ОБЩЕКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ КАК ПРЕДМЕТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ОБЩЕКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ КАК ПРЕДМЕТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Коржиневская А.В. 1
1Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Изучением проблем общекультурной компетентности как качественной характеристики образованности учащихся школы занимались такие представители научной школы, как Н. Ю. Конасова, О. Е. Лебедев, Н. И. Неупокоева, А. П. Тряпицына, общекультурную компетенцию педагога изучал А. А. Петров, Ю. Ю. Рыбасова исследовала общекультурную подготовку студентов.

С точки зрения проблемного подхода, методологической основой модели общекультурной компетентности выступает концепция образованности (О. Е. Лебедев, А. П. Тряпицына), соотносящая результаты школьного образования с готовностью личности решать проблемы социальной деятельности. Исследователи делают вывод о существовании различных уровней образованности, отличающихся классами проблем, которые способна решать личность на основе использования достижений культуры. Основные уровни готовности к решению проблем, достигаемые в процессе образования, характеризуются как уровни элементарной грамотности, функциональной грамотности, общекультурной компетентности, профессиональной и методологической компетентности [2].

Уровень общекультурной компетентности означает способность решать познавательные проблемы, жизненные проблемы, проблемы профессионального образования, аксиологические проблемы на основе самостоятельного определения критериев оценки конкретных ситуаций и критериев выборов источников информации. Можно сказать, что общекультурная компетентность проявляется в использовании культурных эталонов как критериев оценки.

Общекультурная компетентность в педагогической теории определяется как уровень образованности, достаточный для самообразования, самопознания, самостоятельных и обоснованных суждений о явлениях в различных областях культуры, диалога с представителями иных культур [4]. Это термин, относящийся к проблемам культуры, передачи культурного опыта, образования и воспитания, а также компетентности как готовности к решению этих проблем. Особая роль в развитии общекультурной компетентности принадлежит образовательной деятельности, в процессе которой человек, приобщаясь к культуре, меняется сам, меняет свои отношения с культурой, и тем самым оказывается способным к решению все более сложных жизненных задач.

Поскольку общекультурную компетентность рассматривают как уровень образованности, отметим, что образованность - это результат, который характеризует умение обучающихся решать значимые для конкретного этапа жизни задачи на основе освоения человеческой культуры. Жизненно важными задачами, по мнению Г. А. Бордовского, Н. Ф. Радионовой, являются: задачи самопознания, саморегулирования, взаимодействия с другими, освоения предметной деятельности (познавательной и деятельностно-практической). Таким образом, образованность может быть диагностирована на основе сформированности умений решать задачи - познавательные (открытие мира), деятельностно-практические (практическое освоение мира), саморегулирования (открытие собственного я), социального взаимодействия (открытие других) [2]. Это дает возможность описать систему показателей, по которой можно судить о достижении того или иного уровня образованности. В таблице 1 представлены показатели образованности по Н. Ф. Радйоновой.

Таблица 1

Показатели образованности (по Н.Ф. Радионовой) [4]

 

Умения

решать задачи

 

Познавательные

Деятельностно-

Социального

Саморегуляции

 

практические

взаимодействия

 

1 .Самостоятельное

1 .Самостоятельное

1. Построение

I.Оценивание себя на

вычленение

определение цели

межличностных и

основе шкалы

проблемы будущей

деятельности.

деловых

культурных и

деятельности.

2.Проектирование и

отношений.

профессиональных

2.Самостоятельный

осуществление

2.Вступление во

ценностей.

подбор литературы.

деятельности.

взаимодействие с

2.Выработка системы

3. Анализ,

3.Овладение

социокультурной,

представлений о себе

сравнение теорий,

универсальными

образовательной и

на основе построения

концепций из

способами

профессиональной

взаимоотношений с

различных

исследования и

средой.

другими.

областей культуры.

деятельности.

 

3.Регулирование

4.0пределение

   

собственного

возможных

   

поведения на основе

вариантов решения

   

требований и норм

проблемы.

   

социокультурной

5.Оформление

   

деятельности и

решения в виде

   

общения.

рефератов,

     

проектов.

     

По мнению Н. Ю. Конасовой, О. Е. Лебедева познавательная, ценностно-ориентационная, практическая деятельность определяют структуру общекультурной компетентности, содержание когнитивных, оценочных, практически-деятельностных аспектов освоения культуры [3]. По данным Н. Ю. Конасовой, О. Е. Лебедева когнитивный, оценочный, практически-деятельностныи аспекты освоения культуры проявляются в составе общекультурной компетентности в следующих характеристиках:

  • в формировании круга значимых проблем, способности к определению путей их решения на основе освоенного социального опыта;

  • в наличии культурно-образовательного пространства, обепечивающего формирование ценностных ориентации, критериев оценки достижений человеческой мысли, результатов социальной практики в наличии познавательной базы решения проблем, отражающей опыт познания природных и социальных явлений в теориях и закономерностях.

Познавательная база решения проблем основана, прежде всего, на комплексе знаний о содержании и способах реализации различных видов деятельности, которые обусловливают готовность личности к культурной деятельности, самообразованию, саморазвитию, определяют возможности культурного диалога с другими людьми. Таким образом, обобщенная характеристика общекультурной компетентности Н. Ю. Конасовои представлена ниже, в таблице 2.

Таблица 2 Схема обобщенной характеристики общекультурной

компетентности по Н. Ю. Конасовои [3]

Критерии оценки

Признаки общекультурной компетентности (объект оценки)

Показатели компетентности (предмет оценки)

1 .Значимые

проблемы.

1 .Осведомленность в широком круге проблем (глобальных, национальных, региональных). 2.Способность к обоснованию причин возникновения проблем.

3.Теоретическая готовность к решению выявленных проблем.

I.Системность осмысления

проблем социальной

деятельности.

2.Раскрытие причин

возникновения проблем.

3.Способность решения проблемы

на основе выбора адекватных ее

содержанию методов, применение

междисциплинарных методов.

2.0своенное

культурное пространство.

1 .Разнообразие, регулярность

опыта освоения источников.

2.Использование среды

общения как источника

информации о культурных

ценностях.

3.Широта культурных

интересов.

4.Наличие ценностных

ориентиров в различных

областях культуры.

1 .Наличие регулярного опыта

освоения различных источников

культуры.

2.Наличие среды общения как

источника информации о

культурных ценностях.

3.Способность к определению

интересов в различных областях

культуры.

4.Способность к персонификацни,

качественной оценке достижений

культуры в различных областях

деятельности.

3.Познавательн ая база решения проблем.

I.Наличие базы теоретических

знаний и умений для

самостоятельных оценочных

суждений в различных областях

культуры.

2.Наличие осведомленности в

различных видах источников.

1.Знание понятий, теорий, дат, имен, событий, отражающих этапы развития культуры. 2.Знание различных видов источников, умение их использовать для решения задач познавательной деятельности.

Проведенное А. А. Петровым исследование было направлено на изучение понятия общекультурной компетенции учителя, путей ее развития и влияния на успешность педагогической деятельности. Он определяет общекультурную компетенцию педагога как его подготовленность и готовность к приобщению учащихся к культурному контексту преподаваемого предмета. Исследование подтвердило, что общекультурная компетенция является интегративной характеристикой учителя, требующей многоаспектного подхода к ее изучению. Предложенная модель развития общекультурной компетенции учителя, наряду с познавательной, имеет также формирующую функцию. Структура модели представлена четырьмя тесно взаимосвязанными и взаимопроникающими компонентами: филосовско-мировоззренческим, историко-научным, научно-педагогическим, художественно-культурным.

По нашему мнению, автор несколько сузил понимание структуры модели, выделив лишь знаниевые составляющие. Качественный и количественный учет, фиксирующий изменение уровня общекультурной компетенции, осуществлялся в ходе исследования на основе трех критериев: философские знания учителей, предметно-педагогическая подготовленность учителя к раскрытию гуманитарного содержания преподаваемого предмета, общекультурная (в т. ч. общенаучная) эрудиция учителя.

По нашему мнению, характеристики общекультурной компетенции, приводимые автором, носят, в основном, знаниеориентированный характер. Например, из 14 характеристик 10 - это знания по философии, истории преподаваемой науки, методологии и самой науке, теоретических вопросов современного образования, остальные - охватывают широкий общекультурный кругозор, например, культура речи, понимание гуманитарного аспекта предмета и его раскрытие. Автор делает вывод о том, что общекультурная компетенция является неотъемлемой составной частью педагогической культуры и профессиональной квалификации учителя [2]. С таким выводом невозможно не согласиться.

Ю. Ю. Рыбасова [4], исследуя общекультурную подготовку студентов, определяет ее как единство содержания, форм и методов образования, стимулирующих духовное развитие будущих специалистов, основными задачами которого является базовая и профессиональная культура, высокие художественные потребности и интересы, культура общения, развитие культурного самосознания. Она доказывает, что общекультурная подготовка будет эффективна, если:

-процесс обучения в вузе базируется на принципах гуманизации и гуманитаризации образования;

-обеспечивается использование новых технологий обучения гуманитарным знаниям, в том числе наполнение гуманитарным началом всех дисциплин, изучаемых в вузе.

В ходе исследования были разработаны следующие критерии оценки эффективности общекультурной подготовки студентов технического вуза: возрастает мотивация и интерес к учебной деятельности; рождается творческая инициатива студентов; возрастает познавательная активность в других, смежных областях и практической деятельности; появляется новый аспект ценностной ориентации, проявляющийся как интерес к общекультурным, эстетическим ценностям, представляющих, в целом, культуру личности.

Ю. Ю. Рыбасовой выделены такие основные компоненты общекультурной подготовки: культура деятельности, культура общения, культура мышления, культура организации своей жизни и культура речи.

Вышеуказанные компоненты получают свое развитие в процессе реализации предложенного автором экспериментального курса музыкально-эстетической направленности. Автор делает вывод о том, что эффективность общекультурной подготовки зависит также от профессионально-педагогического состава вуза, от их готовности к осуществлению интеграции общекультурной и профессиональной подготовки [4].

Выводы исследователей проблемы развития общекультурной компетентности позволяют заключить, что авторы рассматривают ее с разных сторон, однако, по-нашему мнению, суживают это понятие, недостаточно увязывая его с ключевыми словами «культура» и «компетентность» (как способность к деятельности). Существует также разночтения в определении обще культурной компетентности, ее структурных компонентов и модели.

Анализ научно-педагогической литературы и опыта деятельности позволяют предположить, что структура общекультурной компетентности трехкомпонентна. Когнитивный, ценностно-ориентационный и коммуникативно-деятельностный компоненты входят в ее состав. Когнитивный компонент более соответствует такой форме присвоения продуктов культуры как изучение и понимание, а в разнообразных определениях культуры мы замечаем ее «знаниевую» характеристику: «комплекс знаний», «совокупность интеллектуальных элементов», «память мира».

Ценностно-ориентационный компонент предполагает приобщение к культуре как передачу ценностей через переживание в процессе духовного общения. При этом культура определяется как «система производства духовных ценностей», «специфический способ мышления, чувствования», «реализация верховных ценностей».

Коммуникативно-деятельностныйкомпонент соответствует операционно-поведенческой направленности и такому способу присвоения культуры как научение и сотворчество. Это закреплено в определениях культуры как формы поведения, способов человеческой деятельности, системе хранения и передачи социального опыта. Ниже предлагается следующая схема модели общекультурной компетентности (см. табл.3).

Таблица 3

Структурно-содержательная модель общекультурной компетентности

Компоненты Параметры

Когнитивный

Ценностно-ориентационный

Коммуникативно-деятельностный

Направленность

Познавательная

Эмоционально-ценностная

Операционно-поведенческая

Характеристики

Поле проблем

Освоенное культурно-образовательное пространство

Способность к культурной деятельности, общению

Ключевое слово

Осознание

Соучастие,со чувств ие

Содействие

Наличие поля значимых проблем, способности к их решению, определяют познавательную направленность когнитивного компонента общекультурной компетентности. Универсальный характер культуры как целостной системы представляет собой синтез онтологических, гносеологических, аксиологических проблем, решение которых обусловливается уровнем общекультурной компетентности. Таким образом, поле проблем составляют: ценностные проблемы социальной деятельности, межличностных отношений, личностного самоопределения и саморазвития, мировоззренческие, проблемы взаимодействия культур.

Наличие круга значимых проблем, способности к их решению задают общие характеристики общекультурной компетентности личности, базовые показатели уровня общей культуры формируются в процессе освоения культурного пространства. Освоенное культурно-образовательное пространство является характеристикой ценностно-ориентационного компонента в структуре общекультурной компетентности. Ценностио-ориентационный компонент обладает эмоционально-ценностной направленностью, поскольку присвоение продуктов культуры предполагает их чувственное восприятие, эмоциональное, ценностное отношение к ним. Таким образом, освоенное культурное пространство в структуре общекультурной компетентности не только характеризует степень ориентации личности в источниках духовной и материальной культуры, но и определяет содержание представлений и ее отношение к эталонам и ценностям, воплощенным в научных, философских идеях, произведениях искусства.

Изучение научно-теоретической литературы позволяет утверждать, что к источникам материальной и духовной культуры, определяющим культурное пространство личности, могут быть отнесены:

  • учебные, научные, художественные литературные источники;

  • источники создания культурных ценностей - театры;

  • источники хранения культурных ценностей - музеи;

  • источники распространения культурных ценностей - кинотеатры, концертные залы, лектории;

  • аудиовизуальные и мультимедийные источники демонстрации культурных ценностей - телевидение, радио, CD-диски, среда Internet;

  • источники информации о культурных ценностях - газеты, журналы;

  • среда общения - члены семьи, друзья, педагоги, знакомые [4].

На базе освоенного культурно-образовательного пространства происходит формирование способности к культурной деятельности, общению [1]. В учебно-воспитательном процессе это составляет коммуникативно-деятельностный компонент общекультурной компетентности обучаемых (см. таблицу 3).

Поскольку мы актуализируем в образовании гуманистическую парадигму, становится очевидным наличие в таблице 3 ключевых слов содействие, соучастие, осознание. Педагог, являясь помощником обучаемых, «содействует» им в процессе их собственного формирования как оформления своего «образа». С другой стороны, студент, «образовываясь», приобщаясь к культуре, осознает ее, соучаствует в ней, содействует своему полноценному включению в социально-культурную деятельность. Происходит становление его общекультурной компетентности.

Мы предложили ряд критериев, рассматриваемых как образовательные результаты, использовать для оценивания общекультурной компетентности. Возникновение критериев не случайно, оно логически вытекает из определенной нами выше сущности компонентов общекультурной компетентности, Возвращаясь к обсуждению структурных компонентов общекультурной компетентности, остановимся подробнее на их оценивании. Поле проблем, выступая характеристикой когнитивного компонента общекультурной омпетентности, предполагает наличие таких критериев образованности обучаемых как:

  • осведомленность в широком круге проблем - мировоззренческих, коммуникативных, социальных и личностных;

  • теоретическую готовность к решению выявленных проблем.

Тогда мы, соглашаясь с мнением Н. Ю. Конасовой [59], считаем, что показателями компетентности при оценке готовности личности к решению проблем выступают:

  • системность осмысления проблем социальной деятельности;

  • выделение глобальных, национальных, региональных проблем, раскрытие причин возникновения проблем;

  • способность решения проблем на основе выбора адекватных их содержанию методов.

Таким образом, нами выделены критерии оценки когнитивного компонента общекультурной компетентности. Они выступают как образовательные результаты в процессе развития общекультурной компетентности. В ходе изучения научно-теоретической литературы было выявлено, что объектом оценки освоенного культурного пространства служат следующие признаки общекультурной компетентности:

  • разнообразие, регулярность опыта освоения источников культурных ценностей;

  • широта культурных интересов,

  • использование средств, расширяющих культурное пространство личности;

  • использование среды общения как источника информации о культурных ценностях;

  • наличие ценностных ориентиров в различных областях культуры [2].

Показателями компетентности, по мнению некоторых исследователей, при оценке освоенного культурно-образовательного пространства выступают:

  • регулярный опыт освоения различных источников создания, хранения, распространения культурных ценностей;

  • наличие среды общения как источника информации о культурных ценностях;

  • способность к определению интересов в различных областях культуры;

  • способность к персонификации, качественной оценке достижений культуры в различных областях деятельности.

Базируясь на вышеуказанных показателях, были выделены критерии оценки ценностно-ориентационного и коммуникативно-деятельностного компонентов общекультурной компетентности. В свете компетентностного подхода общекультурная компетентность как уровень образованности предполагает наличие готовности к решению проблем мировоззренческого, ценностно-социального саморазвития, межличностных отношений и др. в освоенном культурном пространстве. Компетентность не есть овладение сведениями, не осведомленность - она предполагает наличие целого набора навыков работы с информацией, аргументации, оценивания, сотрудничества, автономного рефлексивного действия, решения неалгоритмизируемых задач и др. Кроме того, совершенно необходима сложная ментальная организованность - включение не только интеллектуальных, но и эмоционально-ценностных качеств, переносимость на разные социальные поля и области деятельности.

Таким образом, общекультурная компетентность определяется нами как интегративная способность личности обучаемого обусловленная опытом освоения культурного пространства, уровнем обученности, воспитанности и развития, ориентированная на использование культурных

эталонов как критериев оценки при решении проблем познавательного, мировоззренческого, жизненного, профессионального характера.

Совокупность всех трех компонентов, составляющих общекультурную компетентность, определяет возможность ориентации образования на воспитание целостного Человека-Культуры. Человек-Культуры, т. е. духовная, способная к самоопределению и культурной идентификации, гуманная, творческая и готовая к построению собственного продуктивного действия личность, немыслима без реализации вышеуказанного содержания когнитивного, ценностно-ориентационного и коммуникативно-деятельностного компонентов общекультурной компетентности. Очевидно, что эти компоненты, взаимодополняя друг друга, составляют единство, целостность общекультурной компетентности. Таким образом, интеграция культуры в образование и образования в культуру осуществляется посредством целенаправленного процесса формирования общекультурной компетентности.

Библиографический список

1. Зимняя, И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата обра­зования. //Высшее образование сегодня. – 2003. - №5. – С. 15-62.

2. Зимняя, И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая осно­ва компетентностного подхода в образовании / И.А. Зимняя; Исслед. центр проблем качества подгот. специалистов Моск. гос. ин-та стали и сплавов (технол. ун-та), сектор гуманизации образования. - М.: Исслед. центр проблем ка­чества подгот. специалистов, 2004. – 38 с.

3. Рыбакина, Н.А. Структура и содержание компетенции как составляющей цели образования: Рекомендации для школ. – Самара: СИПКРО, 2005. – С. 143-154.

4. Чуракова, О.В., Фишман, И.С. Классы компетенций как результат общего образования. Метод проектов в образовательном процессе: Дидактические ма­териалы для обучения педагогов. - Самара: Изд-во «Профи», 2002. - 42 с.

Просмотров работы: 772