СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЕТСКОГО САДА С СЕЛЬСКИМ СОЦИУМОМ В ЦЕЛЯХ ФОРМИРОВАНИЯ «ОБРАЗА Я» У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЕТСКОГО САДА С СЕЛЬСКИМ СОЦИУМОМ В ЦЕЛЯХ ФОРМИРОВАНИЯ «ОБРАЗА Я» У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Капитонова М.С. 1, Максимова Л.И. 1
1Педагогический институт, СВФУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Современная дошкольная образовательная организация не может успешно реализовывать социальных заказ общества, развивать общественно-значимую деятельность без широкого взаимодействия с социумом. Современный детский сад выступает в роли активного помощника семье в обеспечении единого образовательного пространства «детский сад - семья - социум», способствующего успешной социализации детей, развитию индивидуальных возможностей каждого ребенка.

В исследованиях А.А. Григорьевой, В.И. Сметаниной социализация ребенка рассматривается как целенаправленный процесс создания и реализации оптимальных условий для духовно-нравственной адаптации индивида к традициям социума, формирование у ребенка потребности в саморазвитии, осуществляемом во взаимодействии педагога детских садов и родителей [1, с.57].

Проблема взаимодействия детского сада с социумом рассматривается в дошкольной педагогике как часть активного целенаправленного процесса в создании социально-педагогических условий для целостного развития личности ребенка, которая предполагает решение задач, связанных со становлением его отношения к Родине, обществу, людям, труду. Одним из результатов данного направления работы – формирование у детей образа «Я».

Образу «Я» отводится ведущая роль в развитии личности старшего дошкольника, как показателя его самосознания. Адекватный образ «Я» является регулирующим звеном социальной активности ребенка, его отношения к людям и самому себе. Умение адекватно оценивать себя закладываются в процессе взаимодействия с различными представителями социума. Как пишет в своей работе Л.В. Николаева, выделяя принцип общинного характера обучения и воспитания, что дети - это забота не только семьи, но и рода, общины, региона в целом [2, с.33].

По нашему мнению, именно во взаимодействии с социумом старший дошкольник приобретает социальный опыт, т.е. процесс, результатом которого является включение социального в структуру личности – формируется образ «Я». Этот процесс будет успешным, если: включить детей в мероприятия по взаимодействию детского сада, семьи социума; повысить педагогическую культуру родителей детей; привлечь детей к традициям сотрудничества ДОО и социума.

Для подтверждения этого предположения на базе МБДОУ ЦРР детский сад №1 «Родничок» с. Бердигестях Горного улуса Республики Саха (Якутия) мы провели опытно-экспериментальное исследование.

На констатирующем этапе были использованы методики «Лесенка» В.Г. Щур и «Изучение самооценки детей в разных видах деятельности» Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной. По итогам диагностики выявлено, что адекватный образ «Я» сформирован только у 41,6% обследованных детей. Качественная его характеристика позволила определить, что старшие дошкольники по-разному осознают свои мотивы и предпочтения и связывают их с совместной деятельностью со взрослым. Анализ показателей позволил нам определить, что у детей с отсутствием объективных представлений о себе, нет умения адекватно оценивать свои возможности, отсутствует самокритичность, что сочетается с высокой требовательностью к окружающим людям.

Целью формирующей работы являлось организация сотрудничества ДОО, семьи и социума для создания оптимальных организационно-педагогических условий формирования адекватного образа «Я» ребенка старшего дошкольного возраста.

Данная работа осуществлялась в условиях взаимодействия ДОО, семьи и сельского социума. Совместная деятельность детей и взрослых в с. Бердигестях представляет собой естественный процесс объективной реальности, реализации форм и способ народного воспитания. При разработке психолого-педагогических условий организации взаимодействия ДОО с сельским социумом мы учитывали, что социально-педагогическое влияние на формирование личности ребенка неразрывно связано с природно-климатическими, социально-экономическими, социокультурными, демографическими, образовательными и др. средовыми факторами. В ходе выявления и анализа социально-культурной ситуации развития детей старшего дошкольного возраста, мы определили воспитательный потенциал субъектов образовательного процесса, социально-культурного пространства села.

Исходя из выработанных нами подходов, содержание работы по организации взаимодействия ДОО и социума включало в себя следующие задачи: формирование представлений ребенка о себе как уникальной, самоценной, неповторимой личности; обогащение знаний об окружающем мире в соответствии с представлениями о своей социуме (особенности культуры, быта, уклада, жизни в поселке и т.п.).

Основные направления содержания совместной работы стимулировало активную включенность и заинтересованность в реализации нашего образовательного проекта педагогов школы, коллектива сельской библиотеки, специалистов сельского радиовещания «Дабаан» («Восхождение»), методистов Центра досуга и др. Успешно реализуются в рамках намеченных задач, ставшие традиционными культурно-досуговые, просветительные, социально-ориентированные формы работы при активном, деятельностном участии педагогов, детей, их родителей совместно с общественностью: конкурс «Байанай ыллыга» («Тропой охотника»); День почетных людей села; День открытых дверей; конкурс «Г. Данилов аа5ыылара»; конкурс чтецов (стихи, чабыр5ах (чистоговорки) и другие формы взаимодействия с библиотекой села; конкурс «Родничок»; «Прощай, детский сад»; совместный концерт работников МБДОУ и родителей; чествование юбиляров; акция «Аhымал» («Благотворительность»); конференция для отцов и др.

Эффективность экспериментальной работы по формированию образа «Я» у детей старшего дошкольного возраста в условиях взаимодействия ДОО с сельским социумом была проверена на контрольном этапе. Данные показали, что общий уровень сформированности образа «Я» у детей приблизился к адекватному: завышенный уровень – 8%, адекватный уровень – 92%, заниженный – 0%.

Таким образом, адекватно сформированный образ «Я» выступает для старшего дошкольника не просто как знание самого себя, не как сумма отдельных характеристик, но как определенное отношение к себе, предполагает осознание личности в качестве устойчивого субъекта. Все это позволяет ребенку правильно оценить себя, реально рассматривать свои силы, усваивать социальные нормы и культурные ценности через активную собственную деятельность, принимая либо отвергая влияния социальной среды.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Григорьева, А.А. Социализация личности ребенка на основе взаимодействия семьи и детского сада / А.А. Григорьева, В.И. Сметанина.– М. : Академия, 2003. – 160 с.

2. Николаева, Л.В. Формирование этнопедагогической компетентности педагогов до­школьного образования в вузе /Л.В. Николаева. – Якутск : Изд. дом СВФУ, 2013. - 164 с.

Просмотров работы: 261