ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Юсупова Г.Р. 1
1ФГБОУ ВО «Башкирский ГАУ»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
С помощью малого предпринимательства решается ряд важнейших экономических и социальных задач. Малый бизнес развивает экономический сектор, создавая дополнительные рабочие места, также способствует развитию конкуренции. Таким образом, говорить о том, что рыночная экономика может эффективно развиваться без участия субъектов малого бизнеса нельзя. Развитие данного сектора является важнейшим направлением решения экономических и социальных проблем.

Благодаря функционированию организаций сферы малого и среднего бизнеса население имеет возможность получать те товары и услуги, которые не в силах им предложить крупные предприятия, то есть бытовые услуги, мелкая торговля. Предприятия сферы малого бизнеса выполняют обслуживающую функцию, а крупные предприятия находятся в определенной зависимости от субъектов малого бизнеса. [1].

Исходя из данных, которые приведены Федеральной Службой Государственной статистики, количество малых предприятий в Российской федерации растет с каждым годом.

Таблица 1 Число субъектов малого предпринимательства в РФ.

Показатели

2011 г.

2012 г.

2013 г.

2014 г.

2015 г.

2015 г. в % к 2011 г.

Малые предприятия, тыс.

1836,4

2003,0

2063,1

2103,8

2 618,3

142,6

в том числе микропредприятия

1593,8

1760,0

1828,6

1868,2

1896,3

118,9

средние предприятия

25,2

15,9

13,8

13,7

13,9

55,2

Опираясь на таблицу 1, можно сделать вывод о том, что количество малых предприятий в 2015 г. по сравнению с 2011 г. выросло на 42,6 %, что составляет – 781, 9 тыс.

Далее в таблице 2 рассмотрим основные экономические показатели деятельности малых предприятий в РФ.

Таблица 2 Основные экономические показатели деятельности малых предприятий в РФ.

Показатели

2011 г.

2012 г.

2013 г.

2014 г.

2015 г.

2015 г. в % к 2011 г.

Среднесписочная численность работников (без внешних совместителей), тыс. человек

10421,9

10755,7

10775,2

10789,5

10825,3

103,8

Среднемесячная начисленная заработная плата, руб.

15743

16711

17948

19201

19536

124,1

Оборот предприятий, млрд. руб.

22610,2

23463,7

24781,6

26392,2

27481,1

121,5

Инвестиции в основной капитал, млрд. руб.

431,6

521,5

574,9

664,4

735,8

170,5

Удельный вес убыточных предприятий, %

18,7

17,7

19,5

20,3

21,3

-

Анализируя данные таблицы 2, можно сделать следующие выводы: среднесписочная численность работников малых предприятий увеличилась на 3,8 %, среднемесячная начисленная заработная плата – 24,1 %, удельный вес убыточных предприятий в 2015 году по сравнению с 2011 годом увеличился на 2,6%.

Развитие малого бизнеса в России и в отношении отдельных субъектов РФ, сталкивается с некоторыми проблемами, затрудняющими его развитие, как в период становления, так и в процессе развития. Среди таких проблем можно выделить следующие:

  • высокий уровень налогообложения;

  • недостаток финансовых средств, неплатежеспособность потребителей, рост арендных платежей;

  • трудности с получением кредита;

  • юридическая незащищенность, повышение тарифов.

При обращении в финансово – кредитные учреждения, основными проблемами предприниматели выделяют высокие процентные ставки и сложную процедуру оформления.

Нестабильность налоговой системы является существенным, можно сказать даже основным, экономическим неприятным фактором для малых предприятий, так как происходят постоянные изменения в налоговой политике. В среднем, количество изменений в Налоговом кодексе в среднем за год составляет от 25 до 40. е удивительно, что к существующей налоговой системе ныне предъявляется масса претензий. По мнению большинства специалистов, налоговая политика недопустимо жестка по числу и "качеству" налогов и слишком сложна для налогоплательщика.

Большей государственной поддержкой пользуется именно малый бизнес, а не средний. Поправки, внесенные в прошлом году в закон № 209-ФЗ, позволили с 2016 года относить к малому бизнесу (в том числе, к микропредприятиям) большее количество бизнесменов:

  • лимит годовой выручки от реализации товаров и услуг для малых предприятий увеличился с 400 до 800 млн рублей, а для микропредприятий – с 60 до 120 млн рублей.

  • выросла разрешенная доля участия других коммерческих организаций в уставном капитале малого предприятия – с 25% до 49%.

  • средняя численность работников осталась прежней - не более 15 человек для микробизнеса и не более 100 человек для малого предприятия.

  • увеличен период, в течение которого бизнесмен относится к этой категории, даже если он превысил лимит по выручке или численности работников – с двух до трех лет. Так, если лимит был превышен в 2015 году, то компания утратит право считаться малой только в 2018 году.

Но изменения зачастую приводят к такой ситуации, когда хозяйствующие субъекты просто не могут воспользоваться налоговыми льготами, предусмотренными законодательством, ввиду значительных трансакционных издержек. Рассматривая проблему кредитования малого бизнеса нельзя обойти вниманием деятельность самих хозяйствующих субъектов, особенности и недостатки которой порой усугубляют сложности проблему кредитования.

Во – первых, это непрозрачность малого и среднего бизнеса, недостоверная финансовая отчетность, отсутствие кредитной истории.

Во – вторых, низкая финансовая и юридическая грамотность заемщиков, то есть низкое качество проработки бизнес – планов, недопонимание условий получения кредита

В – третьих, это недостаточность залогового обеспечения и отсутствие поручителей. Так как кредитование малого бизнеса является рискованной операцией в связи с тем, что оно в основном ассоциируется с кредитованием новых субъектов предпринимательской деятельности, которые еще не успели себя зарекомендовать. Для предпринимателей это является серьезной преградой для оформления кредита и невозможностью формирования стартового капитала [2].

Для решения этих проблем существуют следующие рекомендации по улучшению государственной поддержки малого бизнеса:

  • необходимо снижение стоимости аренды помещений для ведения бизнеса;

  • необходимо упрощение порядка получения статуса юридического лица и ИП, а также исключение избыточных и дублирующих административных процедур;

  • осуществление государственного и муниципального контроля и сокращение количества проверяемых документов;

  • развитие организаций микрозайма, способных оперативно и на законных и приемлемых условиях выдавать кредиты малым предприятиям;

  • увеличение объема бюджетных средств, направляемых на помощь малому предпринимательству [5].

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Королева, Е. В. Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в России в сфере инноваций / Е. В. Королева // Экономика и предпринимательство. – 2014. - №3 – С. 540.

  2. Лапуста, М. Г. Малое предпринимательство [Текст] : учебник / М. Г Лапуста, Ю. Л. Старостин. 2-е изд., перераб. и доп. – М. : ИНФРА-М, 2007. – 553 с.

  3. Рахимова Р. Р., Шайхутдинова Н. А. Управление прибылью коммерческого банка [Текст] / Р.Р. Рахимова, Н.А. Шайхутдинова Н. А. // NovaInfo.Ru. 2015. T. 1. №35, с. 69-71.

  4. Шайхутдинова Н. А., Запольских Ю. А., Рыцева А. В. Финансы организаций (предприятий) [Текст] / Н. А. Шайхутдинова, Ю.А. Запольских, А.В. Рыцева // Практикум. – Уфа, 2012.

  5. Шайхутдинова, Н.А., Хайруллина, А.Д. Проблемы развития малого предпринимательство [Текст] / Н.А. Шайхутдинова, А.Д. Хайруллина // Экономика и социум. – 2014 №1(10)

Сведения для связи: [email protected]

Просмотров работы: 804