В литературных источниках недостаточно отображаются данные о динамике физической подготовленности студентов на всем протяжении учебного процесса в высшем учебном заведении, особенно сравнительные данные при поступлении в ВУЗ и по окончании его. Недостаточный контроль за динамикой физической подготовленности студентов не позволяет рационально планировать учебно-тренировочные занятия, что нередко приводит к переутомлению студентов и отрицательно влияет на их умственную и физическую работоспособность.
Роль физической подготовленности студентов многогранна. Технический прогресс, стремительное развитие науки и все возрастающее количество новой информации необходимой современному специалисту, делают учебную деятельность студента все более интенсивной и напряженной. Соответственно, возрастает и значение физической культуры как средства оптимизации режима жизни, активного отдыха, сохранения и повышения работоспособности студентов на протяжении всего периода обучения. Наряду с этим, средствами физической культуры, обеспечивается дальнейшая общая и специальная физическая подготовка применительно к условиям будущей профессии.
Сегодня под физической готовностью студентов к профессиональной и самостоятельной жизни понимается направленный процесс формирования необходимого арсенала двигательных умений и навыков, гармоничное развитие физических качеств и связанных с ними способностей, от которых зависит эффективность трудовой деятельности, достижение высокой физической и умственной работоспособности, сохранение здоровья и творческое долголетие человека.
Наряду с общей прикладной направленностью системы физического воспитания в ней обеспечивается специальное профилирование занятий применительно к конкретным видам профессиональной деятельности. Такое профилирование получает наиболее полное выражение в профессионально-прикладной физической подготовке, основным содержанием которого является воспитание физических способностей, отвечающих специфическим требованиям определенной профессии, и вооружение профессионально важными двигательными умениями и навыками.
Профессиональное профилирование процесса физического воспитания имеет существенное практическое значение для общества, поскольку является одним из непосредственных факторов улучшения профессиональной подготовки кадров, сокращение сроков освоения профессиональных умений и навыков повышения надежности функций работников производства в условиях управления современной техникой и компьютерами, роста производительности труда и т.д.
В системе физкультурного образования под физическим состоянием принято понимать совокупность показателей, характеризующих физическое развитие, функциональное состояние организма и физическую подготовленность. Решающая роль для улучшения качественных характеристик вышеуказанных показателей отводится физической подготовке которая отражает определенную психофизическую готовность студента к будущей профессии, является важной и неотъемлемой частью физического самосовершенствования.
Любой вид профессиональной деятельности (обучение, умственный труд, труд технолога, менеджера и т.д.) представляет собой структуру трудовых процессов различной степени сложности, особенности двигательной активности, требующая от специалиста строго определенных профессионально важных качеств, диктует свой уровень развития психофизических качеств и разносторонний уровень физической подготовленности.
Профессиональная направленность физической культуры личности – это основа, объединяющая все остальные ее компоненты. О сформированности физической культуры личности можно судить по объективным и субъективным показателям: степень потребности, удовлетворенности и отношение к выполняемой деятельности, уровень физической подготовленности и отношение к нему, владение средствами, методами для физического совершенствования; проявление самоорганизации, самообразования, самовоспитания и самосовершенствования в учебной и профессиональной деятельности, в организации здорового образа жизни.
В соответствии с критериями можно выделить ряд уровней проявления личности.
Предноминальный уровень. У студентов проявляется неудовлетворенность содержанием учебных занятий и вне учебной деятельности. Отсутствует потребность в познавательной активности, а знания проявляются на уровне знакомства с учебным материалом. Отрицается связь физической культуры со становлением личности будущего специалиста. На учебных занятиях такие студенты пассивны. Уровень их физических возможностей различный.
Номинальный уровень. Характеризуется индифферентным отношением студентов к физической культуре. Спонтанно используют отдельные средства и методы под влиянием товарищей по учебной группе, эмоционального впечатления от спортивного зрелища, теле- или кино- информации. Знание, практические умения ограниченны. Смысл занятий видится лишь в укреплении здоровья, частично в физическом развитии. Уровень их физической подготовленности имеет широкий диапазон.
Потенциальный уровень. У студентов отличается осознанное отношение к физической культуре в целях самосовершенствования и подготовки к профессиональной деятельности. Необходимые знания, убеждения, практические умения и навыки позволяют им грамотно выполнять разнообразную физкультурно-спортивную деятельность под контролем преподавателя или опытных товарищей. Познавательную активность проявляют в сфере просмотра спортивных мероприятий и чтением литературы.
Направленность «на себя». В процессе учебных занятий эмоциональны, проявляют самовыражение частично используют физическое самовоспитание, руководствуясь личными мотивами. Проявляют активность в общественной физкультурной деятельности лишь при побуждении из вне.
Творческий уровень. Характерен для студентов, убежденных в ценностной значимости физической культуры для развития и реализации возможностей личности. Они владеют необходимыми знаниями, умениями и навыками для физического самосовершенствования, организации здорового образа жизни, творчески внедряют физическую культуру в профессиональную деятельность, семейную жизнь.
Основная трудность заключается в том, что разносторонняя физическая подготовленность оказывает на трудовую деятельность не прямое, а косвенное влияние. Эти и другие особенности ограничивают возможности использования общественных приемов при выявлении критериев оценки общей физической готовности человека к труду и требует разработки особого методического подхода. Такого рода исследования должны включать изучение как физической подготовленности человека и ее воздействие на трудовую деятельность, тек и состояние его здоровья, работоспособности, двигательной активности.
Особую значимость приобретает проблема более качественного, комплексного обучения студентов в процессе занятий физической культурой. Современная концепция физической подготовки в средних специальных учебных заведениях определяется как профессионально-прикладная, целенаправленная на подготовку к самостоятельной и профессиональной деятельности, связанную с приобретением и совершенствованием особо важных и жизненно-необходимых социально психофизических качеств и специально прикладных умений и навыков.
Основным элементом общей культуры будущего специалиста является уровень его физической подготовленности. Для объективной оценки физического состояния и подготовки студентов необходимо осуществлять педагогический контроль (текущий и оперативный).
С этой целью, в соответствии учебной программе, в начале и в конце учебного года, проводятся контрольные испытания (тесты). Это специально разработанные тесты с учетом направленности деятельности будущих специалистов (бег на 3000 м., бег на 100 м., прыжок в длину с места, подтягивание, поднимание туловища). Данный вид контроля относится к текущему, который позволяет более полно оценить общую физическую подготовку, а также определить уровень развития основных физических качеств (выносливости, быстроты, силы, координации) и индивидуальных способностей студентов.
Показатели тестирования уровня физической подготовленности студентов позволяет преподавателям кафедры сравнить их в течении всего периода обучения, оценить и сделать анализ. А также выявить преимущества и недостатки применяемых средств, методов обучения и форм организационных занятий. На основании анализа скорректировать рабочие планы на следующий учебный год.
В дополнение к этому, на каждого студента на период обучения в институте разработана индивидуальная карта контроля и оценка уровня развития основных физических качеств и общего уровня его физической подготовленности. Данная карта для студента дает объективную информацию о физическом состоянии, позволяет видеть, как изменяется (прогрессирует) его уровень.
Практика показывает, что юноши далеко не безразличны к уровню и оценки своей физической подготовленности. В большинстве случаев показатели тестирования являются эффективным стимулом активизации отстающих студентов не только на занятиях физической культуры, но и во время самостоятельных занятий физическими упражнениями.
Повышение уровня физической подготовленности благотворно сказывается на здоровье всех студентов и воспитывает у них устойчивого интереса к занятиям, формирует умения и навыки самостоятельной работы.
Исходя из выше изложенного, можно сделать следующие выводы:
1. Успех профессиональной деятельности в условиях рыночных отношений требует от молодых специалистов надлежащей профессиональной культуры и наличия одной из ее важнейших составляющих физической подготовленности.
2. Анализ качества учебно-тренировочного процесса, уровня физической подготовленности студентов показывает, что наиболее существенные резервы повышения эффективности занятий физической культурой и спортом заключаются в рациональном соотношении развития физических качеств: силы, быстроты, выносливости, ловкости и их оптимального распределения в учебном процессе, в применении новых технологий проведения занятий.
Используемая литература:
1. Бальсевич, В.К. Физическая культура для всех и каждого / В.К. Бальсевич. – М.: Физкультура и спорт, 1988. – 208 с. 2. Купчинов, Р.И. Физическое воспитание: учеб. пособие для студ. подготовительных учеб.-тренировочных групп учреждений, обеспечивающих получение высш. образования / Р.И. Купчинов. – Минск: ТетраСистемс, 2006. – 352 с.
3. Физическая культура: курс лекций / В.А. Коледа [и др.]; под общ. ред. В.М. Киселева. – Минск: БГУ, 2007. – 195 с.