ЭКСПЕРИМЕНТ КАК МЕТОД ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ЭКСПЕРИМЕНТ КАК МЕТОД ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Попова Н.В. 1, Николаева А.В. 2
1Северо-Восточный федеральный университет им. М.К.Аммосова, Якутск, Россия
2СВФУ им. М.К. Аммосова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие и самореализацию ребенка, способствовать развитию исследовательской активности и инициативы дошкольника. Научный поиск эффективных средств развития исследовательской активности дошкольников – представляет актуальную проблему, требующую теоретического и практического решения.

Исследовательская активность способствует становлению субъектной позиции дошкольника в познании окружающего мира, тем самым обеспечивает готовность к школе. Следует подчеркнуть, что именно в старшем дошкольном возрасте создаются важные предпосылки для целенаправленного развития исследовательской активности детей: развивающиеся возможности мышления, становление познавательных интересов, развитие продуктивной и творческой деятельности, расширение взаимодействия старших дошкольников с окружающим миром, становление элементарного планирования и прогнозирования. [1]

Все это создает реальную основу для развития исследовательских умений старшего дошкольника и совершенствования его исследовательской активности. Среди возможных средств развития исследовательской активности дошкольников особого внимания заслуживает детское экспериментирование. Развиваясь как деятельность, направленная на познание и преобразование объектов окружающей действительности, детское экспериментирование способствует расширению кругозора, обогащению опыта самостоятельной деятельности, саморазвитию ребенка.

Предметомнашего исследования является экологическое образования детей старшего дошкольного возраста в процессе детского экспериментирования.

Теоретико-методологической основой исследования являются труды Я.А. Коменского, Н.Н. Поддъякова, С.Н. Николаевой, О.В. Киреевой, З.Ф. Аксеновой, Н.А. Рыжовой, Т.В. Волосниковой и др.

В экологическом воспитании экспериментирование можно рассматривать как метод, близкий к идеальному. Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. За использование этого метода обучения выступали такие классики педагогики, как Я.А.Коменский, И.Г.Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо, К.Д.Ушинский и многие другие. [2]

Наряду с основной образовательной программой нашего детского сада, мы используем экологическую программу С.Н. Николаевой «Юный эколог», которая, на наш взгляд, отражает основные положения и идеи современного экологического образования дошкольников.

Были проведены следующие виды работ:

- диагностика уровня сформированности экологических знаний дошкольников (диагностика на основе методики О.А. Соломенниковой);

- разработка перспективного плана с серией экспериментов с объектами неживой природы родного края;

Работа проводится в свободное от ООД время, включается в подходящие для детей режимные моменты. Запланировано 4 игровых модуля в месяц, которые проводятся в разной форме: в подгруппах, малых подгруппах, индивидуально. Один игровой модуль обязательно проводится на материале родного края.

- разработка игровых модулей по детскому экспериментированию;

- разработка серии экспериментов на материале родного края; (Здесь более подробно хотелось бы остановиться на разработке игрового модуля «Дэйбиир». Поводом проведения этого модуля стало то, что дети сами поставили проблему, когда учили якутский танец. Впервые увидев этот предмет, они не знали, что это такое, для чего он предназначен. Тогда мы провели предварительную работу по теме «Якутская лошадь», где проводились беседы, рассматривали картины. Далее разработали игровой модуль, где проводили опыты с конским волосом. Дети пришли в восторг, когда в итоге игрового модуля пришли к выводу, что конский волос имеет свойства нитки и из него можно изготовить разные изделия).

- создание организационно-педагогических условий для детского экспериментирования в групповом помещении и дома;

- организация совместных с детьми опытов и исследований;

- проведение эвристических бесед (слайд с фото). Эвристическая беседа – это один из словесных методов обучения. С точки зрения уровня и характера познавательной деятельности дошкольников, беседа относится к числу частично-поисковых методов обучения.

- сбор информации об изучаемом объекте с помощью различных методов;

- систематизация познавательных задач и проблемных ситуаций;

- отработка различных приемов развития мысли ребенка от анализа факта, рассуждений к обобщению, выводу, первым маленьким открытиям.

- взаимодействие с родителями: консультации по проектной и экспериментальной деятельности детей; параллельного взаимодействия в сферах: воспитатель — родитель;

воспитатель — ребенок — родитель.

Большое значение в развитии познавательной активности ребенка-дошкольника имеет организация работы по взаимодействию с родителями. Как вы заметили по перспективному планированию, в подготовительной группе мы объединяем два вида деятельности детей: экспериментальную и проектную. Поэтому проводим обширную работу с родителями: консультируем, проводим вечера вопросов и ответов, создали специальный стенд, где помещаются ежедневная информация о нашей деятельности с детьми и предложения, советы родителям. Например, что рекомендуется почитать, рассказать, нарисовать, как провести совместную экскурсию, организовать опыт и т.д.

Для повышения родительской компетентности были подготовлены и проведены следующие методические мероприятия для родителей:

1. Родительское собрание “Мы – будущие исследователи”;

2. Составлены рекомендации:

- как помочь маленькому почемучке;

- ребенок - маленький исследователь;

- игротека маленького исследователя;

- техника безопасности на кухне;

- маленький исследователь: как направить энергию ребенка в позитивное русло;

- игры и наблюдения, поощряющие исследование и экспериментирование.

Очень важно, чтобы дети сами ставили проблему, исследовали объекты, которые находятся в местности, где они живут. Большую роль в развитии региональной компетентности играют экскурсии. Основная часть всех экскурсий – коллективное наблюдение, в процессе которого и решаются программные задачи экскурсий. Этот метод обеспечивает чувственное активное восприятие объектов окружающей действительности. Эффективным приёмом в коллективном наблюдении являются вопросы и вопросы – задания, заставляющие детей рассматривать предмет, сравнивать, находить отличие и сходство, устанавливать связи между объектами и предметами. Например, рассматривая в музее предметы старины, дети сравнивают их с современными вещами, тем самым знакомятся с их назначением, историей.

По итогам осуществления данной работы была проведена диагностика детей по методике, названной выше. Всего в обследовании участвовало 25 детей.

Результаты диагностики в конце учебного года показали, что по всем параметрам произошел положительный сдвиг в формировании экологических знаний детей старшего дошкольного возраста.

Таким образом, прослеживается положительная динамика развития познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста, с которыми проводилась планомерная работа по экспериментальной деятельности; повышение компетентности и родителей в организации этой деятельности.

Использование наблюдений и экспериментов в работе по экологическому воспитанию дошкольников приводит к следующим результатам:

  • у детей повысился познавательный интерес к природе, повысилась потребность общения с ней;

  • заметно повысилось экологическое сознание детей; большинство из них могут оценить поведение человека в природе, высказать своё суждение;

  • в ходе наблюдений при близком общении с природой, у детей стали более развиты эстетические и этические чувства, что способствует осознанию ценности природы, эстетическому к ней отношению, духовному обогащению личности.

Ведущим личностным достижением наших воспитанников становится подлинно гуманное отношение к величайшей ценности - природе.

Литература:

1. Киреева О.В. Экспериментирование как средство развития самостоятельности детей дошкольного возраста // Современное дошкольное и начальное образование: пути развития: Материалы международной научно-практической конференции, посвященной 300-летию Санкт-Петербурга. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2003. – С. 62-66.

2. Поддьяков Н.Н. Развитие мышления умственное воспитание дошкольников. – М.: Педагогика, 1989.- 317с.

Просмотров работы: 776