К 100-ЛЕТИЮ ПЕРВОГО ЭТНОПЕДАГОГА ЯКУТИИ В. Ф. АФАНАСЬЕВА - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

К 100-ЛЕТИЮ ПЕРВОГО ЭТНОПЕДАГОГА ЯКУТИИ В. Ф. АФАНАСЬЕВА

Местникова Л.Н. 1, Федорова Н.Р. 1
1Педагогический институт СВФУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
C 22 марта по 8 апреля 2017 г. В нашем педагогическом институте проводится Декада, посвященная 100-летию со дня рождения В.Ф.Афанасьева. Виктор Федорович Афанасьев (Алданский) - первый доктор педагогических наук, профессор, заслуженный деятель науки Республики Саха (Якутия), известный педагог, кавалер педагогических медалей имени К.Д. Ушинского, Н.К. Крупской, А.С. Макаренко. Отличник народного образования РФ, поэт-сатирик члена Союза писателей РФ, Почетный член Педагогического общества РСФСР, лауреат премии Ленинского комсомола Алтая, Почетный гражданин Дюпсинского наслега Усть-Алданского улуса.

В.Ф. Афанасьев (1917-1993 гг.), уроженец Усть-Алданского улуса, начинал свой педагогический путь в 1931 г. учителем Соттинской начальной школы, в годы войны сочетал учительскую деятельность с комсомольской работой, в 1947 г. закончил заочно Якутский педагогический институт.

В 1953 г. после окончания аспирантуры в Академии педагогических наук РСФСР и успешной защиты кандидатской диссертации на тему «Школы Якутии в годы Великой отечественной войны», В.Ф. Афанасьев был назначен директором института усовершенствования учителей (ЯРИУУ). По инициативе Виктора Федоровича появились новые формы повышения квалификации педагогических работников – педагогические чтения, выездные курсы и семинары учителей, был организован печатный орган «В помощь учителю».

Научные труды В.Ф. Афанасьева по народной педагогике, истории образования республики: монографии «Школа и развитие педагогической мысли в Якутии» (1966г.), «Этнопедагогика нерусских народов Сибири и Дальнего Востока» (1979г.), просветительские издания «Ветераны педагогического труда» в 3 выпусках (1965, 1967, 1971гг.), «Ветераны Отечественной войны и педагогического труда» (1983г.) и др., представляют богатейшее педагогическое наследие и непреходящую ценность для развития современного образования. В исследованиях Виктора Федоровича впервые в истории народного просвещения Якутии показаны условия и пути подготовки подрастающего поколения к жизни на основе народных традиций, обычаев, взглядов, нравственных ценностей национальной системы воспитания.

Теоретические положения монографии «Школа и развитие педагогической мысли в Якутии» стали итогом научно-исследовательской работы по истории педагогики и были представлены В.Ф. Афанасьевым в 1966г. в качестве докторской диссертации при Ленинградском педагогическом институте имени А.И. Герцена. В 1970 г. В.Ф. Афанасьеву первому в республике присуждена ученая степень доктора педагогических наук. Позднее в 1978 г. он становится членом-корреспондентом АПН СССР.

В.Ф. Афанасьев относится к числу первого ряда научных кадров Якутского государственного университета (ЯГУ). С 1960 г. начинается научно-педагогическая деятельность В.Ф. Афанасьева в Якутском госуниверситете: сначала доцент кафедры истории СССР, затем декан историко-филологического факультета, заведующий кафедрой педагогики и психологии (1972-1986 гг.) и впоследствии профессор кафедры педагогики (до 1993 г.). За годы руководства В.Ф. Афанасьевым кафедра педагогики и психологии становится в республике координирующим центром научно-исследовательской деятельности по психолого-педагогическим проблемам.

Литературное творчество Виктора Алданского, характеризующего его как человека глубоких и разносторонних знаний и интересов, представлено сборниками сатирических стихов, рассказами, баснями, экспромтами, содержащие нравственные воспитывающие ситуации, примеры, обличающие человеческие пороки. Кроме того с именем Виктора Федоровича Афанасьева связана разносторонняя общественная деятельность: активный пропагандист педагогических знаний общества «Знание», председатель Якутского отделения Педагогического общества РСФСР, председатель республиканской Федерации бокса, член «Библиотечного совета» Национальной библиотеки и др., направленная на просвещение и воспитание подрастающего поколения.

Наследие В.Ф. Афанасьева – исследования по этнопедагогике, истории образования и просвещения республики, а также его ученики и последователи, воспитанные им в классических традициях служения педагогической профессии.

В рамках Декады, посвященной Афанасьеву В.Ф., в нашем институте были проведены такие мероприятия, как открытие юбилейной экспозиции в музее истории педагогического образования ПИ СВФУ, проведение актовых лекций, литературно-музыкальная гостиная, встречи с родственниками ученого, воспоминания, олимпиада по этнопедагогике, конкурс эссе «Мое восприятие В.Ф.Афанасьева в контексте современных проблем воспитания», открытое заседание Лаборатории этнокультурного образования «Этнопедагогическое наследие В.Ф.Афанасьева» и др. 8 апреля проводится XVII Всероссийская студенческая научно-практическая конференция «Афанасьевские педагогические чтения» по теме «Инновации и традиции педагогической науки». Афанасьевские чтения традиционно проводятся каждый год в день рождения ученого. Чериктейской СОШ Усть-Алданского улуса присвоено имя В.Ф.Афанасьева-Алданского.

Студенты нашей группы принимали участие в олимпиаде по этнопедагогике. На открытии олимпиады мы прочитали доклад о жизни и творчестве В.Ф.Афанасьева.

Таким образом, имя В.Ф.Афанасьева навсегда осталось в истории педагогики нашей республики и мы, будущие педагоги, свято чтим его память.

Использованная литература

  1. Мордовская А.В. Жизненный путь и педагогическое кредо В.Ф. Афанасьева // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К.Аммосова. – Выпуск 2/том 4/ 2007. – с.122-125

Просмотров работы: 177