СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Протодьяконова С.С. 1, Максимова Л.И. 2
1Педагогический институт, СВФУ
2СВФУ ПИ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Проблема обучения детей старшего дошкольного возраста русскому языку представляет собой процесс, связанный с решением задач обучения второму языку и развития речи. Как указывают в своей работе С.В. Гоголева, Е.И. Егорова главный методический принцип в использовании игр – их многократное повторение. Дети по-разному и в разном темпе принимают и усваивают новое [1, c 37].

В своей работе по обучению детей русскому языку мы широко используем разнообразные игры: ролевые, театрализованные, настольно-печатные, подвижные, хороводные, музыкально-ритмические, обогащая их содержание малыми фольклорными формами (прибаутки, частушки, скороговорки, пословицы, загадки).

Сюжетная и ролевая игра по терминологии Л.С. Выготского - «мнимая ситуация», которая является вершиной эволюции игровой деятельности в онтогенезе. Для того, что бы возникла обучающая игра, необходимо создать воображаемую игровую ситуацию, которая ввела бы ребенка в коммуникативную среду русской разговорной речи. В условиях игровой деятельности дети непосредственно вживаются в игровую роль. Например: в образы животных – лисы, зайца, волка, медведя, лягушки и т.д.

В сюжетно-ролевых играх дети исполняют роли профессии взрослых. Например: врача, милиционера, шофера, продавца и т.д. Для создания игровой ситуации применяли метод неполных или незаконченных предложений, которые способствуют обучению детей этикетным формам вежливого обращения и выражения.

В ролевых играх дети легко одушевляют своих мишек, кукол, также моделируют человеческие отношения и те ситуации, что видят вокруг. Благодаря разнообразию диалогов в ходе игры, они учатся грамотно выражать на русском языке просьбу, желание, совет и т.д.

Игры, которые были предложены детям, включали разнообразные ситуации: «Кукла заболела», «Куклы обедают», «День рождения Мишки», «В гости к кролику» и др.

В процессе обучения русскому языку важно вызвать положительный, эмоциональный отклик к процессу овладения русской разговорной речью в условиях театрализованной игры. В качестве дидактического материала использовали сюжетные картинки; куклы; фигурки зверей и животных; персонажи в объемных декорациях. Театральное действие разворачивали на импровизационной сцене, изготовленной из двух листов картона обшитой плотной тканью. Благодаря, разработанной нами системы театрализованных игр, мы решали задачи, практического овладения детьми связным высказыванием, формирования коммуникативных умений в диалогической и монологической речи. Дети, вступая в импровизационные события, разворачиваемые в ходе игр пальчикового, настольного, кукольного театров и драматизации отрабатывали выразительность речи, развивали речевое чутье, познавали тональные краски русского языка.

Обучение элементарному общению наиболее успешно осуществлялось в ходе применения нами дидактических настольно-печатных игр. Исследуя проблему обучения русскому языку, А.П. Величук, Е.А. Бажанова отмечали, что необходимо целенаправленно использовать дидактическую игру как одну из основных форм мотивации, организации

Во время игры детям предлагали ситуативно-речевые упражнения на основе развивающих ситуаций, они закрепляли усвоенные ранее наиболее распространённые речевые конструкции. Дети упражнялись в составлении вопросов и предложений в процессе диалога и монолога. Игры по обучению связной речи вызывают у детей стремление к общению на русском языке: «Назови правильно», «Наши помощники», «Какой?», «Положи и назови», «Отгадай что это?», «Нарисуй и расскажи», «Лето», «Научим Мишутку правильно произносить слова», «Кто как кричит?», «Кого не стало?», «Что делает?», «Догадайся сам», «Угадай на ощупь», «Подбери слово», «В слове есть части-слоги», «Сделай, что я скажу», «Эхо» и др.

Указывая роль упражнений на развитие речи, дыхания и голоса для совершенствования речевого аппарата ребенка А.В. Щеткин, указывал, что дети становятся более раскрепощенными, общительными [3, c. 5]. Подобранные нами фонетические игры, направленные на развитие артикуляционного аппарата, формирование умений восприятия на слух и произношения слов русского языка повлияли на отработку правильного темпа и высоты речи. Кроме лексических игр, которые направлены на активизацию в речи детей употребление русских слов, нами были использованы грамматические игры.

Особенную занимательность в ходе обучения детей русскому языку приобретали подвижные игры с правилами и хороводные игры, такие как «Море волнуется», «Зайка беленький», «Гуси», «У медведя во бору» и т.д. Дети усваивали различные команды, сигналы, указания, в соответствии которых они могли действовать, передвигаться, соблюдая определенные правила. Содержание этих игр включают слова и выражения, которые позволили им отрабатывать умения четко произносить отдельные звуки при помощи усиленной артикуляции.

Таким образом, при правильной организации игровой деятельности и создания психолого-педагогических условий для обучения детей русскому языку можно добиться положительных результатов.

Список использованной литературы

1. Гоголева, С.В. Обучение связной русской речи в якутских детских садах / С.В. Гоголева, Е.И. Егорова. – Якутск: Кн. Изд-во, 1992. – 64 с.

2. Величук, А.П. Русский язык в старших группах национальных детских садах РСФСР / А.П. Величук, Е.А. Бажанова. – Л.: Просвещение, 1990. – 240 с.

3. Щеткин, А.В. Театрализованная деятельность в детском саду / А.В. Щеткин. - М.: Мозаика-синтез, 2007. – 128 с.

Просмотров работы: 215