Проблема приобщения к социальному миру всегда была и ныне остаётся одной из ведущих в процессе формирования личности ребёнка.
Основной текст.
Социальное развитие - это процесс, во время которого ребенок начинает усваивать ценности, традиции своего народа, культуру общества, в котором ему предстоит жить. Социализация продолжается в течение всей жизни, но дошкольный период особенно значим для вхождения ребенка в мир широких социальных отношений.
У ребенка социальный опыт приобретается в общении с окружающим миром. Общение предполагает взаимопонимание людей. В каждой группе детского сада слаживается сложная картина детских отношений. Дошкольники дружат, ссорятся, обижаются, мирятся, ревнуют, помогают друг другу, а иногда делают мелкие «пакости». Все эти ситуацииочень остро переживаются детьми. Недостаточное взаимопонимание становится причиной острых конфликтов. Этим объясняются и столь частые ссоры, споры и даже драки между детьми.
Социальное развитие дошкольников характеризуется уровнем усвоения нравственных норм и руководства ими в отношениях человека с окружающим миром, в его поведении, действиях и поступках в процессе обучения и воспитания (Т.И. Шамова, П.И. Третьяков, Н.П. Капустин.)
Сознательное поведение в различных ситуациях (если оно не противоречит культурным нормам), а также социальная компетентность (потребность добиваться соблюдения этих норм другими) является показателем социального развития.
Задачи педагогов:
Оказывать педагогическую поддержку детям, имеющим проблемы в обучении, трудности в общении, адаптации;
Развивать социальную компетентность дошкольников (познавательные, общекультурные, коммуникативные, личностные компетенции, необходимые для вхождения в общество);
Учитывать индивидуальные и половые различия;
Способствовать созданию благоприятного микроклимата в группе; уметь управлять поведением детей;
Уметь проводить диагностику социального развития детей дошкольного возраста;
Повышать правовую грамотность воспитанников; включать в социально- значимую деятельность.
Изучать семьи и оказывать консультативную помощь родителям, повышать их педагогическую компетентность в вопросах воспитания и решении социально-педагогических проблем ребенка.
Также необходимо выделить основную цель педагогов: воспитание активной творческой личности, способной к самореализации, умеющей устанавливать гармоничные отношения с другими людьми, а также с самим собой (познание самого себя).
Основные этапы социального развития:
- младенчество - постижение азовобщения, жесты, мимика, звуки;
- от 6 месяцев до 2 лет - ситуативное, практическоевзаимодействие с ближайшимокружением;
- 3 года - начало общения сосверстниками;
- от 4 до 5 лет – Общениеэмоциональноокрашенное, направленное на познание;
- от 6 до 7 лет – личностноеобщение, формированиеиндивидуальности
Методика.
Пути и методы:
- специально-организованное воздействие;
- спонтанное развитие;
- игровая деятельность (коммуникативная деятельность-исследовательская деятельность-предметная деятельность).
Детская игра- вид деятельности, заключающийся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними, направленный на ориентировку и познание предметной деятельности, одно из мощных средств физического, психического, умственного и нравственного воспитания детей.Фактически ребенку разрешается проявлять собственную инициативу только в игре. Во всех остальных случаях он должен подчиняться требованиям взрослых.Играя, малыш перенимает необходимые модели поведения.
Тем не менее, дошкольникам кроме игры важны беседы, упражнения, чтение, учеба, наблюдение и обсуждение.
Факторы влияния на социальноеразвитие:
- частота контактов с ребенком;
- эмоциональнаянасыщенность контактов;
- информативность.
Таблица 1.
Возрастные нормы поведениядетей |
|||
3 года |
4 года |
5 лет |
6 лет |
•нуждается в поддержке своейинициативы в играх и действиях посвоим правилам •различными способами привлекает к себе вниманиеокружающий •удачнее складываются одиночныеигры с предметами и игрушками, чемгрупповые •взаимодействия со сверстникамискладываются удачно при участии взрослого или коррекции с его стороны •нуждается в оценке своих действийвзрослыми (особенно положительной)•может достаточно понятно выражатьсвои мысли и заявлять о своих потребностях. •часто не хочет проявлять заботу одругих, открыто протестует противподобных предложений |
•в своих занятиях предпочитаетсверстников взрослым. • отдает предпочтение коллективным играм •нуждается во вниманиисверстников и в признании ими своих успехов • инициативен, любознателен, судовольствием и безболезненноучаствует в поиске выхода иззатруднительных положений.•тяжело и неадекватно переноситотверженность сверстниками•может проявлять заботуомладшем или животном •может соблюдать правила очередности •может проявлять сострадание изаботу о близких |
•соблюдает распорядок дня и с удовольствием егоподдерживает •разоблачает любое отступлениеот принятого порядка в поведении взрослых. Но судовольствием выслушиваетобъяснения и допускаетвнесение изменений, если егопривлекают к обсуждению •с удовольствием ябедничает •интересуется оценкой своего труда со стороны сверстников ивзрослых •удерживает принятую на себяроль до окончания игры •проявляет сострадание и заботуо близких |
•испытывает потребность всотрудничестве и умеетподчинять свои интересы правилам игры•предпочитает постоянныхпартнеров для совместных игр.Предпочтения могут перейти вдружбу •активно интересуетсяотношением к себе окружающих•может солгать • с большим удовольствиемябедничает•непоседлив, но может подчинитьсвою активность не оченьотдаленным целям •может занять младшегоинтересным для него занятием |
Таким образом, краткий обзор основных проблем социального развития дошкольников позволяет сделать следующие выводы:
- социальное развитие представляет собой сложныйпроцесс, в результате которого осуществляется приобщение человека к окружающему миру;
- социальное развитие детей дошкольного возраста осуществляется в актуальной деятельности по освоению предметного мира и мира отношений между людьми.
- поведение вырывается из власти конкретной ситуации и начинает определяться субъективным намерением, что делает поведение произвольным. В этом смысле развитие произвольности на протяжении детского возраста связано, с точки зрения К. Левина, с умением формулировать намерения и следовать им.
Ссылки на источники:
Авдеева Н.Н., Силвестру А.И., Смирнова Е.О. Развитие представлений о самом себе у ребенка от рождения до 7 лет // Воспитание, обучение и психологическое развитие. - М., 1977.
Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Диагностика и коррекция психологического развития дошкольника. - Минск, 1997.
Корепанова М. В., Харлампова Е. В. Познаю себя. Методические рекомендации к программе социально-личностного развития детей дошкольного возраста. – М.: Баласс, Изд. Дом РАО, 2004. – 160 с.