Ключевые слова: оптимизация налогообложения; налогоплательщик; законный способ; механизм реализации; применимость; минимизация налогового бремени.
Большинство методов воздействия государства на развитие экономики прямо и косвенно включают и налоговое регулирование. Устанавливая субъекты и объекты налогообложения, налоговые базы, налоговые ставки, льготы и санкции, осуществляя поправки в законодательстве о налогах и сборах, государство стимулирует предпринимательскую деятельность в одних направлениях и сдерживает ее в других, исходя из общественных интересов. В силу этого экономическое состояние в стране во многом зависит от успешного функционирования налоговой системы.
В процессе своей экономической деятельности практически все хозяйствующие субъекты стремятся максимально сократить свои расходы, тем самым оптимизировать налоговое бремя. И государство не противоречит этому, если их действия не являются противозаконными. Государство само, в свою очередь, решает задачи оптимизации налогового бремени, ведь роль налогов находится в теснейшей зависимости от экономической среды, в которой они действуют.
В настоящее время на долю налогов, являющихся важнейшим средством формирования финансовых ресурсов государства, приходится от 80 до 90% всех поступлений казны в развитых странах.
Налоговая система стран с развитой рыночной экономикой превратилась в часть сложного и эффективного механизма регулирования хозяйственной деятельности, в гибкий инструмент, воздействующий на уровень доходности различных видов собственности, на соотношение между накоплением в производственной и непроизводственной сферах, на темпы капитализации. Налоговая система является эффективным рычагом воспроизводственного механизма. [1, с. 32].
Среди множества экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место занимают налоги. В условиях рыночных отношений, и особенно в переходный к рынку период, налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. Государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.
Налоговое законодательство Российской Федерации меняется довольно часто. С момента принятия Налогового кодекса объемы налоговых поступлений, их структура значительно менялись.
Наименьшую долю в структуре налоговых поступлений в консолидированный бюджет занимают акцизы и имущественные налоги. Таким образом, государство может регулировать налоговое бремя на налогоплательщиков путем, к примеру, увеличения акцизов и соответственно уменьшения ставок по остальным налогам.
Для налогоплательщика естественно стремиться к максимальному уменьшению своего налогового бремени, и до тех пор, пока минимизация не будет выходить за пределы законности, ее нельзя признать противоречащей целям государства по оптимизации налогообложения, а, следовательно, противоправной в связи с отсутствием общественного вреда.
Налоговое законодательство, действующее в настоящее время в Российской Федерации, кабальное. Предпринимателя тяготят действующие налоговые ставки, и он стремится уклониться от уплаты налогов, ведь государство само его вынуждает к этому. Упрощенной системе налогообложения присущи такие условия, при которых фактически малый предприниматель работать не может.
На текущий момент развитие налоговой политики в России предполагает переход от антикризисной политики стимулирования к посткризисной политике бюджетной консолидации. Задача повышения уровня доходов бюджетной системы выступает на первый план в связи с ростом принятых долгосрочных расходных обязательств (в том числе социальных). Налоговая система, таким образом, выступает инструментом поддержания необходимого уровня доходов бюджетной системы. В этом контексте правительство работает над созданием условий для повышения доходов и стремится достичь этого без увеличения номинальной налоговой нагрузки на не сырьевой сектор экономики. В качестве основных источников дополнительных доходов рассматривается снижение размеров теневого сектора как наиболее существенного фактора, сдерживающего экономический рост и налоговые поступления [2, с. 18].
В рамках настоящей статьи рассмотрим законные и применяемые на практике способы оптимизации налогообложения, внедрение которых в процессе экономической деятельности не вызовет налоговой ответственности.
Общие методы оптимизации налогообложения:
−метод замены налогового субъекта;
−метод изменения вида деятельности налогового субъекта;
−метод замены налоговой юрисдикции;
−принятие учетной политики предприятия с максимальным использованием предоставленных законодательством возможностей;
−оптимизация через договорные отношения;
−использование различных льгот и налоговых освобождений.
Существует ряд способов оптимизации сразу нескольких налогов:
−Экономия по налогу на прибыль и НДС путем оптимизации расходов на транспортировку. Автор предлагает включать расходы на транспортировку в стоимость товаров, облагаемых по льготной ставке НДС 10% или 0%; даются рекомендации по четкому определению в условиях договоров поставки и экспортных контрактах, какая из сторон договора должна предоставлять, а какая оплачивать расходы по транспортировке товара.
−Экономия на платежах по налогу на прибыль и налогу на имущество с помощью неустойки. Этот способ заключается в том, что цена товара в договоре искусственно занижается, вследствие чего налогооблагаемая прибыль сводится к минимуму, в то же время стороны договора предусматривают повышенные санкции за нарушение условий договора, имитируют нарушение таких условий договора и уплату неустойки одним из контрагентов в добровольном порядке, что позволяют отнести уплату такой неустойки к расходам по налогу на прибыль и вычесть их из налоговой базы. В настоящее время использовать этот метод оптимизации налогообложения достаточно рискованно, так как налоговый орган в любом случае до начислит налог на прибыль, если будет очевидно, что цена товара в договоре явно занижена, а суммы неустоек по договору завышены и фактически уплачена не неустойка, а произведена оплата части стоимости товара продавцу.
−Экономия на платежах по налогу, по НДС и налогу на прибыль путем продления сроков исковой давности по дебиторской задолженности. Этот способ заключается в том, что путем подтверждения своего долга с помощью писем, уплаты части задолженности должником или путем обращения кредитора в суд срок исковой давности прерывается и начинает течь заново, что позволяет перенести сроки списания безнадежной дебиторской задолженности именно в тот период, когда прибыль налогоплательщика максимальна и есть возможность уменьшить налоговую базу путем списания на расходы этой дебиторской задолженности.
−Экономия на налогах при посредничестве. Метод оптимизации налогообложения может быть применен в двух формах: во-первых, путем замены отношений, т.е. заключения вместо договоров купли-продажи договоров агентирования, комиссии и поручения; во-вторых, путем разделения отношений, т.е. вместо заключения договора купли-продажи или поставки напрямую происходит дробление: одна из организаций покупает товар у поставщика, а другая реализует его потребителям от своего имени или от имени первой организации по одному из видов «посреднических» договоров.
−Экономия на платежах по налогу на прибыль и налогу на имущество при приобретении объекта основных средств по договору лизинга. Суть метода заключается в том, что переход права собственности по договору лизинга можно осуществить в любой момент, во время же действия договора предмет лизинга может находиться как в собственности лизингодателя, так и в собственности лизингополучателя, поэтому при варианте, когда имущество числится на балансе у лизингодателя, покупатель имеет возможность за короткий срок списать на расходы лизинговые платежи и не начислять на стоимость полученного оборудования налог на имущество, при применении варианта, когда имущество числится на балансе у лизингополучателя, последний имеет возможность значительно сократить налоги за счет ускоренной амортизации. [3, с. 86].
Существует два метода отсрочки платежей по НДС и налогу на прибыль: путем оформления займа вместо получения предоплаты и путем применения задатка вместо получения аванса. Первый из них уже неприменим, так как НК РФ в действующей редакции и так предусматривает возможность получения вычета по НДС с авансов, причем такое возмещение теперь носит заявительный характер, и налогоплательщик может сначала получить возмещение налога, а потом предъявлять налоговому органу все дополнительные документы, запрошенные им в качестве обоснования получения вычета НДС. Второй метод отсрочки можно применять, но опять же с поправкой на то, что доверие между контрагентами должно быть полным, так как при перечислении задатка, а не аванса существует риск его утраты при неисполнении обязательства, так как в силу п. 2 ст. 381 ГК РФ если за неисполнение договора ответственна сторона, давшая задаток, он остается у другой стороны. Сторона, ответственная за неисполнение договора, обязана возместить другой стороне убытки с зачетом суммы задатка, если в договоре не предусмотрено иное [4, п. 2 ст. 381].
Результатом оптимизации налогообложения должно стать увеличение реальных возможностей экономического субъекта для дальнейшего развития и повышения эффективности его деятельности.
Существует множество вариантов (способов) реализации права на оптимизацию налогообложения на практике.
1. Возможность выбора вариантов договорных отношений, влекущих минимальные налоговые последствия, т.е. метод замены отношений (например, замена договоров купли-продажи с поставщиками на договор комиссии с вознаграждением комиссионера за реализацию товара, таким образом продавец товара освобождается от уплаты налога на имущество и входного НДС).
2. Возможность выбора организационной формы ведения экономической деятельности (различные виды юридических лиц, индивидуальные предприниматели). Налоговый учет индивидуального предпринимателя вести проще, чем налоговый учет в организации: например, не нужно начислять ему заработную плату, если нет других сотрудников. Однако существенным недостатком такой формы ведения предпринимательской деятельности, как регистрация физического лица в налоговом органе в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляющего налогооблагаемую деятельность без образования юридического лица, является тот факт, что имущество индивидуального предпринимателя и физического лица не разделяются, т.е. последний несет ответственность перед кредиторами всем своим имуществом. В то время как имущество юридического лица и имущество его учредителей обособлены и ни один не несет за другого материальную ответственность.
3. Возможность получения вычета налога, уплаченного поставщику (НДС).
4. Применение специальных налоговых режимов (УСН, ЕНВД) вместо общей системы налогообложения.
5. Применение налоговых льгот.
6. Налоговая отсрочка и налоговый кредит (редко применяются на практике).
7. Занижение рыночной стоимости имущества (например, путем составления отчета о его оценке для сокращения налога на имущество).
8. Выбор места регистрации компании (в Дагестане, на Алтае, в Элисте или Угличе нет местной составляющей налогов. Например, налог на имущество составляет там 0%; в так называемых офшорах (Кипр, Багамские острова, Мальта и т.д.) налог на весь доход компании может составлять 3−4% и, кроме того, указанный доход в дальнейшем не подлежит обложению никакими другими налогами).
9. Отдаленное участие в капитале компании (т.е. когда номинальным владельцем компании является иное лицо. Например, участие иностранцев и иностранных юридических лиц в уставном капитале можно заменить на договор доверительного управления акциями или долями компаниями с одновременным залогом этих долей или акций в пользу иностранного лица).
Следует отметить, что необходимость использования налогоплательщиком в РФ таких механизмов оптимизации налогообложения противоречит принципу эффективности налогообложения, согласно которому налоги не должны оказывать влияние на принятие экономических решений или это влияние должно быть минимальным. Мы же наблюдаем обратное, когда налогоплательщик вынужден «подстраивать» виды и формы своей деятельности под существующий порядок уплаты тех или иных налогов с целью достижения минимизации налоговых платежей.
Список цитируемой литературы
1.Федеральная налоговая служба [Электронный ресурс]. - URL: http://analytic.nalog.ru/portal/ index.ru-RU.htm
2.Гуревич Е., Суслина А. Российская налоговая система - общие и особенные черты // Экономический бюллетень Министерства промышленности, туризма и торговли Испании. - 2014. -№ 3019. 152 с.
3.Лукаш Ю.А. Оптимизация налогов. Методы и схемы: полное практ. руководство. М.: ГроссМедиа: РОСБУХ, 2014. 432 с.
4.Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): Федер. закон Рос. Федерации от 30.11.1994 в ред. от 27.12.2009 №51-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1994. №32. Ст. 3301.