УПРАВЛЕНИЕ РЕНТАБЕЛЬНОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

УПРАВЛЕНИЕ РЕНТАБЕЛЬНОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ

Минязев А.И. 1
1Башкирский Государственный Аграрный Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Аннотация. В статье рассмотрена роль рентабельности в деятельности предприятия. Проведена оценка основных показателей рентабельности анализируемого предприятия. Предложены мероприятия по повышению рентабельности.

Ключевые слова: рентабельность, прибыль, управление рентабельностью.

Рентабельность является одним из важнейших показателей финансовой устойчивости любого объекта хозяйствования, будь то предприятия, занимающиеся промышленностью, будь то организации, относящиеся финансово-кредитной системе[3].

Управление рентабельностью означает, по сути, обеспечение желаемой динамики значений этих коэффициентов. Поскольку при расчете тех или иных коэффициентов рентабельности используются различные базы (т. е. показатели, с которыми сопоставляется некоторая прибыль), управление рентабельностью предусматривает не только воздействие на факторы формирования прибыли (т. е. отдельные виды доходов и расходов), но и выбор структуры активов, источников финансирования, видов производственной деятельности. В частности, меняя целевую структуру капитала, можно влиять на показатели рентабельности инвестиций; меняя структуру производства, можно воздействовать на рентабельность продаж и т.п [1].

Осуществим расчет показателей рентабельности на примере данных годовой бухгалтерской отчетности ОАО «Информационное агентство «Башинформ», республиканского учреждения, занимающегося издательством, за 2014-2016 г. [2]. Результаты отражены в таблице 1.

Таблица 1 Показатели рентабельности ОАО «Информационное агентство «Башинформ»

Наименование

2014 г.

2015 г.

2016 г.

Изменение в абс.выражении

Темп прироста

1

2

3

4

5

6

Общая рентабельность, %

2,26

2,08

2,08

-0.18

-7.96

Продолжение таблицы 1

1

2

3

4

5

6

Рентабельность продаж, %

-106,93

-92,79

-97,61

9,32

8,72

Рентабельность собственного капитала, %

0,07

0,09

0,09

0,02

21,49

Рентабельность акционерного капитала, %

0,15

0,20

0,18

0,03

20,00

Рентабельность оборотных активов, %

0,30

0,24

0,28

-0,02

-8,15

Общая рентабельность производственных фондов, %

1,74

2,17

2,16

0,41

23,64

Рентабельность всех активов, %

0,07

0,08

0,08

0,01

19,83

Рентабельность финансовых вложений, %

13,98

15,59

11,08

-2.9

20.7

Рентабельность производства, %

-51,68

-48,13

-49,40

2,28

4,41

Рассматривая показатели рентабельности, прежде всего следует отметить, что и на начало, и на конец анализируемого периода частное от деления прибыли до налогообложения и выручки от реализации (показатель общей рентабельности) находится у ОАО «Информационное агентство «Башинформ» ниже среднеотраслевого значения, установившегося на уровне 10%. На начало периода показатель общей рентабельности на предприятии составлял 2.26%, а на конец периода 2.08 % (изменение в абсолютном выражении за период - (-0.18%). Это следует рассматривать как отрицательный момент и искать пути повышения эффективности деятельности организации.

Как видно из таблицы 1, за анализируемый период значения большинства показателей рентабельности увеличились, что можно было бы рассматривать как положительную тенденцию, если бы не показатели рентабельности производства и продаж которые на отчетный период составили -97,61% и -49,40% соответственно. Я считаю это связанным с издательской деятельностью предприятия, т.к. с каждым годом спрос на печатные издания снижаются, растут транспортные расходы и т.д. Учреждение функционирует почти только за счет финансирования из бюджета. Чтобы повысить эти показатели, предприятию следует переходить на направление Интернет-издания т.е. развивать сервис онлайн-каталога изданий с возможностью подписки и оплаты через Интернет, рассылка изданий по эл. почте или возможность читать в онлайн-режиме и т.д. Все это способствует одновременно снижению расходов производства и продажи, следовательно, повысит показатели рентабельности[4].

Список использованных источников:

  1. Ковалев В. В. Финансы. Учебник / В.В. Ковалев – 4-е изд., стер. - М.: Издательство "Проспект"», 2013 - 928 с.

  2. Раскрытие в сети Интернет годовой бухгалтерской отчетности [Электронный ресурс] / Интерфакс – центр раскрытия корпоративной информации. - Режим доступа: https://www.e-disclosure.ru/portal/company.aspx?id=23650 (13.03.2017).

  3. Шайхутдинова Н.А. Управление прибылью предприятия [Текст] / Н.А. Шайхутдинова, Е. Н. Белоусова // Экономика и социум. - 2015.- № 2-5 (15). - С. 22-25

  4. Шайхутдинова Н.А. Финансы организаций (предприятий). Практикум [Текст] / Н.А. Шайхутдинова, Запольских Ю.А., Рыцева А.В. // г.Уфа-2012.

  5. Шайхутдинова Н.А. Управление дебиторской задолженностью в строительной организации ООО «Корунд» / Н.А. Шайхутдинова, А Р. Галеева.,. // Экономика и социум. – 2014. – № 2-4 (11).-С. 1128-1130.

Просмотров работы: 966