• реликтовый (лат. relictum – «остаток», «память») уровень включает в себя педагогические установки учителей начальной школы, нормы, способы и формы педагогического процесса, вызванные к жизни предшествующей эпохой. Это продукт традиционной культуры, который основывается на том, что процессы обучения и воспитания организуются как бы «по памяти», посредством реализации имеющегося эмпирического опыта предшествующей жизни. Именно этот уровень часто реализуется в деятельности непрофессиональных учителей начальной школы (например, родителей и других членов семьи), а также многих руководителей, не имеющих достаточной психолого-педагогической подготовки или не учитывающих имеющиеся знания в своей профессиональной деятельности;
• актуальный уровень обеспечивает реальное функционирование педагогического пространства учреждения, выстроенного по требованиям действующего социального заказа. Это педагогические преобразования внутри системы, выдерживающие жесткие нормы, требования и правила на предмет «чему учить» и «каким быть» в условиях конкретного учреждения, организации. Он реализуется в профессиональной деятельности учителей начальной школы;
• потенциальный уровень содержит педагогические программы, обращенные в будущее. Это собственно педагогическая инноватика, цель которой – подготовка образовательных, производственных и других систем к требованиям завтрашнего дня. Часто эти программы не оцениваются по достоинству специалистами, которые не могут увидеть перспектив развития или в силу стихийно сложившегося стиля управления не приветствуют принципиальных нововведений. Когда общество статично, этот уровень педагогической культуры развивается в жестких условиях непринятия. В динамичном обществе его представители становятся генераторами конструктивных преобразований. Потенциальный уровень педагогической культуры обеспечивает режим развития управленческих функций учителей начальной школы.
Анализ сущности и уровней педагогической культуры учителей начальной школы позволяет выделить две группы ее компонентов:
компоненты личностного плана представляют собой педагогическую направленность, педагогическую эрудицию, педагогическое творчество, педагогическое мастерство, а также педагогическую технику и культуру речи учителей начальной школы;
компоненты деятельностного плана включают в себя педагогическое целеполагание, стиль педагогической деятельности, педагогическое общение и поведение, самосовершенствование в педагогической деятельности учителей начальной школы.
Важнейшей характеристикой личности специалиста высшей образовательной квалификации выступает педагогическая направленность. Под ней принято понимать систему целей и установок, стремлений и эмоциональных реакций, идеалов и убеждений человека, выражающих его отношение к педагогическим аспектам профессиональной деятельности и определяющим образом влияющих на ее содержание и результаты. В содержании педагогической культуры она выражается следующими компонентами:
педагогическим интересом;
склонностью к педагогической деятельности;
стремлением к педагогическому труду;
системой профессиональных специфических отношений;
педагогическими убеждениями учителей начальной школы.
Определяющим показателем педагогической направленности выступают педагогические убеждения – сплав знаний, чувств и воли руководителя структурного подразделения. Педагогическая направленность тесно связана с другим качеством – педагогической эрудицией. В ее содержании, как составной части педагогической культуры, важную роль играют психолого-педагогические знания о личности, его темпераменте, характере, интеллекте, природе зарождения конфликтов в структурном подразделении (группе, коллективе), путях их предупреждения и разрешения, средствах, методах и способах взаимодействия с личностью, путях самовоспитания, самообразования и др.
Успешное решение сложных педагогических задач в профессиональной деятельности учителей начальной школы не возможно без творческого подхода. Педагогическое творчество выступает как специфическое качество, основанное на закономерностях психологии и педагогики. Оно направлено на совершенствование и развитие методических систем, разработку новых условий и форм, идей и опыта, средств и способов обучения. Педагогическое творчество также предусматривает выработку оригинальных приемов воздействия на личностную сферу сотрудников и подчиненное подразделение в целом. В основе педагогического мастерства учителей начальной школы лежит высокий уровень развития его нравственных качеств, диалектическое мировоззрение. Проявление им творчества в профессиональной деятельности обусловлено наличием совокупности развитых качеств, прежде всего творческого мышления, профессиональных и психолого-педагогических знаний, педагогических способностей. Не менее значимы навыки и умения профессионального обучения и воспитания, чувство нового и ответственности за педагогические последствия принимаемых решений, педагогическое лидерство и др.
Важными компонентами педагогической культуры является его педагогическая техника и культура речи. Первая по своему содержанию представляет собой совокупность навыков и умений осуществления педагогического взаимодействия учителя начальной школы с другими сотрудниками. В нее входят навыки в организации и проведении специальных профессиональных занятий и воспитательных мероприятий, умение осуществлять педагогическую деятельность с учетом ее педагогических аспектов, навыки руководства процессом самообразования, умение применять современные технические средства в процессе проведения профессиональных занятий и воспитательных мероприятий. Культура же речи учителя начальной школы представляет особую область педагогической техники и выступает внешним показателем уровня общей культуры учителя начальной школы, основным инструментом его педагогического взаимодействия. Отличительными признаками педагогической культуры речи учителей начальной школы выступают ясность, краткость, правильность, уместность, эмоциональность.
Педагогические качества, составляющие ядро профессиональной деятельности учителей начальной школы, проявляются, реализуются и развиваются в его работе. На это важное обстоятельство указывал в свое время С.Л. Рубинштейн. «Мое сознание в своей внутренней сущности, - писал он, - опосредовано объективными связями, которые устанавливаются в общественной практике, и в которые я включаюсь, вхожу каждым актом своей деятельности, практической и теоретической. Каждый акт моей деятельности и я сам в нее тысячами нитей вплетен, многообразными связями включен в объективные образования исторически сложившейся культуры, и мое сознание насквозь опосредовано ими».
Важнейшей характеристикой педагогической деятельности учителей начальной школы является ее педагогическое целеполагание. Под ним понимается система целей и установок, определяющих педагогическое содержание деятельности, ее направленность на решение задач профессионального обучения и воспитания. В нем находит свое выражение педагогическая направленность личности учителя начальной школы и его педагогическая предрасположенность. В его основе лежат мотивы – внутренние силы, которые побуждают его к активности в учебно-воспитательном процессе школы. Налицо тесная взаимосвязь мотивации личности учителей начальной школы (убеждения, взгляды, чувства, интересы, желания, стремления) и характера совершаемых действий.
Целеполаганием профессиональной деятельности учителя начальной школы во многом обусловливается стиль его педагогической деятельности. Обычно под ним понимают способ осуществления педагогических действий, отличающийся совокупностью своеобразных элементов. В этом плане различают стиль работы, стиль поведения, стиль обучения и воспитания и т.д. Для характеристики стиля педагогической деятельности учителей начальной школы наиболее приемлема первая из этих сторон. В этой составной части профессиональной педагогической деятельности учителя начальной школы находят выражение такие компоненты педагогической культуры, как педагогическая эрудиция, педагогическое творчество и педагогическое мастерство.
Профессиональная деятельность осуществляется в процессе общения и поведения учителя начальной школы. Эта сторона педагогической деятельности является важнейшей характеристикой профессиональной деятельности. Педагогическая направленность общения предполагает умение учителя начальной школы продолжать выполнение основной задачи профессиональной деятельности, используя различные формы и методы своей работы. Ее содержание тесно связано с педагогической направленностью и мастерством учителей начальной школы.
В профессиональной деятельности учителей начальной школы общение занимает особое место и является его обязанностью, так как сама природа педагогической деятельности немыслима без общения. В то же время это не просто контакты, а важная форма социально-психологического взаимодействия людей. Путем общения в профессиональной деятельности осуществляется обмен информацией, формируются установки личности, ее позиция, правила и приемы поведения и т.д. Общение выполняет важнейшую функцию обратной связи в профессиональной деятельности учителя начальной школы.
Формирование педагогических отношений требует от учителя начальной школы личностного самосовершенствования в процессе своей профессиональной деятельности. Этот процесс осуществляется по двум основным направлениям:
во-первых, самовоспитание, как составная часть формирования педагогической культуры учителя в ходе его профессиональной деятельности, оно представляет собой процесс целеустремленной и систематической работы, направленной на формирование у себя положительных и устранение отрицательных качеств;
во-вторых, самообразование. В педагогическом аспекте оно является процессом целеустремленной работы педагога по расширению и углублению не только своих профессиональных, но и педагогических знаний, совершенствованию имеющихся навыков и умений учебно-воспитательной работы.
Таким образом, ядром педагогической культуры учителя начальной школы выступает собственно личность с ее индивидуальностью и неповторимостью, которая формирует соответствующую технику педагогической деятельности.