КЛАССИФИКАЦИЯ ЛОГИСТИЧЕСКИХ РИСКОВ И СТРАТЕГИИ УПРАВЛЕНИЯ ИМИ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

КЛАССИФИКАЦИЯ ЛОГИСТИЧЕСКИХ РИСКОВ И СТРАТЕГИИ УПРАВЛЕНИЯ ИМИ

Бадюков В.Ф. 1, Ануров А.А. 1, Бондаренко Е.Б. 1, Генералов Н.А. 1
1ХГУЭП
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В последнее десятилетие термины «логистический риск», «риск в логистических системах» и «риск цепей поставок» все чаще встречаются в научной и аналитической литературе и уже прочно вошли в профессиональную лексику.Несмотря на отсутствие единого общепринятого подхода к определению данных терминов в зарубежной и отечественной теории и практике, в общем виде логистические риски можно охарактеризовать как риски выполнения логистических операций транспортировки, складирования, грузопереработки и управления запасами и риски логистического менеджмента всех уровней, в том числе риски управленческого характера, возникающие при выполнении логистических функций и операций [1].

В данном определении системный риск логистики характеризуется как набор рисков совокупности логистических операций и логистического менеджмента. В целом, это достаточно полезное конструктивное определение, однако его недостаток состоит в том, что отсутствует общепринятое определение риска. Существует большое количество определений риска, изложенных в толковых словарях русского языка, философской, экономической, военной и иной литературе. На наш взгляд, наиболее полезными для анализа являются конструктивные определения. Одним из наиболее конструктивных полезных определений, описывающих риск более подробно, является определение, предложенное в [2] (см. также [3]), где риск определялся с помощью 7 объектов. Первые три объекта описывают случайный характер наступления рисковых событий: перечень событий, алгебра событий и вероятностная мера (вероятность) рисковых событий). Следующие три объекта описывают ущерб от наступления рисковых событий: перечень ущербов, алгебра ущербов и мера ущерба (вероятность, математическое ожидание, среднее квадратическое отклонение от планового результата и т.д.) Седьмой объект отождествляет каждое рисковое событие с соответствующими значениями ущерба.

Предложенное определение достаточно полно подходит к описанию и полезно для анализа логистических рисков, изложенных на рисунке 1.

Задачей анализа рисков является идентификация, классификация, оценка существующих рисков и выбор стратегии управления ими. От успешности выполнения данной задачи зависит эффективность планирования, реагирования на риск, реализации мероприятий и последующий контроль.

Классификация логистических рисков, возникающих в ходе осуществления коммерческой деятельности, представлена на рисунке 1.

Рисунок 1 - Классификация логистических рисков

После выявления и классификации логистических рисков целесообразно их оценить. Логистические риски возможно оценивать разными способами (см. [4]), например, можно оценивать риски по вероятности, предварительно структурируя их по степени последствий для предпринимателя.

Выделяют 5 стратегий управления рисками: стратегия игнорирования риска, самострахования, страхования, диверсификации и хеджирования. Под самострахованием здесь понимается комплекс внутренних для организации субметодов, позволяющих мобилизовать финансовые ресурсы для противодействия рисков путем уменьшения вероятности наступления рискового события и/или тяжести последствий. Теперь дадим характеристику логистических рисков, изображенных на рисунке 1, и укажем для некоторых из них стратегии управления.

Эффективная деятельность по управлению товарным запасом предполагает формирование оптимального размера товарного запаса, который обеспечивал бы получение максимальной прибыли при минимальных затратах на их приобретение, транспортировку и содержание. В случае отклонения данного показателя в большую сторону возникает риск образования сверхнормативного товарного запаса, в меньшую - риск образования дефицита. В результате образования сверхнормативного товарного запаса снижается оборачиваемость, что приводит к замораживанию оборотных средств компании, росту расходов на их содержание и, как следствие, к риску образования дефицита складских мощностей. Следует отметить, что данная группа помимо рисков образования сверхнормативного запаса включает риски образования неликвидного (низкооборачиваемого) товарного запаса и риски списания по срокам годности. Товар, попавший в группу сверхнормативного товарного запаса, в случае низкой оборачиваемости может с течением времени попасть в группу неликвидных товаров, а затем и вовсе быть списанным по причине истекших сроков годности. В случае образования дефицита товарного запаса компания терпит убытки в результате отсутствия продаж, кроме того, снижается уровень удовлетворения клиентов, что свидетельствует о низком качестве управления товарным запасом. Таким образом, необходимо поддерживать уровень товарного запаса, позволяющий минимизировать риски возникновения дефицита и сверхнормативного запаса, следовательно, минимизировать финансовые потери.

В рамках физической логистики различают две крупные группы рисков на основе их мест возникновения в логистической цепи. К первой группе относят риски, связанные с транспортировкой, ко второй группе – риски складской логистики, так называемые складские риски.

Особое место среди рисков занимают риски транспортировки. Риски при транспортировке можно разделить:

  1. Риск порчи и потери груза;

  2. Риски связанные с отклонением от запланированного графика:

2.1 Риск опозданий;

2.2 Риск преждевременных приходов;

2.3 Риски простоев;

  1. Риск недостаточной загрузки ТС.

Остановимся на данных рисках поподробнее.

Риск порчи и потери груза. При транспортировке грузы могут терять в своём качестве, товарном виде, потребительских свойствах или вовсе быть украдены или потеряны. Данное явление, прежде всего, связанно с характером и спецификой перевозочного процесса. Перевозочный процесс — совокупность организационно и технологически взаимосвязанных действий и операций, выполняемых предприятиями и другими подразделениями при подготовке, осуществлении и завершении перевозок пассажиров, грузов и багажа. А это значит, что груз проходит через различные погрузо-разгрузочные операции, товар перемещают, зачастую происходит временное хранение грузов на транзитных складах. В ходе выполнения операций перевозочного процесса есть вероятность повреждения и потери груза.

Второй группой рисков связанной с транспортировкой являются риски отклонения от запланированного графика. Хочется отметить сразу, что риски отклонения от запланированного графика обычно несут сугубо негативную окраску, но есть исключения. Риски опозданий являются одними из самых распространенных рисков связанных с транспортировкой, причины данного риска могут быть различны, от погодных условий до человеческого фактора. Подобные риски негативны, они заставляют замораживать денежные средства в виде страхового запаса и увеличивают вероятность возникновения пробки (превышение количества контейнеров (грузов), которые может принять склад над нормативным значением). Другой стороной являются риски преждевременных приходов. Риски преждевременных приходов могут оказать как негативное, так и позитивное влияние. Негативное влияние выражается в нарушении графика складской работы, увеличении товарного запаса и увеличению риска превышения количества контейнеров (грузов), который может принять склад, над нормативным значением. Однако бывают ситуации, когда приход груза раньше времени может нести положительный эффект. Данная ситуация может возникнуть, когда существует дефицит по группе товаров. Приход груза раньше времени может снизить дефицит, а значит улучшить общее положение дел. Отдельно от первых двух типов риска следует отметить риски простоев. Риски простоев нарушают график поставки, удлиняя его, и увеличивают риск опозданий. Кроме этого, они влияют на увеличение времени и средств, предназначенных для процесса реализации согласований операций в ходе перевозочного процесса.

К третьей группе рисков относятся риски недостаточной загрузки транспортного средства (ТС). Данная ситуация влечёт за собой дополнительные расходы на транспортировку в целом (транспортируется воздух, а не груз). В отдельных случаях увеличиваются риски порчи груза в связи с тем, что груз находится в машине не плотно.

Рассмотрим складские риски. Риски складирования возникают ввиду физических ограничений в складских площадях, возможной неравномерности и аритмичности материальных потоков, которые проходят через складские комплексы, человеческого фактора, ошибок в информационной системе, проблем в смежных логистических функциях (например, транспортировка), а также вследствие различных форс-мажоров.

Риски дефицита складских площадей обусловлены сложностью в масштабировании площадей хранения, приемки и отпуска при достижении или превышении количества товарного запаса над мощностью склада. Для управления этими рисками можно воспользоваться стратегией формирования фонда предупредительных мероприятий (ФПМ), как субметода стратегии самострахования. Например, компания может реорганизовать за счет ФПМ складские площади таким образом, чтобы разместить весь товарный запас, однако это удорожает складские операции (товар размещается в непредназначенных для этого местах, например, в проходах) и снижает складской сервис. Причинами возникновения данных рисков являются ошибки при управлении товарным запасом, невыполнение планов продаж, отклонения от графиков поставок и (или) отпуска со склада. Для нивелирования данных рисков необходимо за счет средств ФПМ улучшить взаимодействие отделов закупок и отдела продаж, планирование потребности в складских площадях на плановый период, контроль над транспортной логистикой, использование современного стеллажного оборудования на складе, что позволит оперативно увеличить площадь хранения.

Риски нарушения условий хранения ведут к порче хранимой продукции и возникают вследствие несоблюдения температурного режима, уровня влажности воздуха, неправильной упаковки и др. специальных условий. Для управления этими рисками можно воспользоваться стратегией формирования фонда риска, предназначенного для возмещения ущерба от наступления рискового события, как субметода стратегии самострахования. В качестве альтернативы можно использовать стратегию страхования этих рисков. Для выбора одной из альтернативных стратегий необходимо сравнить цены страхования и самострахования [5].

В продолжение темы складских рисков отметим, что склад должен обладать техническими и иными средствами отслеживания в реальном времени критичных для хранимой продукции показателей, а складской персонал должен быть ознакомлен со спецификой хранимой продукции за счет средств ФПМ. При выборе склада, оборудования для хранения необходимо учитывать специфику продукции для хранения.

Риски недостачи, пересортицы чаще всего обусловлены наличием человеческого фактора на складе, изредка – ошибками в информационной системе. Риски недостач приводят к финансовым потерям, риски пересортицы не представляют серьезной угрозы при своевременном выявлении подобных фактов. Организация контроля над персоналом на складе, а также использование информационных систем управления складом (WMS) способны свести к минимуму вероятность возникновения данных рисков. Аналогично на эти риски можно воздействовать стратегиями страхования и самострахования в части формирования ФПМ и фонда риска.

Риски превышения пропускной способности склада очень похожи по своей специфике на риски дефицита складских площадей. Они возникают ввиду физических ограничений склада по скорости приемки склада и отпуску одной единицы груза. Таким образом, к примеру, при ограничении склада по приемке в 5 контейнеров в сутки, склад оказывается не в состоянии в штатном режиме принять 6 контейнеров, которые могут прийти единовременно. Иными словами, склад не успевает обработать весь материальный поток и пропустить его далее по логистической цепи (эффект «бутылочного горлышка»). Краткосрочно увеличить пропускную способность склада возможно, однако это приведет к дополнительным затратам (например, на сверхурочную оплату труда складского персонала за счет фонда риска), а также к рискам, речь о которых пойдет ниже.

Риски ошибок при выполнении складских операций предполагают ошибки при приемке, отборке, отгрузке и др. Вероятность возникновения ошибок обусловлена человеческим фактором, соответственно использование информационных систем для управления складскими операциями способно минимизировать вероятность появления рисковых событий. Ущербом от данных рисков могут стать финансовые потери, связанные с возвратами ошибочно поставленной клиенту продукции, недостачами товара незамеченными при приемке, порчей в пути неправильно погруженной на транспортное средство продукции.

Отдельной группой риска являются трансакционные риски. Данные риски возникают в ходе невыполнения сроков обработки документов, увеличения времени реагирования на заявки. Подобные ситуации несут сугубо негативный характер и заставляют держать дополнительные запасы. Кроме того, увеличивается время согласования и сложность согласования между элементами логистической цепочки. Здесь отметим, что рассмотренные риски относятся согласно известной классификации (см. [6]) к чистым рискам.

Сопоставление различных видов риска, характерных для отдельных подсистем логистики, позволяют сформулировать рекомендации по их воздействию на всю систему. Таким образом, комплексный подход и подробная классификация рисков позволяют построить эффективную систему управления логистическими рисками.

Литература:

1 Плетнева Н.Г. Анализ рисков логистики и цепей поставок: подход к классификации и алгоритм принятия решений // Вестник ИНЖЭКОНа. Сер. Экономика. Вып.4(13). СПб.: СПбГИЭУ, 2006. – с. 213-220

2 Бадюков В.Ф. Перестрахование в управлении рисками страховых организаций: монография / В.Ф. Бадюков, Е.В. Козлова. – Хабаровск: РИЦ ХГАЭП, 2006.

3 Бадюков В.Ф. Ретроспектинвый анализ понятия риска и способы его уточнения // Вестник ХГАЭП. 2012.№ , с.

4 Бадюков В.Ф. Управление логистическими рисками в цепях поставок: метод. указания и задания по выполнению контрольной работы для студентов 5-го курса заочной формы обучения специальности 080506 «Управление логистическими рисками в цепях поставок» / сост. д-р физ.-мат. наук, проф. Бадюков В.Ф. – Хабаровск: РИЦ ХГАЭП, 2009.

5 Бадюков В.Ф., Никитин Е.К. Комплексный метод страхования и самострахования при управлении рисками влияния предпринимательской среды на финансовый поток // Научное обозрение. 2011. №3(экономика и право). С.68-75.

6 Шапкин А.С. Экономические и финансовые риски. Оценка, управление, портфель инвестиций / А.С. Шапкин. – 3-е изд. – М. : издат.-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2005.

Просмотров работы: 1702