предупреждение и преодоление требует хорошо организованной системы социальных воздействий.
Применительно к процессу формирования девиантного поведения, профилактика понимается как комплекс социальных, медико - биологических и образовательных мероприятий, направленных на выявление причин и условий, способствующих возникновению девиации, на предупреждение развития и ликвидацию негативных личностных, социальных и медицинских последствий отклоняющих форм поведения [2, С. 59].
Профилактика девиантного поведения подростков должна быть направлена на раннее выявление, изучение, оценку начальных признаков данного поведения и их условий его формирования; прогнозирование негативных тенденций в формировании личности; воспитательно-профилактическое воздействие. Вышесказанное позволяет включать в профилактику девиантного поведения: диагностику девиантного поведения, которая позволит выявлять индивидуальные особенности и потенциальные возможности подростка, устанавливать особенности школьных коллективов и семьи; педагогическую профилактику, направленную на разработку мер по предупреждению девиантного поведения подростков; включение ребенка в социокультурную деятельность, направленную на предотвращение рецидивных отклонений в поведении и способствующих восстановлению личностного и социального статуса подростка, с целью самореализации его личностных потребностей. Кроме того, чтобы профилактические меры имели высокую эффективность необходимо учитывать следующие особенности системы профилактических действий: непрерывность и систематичность, профилактическая работа не должна быть «разовым» мероприятием, она должна проводиться регулярно, с учетом результатов диагностики девиантного поведения; умение выбирать главную цель: по результатам диагностики работа должна быть направлена именно на ту проблему, которая вызвала проявления девиантного поведения [3, С. 95].
Профилактику принято разделять на: первичную, вторичную и третичную. Относительно деятельности психолого-педагогической службы эта классификация может быть раскрыта следующим образом. Педагогическая профилактика девиантного поведения подростков должна включать в себя три основных блока: первичная профилактика направлена на устранение неблагоприятных факторов, вызывающих определенное явление, а также на повышение устойчивости личности к влиянию этих факторов. Первичная профилактика - это работа с популяцией условно здоровых людей, в которой существует определенное количество лиц из группы риска.
Вторичная профилактика – это раннее выявление и реабилитация первичных отклонений и работа с «группой риска». Вторичная профилактика направлена на популяцию, у которых поведение риска уже сформировано. Вторичная профилактика – эта система действий, направленная на изменение уже сложившихся дезадаптивных форм поведения и позитивное развитие личностных ресурсов и личностных стратегий.
Третичная профилактика направлена на предупреждение, рецидивов у лиц с уже сформированным девиантным поведением. Третичная профилактика – это система действий, направленных на уменьшение риска возобновления девиаций и активизацию личностных ресурсов, способствующих адаптации к условиям среды и формированию социально эффективных стратегий поведения.
Основной акцент должен ставиться на меры первичной, превентивной профилактики девиантного поведения, так как она является наиболее эффективной, поскольку полностью стремится избежать патологических результатов, уменьшить количество лиц, в которых может быть начат патогенетический процесс. Усилия первичной профилактики изменяют одни формы поведения на другие и направленные не столько на предупреждение болезни, сколько на формирование здорового поведения. Первичная профилактика имеет такие задачи: совершенствование, повышение эффективности используемых ребенком или подростком активных, конструктивных поведенческих стратегий; увеличение потенциала личностных ресурсов (формирование позитивной, стойкой Я-концепции, повышение эффективности функционирования социально поддерживающих сетей, развитие эмпатии, внутреннего контроля собственного поведения и тому подобное).
Основными способами реализации задач первичной профилактики является обучение здоровому поведению: осознание, развитие и тренировка определенных умений исправляться с требованиями социальной среды, управлять своим поведением, а также предоставление детям и подросткам психологической и социальной поддержки адекватными поддерживающими системами и структурами. Выполнение задач первичной профилактики девиантного поведения должно осуществляться специально наученными в сфере профилактики, психологии и педагогике специалистом – социальным педагогом, психологом, девиантологом.
Главная задача психолого-педагогической службы в работе с девиантным подростком – устранение отрицательного отношения к окружающим, нивелирование стремления к деструктивным явлениям социума, преодоление цинизма, интравертированности и т.д. Кроме опоры на сформировавшиеся положительные черты личности несовершеннолетнего, необходимо изменить его правосознание и правовую культуру, инициирующих стремление к самоисправлению, самодетерминации, самореализации как ответственного, зрелого индивида, а типичными ошибками педагога является вербальное мрачное прогнозирование, отнимающее шансы у подростка на исправление: «ты неисправимый», «твой дом тюрьма» и т. д
Профилактическая работа психолого-педагогической службы в образовательной организации осуществляется по таким направлениям: изучение и выявление причин девиантного поведения детей и подростков, предупреждение развития асоциальной, криминальной и патологической направленности личности, организация специальной психологически и педагогически выверенной деятельности с подростками, входящими в группу риска, взаимодействие с другими специалистами и смежными социальными службами, участвующими в профилактическом социально-педагогическом процессе, для интеграции воспитательных усилий.
Существуют различные формы психопрофилактической работы специалистов данной службы:
Первая – организация социальной среды. Воздействуя на социальные факторы, можно предотвратить нежелательное поведение личности. Воздействие может быть направлено на общество в целом, например, через создание негативного общественного мнения по отношению к отклоняющемуся поведению. Объектом работы также может быть семья, социальная группа (школа, класс) или конкретная личность. Профилактика отклоняющего поведения у подростков включает, прежде всего, социальную рекламу по формированию установок на здоровый образ жизни. Особое значение имеет политика средств массовой информации, специальные программы, выступления молодежных кумиров, специально подобранные кинофильмы.
Вторая – психопрофилактическая работа – информирование. Это наиболее привычное направление психопрофилактической работы в форме лекций, бесед, распространения специальной литературы или видео- и теле фильмов. Она заключается в попытке воздействовать на когнитивные процессы личности с целью повышения её способности к принятию конструктивных решений.
Третья – активное социальное обучение социально-важным навыкам. Данная модель преимущественно реализуется в форме групповых тренингов. В настоящее время распространены следующие формы: Тренинг устойчивости к негативному социальному влиянию (развивает способность сказать «нет» в случае негативного давления сверстников). Тренинг аффективно-ценностного обучения (формируются навыки принятия решения, повышается самооценка, стимулируются процессы самоопределения и развития позитивных ценностей). Тренинг формирования жизненных навыков (формируются умения общаться, поддерживать дружеские связи и конструктивно разрешать конфликты).
Четвёртая – организация деятельности, альтернативной отклоняющему поведению. Предполагается, что люди используют психоактивные вещества, улучшающие настроение, до тех пор, пока не получат взамен что-то лучшее. Альтернативными формами активности признаны: познание (путешествие), испытание себя (походы в горы, спорт с риском), значимое общение, любовь, творчество, деятельность (в том числе профессиональная, религиозно- духовная, благотворительная). В семейном воспитании ведущими профилактическими задачами выступают: воспитание устойчивых интересов, развитие способности любить и быть любимым, формирование умения себя занять и трудиться. Если к подростковому возрасту позитивные потребности не сформированы, личность оказывается уязвимой в отношении негативных потребностей и занятий.
Пятая – организация здорового образа жизни. Она исходит из представлений о личной ответственности за здоровье, гармонию с окружающим миром и своим организмом. Здоровый стиль жизни предполагает здоровое питание, регулярные физические нагрузки, соблюдение режима труда и отдыха, общение с природой, исключение излишеств.
Шестая – активизация личностных ресурсов. Активные занятия подростков спортом, их творческое самовыражение, участие в группах общения и личностного роста, арт-терапия – всё это активизирует личностные ресурсы, в свою очередь обеспечивающие активность личности, её здоровье и устойчивость к негативному внешнему воздействию.
В заключении следует отметить, что ситуация, связанная с формированием и развитием девиантных форм поведения, является проблемой не только самого девианта и его ближайшего окружения, но и становится задачей на решение которой, необходимо направить усилия государственных и общественных институтов. Соответственно, целью профилактической деятельности является такой способ организации личностной среды подростка, который сам станет препятствовать формированию и развитию девиантной самореализации. Именно данный методологический принцип является основой психолого-педагогической профилактики отклоняющих форм поведения, которая должна осуществляться в различных образовательных организациях.
Список литературы:
1. Едакова, И. Б Проблемы реализации социальным педагогом превентивного обучения детей и педагогов по вопросам девиантного поведения [Текст] / И. Б. Едакова, И. В. Колосова, М. Л. Семенова // Научное обеспеченье системы повышения кадров. – 2011. – № 4 (9). – С. 127-130.
2. Чухрова, М. Г. Психологические детерминанты здорового образа жизни и роль образовательного процесса в формировании здоровья молодого поколения [Текст] / М. Г. Чухрова, А. С. Потапов, М. Л. Гафаров В.В // Мир науки, культуры, образования. – 2011. – № 3. – С. 59-60.
3. Шептенко, П. А. Профилактика наркозависимости подростков будущими социальными педагогами в процессе социально-педагогической практики [Текст] / П. А. Шептенко, Е. А. Шаталова // Мир науки, культуры, образования. – 2012. – № 2(33). – С. 317-320.