ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ЯКУТСКИХ ПОСЛОВИЦ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ЯКУТСКИХ ПОСЛОВИЦ

Стрекаловская С.Г. 1, Николаева А.В. 1
1Педагогический институт СВФУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Культура поведения, являясь частью общечеловеческой культуры, отражает состояние общественного развития и поэтому во всех программных документах современного дошкольного образования подчеркивается, что воспитание навыков этикетного поведения является одной из самых сложных, но актуальных задач сегодняшнего дня. Создание сферы культурного общения в этой ситуации занимает особо важное место как обеспечение благоприятных условий воспитания детей, что помогает контактам ребенка с окружающими, обеспечивает ему эмоциональное благополучие и комфортное самочувствие [3].

В период дошкольного детства контакты со взрослыми и сверстниками выполняют очень важную роль. В них формируются, в частности, способность к речевому общению, усваиваются социальные умения и навыки, необходимые для самостоятельной жизни среди людей в обществе. Впечатление о ребенке, прежде всего, создается на основе форм его взаимодействия с окружающими, которые играют огромную роль в общей культуре его поведения. Культура поведения выступает при этом одним из самых важных компонентов коммуникативного процесса.

Исследования М.И. Воротыновой, И.Н. Курочкиной, Г.П. Лаврентьевой и др. авторов установили, что воспитание культуры поведения определяет: формирование у детей знаний норм и правил поведения; умение общаться с окружающими; желание ребенка вступать в контакт; предупреждает негуманное проявление эмоций. Особую роль в данном процессе играют малые жанры устного народного творчества –пословицы, осознание нравственного смысла которых способствует выработке норм поведения у детей. Данная тема является актуальной, так как жизнь доказывает, что необходимо как можно раньше начинать приобщение детей к навыкам культуры поведения.

В старшем дошкольном возрасте дети активно вступают в различные взаимоотношения с окружающими людьми. В то же время, ребенок в этот период еще не владеет достаточными этикетными поведенческими навыками, чтобы самостоятельно регулировать свои отношения со сверстниками и взрослыми. Из этого противоречия рождается необходимость изучения особенностей формирования культуры поведения ребенка в этом возрасте, и педагогической роли пословиц в данном процессе.[1]

В нашем исследовании принимали участие 30 детей старшего дошкольного возраста МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 15 «Кэнчээри» с. Сайылык Кобяйского улуса (района): 15 детей экспериментальной группы и 15 детей контрольной группы.

Для обследования культуры поведения детей использована методика Г.А. Урунтаевой. Согласно автору, по мере развития ребенка слово становится способом саморегуляции и самооценки, оно может остановить или, наоборот, активизировать деятельность или поведение маленького человека.

Именно в старшем дошкольном возрасте дети наиболее восприимчивы к усвоению форм этикетного поведения, так как словесная регуляция, опирающаяся на знание нравственных норм, помогает ребенку подбирать необходимые языковые средства. Чтобы оценить уровень культуры ребенка, достаточно пронаблюдать его речевую деятельность в разных ситуациях и обстоятельствах. [2] Исследование культуры поведения детей велось по данным наблюдения в утренний отрезок времени, когда они приходили в детский сад, в вечерний отрезок времени, когда уходили домой, и во время приема пищи. Результаты наблюдения оценивались на основе критериев оценивания умения, неумения или отказа детей использовать «вежливые» формы речи в 1) утренний отрезок времени, 2) вечерний отрезов времени или 3) во время приема пищи. Данное наблюдение велось в течение 5 дней. По данным наблюдения детей поделили на 3 основных уровня – высокий, средний и низкий. Итоги обследования позволили нам сделать следующие выводы: почти третья часть детей экспериментальной группы плохо владеет правилами и навыками речевого этикета, так как здесь очень много случаев отказа от применения форм вежливости при вхождении в группу и при выходе из нее; большая часть детей с низким уровнем общения не знает как вести себя правильно, соответственно нормативам культуры поведения. Результаты констатирующего эксперимента показали, что необходима формирующая работа по усвоению детьми экспериментальной группы культуры поведения.

С целью формирования у детей старшего дошкольного возраста навыков культуры поведения посредством якутских пословиц мы провели опытно-экспериментальную работу по двум направлениям: 1) создание специальных педагогических игровых ситуаций; 2) развитие культуры поведения детей через якутские пословицы.

В процессе формирующей работы стремились дать детям представление о различных формах вежливого общения между людьми, познакомить их с правилами этикета посредством игровых ситуаций.

Первое направление работы было направлено на создание игровых ситуаций по развитию этикетных речевых навыков, умений и представлений детей.

В процессе первого направления работыдети получили знания о приемах, средствах и методах вежливого общения друг с другом, младшими детьми и взрослыми. Они научились правильно вести себя в различных ситуациях дома, в гостях, на улице, используя как жестовые, так и ре­чевые средства общения и правильно применяя правила речевого этикета. Для этого были использованы игровые методики Л.М. Шипициной, О.В. Защиринской из пособия «Азбука общения».

Основным средством развития культуры поведения являлась игровая форма общения. Все игровые занятия по данной теме были направлены на раскрытие значения вежливых слов, формирование у детей представлений и потребности в доброжелательном общении с окружающими.

Второе направление формирующего эксперимента – развитие культуры поведения детей через якутские пословицы.

При использовании якутских пословиц, прежде всего, имели в виду самоценное значение этих слов для развития детей. Кроме того, использовались как смысловой фон отношений, окрашивающий другие формы совместной деятельности взрослого с детьми. Важно, чтобы знакомство с ними не стало принудительным занятием: пословица должна развивать ребенка, но и одновременно доставлять удовольствие в общении.

При беседе с детьми выяснилось, что больше запоминаются ими образные выражения, которые поражают необычностью, меткостью суждений. Из их ответов видно, что для них наиболее значимы нравственные заповеди: цени дружбу, не говори неправду, не будь ленивым, послушайся старших, умудренных жизнью.

Эффективным средством раскрытия нравствен­ного смысла якутских пословиц для детей старшего дошкольного возраста оказа­лись специально подготовленные беседы нравственно-этической тематики о добре и зле, о молодости и старости, о совести и чувстве стыда, о великой силе дружбы, о взаимопомощи и т.д.

Например, познакомив детей с пословицей «Ыстаабыккын эрэнимэ - ыйыстыбыккын эрэн» («Хорошо смеется тот, кто смеется последним»), предложили осмыслить содержание. Для того, чтобы дети задумались над её смыслом, спросили: «Как вы понимаете ее? Вспомнить случай, когда можно было ее употребить». Сначала дети объяснили пословицу дословно, например: «Надо не только хорошо жевать, надо еще хорошо проглотить», «Так же можно подавиться». Большинство детей старшего дошкольного возраста понимают пословицы в буквальном смысле и не всегда могут выразить обобщающий смысл, заложенный в пословице. Трудности у детей вызывало установление причинно-следственных связей, непонимание отдельных слов. Поэтому здесь необходимо было помочь взглянуть детям на поведение человека с разных сторон. Очень важно, чтобы дети не просто находили необычные слова, но и умели их объяснить.

Для раскрытия нравствен­ного смысла якутских пословиц в системе повседневного общения с детьми помогали также различные игровые задания «Найди нужную картинку» «Назови пословицу к картинке», «Я начну, а ты продолжи», «Переводчик». Постепенно дети научились не только понимать глубину нравственного содержания якутских пословиц, мудрость, заложенную в них, но и поняли, все они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления

Для того, чтобы содержание якутских пословиц закрепить, мы привлекали героев якутских сказок, для чего детям давались такие задания: обыграть ситуацию – «птичке холодно» (под дождем, в холодной норке); «хитрая лиса идет к дому человека, чтобы выкрасть у него еду», «птичка Алаа Могус разговаривает с Чаачахааном, выясняет, почему он грустный, надоедает ему вопросами; интонацией», голосом показать характер птички Алаа Могус, надоедливый, настырный.

В ходе эксперимента мы старались активизировать употребление детьми пословиц, специально создавались педагогические ситуации. Если дети не приветствовали, мы громко здоровались со всеми, от детей требовалось, что они должны первыми приветствовать взрослых, тем самым высказывать всем свое уважение.

Таким образом, работа по формированию навыков культуры поведения детей старшего дошкольного возраста посредством якутских пословиц была направлена на организацию педагогических условий их применения в различных образовательных ситуациях. Использование якутских пословиц при речевом общении активизировало высказывания детей, способствовало развитию умения образно выражать свои мысли. Очень важно было, чтобы дети не только запоминали речевые формулы, но и понимали их прямое и переносное значение и умели их применять в подходящей речевой ситуации.

Ссылки на источники:

  1. Азбука поведения /Сост. М.И.Воротынова.–СПб.:Питер,2008-416с.

  2. Курочкина, И.Н. Современный этикет и воспитание культуры поведен у дошкольников / И.Н. Курочкина. - М.: Владос, 2008. – 224 с.

  3. Лаврентьева, Г.П. Культура общения дошкольников / Г.П. Лаврентьева. – М.: Новая школа, 2010. – 129 с.

Просмотров работы: 260