ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И СЕМЬИ В ВОСПИТАНИИ РЕБЕНКА - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И СЕМЬИ В ВОСПИТАНИИ РЕБЕНКА

Пономарева Ю.Г. 1
1Ставропольский филиал Московский педагогический государственный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Важная задача дошкольного образовательного учреждения состоит в том, чтобы обеспечить семью педагогическими знаниями и умениями, которые бы усваивались непосредственно в организованной теоретической и практической деятельности. Если правильно организовать педагогическое взаимодействие, то участие родителей в воспитании не только своего ребенка, но и всей группы в целом станет активнее.

Изменение целей взаимодействия приводит к перестройке содержания, форм и методов учебной работы воспитателей с родителями, при этом значительное место в системе воспитательной работы с родителями дошкольников отводится психолого-педагогическому просвещению. В организации сотрудничества с семьей современные дошкольные образовательные учреждения применяют самые разные формы: конференция, практикумы, педагогические дискуссии, индивидуальные консультации, посещение семьи, родительские лектории и так далее.

Проблема взаимодействия ДОУ и семьи всегда содержала много сложных аспектов. И у воспитателей, и у родителей в нашем обществе сформированы неправильные установки на сам процесс взаимодействия. По сложившейся традиции считалось, что воспитатель обязан руководить, управлять семейным воспитанием, предъявлять требования к ребенку и его родителям от имени общества. Сами же родители часто совершенно равнодушно относились к традиционной пихолого-педагогической пропаганде и редко доверяли воспитателю свои проблемы, считая, что все равно он вряд ли их поймет. Таким образом, формировалась позиция конфронтации: кто кому должен, кто кому обязан, кто прав, а кто виноват.

Современная действительность ставит воспитателя ДОУ перед необходимостью пересмотра привычных установок. Воспитатели и родители должны рассматриваться как партнеры в воспитании ребенка, сотрудничество должно вести к повышению воспитательных возможностей семьи.

Изучением процесса взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи, воспитателя и родителей и его особенностей в прошлом занимались Н. К. Крупская, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский; а на современном этапе – В. С Васильев, Г. К. Веденеева, В. А. Караковский, И. С. Клемантович, Н. С. Лейтес, Е. Н. Степанов, Г. Ф. Суворова, Л. М. Фридман и другие.

Сущности и специфике социальной работы, в частности, взаимодействию ДОУ и семьи, посвящены фундаментальные работы В. Г. Бочаровой, Б. З. Вульфова, Л. К. Гребенкиной, И. В. Гребенникова, В. н. Гурова, Н. В. Жокиной, Л. И. Маленковой, В. А. Сластенина.

Однако не все аспекты данной проблемы рассмотрены в психолого-педагогической науке и успешно решаются в педагогической действительности.

С этим связана проблема нашего исследования – определение оптимальных форм взаимодействия важнейших институтов воспитания, семьи и ДОУ, ведущих к повышению воспитательного потенциала семьи.

Цель исследования – описание современных педагогических технологий сотрудничества дошкольного образовательного учреждения и семьи, используемых в воспитании личности дошкольника.

Объектом исследования является процесс взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи в воспитании ребенка.

Предмет исследования – формы сотрудничества дошкольного образовательного учреждения и семьи, направленные на повышение педагогической культуры родителей дошкольников.

Гипотеза исследования: сотрудничество ДОУ и семьи в воспитании ребенка будет успешным, если:

глубоко и всесторонне изучены условия воспитания детей в семье;

ДОУ использует в работе с родителями учащихся различные формы совместной деятельности, как групповые, так и индивидуальные;

совместная деятельность воспитателей и родителей осуществляется на принципах сотрудничества и взаимопомощи.

Задачи исследования:

Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования;

Разработать и экспериментально проверить условия, обеспечивающие эффективность сотрудничества ДОУ и семьи;

Разработать методические рекомендации по осуществлению взаимодействия ДОУ и семьи.

В основу организации настоящего исследования был положен ряд проблемных вопросов и исследовательских задач, определивших теоретическую, эмпирическую и диагностическую базы исследования; этапы и логику исследования; поисковые направления исследования; содержание и технологическое обеспечение процедур исследования.

Основной круг задач касался исследования следующих вопросов:

В теоретической области:

теоретический анализ современных технологий работы ДОУ с семьей и их эффективного использования в практике.

В диагностической области:

методы изучения семьи и семейного воспитания.

В практико-формирующей области:

исследование эффективности влияния современных педагогических технологий сотрудничества ДОУ с семьей на развитие личности ребенка дошкольного возраста.

Соответственно выше обозначенным задачам исследования было проведено несколько этапов экспериментальной работы:

подготовительный этап;

констатирующий этап;

формирующий этап;

контрольный этап;

заключительный этап.

На первом, подготовительном этапе было осуществлено исследование поискового характера. Целью данного этапа являлось теоретическое осмысление и определение значимости сотрудничества ДОУ и семьи. Нам необходимо было увидеть, какие теоретические положения превалируют в науке по данной проблеме.

С этой целью изучалась соответствующая социологическая и психолого-педагогическая литература.

Изучение и анализ литературы позволили выявить состояние и степень изученности данной проблемы на современном этапе. Исследование подтвердило предположение о недостаточной разработанности в науке и практике сотрудничества ДОУ и семьи. Этап завершился разработкой методологического аппарата исследования, разработкой пакета методик.

Целью констатирующего этапа исследования явилось выявление уровней эффективности влияния семьи на формирование личности ребенка. Для определения возможных уровней были выработаны следующие критерии:

- типовое состояние семьи;

- гиперопека или отсутствие родительской опеки;

- отсутствие демократичности в отношениях с ребенком или демократичность;

- участие родителей в совместной деятельности с детьми.

В соответствии с указанными критериями, семьи дошкольников были всесторонне изучены.

Для изучения типового состояния семьи нами использовался опросник Р. В. Овчаровой Типовое состояние семьи, измерение родительских установок и реакций (Pary), анкета для родителей.

На констатирующем этапе эксперимента при изучении семьи и особенностей семейного воспитания были получены следующие результаты, которые были представлены в таблицах.

Таблица 1.

Психологическое состояние семьи (%)

Эмоциональный комфорт

Тревожность

Эмоционально-психологический дискомфорт

37

55,6

7,4

Таблица 2.

Гиперопека или отсутствие родительской опеки (%)

Гиперопека

Средний уровень опеки

Отсутствие родительской опеки

43

52,8

4,2

Таблица 3.

Демократичность или отсутствие демократичности в отношениях с ребенком (%)

Демократичность

Демократичность проявляется не всегда

Отсутствие демократичности

47,6

34,4

18

Таблица 4.

Степень участия родителей в совместной деятельности с детьми (%)

Часто

Иногда

Не приходилось

70,2

29,8

-

В результате диагностирования семьи и семейного воспитания мы установили, что в 51.9% семей положительная психологическая атмосфера, эмоциональный комфорт, родители уважают индивидуальность ребенка, проявляют демократичность в отношениях с ним, с удовольствием участвуют в совместной деятельности, то есть семьи имеют высокий уровень влияния на формирование личности ребенка.

В 40,7% семей средний уровень, то есть в семьях эмоциональная тревожность, родители лишают ребенка самостоятельности, чрезмерно опекая его, не всегда проявляют демократичность в отношениях с ним. В 7,4% семей низкий уровень влияния на формирование личности ребенка, то есть в семье наблюдается эмоционально-психологический дискомфорт, родители недостаточно опекают ребенка, в отношениях отчетливо просматривается авторитаризм.

На контрольном этапе эксперимента были получены следующие результаты.

Таблица 5. Психологическое состояние семьи (%)

Эмоциональный комфорт

Тревожность

Эмоционально-психологический дискомфорт

39,3

53,9

6,8

Таблица 6. Гиперопека или отсутствие родительской опеки (%)

Гиперопека

Средний уровень опеки

Отсутствие родительской опеки

41,7

55,3

3

Таблица 7. Демократичность или отсутствие демократичности в отношениях с ребенком (%)

Демократичность

Демократичность проявляется не всегда

Отсутствие демократичности

54

32,8

13,2

Таблица 8. Степень участия родителей в совместной деятельности с детьми (%)

Часто

Иногда

Не приходилось

78,7

21,3

-

В результате мы выявили следующие уровни влияния семьи на формирование личности:

Высокий уровень – 56,8%

Средний уровень – 37,4%

Низкий уровень – 5,8%

Таким образом, мы видим, что увеличилось количество семей, где преобладает эмоциональный комфорт, родители уважают индивидуальность ребенка, правильно организуют его жизнь, больше времени стремятся проводить вместе с ребенком, одобряют его интересы и планы.

Гистограмма роста уровня эффективности влияния семьи на формирование личности.

 

уровни

 

Следовательно, мы пришли к выводу, что согласованные действия дошкольного образовательного учреждения и семьи, постепенное взаимопроникновение этих отношений способствовали органическому сочетанию семейного и общественного воспитания, что в конечном итоге благополучно отразилось как на самой семье, так и на воспитании детей. Эти изменения произошли вследствие обогащения знаний родителей по проблеме исследования, повышения уровня педагогической культуры.

Изучение психолого-педагогических исследований показало, что работа педагогических коллективов ДОУ с родителями осуществляется в двух направлениях: с коллективом родителей и индивидуально. В практике сложились наиболее рациональные ее формы: собрания, коллективные и индивидуальные консультации, беседы, лекции, конференции, посещение семей дошкольников. Обновление форм родительского просвещения происходит в сторону их практической направленности. Как правило, это деловая игра, собрание – диспут, встреча за круглым столом.

Однако, главная сущностная характеристика всех форм работы – восстановление взаимопонимания в семье, повышение педагогической культуры родителей, совершенствование воспитательного потенциала семьи. А для этого необходимо улучшить качество подготовки воспитателя к сотрудничеству с семьей.

Важно отметить значительную роль педагога в сотрудничестве с неблагополучными семьями.

В современных условиях перед воспитателем встали серьезные задачи: социально-экономическая, правовая, психолого-педагогическая поддержка семей; забота о детях, лишенных родительских прав, разработка и реализация программ помощи неполным, многодетным и проблемным семьям.

Таким образом, дошкольное образовательное учреждение и семья должны строить свои взаимоотношения на позициях сотрудничества, партнерства, взаимоуважения и взаимопомощи. И тогда, действительно, можно будет сказать, что конечной целью сотрудничества ДОУ и семьи является благо самого ребенка.

Азаров Ю. П. Семейная педагогика. – М., 2013

Алексеева А. С. Особенности неблагополучных семей и возможности ДОУ в работе с ними // Вопросы профилактики правонарушений. – М., 1985

Гребенников И. В. О системе повышения педагогической культуры родителей. – М., 1982.

Караковский В. А. Воспитательная система ДОУ: Педагогические идеи и опыт информирования. – м.. 1991

Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. – М., Народное образование, 2008

Просмотров работы: 465