ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПОДХОД В РАЗВИТИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ КУРСА «БИОЛОГИЯ» - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПОДХОД В РАЗВИТИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ КУРСА «БИОЛОГИЯ»

Просвирякова О.А. 1
1Ставропольский филиал Московский педагогический государственный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В современных условиях общества, когда от интеллектуальности и физического состояния зависит будущее России, особенно важным является развитие познавательных способностей личности.

Между тем, проблема познавательных способностей разработана недостаточно, несмотря на то, что она остается базисной в системе непрерывного образования. Познавательные способности непосредственно включаемые в систему личности, которая сама по себе является крупной психологической системой человека, характеризуемая основными жизненными целями, мотивами и целесообразной деятельностью. Нет необходимости доказывать, что познание является специфической человеческой деятельностью, что оно характерно для человеческого рода как такового. И в то же время процесс познания в каждом конкретном случае специфичен и определяется теми реальными условиями, в которых совершенствуется в данном случае познавательная деятельность. Познание в практической или теоретической деятельности, познание в процессе обучения, познание, направленное на различное содержание, каждый раз будет требовать проявления различных свойств человеческой личности. Воспитание и обучение невозможно без комплексного изучения способностей личности. Данную проблему разрабатывали выдающиеся отечественные ученые И.М.Сеченов, И.П.Павлов, П.Ф.Лесгафт, В.М.Бехтерев и др.

Значительный вклад внесли и психологи Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, Л.И. Божович, А.А. Леонтьев, Б.М. Теплов, В.А. Крутецкий, Е.Ф. Рыбалко, С.Л. Рубинштейн, Л.А. Венгер, В.Д. Шадриков, и другие.

Цель данного исследования: изучить теоретические основы развития познавательных способностей школьников в процессе обучения биологии.

Объектом исследования - является процесс развития познавательных способностей личности.

Предметом исследования – развитие познавательных способностей школьников в процессе преподавания курса «Биологии».

Гипотеза исследования – развитие познавательных способностей в процессе обучения биологии будет протекать успешно, если: будут использованы различные приемы и средства активизируемые мыслительную деятельность школьников и если будет реализован исследовательский подход в обучении.

Для достижения поставленной гипотезы были поставлены следующие задачи:

- изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования;

- отобрать тесты и задания для диагностики уровней познавательных способностей школьников, провести исследование и последующую их коррекцию;

- разработать рекомендации для учителей по формированию познавательных способностей учащихся в процессе преподавания курса «Биология».

Методы исследования: метод теоретического анализа литературы, анализ продуктов учебной деятельности школьников, статистический метод исследования.

Основной целью нашего исследования было определение уровня и динамики познавательных способностей у школьников. В этой связи испытуемыми стали учащиеся – представители старшего школьного возраста (десятые классы).

Выбор возраста испытуемых определяется следующими соображениями. Десятиклассники в нашем эксперименте – это учащиеся 15-16 лет, т.е. в интеллектуальном плане фактически взрослые люди, со сформировавшимся индивидуальным стилем умственной деятельности. Нашей задачей было определить: насколько у них развиты познавательные способности и будет ли прослеживаться, и каким образом, динамика в развитии.

Контингент испытуемых был естественный. Мы не влияли на комплектацию классов по количеству учеников, составу, уровню успеваемости и другим параметрам.

Согласно данной программе исследование включало три основных серии: констатирующую диагностику, формирующий эксперимент, повторную диагностику. Каждая из серий осуществлялась в два этапа. Общее число испытуемых в первой серии экспериментального исследования на первом этапе составили 47 человек. Во второй серии первого этапа были определены контрольный и экспериментальный классы. Численность контрольной группы составили 26 человек, экспериментальной – 21 человек.

Экспериментальными были выбраны классы с литером «А», контрольными – с литером «Б».

Следуя изложенной выше логике экспериментального исследования, используя названный тестовый материал и придерживаясь основных принципов нашей концепции, на первом этапе мы осуществили констатирующую диагностику познавательных способностей учащихся разных возрастов МБОУ СОШ № 20 ст. Подгорной.

Полученные в ходе психодиагностического обследования данные мы подвергли первичной математико-статистической обработке.

Всего на первом этапе в первой серии эксперимента выполнено 217 человекоизмерений. Обобщенные показатели, т.е. результаты средних значений по всем тестам познавательных способностей для 10-х классов представлены в таблице 1.

Итак, констатирующая диагностика первого этапа экспериментального исследования, ее математико-статистическая обработка и анализ данных показывают в основном естественный рост познавательных способностей у школьников.

Обобщая все вышесказанное, по первому этапу констатирующей диагностики познавательных способностей школьников разных возрастов можно сделать следующий вывод: выявлена неравномерность протекания интеллектуального развития и совершенствования у школьников разных возрастных групп, о чем говорят различные конфигурации кривых возрастного развития.

В опытной работе специальное внимание обращалось на постановку опытов, наблюдение и самонаблюдение.

Поскольку выяснение отдельных методических приемов систематизации знаний являлось одной из задач настоящего исследования, остановимся на них подробнее.

I. В опытных классах применялось составление письменного плана с кратким перечнем основных вопросов урока. Иногда учащимся перед ответом предлагалось составить план и написать его на доске. Этот прием позволяет проследить последовательность ответа, умение ученика выделить основные вопросы, продумать соподчинение общих и частных знаний. Вместе с этим учитель, заслушав ответ лишь по основной части вопроса, может судить, как ученик представляет себе вопрос в целом. Записи могут иметь вид таблиц и схем. Они вполне применимы на уроке с разными целями.

II. В некоторых случаях записи могут выполнять лишь ограниченную роль при объяснении примера. Необходимость пользования записями в виде таблички вызывается обилием фактов и цифр в данном примере. Научный факт может быть сложным, добытым в результате ряда экспериментов.

III. Следующая группа записей использовалась для сравнения различных физиологических явлений или состояний организма, а также для объяснения особенностей строения органов. Такие таблицы составлялись во время изложения нового материала при участии всего класса или отдельными учащимися при повторении.

Наряду с табличными записями на уроках имело место составление записей в виде схем. Такие схемы обычно применялись с целью раскрытия понятий или показа взаимосвязи явлений в их динамике.

Возможные способы использования схемы, показывающей состав родового понятия «иммунитет», обмен веществ.

В условиях опытного преподавания нам удалось расширить возможность использования различных схем, таблиц, схематических рисунков, которые не только способствуют упорядочению знаний, но и содействуют развитию и установлению взаимосвязей между их элементами.

Нами конкретизировалось и углублялось одно из руководящих дидактических положений о включении новых знаний в систему старых. Причем это включение проводилось по возрастающей трудности учебных задач, которые требуют от учащихся проявления самостоятельности. Логическая последовательность раскрытия системных знаний рассматривается нами на всех этапах урока: в ходе изложения нового материала, в заключении по теме, при обобщении и повторении.

Важным условием для раскрытия системы знаний является взаимосвязанное изложение отобранных для урока вопросов, необходимость преодоления изолированности отдельных частей знаний.

На заключительном этапе психолого-педагогического эксперимента мы провели исследование по выявлению динамики развития познавательных способностей учащихся трех возрастных групп, выбранных нами в начале первого этапа. Теперь эти ребята стали на год старше и учатся в восьмых и одиннадцатых классах.

Диагностика состоялась в феврале 2017 года. Всего произведено 296 человекоизмерений. Мы ввели дополнительно два тестовых задания, которые не использовали на первом этапе. Это тест «Признаки предмета», выявляющий способности находить в воспринимаемом предмете все его свойства и признаки и формулировать их словами, умение сосредотачиваться на предмете, мыслить о нем. Также мы осуществили диагностику воображения с помощью теста «Круги».

Результаты экспресс-тестирования познавательных способностей учащихся всех исследуемых классов, а также средних суммарных баллов для 8-х и 11-х классов представлены в таблицах приложения. Динамика развития познавательных способностей школьников разных возрастов за период с января 2017 по февраль 2017 года представлена в таблице 2 текста.

Выявленная нами динамика имеет свои характерные особенности. Исходя из среднего суммарного балла шестнадцати тестовых показателей психического развития, наблюдается рост познавательных способностей. Видно, что от 7-го к 9-му классу он составляет 12,8% и 12,7% соответственно. От 10-го к 11-му классу – 1,5 %. При этом картина естественного роста познавательных способностей от 14 до 16 лет сохраняется.

Итак, результаты диагностически экспериментального исследования показали, что продолжается естественный рост познавательных способностей школьников, но он неравномерен у учащихся. Под влиянием учебно-воспитательного процесса десятиклассники добавляют только 1,5%. 3десь, фактически, можно говорить о приостановке в развитии. Семиклассники увеличивают показатель познавательного развития на 12,7%. Это говорит о том, что в процессе традиционной системы образования психическое развитие детей идет недостаточно быстрыми темпами, а целенаправленное формирование, проводимое по предложенной нами методике, доказало свою высокую эффективность в совершенствовании познавательных способностей школьников (см. Таблицу 3).

Заключительную диагностическую серию второго этапа психолого-педагогического эксперимента с учащимися мы осуществили в начале марта 2017 года.

Результаты экспресс-тестирования познавательных способностей и средних суммарных баллов для 8-х и 11-ого классов занесены в таблицы. Полученные нами психодиагностические данные показывают естественный рост познавательных способностей школьников. Из него видно, что в экспериментальных классах, где с учащимися проводилась формирующая работа по развитию внимания, восприятия, памяти и мышления, прирост является более эффективным в сравнении с контрольными классами.

На первом этапе эксперимента мы определили кривую возрастного развития школьников 8-х и 10-х классов. На втором этапе мы получили данные о познавательном развитии учащихся 8-х и 11-ого классов и на их основе уточнили характер кривых, распределив их по познавательным процессам. Представленные кривые возрастного развития наглядно показывают, что компоненты познавательных способностей развиваются по законам непрерывности и дискретности.

Итак, можно сделать следующие выводы:

  1. Результаты, полученные в ходе психолого-педагогического эксперимента, подтверждают сделанный нами на первом этапе исследования вывод о том, что познавательные способности развиваются прогрессивно в соответствии с возрастом испытуемых от 14-ти до 16-ти лет, но темпы развития замедляются, и диапазон их составляет ≈10% к подростковому возрасту и ≈1,5% от подросткового к старшему школьному возрасту.

  2. Более высокие темпы познавательного развития (исходя из среднего арифметического показателя успешности по всем тестам) отмечены в экспериментальных классах, где проводилась формирующая работа по развитию внимания, восприятия, памяти и мышления. У подростков – 29,1%, что, по сравнению с контрольным, - выше на 7,3%.

  3. Данные второго этапа психолого-педагогического эксперимента уточнили и дополнили конфигурации кривых возрастного развития школьников по отдельным познавательным способностям. Особое внимание обращает на себя дискретный характер кривых в критические периоды развития. В частности, нами обнаружено, что в 14-15 лет наблюдается падение способности к восприятию пространственных величин, способности к зрительному запоминанию информации, способности пользоваться основными понятиями, осуществляя аналитико-синтетическую деятельность и др.

  4. Исследование показало, что проблема активизации познавательной деятельности школьников – не абсолютно новое явление в педагогике, в прошлом с ним связаны такие известные имена как Ж.Ж.Руссо, К.Д.Ушинский и другие. Так, Дистервег писал: «Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить».

  5. Если человека постоянно приучать усваивать знания и умения в готовом виде, можно притупить его природные творческие способности, «разучить» думать самостоятельно.

  6. Наше исследование подтвердило актуальность проблемы диагностики и формирования познавательных способностей школьников.

  7. Обучение и воспитание в современной школе недостаточно опираются на имеющиеся психологические знания об общих закономерностях развития ребенка. При построении учебного процесса на диагностической основе можно получить данные об особенностях познавательных способностей учащихся, которые в значительной мере определяют успехи и трудности в обучении. А это, в свою очередь, позволит составить более полное представление об адекватности использования различных стратегий в учебно-воспитательном процессе школы.

  8. Воспитанное школьников в процессе обучения формирование активного познавательного процесса перестраивает отношение к учению. Благодаря этому учение становится приятным, плодотворным, приносит радость и удовлетворение и ученику и учителю.

  9. Использование на практике технологий, активизирующих мышление дают ряд преимуществ: помогают «включить» в процесс обучения весь класс, обеспечивают необходимую глубину и научную доказательность изложенного материала, создаются условия для активной познавательной деятельности, развиваются интеллектуальные способности, логическое мышление, школьники учатся рассуждать, обобщать, выдвигать гипотезы, делать выводы.

  10. При целенаправленном формировании познавательных способностей с помощью специально разработанных приемов – игр, задач и упражнений, проводимых в цикле тренинговых занятий, - у школьников происходит совершенствование восприятия и внимания. Освоение разнообразных приемов смысловой переработки материала приводит к существенному улучшению логической памяти, мышления и воображения. Это по результатам наших исследований имеет определенные преимущества по сравнению с традиционной системой образования. Кроме того, у школьников наблюдается возникновение отсутсвующего прежде интереса к умственной работе и учебно-познавательной деятельности, что было выявлено в процессе общения с учащимися.

  11. Таким образом, наше исследование подтвердило выдвинутую нами гипотезу:

  12. Познавательные способности можно более целенаправленно формировать за счет специально разработанных психолого-педагогических методик, что обеспечивает школьникам более высокий уровень их развития и создает фундамен для борьбы с интеллектуальной нагрузкой в средних и старших классах школы.

  13. Диагностика при формировании познавательных способностей школьников открывает широкие перспективы использования в школе современных методов изучения и развития познавательной сферы учащихся в целях их индивидуализации и дифференциации, повышают результативность школьной успеваемости.

Список использованной литературы

  1. Дашевская А. Е. Исследовательская деятельность педагогов и учащихся. – Методический сборник. Изд. 2-е, доп. Перераб. – Киров: Изд-во Лицея естественных наук, 2003.

  2. Ларина В. П. Инновационная практика: организация инновационной деятельности педагогов и учебно-исследовательской деятельности учащихся: Методическое пособие – Киров: Издательство Кировского областного ИУУ, 2004.

  3. Макаренко З. П. Учебные экологические исследования учащихся по областной программе «Школьный экологический мониторинг». – Модернизация естественнонаучного образования в условиях развития современной школы: материалы 30-й областной научно-практической конференции учителей географии, химии, экологии, биологии образовательных учреждений. - Киров: ИУУ, 2003.

  4. Краева И. И. Диагностический подход в управлении исследовательской деятельностью участников педагогического процесса. – Сборник научных материалов. Часть 1 . – Под редакцией Г. А. Русских. – Киров: ИУУ, ВГПУ, 2000.

  5. Подготовка педагогических кадров и оценка их качества в системе непрерывного образования: Материалы международного семинара. – Киров: Издательство ВГПУ, 2001.

  6. Регион: Управление образованием по результатам. Теория и практика – Под редакцией П. И. Третьякова. – М.: Новая школа, 2001.

  7. Ашихмина Т. Я. Школьный экологический мониторинг. М: Издательство «АГАР» -2000.-385с.

  8. Методические рекомендации и задания в помощь учителям и юным следопытам. Изучайте свой край. – Киров, 1978.

  9. Беляева В.С.. Изучаем природу родного края. (Из опыта работы). М., Просвещение, 1971.

11

Просмотров работы: 281