УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Вартанесова А.Н. 1
1Ставропольский филиал Московский педагогический государственный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Воспитание культуры поведения – важнейшая сторона процесса становления личности, освоение человеком моральных ценностей. Оно включает в себя формирование нравственных качеств и способность жить согласно принципам, нормам и правилам морали, когда нравственные убеждения воплощаются в реальных делах и поступках. Моральное воспитание ребёнка рассматривается как процесс усвоения заданных обществом образцов поведения, в результате которого эти образцы становятся регуляторами поведения ребёнка. В воспитании культуры поведения личности выделяют несколько составляющих: моральное поведение, моральные знания и представления.

Education of culture of behavior – the most important aspect of the process of the personality formation, development of human moral values. It includes the formation of moral qualities and the ability to live according to the principles, norms and rules of morality when moral beliefs are translated into real deeds. Moral upbringing of the child is seen as a process of assimilation-defined social patterns of behavior in which these samples become the regulators of the behaviour of the child. To nurture a culture of individual behavior there are several components: moral behavior, moral knowledge and understanding.

Проблема воспитания культуры поведения детей постоянно находятся в центре внимания общества. Актуальностьэта проблема приобретает в условиях прогрессирующего изменения всех сторон жизни общества. В современных условиях, когда динамическая и порой непредсказуемая социально-политическая обстановка в стране значительно усложнила воспитательный процесс, когда подрастающие поколение, вобрав в себя все недостатки общества в его переломный период, становиться все более также непредсказуемым, проблемы культуры воспитания детей выдвигается на одно из первых мест, как основа прежде всего гуманистического воспитания в обстановке рыночных отношений, требующей не только самостоятельности, гибкости, деловитости, но и воспитание новой личности, ориентированной на общечеловеческие ценности.

Существует множество определений понятия «культура поведения». В педагогическом словаре культура поведения - соблюдение основных требований и правил человеческого общежития, умение находить правильный тон в общении с окружающими.

Вопросам воспитания культуры поведения у детей дошкольного возраста большое внимание уделяли и такие современные педагоги и психологи как: Е.А. Алябьева, Л.Р. Болотина, И.Н. Курочкина, С.Н. Николаева, С.В. Петерина, эффективность воспитания культуры поведения во многом зависит от правильной организации коллективной деятельности детей, от умелого сочетания её с методами убеждения, накопления положительного морального опыта. В своих трудах учёные подчёркивают важность воспитания культуры поведения, нравственных чувств ребёнка, развития нравственных отношений. Любая эпоха в соответствии со специфическими для неё задачами социально-экономического и культурного развития, диктует необходимость формирования культуры поведения.

Поэтому проблема воспитания культуры поведения в детском саду на современном этапе жизни общества приобретает особую актуальность и значимость.

Нормы поведения определяют, что в действиях члена общества общепринято и допустимо, а что нет. Единые и общепринятые правила обеспечивают высокий уровень взаимоотношений и общения в обществе.

Проблема воспитания культуры поведения у старших дошкольников актуальна, так как культура человеческих отношений, людей между собой играют важную роль в жизни. Если ребёнок научится общаться культурно с близкими, знакомыми, он будет так же вести себя и совершенно с незнакомыми людьми. Прививая ребёнку навыки культурного поведения, мы вносим вклад в развитие общества.

Изучение условия сформированности воспитания культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения. Выявило противоречия между насущной потребностью дошкольного учреждения и условиям сформированности культуры поведения. В настоящее время в теории и практики осознается необходимость изучения культуры поведения детей.

Согласно исследованиям Н.В. Виноградовой, Л.Ф. Островской, формировать у детей навыки культурного поведения, воспитывать сознательное, активное отношение к порученному делу, товарищество, нужно начинать с дошкольного возраста. В детском саду для этого немало возможностей. В процессе повседневного общения со сверстниками дети учатся жить в коллективе, овладевают на практике моральными нормами поведения, которые помогают регулировать отношения с окружающими. Работая с детьми, воспитатели уделяют большое внимание формированию их поведения на занятиях, но и недостаточно оценивают возможности повседневной бытовой деятельности, зачастую проходя мимо тех педагогических ценностей, которые таит в себе повседневная жизнь дошкольного учреждения, мало и несистематично используют художественную литературу в качестве средства воспитания культуры поведения. Исследования В.И. Логиновой, М.А. Саморуковой, показывают, что одним из наиболее эффективных средств воспитания культуры поведения детей старшего дошкольного возраста является художественная литература. Художественная литература воздействует на чувства и разум ребёнка, развивает его восприимчивость, эмоциональность, сознание и самосознание, формирует мировоззрение.

В настоящее время является проблемой воспитание культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения.

В настоящее время подробно изучают особенности и технологии формирования культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста.

Возьмем в основу предположении о том, что процесс формирования культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста будет более эффективной если:

- выявить наиболее эффективные средства и механизмы педагогического воздействия на детей.

- воспитание культуры поведения будет осуществляться систематически целостно, в личностно-ориентированном подходе.

- если реализовывать в воспитательной работе современные технологии культуры поведения детей старшего дошкольного возраста.

Работа по культурному воспитанию дошкольников должна носить системный характер. Процесс культурного воспитания для педагога должен стать системой целенаправленного решения педагогических задач, а для ребёнка – возникающей по ходу жизни естественной ситуацией деятельности и общения. Поэтому эффективным приёмом воспитательной работы с дошкольниками является создание воспитательной ситуации. В результате использования воспитательных ситуаций у детей должны появиться моральные переживания, и соответствующие изменения в поведении.

Организация жизни детей в детском саду содержит значительный резерв культурного воспитания. Все это открывает широкие возможности для руководства культурного развития личности дошкольника и определяет важное направление методической работы. Оно основано на том, что методы воспитания можно разделить на две группы на основании того, кто является их носителем. Первую группу составляют методики, которые могут применяться только воспитателем. Во вторую группу входят методики, которые могут использоваться и самими детьми в отношении друг друга. Они создаются воспитателем, а затем как бы передаются детям.

Формирование культуры у детей происходит под воздействием объективных условий жизни, обучения и воспитания, в процессе различной деятельности, усвоения общечеловеческой культуры и будет эффективно осуществляться, как целостный педагогический процесс, соответствующей нормам общечеловеческой морали, организации всей жизни ребёнка с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей. Поэтому учебно-воспитательная работа должна включать в себя нравственные идеи и осуществляться в разнообразных и эффективных формах, содержательно и при должной эмоциональной насыщенности.

Богатство идейно-нравственного содержания учебно-игровых занятий, разнообразие видов деятельности вне занятий, уклад жизни в семье – важнейшие источники формирования культуры детей.

Проанализировав теоретическую часть по данной проблеме, мы пришли к выводу, что для успешного формирования культуры поведения необходимо:

- полное понимание сущности культурного воспитания как психолого-педагогического процесса;

- знание «механизмов» формирования культуры;

- умение планировать работу по формированию культуры поведения, уметь разрабатывать и применять на практике пути и средства культурного воспитания;

Решающее значение для культурного воспитания имеет положительный нравственный опыт, особенное значение для накопления которого имеет общение и совместная деятельность детей. Но опыт лишь тогда приведёт к цели, когда поведение будет осуществляться по высоким мотивам.

Нравственные отношения, представления, поступки, которые формируются на занятиях, закрепляются или несколько видоизменяются в свободное время. Это может быть коллективная игра или совместный труд. Но все разрозненные, порой противоречивые факты, полученные из разных источников, должны быть объединены в сознании ребёнка и стать основой для формирования нравственных представлений. Решение этой задачи происходит в процессе различных упражнений, бесед, игр, занятий на по теме. В конце обычно выводится правило, соблюдение которого нужно требовать от всех ребят.

Сложность процесса формирования личности состоит в том, что воспитательные воздействия перерабатываются ребёнком с учётом имеющегося у него опыта, его психических особенностей. При одинаковых воспитательных воздействиях развитие личности может протекать по- разному.

На формирующий этапе были проведены работы с детьми у которых культура поведения была на низком уровне. В ходе работы мы проводили коррекционную работу. На заключительном этапе провели диагностики сформированности культуры поведения и пронаблюдали повышение знаний у детей.

Список использованной литературы

1. Алябьева Е.А. Воспитание культуры поведения у детей 5 - 7 лет. М.: ТЦ Сфера, 2009. 128 с.

2. Бархатова В.В. Воспитание культуры поведения// Дошкольное воспитание. 1991. №11. С. 41 - 44.

3. Басова Н.В. Педагогика и практическая психология. Ростов н/Д.: Феникс, 2009. 388 с.

4. Болотина Л.Р., Комарова Т.С., Баранов С.П. Дошкольная педагогика. М: Академия, 1997. 284 с.

5. Буре Р.С., М.В. Воробьева и др. Дружные ребята. Воспитание гуманных чувств и отношений у дошкольников. М.: Просвещение, 2006. 142 с.

6. Воронин А.С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике. Екатеринбург: ЕГУ, 2006. 135 с.

7. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников // Буре Р.С., Година Г.Н., Шатова А.Д. и др.; Под ред. Виноградовой А.М. М.: Просвещение, 1999. С. 37 - 40.

Просмотров работы: 667